Комиссия по контролю в сфере закупок, утвержденная приказом руководителя Астраханского УФАС (далее - Комиссия), в составе:
председателя Комиссии:
Камакиной Т.Н. - заместителя руководителя - начальника отдела финансовых рынков и рекламы Астраханского УФАС России (далее также - Управление);
членов комиссии:
Балтыковой Е.М. - начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
Родиной К.В. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
в присутствии представителя муниципального заказчика - Управления по коммунальному хозяйству и благоустройству Администрации муниципального образования "Город Астрахань" - Баишевой З.Р. (действующая по доверенности N117 от 20.02.2023 года), надлежащим образом извещенной, в присутствии представителя ИП Хамзиной Н.Р. - Хамзина Н.С. (действующий по доверенности Nб/н от 20.02.2023 года), надлежащим образом извещенного, рассмотрев заявление муниципального заказчика - Управления по коммунальному хозяйству и благоустройству Администрации муниципального образования "Город Астрахань" (ИНН 3015096830, адрес: 414040, г.Астрахань, ул.Чехова,10) о внесении информации об Индивидуальном предпринимателе Хамзиной Нагимы Ризабековны (ИНН 301604672196, адрес: 414029, г.Астрахань, ул.1-я Железнодорожная, д.16, кор.2, кв.25) в реестр недобросовестных Поставщиков (подрядчиков, исполнителей), руководствуясь статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N1078 (далее - Правила N 1078),
УСТАНОВИЛА:
В Астраханское УФАС России 14.02.2023 года поступило заявление муниципального заказчика - Управления по коммунальному хозяйству и благоустройству Администрации муниципального образования "Город Астрахань" (далее - Заказчик) о включении информации об Индивидуальном предпринимателе Хамзиной Нагимы Ризабековны (далее также Подрядчик, ИП Хамзина Н.Р.) в реестр недобросовестных Поставщиков (подрядчиков, исполнителей) поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом от исполнения муниципального контракта от 28.04.2022 года N44м на выполнение работ по ремонту кровли над помещениями N48-55 по тех.паспорту здания по адресу: ул.Набережная Приволжского Затона, 13, кор.2 (ИКЗ: 223301509683030150100100010000000000) (далее - Контракт).
Рассмотрение указанного заявления назначено Управлением на 20.02.2023 года в 11 часов 30 минут по адресу: г. Астрахань, ул.Шаумяна,47, каб.508.
В ходе рассмотрения заявления Комиссией Управления объявлялся перерыв до 11 час. 00 мин. 21.02.2023 года.
После объявленного перерыва Комиссия Управления продолжила рассмотрение заявления Заказчика в составе:
председателя комиссии:
Камакиной Т.Н. - заместителя руководителя - начальника отдела финансовых рынков и рекламы Астраханского УФАС России (далее также - Управление);
членов комиссии:
Балтыковой Е.М. - начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
Родиной К.В. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
в присутствии представителя муниципального заказчика - Управления по коммунальному хозяйству и благоустройству Администрации муниципального образования "Город Астрахань" - Баишевой З.Р. (действующая по доверенности N117 от 20.02.2023 года), надлежащим образом извещенной, в присутствии представителя ИП Хамзиной Н.Р. - Хамзина Н.С. (действующий по доверенности Nб/н от 20.02.2023 года), надлежащим образом извещенногоД.А. (действующий по доверенности Nб/н от 20.07.2022 года), надлежащим образом извещенного.
Комиссия Астраханского УФАС России, установив фактические обстоятельства, изучив представленные документы, а также проведя внеплановую проверку, приходит к следующему выводу.
28.04.2022 года между Заказчиком и ИП Хамзиной Н.Р. был заключен Контракт, по условиям которого Подрядчик обязуется осуществить выполнение работ по ремонту кровли над помещениями N48-55 по тех.паспорту здания по адресу: ул.Набережная Приволжского Затона, 13, кор.2.
