Комиссия Белгородского УФАС России по контролю в сфере закупок, созданная в соответствии с приказом Белгородского УФАС России от 10.02.2023 N 46 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок для рассмотрения жалобы ООО "ЮГСМАРТПРОЕКТ"" (далее - Комиссия), в составе: председатель Комиссии:- заместитель руководителя управления - начальник отдела контроля закупок Белгородского УФАС России; члены Комиссии:- главный специалист-эксперт отдела контроля закупок Белгородского УФАС России,- ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок Белгородского УФАС России; при участии представителя заказчика - Министерства образования Белгородской области - (по доверенности), (по доверенности), уполномоченного учреждения - ОГКУ Белгородской области "Центр закупок" (по доверенности), заявителя ООО "ЮГСМАРТПРОЕКТ" (по доверенности), рассмотрев жалобу ООО "ЮГСМАРТПРОЕКТ" на положения извещения об электронном аукционе "Поставка продукции радиоэлектронной промышленности "14-2023-нр5213"" (N закупки 0826500000923000567), проведя внеплановую проверку в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
УСТАНОВИЛА:
В Белгородское УФАС России поступила жалоба ООО "ЮГСМАРТПРОЕКТ" на положения извещения об электронном аукционе "Поставка продукции радиоэлектронной промышленности "14-2023-нр5213"" (N закупки 0826500000923000567) (далее - Электронный аукцион).
Из содержания указанной жалобы следует, что неотъемлемой частью оборудования (устройства) является программное обеспечение, обеспечивающее его функционирование и выполняющее функцию системы управления. По мнению Заявителя, закупаемые Заказчиком устройства являются электронно-вычислительной машиной со встроенным программным обеспечением, ввиду чего у Заказчика возникает обязанность установить запрет на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств.
Представители Заказчика - Министерство образования Белгородской области, уполномоченного учреждения - ОГКУ Белгородской области "Центр закупок" представили возражения на жалобу ООО "ЮГСМАРТПРОЕКТ", с доводами, изложенными в жалобе не согласны, просят признать жалобу необоснованной.
Комиссия, рассмотрев жалобу ООО "ЮГСМАРТПРОЕКТ", ознакомившись с представленными возражениями, приходит к следующим выводам.
На официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (далее - ЕИС) www.zakupki.gov.ru 30.01.2023 размещены извещение и документация об Электронном аукционе.
Объект закупки - Поставка продукции радиоэлектронной промышленности "14-2023-нр5213".
Начальная (максимальная) цена контракта - 2 190 000 рублей 00 копеек.
На момент рассмотрения жалобы ООО "ЮГСМАРТПРОЕКТ" контракт по результатам Электронного аукциона не заключен.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать электронные документы, в том числе описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, при описании объекта закупки должен руководствоваться правилами, в том числе: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе.
Согласно части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как следует из содержания извещения об осуществлении закупки, Заказчиком в соответствии с требованиями части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе установлены ограничения допуска, предусмотренные постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 878), а также условия допуска товаров, происходящих из иностранных государств в соответствии с Приказом Минфина России от 04.06.2018 N 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Приказ N 126н)
В соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5 Правил использования Каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 (далее - Правила использования КТРУ) заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев:
а) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в пункты 22 - 27 и 29 перечня промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, предусмотренного приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства", при условии установления в соответствии с указанным постановлением запрета на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, а также осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств;
б) если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 5 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Объекту закупки соответствует позиция из КТРУ 26.70.13.000-00000004 - "Камера видеонаблюдения", соответствующая коду ОКПД 2 - 26.70.13.000 "Видеокамеры цифровые".
