Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия, Комиссия Управления) в составе:
- <_> - председателя Комиссии, руководителя Пензенского УФАС России;
- <_> - заместителя председателя Комиссии, начальника отдела контроля закупок;
- <_> - члена Комиссии, специалиста-эксперта отдела контроля закупок,
при участии:
со стороны заказчика - ГКУ "Управление строительства и дорожного хозяйства Пензенской области":
- <_> (представитель по доверенности);
- <_> (представитель по доверенности);
- <_> (представитель по доверенности),
со стороны уполномоченного органа - Министерства экономического развития и промышленности Пензенской области - <_> (представитель по доверенности),
со стороны заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Энергия природы" (далее - ООО "Энергия природы", заявитель) - <_> (представитель по доверенности),
рассмотрев жалобу ООО "Энергия природы" на положения извещения при проведении уполномоченным органом - Министерством экономического развития и промышленности Пензенской области для нужд заказчика - ГКУ "Управление строительства и дорожного хозяйства Пензенской области" аукциона в электронной форме "Устройство искусственного освещения на автомобильной дороге "с. Лопатино - с. Дубровское" км 0+000 - 2+500 Лопатинского района Пензенской области" (извещение N 0155200000923000030 опубликовано 01.02.2023 на сайте www.zakupki.gov.ru), руководствуясь Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
09.02.2023 в Пензенском УФАС России зарегистрирована жалоба ООО "Энергия природы" на положения извещения при проведении уполномоченным органом для нужд заказчика аукциона в электронной форме "Устройство искусственного освещения на автомобильной дороге "с. Лопатино - с. Дубровское" км 0+000 - 2+500 Лопатинского района Пензенской области" (извещение N 0155200000923000030 опубликовано 01.02.2023).
Согласно доводу жалобы, заказчиком неправомерно установлено требование о том, что участник аукциона должен быть членом саморегулируемой организации (далее - СРО) в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства. По мнению заявителя, объект закупки, предполагающий строительство наружных электрических сетей, должен осуществлять вспомогательные функции, а именно освещение автомобильной дороги, и не может существовать отдельно от основного объекта, для обслуживания которого он предназначен.
В соответствии с требованиями статьи 106 Закона о контрактной системе жалоба принята и назначена к рассмотрению на 15.02.2023 в 10 часов 30 минут.
Представители заказчика, уполномоченного органа, заявителя участвуют в рассмотрении жалобы дистанционно в порядке, предусмотренном письмом ФАС России от 03.04.2020 N ИА/27903/20.
До рассмотрения жалобы заказчиком, уполномоченным органом представлены отзывы на жалобу.
Во время заседания Комиссии Управления представитель заявителя поддержал доводы жалобы в полном объеме, просил признать ее обоснованной и выдать соответствующее предписание об устранении допущенных нарушений.
В ходе рассмотрения жалобы представители заказчика поддержали доводы, изложенные в отзыве на жалобу, указали, что предметом спорной закупки являются работы по устройству искусственного освещения, результатом выполнение которых выступает создание линий электропередачи как самостоятельного линейного объекта, который в дальнейшем будет поставлен заказчиком на кадастровый учет. Вместе с тем он также относится к объектам капитального строительства, поэтому заказчиком установлено требование к участникам о членстве в СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.
В ходе рассмотрения жалобы представитель уполномоченного органа поддержал доводы, изложенные отзыве на жалобу, указал, что по рассматриваемой закупке линии электропередачи следует относить именно к объекту капительного строительства, действия заказчика правомерны.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона контрактной системы внеплановой проверки, Комиссия Управления установила следующее.
01.02.2023 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru размещено извещение N 0155200000923000030 об осуществлении аукциона в электронной форме "Устройство искусственного освещения на автомобильной дороге "с. Лопатино - с. Дубровское" км 0+000 - 2+500 Лопатинского района Пензенской области".
Начальная (максимальная) цена контракта - 14 879 141,65 руб.
Дата и время окончания срока подачи заявок - 09.02.2023 09:00.
Дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги - 09.02.2023.
Дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - 13.02.2023.
ИКЗ 232583601371758360100100190014222414.
Частью 1 статьи 49 Закона о контрактной системе установлено, что электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.
В соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее, в том числе, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
В извещении о проведении электронного аукциона установлено следующее требование к участникам закупки: "Участник аукциона должен быть членом СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства. Участник аукциона - член саморегулируемой организации имеет право осуществлять работы в отношении объектов капитального строительства, предусмотренных контрактом (кроме особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, а также объектов использования атомной энергии), при соблюдении в совокупности следующих условий: 1) наличие у саморегулируемой организации, членом которой является такое лицо, компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств, сформированного в соответствии со статьями 55.4 и 55.16 Градостроительного Кодекса Российской Федерации; 2) если совокупный размер обязательств по указанным в абзаце первом части 3 статьи 55.8 Градостроительного Кодекса Российской Федерации договорам не превышает предельный размер обязательств, исходя из которого таким лицом был внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в соответствии с частью 13 статьи 55.16 Градостроительного Кодекса Российской Федерации. 3) уровень ответственности участника закупки в компенсационном фонде возмещения вреда на одного члена саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, определенный в соответствии со взносом члена саморегулируемой организации на основании ч. 12 ст. 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации, не может быть меньше, чем его предложение о цене государственного контракта. Членство в саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства не требуется в случаях, предусмотренных частями 2.1 и 2.2 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации".
В силу пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при применении конкурентных способов заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) установлено, что работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей. Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов). Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.
Согласно части 1 статьи 55.8 ГрК РФ индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, по договору подряда на осуществление сноса, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 2.1 статьи 52 ГрК РФ индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, не являющиеся членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, могут выполнять работы по договорам строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, в случае, если размер обязательств по каждому из таких договоров не превышает десяти миллионов рублей.
В силу пункта 5 части 2.2 статьи 52 ГрК РФ не требуется членство в саморегулируемых организациях в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства лиц, осуществляющих строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов, указанных в пунктах 1 - 3 части 17 статьи 51 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 3 части 17 статьи 51 ГрК РФ выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования, критерии отнесения к которым устанавливаются Правительством Российской Федерации.
По мнению заявителя, которое озвучено в рамках рассмотрения жалобы в качестве дополнения к доводам жалобы, устройство искусственного освещения на автомобильной дороге является именно строительством сооружения вспомогательного использования.
Вместе с тем, пунктом 10 статьи 1 ГрК РФ предусмотрено, что объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие)
Пунктом 10.1 статьи 1 ГрК РФ установлено, что линейные объекты - линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Из письма Минстроя России от 11.07.2018 N 30418-АС/08 следует, что к объектам капитального строительства относятся, в том числе линейные объекты.
В рассматриваемом случае объектом закупки является "устройство искусственного освещения на автомобильной дороге", т.е. строительство линейного объекта, начальная (максимальная) цена контракта превышает 10 млн. рублей.
Таким образом заказчиком при осуществлении закупки учтены положения ГрК РФ, Закона о контрактной системе, а также то, что конструктив и характер работ подрядчика по контракту предусматривает создание новых линий электропередач, предназначенных для освещения, а значит, они относятся к отдельным линейным объектам и в то же время являются объектом капитального строительства. Более того из письменных и устных пояснений заказчика следует, что после ввода линий электропередач в эксплуатацию они будут поставлены на государственный кадастровый учет как отдельный объект. Следовательно, заказчиком правомерно установлено требование к участникам закупки о членстве в СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.
С учетом изложенного доводы заявителя признаются необоснованными.
Оценив материалы дела, выслушав доводы и объяснения сторон, руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Закона о контрактной системе Комиссия Управления
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Энергия природы" на положения извещения при проведении уполномоченным органом - Министерством экономического развития и промышленности Пензенской области для нужд заказчика - ГКУ "Управление строительства и дорожного хозяйства Пензенской области" аукциона в электронной форме "Устройство искусственного освещения на автомобильной дороге "с. Лопатино - с. Дубровское" км 0+000 - 2+500 Лопатинского района Пензенской области" (извещение N 0155200000923000030 опубликовано 01.02.2023 на сайте www.zakupki.gov.ru) необоснованной.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель Комиссии <_>
Заместитель председателя Комиссии <_>
Член Комиссии <_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области от 15 февраля 2023 г. N 058/06/106-82/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.02.2023