Следует отметить, что Контракт заключен по результатам закупки у единственного поставщика, а именно по пункту 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.
Цена Контракта составляет 300 000 рублей.
Срок действия Контракта до 31.12.2022 года.
Пунктом 3.1 Контракта определено место выполнения работ: Россия, Астраханская область, г.Астрахань, ул.Набережная Приволжского Затона, 13, кор.2.
Пунктом 3.3 Контракта установлены сроки выполнения работ: в течение 30 (тридцати) календарных дней с даты заключения контракта.
Таким образом, регламентированный срок выполнения ИП Хамзиной Н.Р. работ по Контракту - не позднее 28.05.2022 года.
Из пояснений представителя Заказчика следует, что ИП Хамзиной Н.Р. в регламентированный срок (до 28.05.2022 года) контракт не исполнен, более того, по состоянию на дату рассмотрения Комиссией заявления Заказчика Подрядчиком выполнены работы лишь на 175 000 рублей, то есть на 58,3%.
Данные обстоятельства повлекли принятие Заказчиком Решения об одностороннем отказе от исполнения контракта от 30.01.2023 года.
В соответствии с частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно часть 9 статьи 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с пунктом 9.2 Контракта его расторжение допускается по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа Стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Заказчик 30.01.2023 года принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение).
В соответствии с частью 12.2 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения закрытого конкурса, закрытого аукциона, при осуществлении закупок, предусмотренных статьей 93 (за исключением закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 настоящего Федерального закона), статьей 111 (в случае определения в соответствии с частью 1 статьи 111 настоящего Федерального закона особенностей, предусматривающих неразмещение информации и документов в единой информационной системе, на официальном сайте при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и статьей 111.1 настоящего Федерального закона, такое решение передается лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку или направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте. Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления считается:
1) дата, указанная лицом, имеющим право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), в расписке о получении решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (в случае передачи такого решения лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку);
2) дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, предусмотренного настоящей частью, либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, информации о возврате такого письма по истечении срока хранения (в случае направления решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказным письмом).
В соответствии с частью 12.2 статьи 95 Закона о контрактной системе Решение направлено Заказчиком 30.01.2023 в адрес ИП Хамзиной Н.Р., указанный в Контракте (414029, г.Астрахань, ул.1-я Железнодорожная, д.16, кор.2, кв.25) посредством заказного письма с уведомлением (почтовый идентификатор 41492204411503).
Согласно сведениям с официального сайта АО "Почта России" заказное письмо с уведомлением (почтовый идентификатор 41492204411503) вручено ИП Хамзиной Н.Р. 02.02.2023 года.
Таким образом, датой надлежащего уведомления ИП Хамзиной Н.Р. о принятом Решении Заказчика является 02.02.2023 года.
На основании части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления Заказчиком Поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии со статьей 191 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
Согласно письму ФАС России от 14.03.2018 N РП/16764/18 первым днем начала исчисления срока, установленного частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе, будет день, следующий за днем надлежащего уведомления поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Следовательно, на одиннадцатый день с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта контракт считается расторгнутым. В случае, если последний день десятидневного срока, в рамках которого поставщик может устранить нарушения контракта, приходится на нерабочий день, то в соответствии со статьей 193 Гражданского кодекса Российской Федерации днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
Таким образом, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу и контракт расторгнут заказчиком - с 13.02.2023 года.
Нарушения порядка принятия решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта, его направления Подрядчику не установлены.
Проанализировав материалы дела, взаимоотношения сторон в рамках исполнения заключенного и исполняемого контракта (поведение сторон в их совокупности и взаимосвязи), Комиссия Астраханского УФАС России пришла к следующим выводам.
Заказчик, принимая Решение, основывается на исполнении ИП Хамзиной Н.Р. обязательств по Контракту не в полном объеме и со значительным нарушением срока исполнения таких обязательств, поскольку контрактом срок установлен как до 28.05.2022 года.