Описание объекта закупки содержит следующие требования для закупаемого товара:
N п/п |
Наименование товара |
Показатели и значения показателей, позволяющие определить соответствие закупаемого товара установленным Заказчиком требованиям |
|
Инструкция по заполнению |
|||
Функциональные, технические, качественные, эксплуатационные и другие характеристики объекта закупки в соответствии со ст. 33 Федерального закона N 44-ФЗ |
Единица измерения |
Показатели, значение которых не может измениться |
Показатели, по которым требуется указать точное значение |
Количество, штука |
|
||
1 |
Камера видеонаблюдения
КТРУ 26.70.13.000-00000004 |
Тип камеры |
|
Цифровая |
|
146 |
Значение показателя остается неизменным |
HD-формат |
|
Full HD 1080p |
|
Значение показателя остается неизменным |
|||
Дальность подсветки |
Метр |
|
> 20 и 30 |
Указывается конкретное значение показателя |
|||
Материал корпуса (кожуха) |
|
Металлический |
|
Значение показателя остается неизменным |
|||
Ночная съемка |
|
Да |
|
Значение показателя остается неизменным |
|||
Поддержка PoE |
|
Да |
|
Значение показателя остается неизменным |
|||
Поддержка аудиокодеков |
|
AAC |
|
Значение показателя остается неизменным |
|||
Поддержка карт памяти |
|
microSD |
|
Значение показателя остается неизменным |
|||
Тип носителя |
|
Карта памяти |
|
Значение показателя остается неизменным |
|||
Потребляемая мощность |
Ватт |
|
5 и < 7 |
Указывается конкретное значение показателя |
|||
Светочувствительность |
Люкс |
|
0 и < 1 |
Указывается конкретное значение показателя |
|||
Размер матрицы |
Дюйм |
|
> 1/2.9 и 1/2 |
Указывается конкретное значение показателя |
|||
Разъемы |
|
Ethernet, |
|
Значение показателя остается неизменным |
|||
Разъемы |
|
Порт RJ-45 |
|
Значение показателя остается неизменным |
|||
Разъемы |
|
Разъем питания DC |
|
Значение показателя остается неизменным |
|||
Съемка и возможности |
|
Запись на карту памяти |
|
Значение показателя остается неизменным |
|||
Съемка и возможности |
|
Съемка ночная |
|
Значение показателя остается неизменным |
|||
Тип конструкции камеры |
|
Купольная |
|
Значение показателя остается неизменным |
|||
Тип крепления |
|
Потолочные |
|
Значение показателя остается неизменным |
|||
Тип объектива |
|
Фиксированный (монофокальный) |
|
Значение показателя остается неизменным |
|||
Функции и возможности |
|
Слот для карты памяти |
|
Значение показателя остается неизменным |
|||
Функции и возможности |
|
Встроенный микрофон |
|
Значение показателя остается неизменным |
|||
Функции и возможности |
|
Механический ИК-фильтр |
|
Значение показателя остается неизменным |
|||
Функции и возможности |
|
ИК-подсветка |
|
Значение показателя остается неизменным |
|||
Функции и возможности |
|
Режим BLC |
|
Значение показателя остается неизменным |
|||
Функции и возможности |
|
Режим HLC |
|
Значение показателя остается неизменным |
|||
Функции и возможности |
|
Режим WDR |
|
Значение показателя остается неизменным |
|||
Функции и возможности |
|
Влаго-, ударостойкая |
|
Значение показателя остается неизменным |
|||
Функции и возможности |
|
Антивандальная |
|
Значение показателя остается неизменным |
|||
Частота кадров |
кадр/сек |
30 |
|
Значение показателя остается неизменным |
|||
Число мегапикселей матрицы |
|
|
2 и 8 |
Указывается конкретное значение показателя |
В письменных и устных возражениях представитель Заказчика отметил, что информация о товаре, включенная в позицию каталога 26.70.13.000-00000004 - "Камера видеонаблюдения" не содержит такой характеристики как "программное обеспечение" и (или) "встроенное и (или) предустановленное программное обеспечение", в связи с чем, Заказчик не имеет возможности включить в описание объекта закупки дополнительные характеристики товара, за исключением имеющихся в соответствующей позиции каталога, в том числе включить в описание объекта закупки требование к наличию программного обеспечения.
Заказчиком не установлен запрет в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N1236) по следующим основаниям:
Пунктом 2 Постановления N1236 установлен запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации (далее - реестр евразийского программного обеспечения), а также исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения (далее - программное обеспечение и (или) права на него), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд
Пунктом 2.1. Постановления N1236 установлено, что для целей применения пункта 2 Постановления N1236 под программным обеспечением понимают программное обеспечение и (или) права на него вследствие выполнения следующих контрактных обязательств:
а) поставка на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, а также предоставление в аренду или в пользование программного обеспечения посредством использования каналов связи и внешней информационно-технологической и программно-аппаратной инфраструктуры, обеспечивающей сбор, обработку и хранение данных (услуги облачных вычислений);
б) поставка, техническое обслуживание персональных электронных вычислительных машин, устройств терминального доступа, серверного оборудования и иных средств вычислительной техники, на которых программное обеспечение подлежит установке в результате исполнения контракта;
в) выполнение работ, оказание услуг, связанных с разработкой, модификацией, модернизацией программного обеспечения, в том числе в составе существующих автоматизированных систем, если такие работы или услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование программного обеспечения или расширением ранее предоставленного объема прав;
г) оказание услуг, связанных с сопровождением, технической поддержкой, обновлением программного обеспечения, в том числе в составе существующих автоматизированных систем, если такие услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование программного обеспечения или расширением ранее предоставленного объема прав.
