Резолютивная часть решения объявлена 21 февраля 2023 года.
Решение в полном объеме изготовлено 22 февраля 2023 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области по контролю соблюдения законодательства о закупках, торгах, порядке заключения договоров, порядке осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: ""
Члены Комиссии: "";
c участием представителя ИП "" (далее - участник закупки, заявитель) - , главного врача Областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Иркутский областной хоспис" (далее - заказчик) - , представителей ,;
рассмотрев посредством видео-конференц связи жалобу заявителя на положения извещения о проведении электронного аукциона для закупки N 0334200032123000010 "Поставка медицинских изделий - Насос шприцевой, ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий", в порядке, предусмотренном статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Федеральный закон N 44-ФЗ), Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного
учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Регламент ФАС), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии со статьей 99 Федерального закона N 44-ФЗ,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области (далее - Иркутское УФАС России) поступила жалоба ИП "" на положения извещения о проведении электронного аукциона.
Исходя и доводов жалобы следует, что заказчиком нарушены следующие положения Федерального закона N 44-ФЗ:
1. описание объекта закупки содержит дополнительные характеристики, не соответствующие позиции КТРУ, однако Заказчиком не включено в описание объекта закупки надлежащее обоснование необходимости использования дополнительных характеристик;
2. Заказчиком установлены характеристики приобретаемого товара не в соответствие с ГОСТ Р 57504-2017.
3. инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе содержит противоречивые положения;
4. под установленные технические характеристики подходит товар лишь одного производителя, который также не соответствует установленным извещением характеристикам.
Заказчиком представлены возражения, согласно которым считают доводы жалобы необоснованными.
В ходе рассмотрения жалобы Комиссией Иркутского УФАС России установлено, что Заказчиком 03.02.2023 года в Единой информационной системе в сфере закупок на сайте www.zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении электронного аукциона для закупки N 0334200032123000010 "Поставка медицинских изделий - Насос шприцевой, ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий".
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 583 708 рубля 83 копеек.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 42 Федерального закона N 44-ФЗ при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию об наименовании объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
Исходя из пункта 1 части 2 статьи 42 Федерального закона N 44-ФЗ Извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Пунктами 1, 2 части 1 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ предусмотрено, что Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствие с частью 6 статьи 23 Федерального закона N 44-ФЗ Порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Под каталогом товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - каталог) понимается систематизированный перечень товаров, работ, услуг, закупаемых для обеспечения государственных и муниципальных нужд, сформированный на основе Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 и включающий в себя информацию в соответствии с настоящими Правилами (пункт 2 Постановление Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление Правительства N 145)).
Согласно подпункту "б" пункта 2 Правил каталог используется заказчиками в целях описания объектов закупки, которое включается в извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке.
Согласно извещению о проведении электронного аукциона заказчик определил объект закупки следующим образом:
информация об объекте закупки: 32.50.13.160-00000002. Насос шприцевой . Объем шприца 2 и
60 см[3*];^мл. Скорость инфузии, мл/ч
1800.
КТРУ, размещенный на официальном сайте zakupki.gov.ru, содержит сведения в отношении следующего товара:
Наименование характеристики |
Значение характеристики |
Единица измерения характеристики |
Объем шприца (характеристика является обязательной для применения) |
|
Кубический сантиметр;^миллилитр |
Скорость инфузии, мл/ч (характеристика является обязательной для применения) |
|
|
Пунктом 5 Правил Постановления Правительства N 145 установлено, что заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением ряда случаев.
В соответствии с пунктом 6 Правил Постановления Правительства N 145 в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Не смотря на отсутствие каких-либо требований к форме и содержанию обоснования включения дополнительных характеристик в описание объекта закупки, пункт 6 Правил Постановления Правительства N 145 всё же обязывает заказчика раскрыть обоснование применения дополнительных характеристик поставляемого товара.