Со своей стороны, представителем ИП Хамзиной Н.Р. было пояснено, что нарушение срока исполнения Контракта явилось следствием действий, не зависящих от самого Подрядчика, так как допуск к крыше был затруднен, поскольку вход на место выполнения работ осуществляется только через окно второго этажа здания, расположенного по адресу: г.Астрахань, ул.Набережная Приволжского Затона, 13, кор.2.
Следует отметить, что данное обстоятельство не было указано в Контракте, то есть Подрядчик при подписании заключенного контракта не знал об этом.
Из пояснений представителя ИП Хамзиной Н.Р. следует, что работы по Контракту должны были выполняться с применением машиностроительной техники, однако подъехать к месту выполнения работ не предоставлялось возможным, что в свою очередь, и повлекло не только нарушение срока исполнения контракта, но и невозможность его исполнения в полном объеме.
Таким образом, все работы выполнялись без применения машиностроительной техники, вручную сотрудниками ИП Хамзиной Н.Р.
Факт невозможности подъезда техники, затрудненный допуск к крыше подтверждается фото-материлами, которые были представлены Комиссии представителем ИП Хамзиной Н.Р.
Представитель Заказчика не опровергал вышеуказанные обстоятельства.
На основании вышеизложенных доводов сторон, Комиссия Управления сообщает следующее.
В гражданских правоотношениях с "публичным элементом" не определено, что ненадлежащее исполнение либо неисполнение договорных обязательств в любом случае влечет такую меру ответственности как включение сведений об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков.
Следует учитывать различия в предметах исследования и оценки обстоятельств неисполнения условий контракта (срока его исполнения) в гражданско-правовом споре и в деле о рассмотрении оснований для включения сведений о поставщике в реестр недобросовестных поставщиков.
При включении сведений о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в каждом конкретном случае необходимо решить вопрос о законности, справедливости и целесообразности соответствующей меры ответственности в отношении определенного нарушителя, исходя из значимого комплекса обстоятельств, а равно баланса частных и публичных прав (интересов).
Основанием для включения соответствующих сведений в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как победителем торгов либо нарушающее права заказчика относительно условий и срока исполнения контракта. Важно при этом учесть препятствия к реализации принципа эффективного использования бюджетных средств, решить вопрос, благодаря кому и почему этот принцип не получил должной реализации.
Реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры государственного или муниципального заказа обязательств.
Одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в соответствующих закупках.
Между сторонами фактически имеется гражданско-правовой спор относительно исполнения ИП Хамзиной Н.Р. обязательств по муниципальному контракту N44м от 28.04.2022 года на выполнение работ по ремонту кровли над помещениями N48-55 по тех.паспорту здания по адресу: ул.Набережная Приволжского Затона, 13, кор.2 (ИКЗ: 223301509683030150100100010000000000).
Разрешение данной ситуации (правомерности / неправомерности действий сторон) находится вне плоскости полномочий антимонопольного органа.
Согласно пункту 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.
Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения.
Следовательно, исходя из презумпции добросовестности и разумности участников гражданских правоотношений и общего принципа доказывания лицо, от которого требуются разумность или добросовестность при осуществлении права, признается действующим разумно и добросовестно, пока не доказано обратное. Бремя доказывания лежит на лице, утверждающем, что управомоченный употребил свое право исключительно во зло другому лицу.
С учетом изложенного контрольный орган в сфере закупок при рассмотрении вопроса о включении или невключении определенного субъекта в реестр недобросовестных поставщиков не может ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. При этом действующее законодательство не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Исходя из этого, для возникновения таких правовых последствий как признание ООО "Барс" недобросовестным поставщиком, контролирующий орган в сфере закупок обязан выяснить все обстоятельства, определить вину лица, характер его действий, и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения победителя аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.
В то же время Заказчиком не представлено бесспорных доказательств, из содержания которых становится очевидным, что действия ООО Барс" свидетельствуют в пользу недобросовестного поведения последнего и о наличии у Общества умысла на исполнение Контракта ненадлежащим образом.