Исходя из вышеизложенных положений Постановления N1236 следует, что под программным обеспечением в рамках Постановления N1236, понимается, в том числе, поставка программного обеспечения на материальных носителях, а также оборудование, на которое установка программного обеспечения осуществляется в рамках исполнения контракта.
Аналогичная позиция отражена в Письме Минфина России от 30.04.2020 N 24-03-06/35429, а также Письме ФАС России от 30.12.2022 N ПИ/118987/22.
В письменных возражениях Заказчик указал, что камера видеонаблюдения - это автономное портативное электронное устройство, основной функцией которого является захват и запись видео.
Видеокамера не может являться материальным носителем программного обеспечения, поскольку фактически не имеет загружаемого программного обеспечения в понимании Постановления N 1236.
Все функции современных цифровых видеокамер реализованы посредством аппаратных средств, а также обеспечены базовой настройкой микрокодом ("прошивкой") внутренних компонентов отвечающих за работоспособность аппаратной части и служит связующим звеном технологических составляющих камеры для ее функционирования. Без наличия системы обработки данных использовать камеру видеонаблюдения не представляется возможным. При этом система обработки данных разрабатывается производителем, исключительно в рамках работы конкретного оборудования, что свидетельствует о невозможности разделения физических и цифровых составляющих видеокамеры, что в свою очередь подтверждает и информация, включенная о данном товаре в позицию КТРУ - в ней отсутствует информация о предустановленном программном обеспечении.
Микрокод - это программа, реализующая набор инструкций процессора. Одна инструкция языка высокого уровня преобразуется в серию машинных инструкций в процессоре, который при этом использует микрокод. Каждая машинная инструкция реализуется в виде серии микроинструкций - микропрограммы, микрокода. Микрокод является неотъемлемой частью аппаратной составляющей электронного оборудования.
Микрокод (прошивка) не соответствует критериям пункта 2 Постановления N 1236, поскольку не поставляется на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, не подлежит установке, не подлежит разработке и модификации.
Кроме того, права на использование "микрокода", как отдельного компонента отсутствуют, так как данный компонент не является отдельным элементом, т.е. не может быть использован отдельно от устройства, не может быть заменен, не может быть применен в качестве программного обеспечения для ЭВМ и баз данных.
Согласно общепринятой терминологии под электронно-вычислительной машиной (ЭВМ) понимается комплекс технических, аппаратных и программных средств, предназначенных для автоматической обработки информации и вычислений, а также в случае необходимости - автоматического управления.
Камера видеонаблюдения, если рассматривать ее с точки зрения ЭВМ не предназначена для обработки информации и вычислений, а также в случае необходимости - автоматического управления, так как все эти функции выполняются видеорегистраторами (серверами видео регистрации) на которых и происходит обработка, хранение и т.п. полученного с камеры видеонаблюдения изображения.
Сама камера является комплексным устройством, рассматривать отдельно аппаратную и программную части в которой недопустимо, поскольку они не могут функционировать друг без друга.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что положения Постановления N1236 не содержат условия о том, что главным условием установления запрета является именно нахождение программного обеспечения в едином реестре российских программ для ЭВМ и баз данных, поскольку условия, при которых запрет, предусмотренный Постановлением N1236, подлежит установлению изложены в пункте 2.1 указанного постановления. Законом о контрактной системе, а также Постановлением N 1236 не регламентированы случаи применения, рассматриваемого запрета при закупках оборудования с предустановленным программным обеспечением (встроенным программным обеспечением), без которого функционирование данного оборудования невозможно.
Таким образом объект закупки (камеры видеонаблюдения), а также предмет контракта, не попадает под определения программного обеспечения, установленные п. 2.1 Постановления N 1236.
При указанный обстоятельствах доводы жалобы ООО "ЮГСМАРТПРОЕКТ" не нашли своего подтверждения.
Руководствуясь статьями 99 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ЮГСМАРТПРОЕКТ" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии:
Члены Комиссии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области от 16 февраля 2023 г. N 031/06/42-99/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.02.2023