Согласно техническому заданию данного электронного аукциона к поставки требуется товар со следующими характеристиками:
N п/п |
Параметры |
Значение требуемых параметров |
1 |
Общие требования: |
|
|
КТРУ 32.50.13.160-00000002 Классификации, НКМИ: 1. 229860, Насос шприцевой (Электросетевое (переменного тока) устройство для высокоточного (по дозировке и скорости инфузии) вливания лекарственных или физиологических растворов. Благодаря крайне низким предустановкам скорости инфузии (порядка 0,1 мл/ч) находит широкое применение в неонаталогии, ранней педиатрии и реаниматологии, где чаще всего требуются длительные медленные вливания лекарственных препаратов и/или физиологических растворов. Может применяться также и для эпидуральной анестезии. Обычно оснащается встроенными аккумуляторными батареями, обеспечивающими продолжение работы устройства в случае отключения электричества или при использовании его в машинах скорой помощи.) |
В соответствии с КТРУ |
2 |
Технические характеристики: |
|
|
Длина |
Не более 306 мм |
|
Высота |
Не более 141 мм |
|
Ширина |
Не более 126 мм |
|
Размер |
Не более 306*126*141 мм (_ 5%) |
|
Потребляемая мощность |
Не менее 27 ВА(_ 5%) |
|
Напряжение сети |
Не менее 220_22 В |
|
Частота сети переменного тока |
Не менее 50/60 Гц |
|
Время работы от АКБ |
не менее 8 часов |
|
Точность скорости потока: |
Не более _3 % |
|
Накопленный объем инфузии |
В диапазоне от 0.1 до 9999,9 (шаг - 0,1 мл.) |
|
Скорость инфузионного потока для шприца 50 мл |
В диапазоне от 0,1 до 1600 (шаг - 0,1 мл/ч) мл/ч |
|
Скорость инфузионного потока для шприца 30 мл |
В диапазоне от 0,1 до 900,0 (шаг - 0,1 мл./ч.) мл/ч |
|
Скорость инфузионного потока для шприца 20 мл |
В диапазоне от 0,1 до 600,0 (шаг - 0,1 мл./ч.) мл/ч |
|
Скорость инфузионного потока для шприца 10 мл |
В диапазоне от 0,1 до 400,0 (шаг - 0,1 мл./ч.) мл/ч |
|
Скорость инфузионного потока для шприца 5 мл |
В диапазоне от 0.1 до 200,0 (шаг - 0,1 мл/ч) мл/ч |
|
Скорость инфузионного потока |
Не менее 0,1-1800 мл/ч |
|
Количество каналов |
Не менее 1 шт |
3 |
Дополнительные характеристики: |
|
|
Аккумуляторная батарея |
Не менее 12 В, 1800 мА*ч |
|
Объем инфузии |
В диапазон от 0,1 до 9999,9 мл |
|
Скорость KVO |
Не менее 0,1 не более 5,0 мл/ч |
|
Высокий уровень давления для определения закупорки |
Не менее 110_20 кПа |
|
Средний уровень давления для определения закупорки |
Не менее 80_30 кПа |
|
Низкий уровень давления для определения закупорки |
Не менее 60_20 кПа |
|
Аудиовизуальная система тревог |
да |
|
Объем шприцев |
5/6 мл, 10/12 мл, 20/25 мл, 30/35 мл, 50/60 мл |
|
Тип канала |
шприцевой |
|
Функция болюсной инфузии |
да |
Исходя из совокупности вышеизложенных положений, при формировании объекта закупки на поставку товара по позиции, предусмотренной каталогом товаров, работ, услуг, Заказчик обязан применять информацию, включенную в позицию каталога и в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
В отношение дополнительных характеристик, не предусмотренных КТРУ Заказчиком в техническом задании указано следующее:
*Обоснование включения дополнительного описания. Дополнительная информация включена в описание товаров в соответствии с положениями ст.33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в целях рационального, эффективного и результативного расходования бюджетных средств при осуществлении закупок, исходя из потребности Заказчика, исключения поступления Заказчику некачественных товаров.
Из приведенных норм следует, что действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование Заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и потребностей последнего. При этом, потребность Заказчика является определяющим фактором при формировании объекта закупки.
Кроме того, при установлении требований к качественным, техническим и функциональным показателям Заказчик также руководствуется собственными потребностями и не обязан обосновывать установленные требования. При этом данные требования не должны приводить к ограничению количества участников закупки.
Комиссия, не оспаривая право Заказчика устанавливать показатели в соответствии со своими потребностями, отмечает, что обоснование применения таких дополнительных характеристик, содержащееся в техническом задании, не отражает необходимость установления таких дополнительных характеристик, что является нарушением пункта 6 Правил Постановления Правительства N145.
2. Из довода заявителя следует, что Заказчик обязан был исполнить требования, показатели, терминологию Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 57504-2017 "ИЗДЕЛИЯ МЕДИЦИНСКИЕ. Насосы инфузионные шприцевые. Технические требования для государственных закупок" (далее - Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 57504-2017).