Согласно частям 1 - 2 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ сведения об участниках закупки, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Частью 7 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ предусмотрено, что в пяти рабочих дней с даты поступления документов и информации, указанных в частях 4 - 6 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в указанных документах и информации фактов; в случае подтверждения достоверности этих фактов федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, включает информацию, предусмотренную частью 3 рассматриваемой статьи, в реестр недобросовестных поставщиков в течение трех рабочих дней с даты подтверждения этих фактов.
В соответствии с пунктами 13, 15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных соответствующим Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 (далее также - Правила), уполномоченный орган рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих о об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое действие исполнителя, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, в том числе, приведших к невозможности исполнения в срок контракта.
В определениях Конституционного суда Российской Федерации от 07.06.2001 N 139-О, от 07.02.2002 N 16-О, постановлениях от 21.11.2002 N 15-П, от 30.07.2001 N 13-П, информационном письме ВАС РФ от 20.12.1999 N С1-7/смп-1341 "Об основных положениях, применяемых Европейским судом по правам человека по защите имущественных прав и права на правосудие" указано, что меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Указанные меры не должны подавлять экономическую самостоятельность и инициативу граждан и юридических лиц, чрезмерно ограничивать право каждого на свободное пользование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности.
По смыслу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционной право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целым и охраняемым законам интересам, а также характеру совершенного деяния.
При рассмотрении вопроса о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений о поставщике (подрядчике, исполнителе) антимонопольный орган не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки, а оценивает поведение поставщика (подрядчика, исполнителя) на предмет его добросовестности и направленности действия на фактическое исполнение контракта.
Доказательства же совершения ИП Хамзиной Н.Р. умышленных действий (бездействия), направленных на уклонение от надлежащего исполнения контракта N44м от 28.04.2022 года на выполнение работ по ремонту кровли над помещениями N48-55 по тех.паспорту здания по адресу: ул.Набережная Приволжского Затона, 13, кор.2 (ИКЗ: 223301509683030150100100010000000000), недобросовестного его поведения, отсутствуют. Иных доказательств, являющихся безусловным основанием для вывода о наличии оснований для включения в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ИП Хамзиной Н.Р., Заказчиком не представлено.
Более того, Комиссия Управления отмечает, что Контракт исполнен ИП Хамзиной Н.Р. на 58,3%, то есть большая часть взятых на себя обязательств Подрядчиком исполнена несмотря на все обстоятельства, возникшие при выполнении работ.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о том, что исходя из имеющихся на день рассмотрения сведений фактов и доказательств основания для включения сведений об ИП Хамзиной Н.Р. в реестр недобросовестных поставщиков отсутствуют.
На основании вышеизложенного, а также руководствуясь положениями Постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)", частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1.В удовлетворении заявления Управления по коммунальному хозяйству и благоустройству Администрации муниципального образования "Город Астрахань" о включении сведений об Индивидуальном предпринимателе Хамзиной Нагимы Ризабековны (ИНН 301604672196, адрес: 414029, г.Астрахань, ул.1-я Железнодорожная, д.16, кор.2, кв.25) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) отказать.
2.Нарушения Управлением по коммунальному хозяйству и благоустройству Администрации муниципального образования "Город Астрахань" требований Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при заключении муниципального контракта от 28.04.2022 года N44м на выполнение работ по ремонту кровли над помещениями N48-55 по тех.паспорту здания по адресу: ул.Набережная Приволжского Затона, 13, кор.2 (ИКЗ: 223301509683030150100100010000000000) и направлении в Астраханское УФАС России обращения о включении информации об ИП Хамзиной Н.Р. в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), отсутствуют.
3. Предписание не выдавать.
Примечание: настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель комиссии Т.Н.Камакина
Члены комиссии Е.М.Балтыкова
К.В.Родина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 21 февраля 2023 г. N РНП-30-21-2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.02.2023