Резолютивная часть решения оглашена 20 февраля 2023 года.
Полный текст решения изготовлен 22 февраля 2023 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области по контролю соблюдения законодательства о закупках, торгах, порядке заключения договоров, порядке осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: Ларин И.И. - заместитель руководителя - начальник отдела контроля закупок Иркутского УФАС России,
члены Комиссии: Светлакова А.А. - заместитель начальника отдела контроля закупок Иркутского УФАС России; Дорожкова И. Э. - ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок Иркутского УФАС России;
при участии представителя Администрации муниципального образования "Катангский район" (далее - Заказчик) - Червонной Л.Н. (доверенность N6 от 16 января 2023 г.),
при участии представителей Общества с ограниченной ответственностью "БурВод-Трейд" (далее - ООО "БурВод-Трейд", Общество) - "_" (решение N7 от 16 мая 2022 г.), "_" (доверенность N13/06122022 от 06 декабря 2022 г.);
рассмотрев обращение заказчика о включении сведений в отношении Общества в реестр недобросовестных поставщиков, и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии со ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ), Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства РФ N 1078),
УСТАНОВИЛА:
в Иркутское УФАС России 15 февраля 2023 года поступило обращение Заказчика о включении информации в отношении ООО "БурВод-Трейд" в Реестр.
В своем обращении Заказчик указывает, что ООО "БурВод-Трейд" допущены существенные нарушения условий по государственному контракту от 05 декабря 2022 года N 34 на выполнение работ по расчистке автозимников: 25 216 ОП МР 09 от границы с. Ербогачен до границы с. Хамакар, 25 216 ОП МР 10 от границы с. Ербогачен до границы с. Наканно, 25 2016 ОП МР от границы с. Ербогачен до границы с. Тетея, в связи с чем Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта и направлено рассматриваемое обращение о включении информации о Подрядчике в Реестр.
ООО "БурВод-Трейд" представлены письменные пояснения об обстоятельствах, послуживших основанием для принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, запрашиваемые в уведомлении N 038/146/23 от 15 февраля 2023 года.
Порядок рассмотрения обращения о включении сведений в отношении поставщика (подрядчика, исполнителя) установлен статьей 104 Федерального закона N 44-ФЗ, а также Постановлением Правительства РФ N 1078.
Часть 1 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ определяет, что ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
Приказом Федеральной антимонопольной службы от 27.08.2007 г. N 267 "О ведении реестра недобросовестных поставщиков, включении и исключении сведений из реестра недобросовестных поставщиков, проведении проверок фактов уклонения участника размещения заказа от заключения государственного или муниципального контракта, осуществлении внеплановых проверок при рассмотрении сведений о недобросовестных поставщиках" на территориальные органы ФАС России возложены функции по рассмотрению сведений о недобросовестных поставщиках и проведению проверок фактов уклонения от заключения государственного или муниципального контракта на территории осуществления деятельности территориальных органов ФАС России.
Пункт 13 Постановления Правительства РФ N 1078 определяет, что орган контроля осуществляет позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона, при этом.
В соответствии с частью 7 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ в течение пяти рабочих дней с даты поступления документов и информации, указанных в частях 4 - 6 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в указанных документах и информации фактов
Согласно части 2 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ информация о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов, включается в Реестр.
В ходе проведения проверки в рамках рассматриваемого обращения Комиссией установлено, что 14 ноября 2022 года в Единой информационной системе (далее - ЕИС) Заказчиком размещен документ "Извещение о проведении электронного аукциона от 14.11.2022 N0834300037422000016".
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 17 593 625 руб. 79 коп.
23 ноября 2022 года Заказчиком в ЕИС размещен протокол подведения итогов электронного аукциона 23.11.2022 NИЭА1, согласно которому на участие в данной закупке поступило 2 заявки, признанные соответствующими требованиям документации об электронном аукционе.
Протоколом подведения итогов электронного аукциона от 23.11.2022 NИЭА1 заявка ООО "БурВод-Трейд" признана победителем электронного аукциона.
05 декабря 2022 г. между заказчиком и Обществом заключен Контракт.