Заказчик осуществляет закупку в связи с выделением субсидии бюджетным учреждениям на иные цели, связанные с развитием материально-технической базы за счет средств областного и федерального бюджета на мероприятие "Развитие паллиативной медицинской помощи" в целях обеспечения пациентов, нуждающихся в паллиативной медицинской помощи медицинским оборудованием и расходными материалами для использования на дому в соответствии с приказом Министерства здравоохранения РФ от 31 мая 2019 г. N 348н "Об утверждении перечня медицинских изделий, предназначенных для поддержания функций органов и систем организма человека, предоставляемых для использования на дому".
Так, данным приказом утвержден Перечень медицинских изделий, предназначенных для поддержания функций органов и систем организма человека,
предоставляемых для использования на дому (далее - Перечень).
В группы медицинских изделий данного Перечня входит группа медицинских изделий "Вспомогательные и общебольничные медицинские изделия", подгруппа медицинского изделия "Инфузионные насосы и сопутствующие изделия", вид медицинского изделия "Насос шприцевой".
Согласно Разделу "Область применения" Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 57504-2017 данный стандарт не распространяется на неэлектрические механические и эластомерные насосы, предназначенные для ношения пациентом, инфуззионные насосы амбулаторного использования, инсулиновые помпы и имплантируемые насосы.
Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 57504-2017 является частным стандартом по отношению к Национальному стандарту Российской Федерации ГОСТ Р 55719-2013 "ИЗДЕЛИЯ МЕДИЦИНСКИЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ. Требования к содержанию и оформлению технических заданий для конкурсной документации при проведении государственных закупок высокотехнологичного медицинского оборудования".
Данный стандарт устанавливает общие требования к подготовке технических заданий и их оформлению при проведении государственных закупок высокотехнологического медицинского оборудования (ВМО) и распространяется на торги по государственным и муниципальным закупкам для оказания медицинской помощи.
Согласно Разделу I Приложения N 1 к Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, утв. Постановлением Правительства РФ от 28.12.2020 N 2299 (ред. от 19.11.2021) паллиативная медицинская помощь, в целях которой закупается оборудование, не входит в Перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи, включенных в базовую программу обязательного медицинского страхования, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет субвенции из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования.
Таким образом, медицинское изделие - насос шприцевой - приобретается Заказчиком исключительно для обеспечения своих пациентов для использования на дому (амбулаторно), не относится к высокотехнологичному медицинскому оборудованию, в связи с чем применение Национального стандарта Российской Федерации ГОСТР 57504-2017 не требуется.
3. В силу пункта 3 части 2 статьи 42 Федерального закона N 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки должно содержать, в том числе требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Инструкция по заполнению заявки данного электронного аукциона содержит следующие положения:
Все документы, входящие в состав заявки на участие в электронном аукционе, должны быть составлены на русском языке. Подача документов, входящих в состав заявки на участие в электронном аукционе, на иностранном языке должна сопровождаться предоставлением заверенного надлежащим образом перевода соответствующих документов на русский язык.
Документы, происходящие из иностранного государства, должны быть надлежащим образом легализованы в соответствии с законодательством и международными договорами Российской Федерации.
Все документы, входящие в состав заявки на участие в электронном аукционе должны иметь четко читаемый текст.
Сведения, содержащиеся в заявке на участие в электронном аукционе, не должны допускать двусмысленных толкований.
Характеристики товара указаны в части II "Наименование и описание объекта закупки (Техническое задание)".
В случае если в части II "Наименование и описание объекта закупки (Техническое задание)" указаны следующие понятия и знаки:
1) "не более" - означает меньше установленного значения и включает крайнее максимальное значение;
2) "не менее" - означает больше установленного значения и включает крайнее минимальное значение;
3) "более" - означает больше установленного значения и не включает крайнее минимальное значение;
4) "менее" - означает меньше установленного значения и не включает крайнее максимальное значение;
5) "превышает/превышать" - означает больше установленного значения и не включает крайнее минимальное значение;
6) "не превышает/не превышать" - означает меньше установленного значения и включает крайнее максимальное значение;
7) "ниже", "меньше" - означает менее установленного значения и не включает крайнее максимальное значение;
8) "свыше", "выше", "больше", "лучше" - означает более установленного значения и не включает крайнее минимальное значение;
9) "не хуже" - означает более установленного значения и включает крайнее минимальное значение.
10) "от... до... " - означает диапазон значений и включает крайние значения;
11) значение в виде интервала, указанного через тире - означает диапазон значений и включает крайние значения;
12) "не уже" - означает диапазон равно или больше установленного значения и включает минимальное значение;
13) "не шире" - означает диапазон равно или менее установленного значения и включает максимальное значение;
14) "<" - означает менее установленного значения и не включает крайнее максимальное значение;
15) ">" - означает более установленного значения и не включает крайнее минимальное значение;
16) "" - означает больше установленного значения и включает крайнее минимальное значение;
17) "" - означает меньше установленного значения и включает крайнее максимальное значение.
В случае, если в части II "Наименование и описание объекта закупки (Техническое задание)" указаны значения показателей "не менее, не более, не менее и не более, менее, более, или, должен быть, может, может быть, должен, должно, должно быть, должна, не менее - не более, не ниже, не выше, от, до, превышает, превышать, не превышает, не превышать, ниже, меньше, свыше, выше, больше, лучше, не уже, уже, шире, не шире, либо (в любых словосочетаниях и падежах), <, >, ,
", то участнику закупки при подготовке заявки следует указывать конкретную характеристику товара (товара предлагаемого к поставке или поставляемого при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг).
В случае, если в части II "Наименование и описание объекта закупки (Техническое задание)" указаны значения показателей "и/или", то участнику закупки при подготовке заявки следует указывать одно или несколько значений показателей.
В случае, если в части II "Наименование и описание объекта закупки (Техническое задание)" значения показателей выделены курсивом или обозначены символом "*", то значения показателей конкретизации не подлежат, указываются в неизменном виде.
В случае, если в части II "Наименование и описание объекта закупки (Техническое задание)" указаны значения показателей с символами ",", ":", ";", "/", "\", которые считаются обязательным перечислением без права выбора, то участнику закупки при подготовке заявки следует указывать все значения показателей.
Однако, при описании технических характеристик Заказчик заказчиком установлен знак "_" и/или сочетание данного знака и слов "не более" или "не менее".
Наименование характеристики |
Показатели характеристики |
Участник закупки |
Потребляемая мощность |
Не менее 27 ВА(_ 5%) |
Победитель (113537590): 27 ВА Второе место (113536925): 28 ВА Третье место (113532504): 27 ВА |
Напряжение сети |
Не менее 220_22 В |
Победитель (113537590): 220 В Второе место (113536925): 220 В Третье место (113532504): 220 В _22В |
Точность скорости потока: |
Не более _3 % |
Победитель (113537590): 3 % Второе место (113536925): _2 % Третье место (113532504): _2 % |
Высокий уровень давления для определения закупорки |
Не менее 110_20 кПа |
Победитель (113537590): 110 кПа Второе место (113536925): 130 кПа Третье место (113532504): 110_20 кПа |
Средний уровень давления для определения закупорки |
Не менее 80_30 кПа |
Победитель (113537590): 80 кПа Второе место (113536925): 60 кПа Третье место (113532504): 80_30 кПа |
Низкий уровень давления для определения закупорки |
Не менее 60_20 кПа |
Победитель (113537590): 60 кПа Второе место (113536925): 40 кПа Третье место (113532504): 60_20 кПа |
Таким образом, исходя из анализа заявок участников закупки данного электронного аукциона видно, что характеристики товара по спорным позициям со знаком (_) указаны не по единому критерию положения инструкции.
Вместе с тем, не смотря на противоречивость заполнения заявок, аукционной комиссией Заказчика, протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 20.02.2023 NИЭА1 признаны соответствующими требованиям извещения заявки всех участников закупки.
Положения статьи 6 Федерального закона N44-ФЗ устанавливают, что контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
В соответствии с частью 2 статьи 8 Федерального закона N44-ФЗ конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Федерального закона N44-ФЗ, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Исходя из толкования пункта 3 части 2 статьи 42 Федерального закона N44-ФЗ инструкция по заполнению заявки на участие в аукционе должна максимально точно определять порядок и правила заполнения заявки. Инструкция обеспечивает правильное понимание участниками закупки положений извещения.
При этом, положения инструкции не должны носить противоречивый характер, поскольку это может ввести в заблуждение участников закупки, аукционную комиссию и ограничить количество участников закупки, а также может привести к необоснованному допуску либо отказу участников к участию в электронном аукционе.