В соответствии с пунктом 1.1 Контракта: "Подрядчик обязуется по заданию Заказчика выполнить работы по расчистке автозимников: 25 216 ОП МР 09 от границы с. Ербогачен до границы с. Хамакар, 25 216 ОП МР 10 от границы с. Ербогачен до границы с. Наканно, 25 2016 ОП МР от границы с. Ербогачен до границы с. Тетея (далее - Работы) в объеме, установленном в Техническом задании (Приложение 1 к Контракту), а Заказчик обязуется принять и оплатить выполненные Работы в порядке и на условиях, предусмотренных Контрактом."
Согласно пункту 5.1 Контракта: "Срок выполнения Работ Подрядчиком по Контракту в полном объеме: по расчистке автозимников: 25 216 ОП МР 09 от границы с. Ербогачен до границы с. Хамакар, 25 216 ОП МР 10 от границы с. Ербогачен до границы с. Наканно, 25 2016 ОП МР от границы с. Ербогачен до границы с. Тетея с даты заключения контракта до 25 марта 2023 года, произвести пять расчисток автозимника при получении заявки Заказчика.".
Из пояснений Заказчика установлено, что заявка N1 на выполнение работ по контракту была направлена в адрес ООО "БурВод-Трейд" 07 декабря 2022 г.
Согласно данной заявке ООО "БурВод-Трейд" необходимо в течение 5 дней приступить к исполнению обязанностей по Контракту.
Из пояснений Общества установлено, что в адрес Заказчика было направлено письмо (исх. N3240 от 14 декабря 2022 г.), в котором содержится информация о том, что по состоянию на 14 декабря 2022 г. закрыто движение по федеральной дороге Вилюй до отворота на областную дорогу Вилюй - Ербогачен, в связи с чем, отсутствует возможность приступить к исполнению обязательств по Контракту.
В ходе рассмотрения обращения Комиссией установлено, что 19 декабря 2022 г. на официальном сайте ОГКУ "Дирекция автодорог" размещена информация об открытии движения по автомобильной зимней дороге от примыкания к федеральной дороге "Вилюй" до села Ербогачен.
Вместе с тем, ООО "БурВод-Трейд" после открытия автомобильной зимней дороги приступила к исполнению обязательств по Контракту только в январе 2023 г.
11 и 17 января 2023 г. Заказчиком осуществлена выездная проверка на объект.
Согласно актам обследования от 11 и 17 января 2023 г. работы по расчистке автозимника 25 216 ОП МР 09 от границы с. Ербогачен до границы с. Хамакар - выполнены, 25 216 ОП МР 10 от границы с. Ербогачен до границы с. Наканно - не выполнены, 25 2016 ОП МР от границы с. Ербогачен до границы с. Тетея - не выполнены.
Пунктом 9.4 Контракта предусмотрено: "Контракт может быть расторгнут: по соглашению Сторон, в случае одностороннего отказа Стороны от исполнения Контракта, по решению суда.".
В силу части 8 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно части 9 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Частью 12.1 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ установлено, что в случае принятия заказчиком предусмотренного настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта размещено заказчиком в Единой информационной системе 17 января 2023 года.
Согласно части 14 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи.
Из представленных документов Комиссией установлено, что Заказчиком 30 января 2023 г. размещено извещение об отмене решения об одностороннем отказе N107 в Единой информационной системе.
31 января 2023 г. Заказчиком осуществлена выездная проверка на объект.
Согласно акту обследования от 31 января 2023 г. работы по расчистке автозимника 25 216 ОП МР 09 от границы с. Ербогачен до границы с. Хамакар, 25 216 ОП МР 10 от границы с. Ербогачен до границы с. Наканно, 25 2016 ОП МР от границы с. Ербогачен до границы с. Тетея согласно Заявке N1 не выполнены.
В связи с этим, Заказчиком повторно в Единой информационной системе 01 февраля 2023 г. размещено Решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Согласно части 13 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Таким образом, с учетом положений части 13 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу 13 февраля 2023 года.
В соответствии с ч. 2 ст. 104 Федерального закона N 44-ФЗ в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Согласно нормам законодательства о контрактной системе по результатам рассмотрения представленных информации и документов, и проведения проверки выносится решение. В случае подтверждения достоверности указанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр. В ином случае уполномоченный орган выносит решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр (ч. 7 ст. 104 Федерального закона N 44-ФЗ, пп. "б" п. 13 Постановления Правительствам РФ N 1078).
Как следует из определений Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 сентября 2012 года N ВАС-11617/12 и от 12 июля 2013 года N ВАС-8371/13, реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного заказа обязательств. Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица.
Данная мера связана с возложением на нарушителя негативных последствий - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном поставщике (подрядчике, исполнителе), ненадлежащим образом исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие, подрыв деловой репутации и возможное уменьшение в будущем количества заключенных сделок, а также выгоды от осуществления предпринимательской деятельности.
Часть 7 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ устанавливает, что в течение пяти рабочих дней с даты поступления документов и информации, указанных в ч. 4 - 6 ст. 104 Федерального закона N 44-ФЗ, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в указанных документах и информации фактов.
В силу Постановления Правительства РФ N 1078 федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку только представленных заказчиком документов и информации.
Исследование фактических обстоятельств при решении вопроса о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков происходит при крайне ограниченных полномочиях ФАС России и ее территориальных органов.
Из пояснений ООО "БурВод-Трейд" установлено, что, действуя добросовестно, Обществом в адрес Заказчика было направлено письмо (исх. N3240 от 14 декабря 2022 г.), в котором содержится информация о том, что по состоянию на 14 декабря 2022 г. закрыто движение по федеральной дороге Вилюй до отворота на областную дорогу Вилюй - Ербогачен, в связи с чем, отсутствует возможность приступить к исполнению обязательств по Контракту.
Так же 26 декабря 2022 г. письмом (исх.N3355) в соответствии с контрактом ООО "БурВод-Трейд" проинформировал Заказчика о том, что техника для исполнения обязательств по контракту направлена к месту начала проведения работ, и в январе 2023 г. Общество приступит к расчистке автозимника 25 216 ОП МР 09 от границы с. Ербогачен до границы с. Хамакар.
10 января 2023 г. N26 Общество проинформировало Заказчика, что расчистка автозимника 25 216 ОП МР 09 от границы с. Ербогачен до границы с. Хамакар выполнена (данный факт подтверждается актами обследования от 11 и 17 января 2023 г.), так же, что Общество приступило к расчистке автозимника 25 216 ОП МР 10 от границы с. Ербогачен до границы с. Наканно.
03 февраля 2023 г. письмом (исх. N3) ООО "БурВод-Трейд" направил в адрес Заказчика уведомление о завершении работ по расчистке автозимников согласно Заявки N1.
Таким образом, в рамках рассматриваемого дела Комиссия Иркутского УФАС России не смогла устранить все сомнения в виновности участника.
Так, Комиссия Иркутского УФАС России приходит к выводу, что ООО "БурВод-Трейд" при исполнении своих обязательств допущены нарушения условий Контракта, однако, Комиссия Иркутского УФАС России не может однозначно прийти к выводу о виновности участника.
Комиссией Иркутского УФАС России в ходе рассмотрения обращения исследован вопрос о добросовестности ООО "БурВод-Трейд", как лица, участвующего в закупках, в том числе изучено 6 исполненных контрактов, по которым ООО "БурВод-Трейд", являясь стороной контрактов, должным образом исполнил свои обязательства. Указанные контракты свидетельствуют о добросовестности ООО "БурВод-Трейд", как лица, исполняющего обязательства по контрактам.
Таким образом, в рамках рассмотрения обращения о включении в реестр недобросовестных поставщиков невозможно объективно установить факт недобросовестного поведения ООО "БурВод-Трейд", при исполнении своих обязательств, предусмотренных контрактом, ввиду отсутствия достаточного количества доказательств, подтверждающих недобросовестность ООО "БурВод-Трейд", объективно оценить достоверность доводов заказчика без дополнительного исследования обстоятельств, приведших к неисполнению контракта невозможно в виду наличия многочисленных вопросов, связанных с исполнением обязательств по контракту.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 104 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановлением Правительства Российской Федерации от 31 июня 2021 года N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - постановление Правительства Российской Федерации Российской Федерации от 31 июня 2021 года N 1078), Комиссия
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные заказчиком в отношении Общества с ограниченной ответственностью "БурВод-Трейд" ("_"), в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать
2. Сведения об учредителе Общества с ограниченной ответственностью "БурВод-Трейд" ("_"), о лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа Общества с ограниченной ответственностью "БурВод-Трейд" ("_") в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.
3. Копии решения направить сторонам по обращению.
Решение, принятое по результатам рассмотрения обращения заказчика, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии: И.И. Ларин
Члены комиссии: А.А. Светлакова
И.Э. Дорожкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 22 февраля 2023 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.02.2023