В соответствии с письмом ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 не установление заказчиком надлежащей инструкции по заполнению заявки может привести к возникновению у участников закупок ошибок технического характера при заполнении и формировании своих заявок, что в свою очередь может привести к признанию таких заявок не соответствующими установленным заказчиком требованиям.
Проанализировав позиции Технического задания извещения электронного аукциона, Инструкцию по заполнению заявки на участие в электронном аукционе, а также заявки участников закупки, Комиссия Иркутского УФАС России, пришла к выводу, что в совокупности вышеизложенного, не позволяется возможным однозначно установить порядок заполнения заявки на участие в электронном аукционе в части предоставления показателей товара, что вводит участников закупки в заблуждение при формировании заявки.
В связи с вышеизложенным, Комиссия приходит к выводу, что установленная заказчиком в извещении об электронном аукционе инструкция по заполнению заявок на участие в электронном аукционе вводит участников закупки, аукционную комиссию в заблуждение при заполнении и оценки заявок на участие в электронном аукционе, а также не позволяет однозначно определить какие именно положения указанной инструкции необходимо применять при указании показателя товара.
Комиссия отмечает, что учитывая, что описание объекта закупки и инструкция по заполнению заявки не отражают действия по заполнению заявки при наличии знака (_), то формально указанное положение инструкции по заполнению заявки, а также описание объекта закупки содержат противоречивые требования, что вводит аукционную комиссию, участников закупки в заблуждение (указанное следует из того, что податель жалобы, победитель закупки, члены аукционной комиссии фактически руководствовались разными положениями инструкции), нарушает требования пункта 3 части 2 статьи 42 Федерального закона N 44-ФЗ и приводит к несоблюдению принципа контрактной системы, предусмотренного статьей 8 Федерального закона N 44-ФЗ.
4. Заявитель в своей жалобе указывает, что описание объекта закупки сформулировано таким образом, что в рамках данной закупки товар, соответствующий всей совокупности требований, установленных в Приложении к извещению об осуществлении закупки "Техническое задание", на отечественном рынке отсутствует.
Вместе с тем, согласно протоколу подведения итогов данного электронного аукциона, на участие в закупки было подано 3 заявки, что свидетельствует об отсутствие ограничения конкуренции заказчиком.
Вместе с тем, Комиссия Иркутского УФАС России сообщает, что частью 1 статьи 34 Федерального закона N 44-ФЗ установлено, что контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены.
Согласно части 3 статьи 94 Федерального закона N 44-ФЗ для проверки предоставленных контрагентом результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта заказчик обязан провести экспертизу.
Таким образом, проверка соответствия технических характеристик поставляемого Товара, сведениям, содержащимся в Контракте и в сопроводительных документах Поставщика должна осуществляться при приемке результатов исполнения Контракта, в порядке и в сроки, которые установлены Контрактом и статьей 94 Закона N44-ФЗ.
Согласно пункту 5 части 8 статьи 99 Федерального закона N 44-ФЗ органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль (за исключением контроля, предусмотренного частью 10 настоящей статьи) в отношении соблюдения предусмотренных настоящим Федеральным законом требований к исполнению, изменению контракта, а также соблюдения условий контракта, в том числе в части соответствия поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги условиям контракта.
Также согласно пункту 1 части 15 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ Заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в случае, если в ходе исполнения контракта установлено, что поставщик (подрядчик, исполнитель) и (или) поставляемый товар перестали соответствовать установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке (если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) требованиям к участникам закупки (за исключением требования, предусмотренного частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона) и (или) поставляемому товару.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Регламентом ФАС, Комиссия по контролю за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП "" частично обоснованной.
2. Признать заказчика нарушившим пункт 6 Правил Постановления Правительства N145, пункт 3 части 2 статьи 42 Федерального закона N 44-ФЗ,
3. Выдать заказчику предписание об устранении допущенных нарушений путем отмены электронного аукциона.
4. Оператору электронной площадки обеспечить возможность исполнения выданного заказчику, уполномоченному органу предписания.
5. Направить копии решения и предписания сторонам по жалобе.
6. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Иркутского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении виновных должностных лиц к административной ответственности.
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Исп.: Макарова Янна Кареновна
Тел.: 8 (3952) 24-32-31 вн. 121
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 22 февраля 2023 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.02.2023