Комиссия Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Заседание проводилось посредством системы видеоконференцсвязи в соответствии с письмом ФАС России от 29 мая 2020 г. N МЕ/45732/20 "О рассмотрении жалоб, проведении внеплановых проверок, рассмотрении обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков",
рассмотрев в соответствии с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, п.п. 6.4-6.6. Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15, жалобу Заявителя и в результате проведения в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановой проверки
УСТАНОВИЛА:
В Ленинградское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх. N 1319-ИП/23 от 08.02.2023) на положения извещения при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по содержанию и ремонту оборудования наружного освещения, поставка оборудования наружного освещения расположенного на территории Кировского городского поселения Кировского муниципального района Ленинградской области.
Извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме размещено 24.01.2023 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС).
Начальная (максимальная) цена контракта - 5 799 850,00 руб.
Рассмотрев представленные документы, Комиссия пришла к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе гласит, Контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
При этом в соответствии с частью 2 указанной статьи Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентные способы могут быть открытыми и закрытыми. При открытом конкурентном способе информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. При закрытом конкурентном способе информация о закупке сообщается путем направления приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - приглашение) ограниченному кругу лиц, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок.
Конкурентными способами определения поставщиков являются, в том числе конкурсы (открытый конкурс в электронной форме (далее - электронный конкурс), закрытый конкурс, закрытый конкурс в электронной форме (далее - закрытый электронный конкурс) (часть 2 статьи 24 Закона о контрактной системе).
В соответствии с частью 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.
Частью 2 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
2) обоснование начальной (максимальной) цены контракта с указанием информации о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), порядка применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта;
3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
4) порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом;
5) проект контракта;
6) перечень дополнительных требований к извещению об осуществлении закупки, участникам закупок, содержанию заявок на участие в закупках при осуществлении закупок:
а) на оказание услуг специализированного депозитария и доверительного управления средствами пенсионных накоплений, установленных в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации";
б) на оказание услуг специализированного депозитария, оказываемых уполномоченному федеральному органу, и доверительного управления, установленных в соответствии со статьей 24 Федерального закона от 20 августа 2004 года N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих";
в) на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, установленных федеральным законом, регулирующим отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
В силу положений пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться, в том числе следующими правилами:
использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно пункту 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Пунктом 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе определено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом. Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе размещается заказчиками в виде электронного документа.
Согласно части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Частью 8 той же статьи предусмотрено, что Порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
Постановление Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства N 2604) установлен порядок оценки заявок участников открытого конкурса в электронной форме.
Так, следуя пункту 3 Постановления Правительства N 2604, законодателем установлены следующие критерии оценки:
а) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
б) расходы;
в) характеристики объекта закупки;
г) квалификация участников закупки.
Согласно доводам жалобы Заявитель оспаривает положения извещения об осуществлении закупки в части установления ненадлежащего порядка рассмотрения и оценки заявок участников.
Комиссией установлено, что Заказчиком в извещении об осуществлении закупки предусмотрен порядок рассмотрения и оценки заявок участников закупки по критерию "Характеристики объекта закупки", предусматривающий следующие положения:
II. Критерии и показатели оценки заявок на участие в закупке | |||||||||
N |
Критерий оценки |
Значимость критерия оценки, процентов |
Показатель оценки |
Значимость показателя оценки, процентов |
Показатель оценки, детализирующий показатель оценки |
Значимость показателя, детализирующего показатель оценки, процентов |
Формула оценки или шкала оценки |
||
1. |
Цена контракта |
60 |
- |
- |
- |
- |
оценка заявок осуществляется по формулам, предусмотренным пунктами 9 или 10 Положения об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2021 г. N 2604 |
||
2. |
Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки |
30 |
Качественные характеристики объекта закупки |
100 |
Качество работ, качество услуг (число предложенных методов) |
100 |
Оценка заявок осуществляется по формуле, указанной в разделе 3 настоящей таблицы |
||
3. |
Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации |
10 |
наличие у участников закупки оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании |
60 |
Обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки единиц транспортной и коммунально-хозяйственной техники, необходимых для выполнения работ |
100 |
Оценка заявок осуществляется по формуле, указанной в разделе 3 настоящей таблицы |
||
Наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта |
40 |
общее количество исполненных участником закупки договоров |
100 |
Оценка заявок осуществляется по формуле, указанной в разделе 3 настоящей таблицы |
|||||
III. Отдельные положения о применении отдельных критериев оценки, показателей оценки и показателей оценки, детализирующих показатели оценки, предусмотренных разделом II настоящей таблицы | |||||||||
N |
Наименование критерия оценки, показателя оценки, показателя оценки, детализирующего показатель оценки, при применении которого устанавливается положение, предусмотренное графой 3 |
Положение о применения критерия оценки, показателя оценки, показателя оценки, детализирующего показатель оценки |
|||||||
1 |
2 |
3 |
|||||||
1 |
Характеристики объекта закупки: качественные характеристики объекта закупки |
Показатель оценки установлен в соответствии с пп. а) п. 16 ПП N 2604. Оценка производится в соответствии с пп. е) п. 20 ПП N2604. Порядок оценки: а) Под методами понимаются конкретные технологические приемы и способы, которые будут использованы при выполнении отдельных видов работ (оказании отдельных видов услуг) по контракту. Оценка производится в штуках. б) Количество баллов, присуждаемых по показателю, определяется:
- оценка по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки"; - значение характеристики объекта закупки, содержащееся в предложении участника закупки, заявка (часть заявки) которого подлежит оценке; - минимальное значение характеристики объекта закупки, содержащееся в заявках (частях заявок), подлежащих оценке; - предельное максимальное значение характеристики объекта закупки, установленное заказчиком (15 методов). в) Для целей присвоения баллов методы могут быть предоставлены в соответствии с таблицей Детализированный план выполнения работ (оказания услуг) (таблица N 1) (Приложение N 1). Метод будет считаться обоснованным, если указаны наименование и суть метода, а также указан перечень оборудования, используемого для выполнения работ (оказания услуг). В случае отсутствия указанной информации, метод считается необоснованным и не учитывается при определении баллов по показателю. |
|||||||
2 |
Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации: наличие у участников закупки оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании |
Показатель оценки установлен в соответствии с пп. б) п. 24 ПП N 2604. Оценка производится в соответствии с пп. з) п. 20 ПП N 2604. Перечень оборудования, оцениваемого по показателю: - Бурильно-крановая машина; - Бортовая машина с манипулятором; - Автомобиль для перевозки бригад; - Автовышка. Перечень документов, подтверждающих наличие оборудования: - инвентарные карточки учета объектов основных средств унифицированной формы ОС-6 (при наличии оборудования и других материальных ресурсов в собственности участника закупки); - договоры аренды (лизинга), безвозмездного пользования, субаренды на срок исполнения контракта с приложением актов, подтверждающих наличие у участника закупки оборудования и других материальных ресурсов (при отсутствии оборудования и других материальных ресурсов в собственности участника закупки). К оценке принимаются документы, указанные выше, в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями. Такие документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов. Количество баллов, присуждаемых по показателю, определяется:
- оценка по критерию "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации"; - значение характеристики объекта закупки, содержащееся в предложении участника закупки, заявка (часть заявки) которого подлежит оценке; - предельное минимальное значение характеристики объекта закупки, (4 единиц техники); - предельное максимальное значение характеристики объекта закупки, установленное заказчиком (10 единиц техники). |
|||||||
3 |
Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации: Наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта |
Показатель оценки установлен в соответствии с пп. в) п. 24 ПП N 2604. Оценка производится в соответствии с пп. е) п. 20 ПП N 2604. Заказчиком оценивается предложение участника об объемах (оценивается количество договоров на оказание услуг, связанных с предметом контракта (договора) на право заключить который проводится закупка, исчисляемое в штуках) исполненных участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ, связанных с предметом контракта (договора) на право заключить который проводится закупка за последние 5 лет, предшествующие дате окончания подачи заявок на участие в настоящей закупке. Перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта выполнения работ: - копия ранее исполненного контракта на выполнение работ, связанного с предметом контракта (договора) на право заключить который проводится закупка; - копия акта(ов) приемки работ, подтверждающего(их) приемку работ по исполнению контракта или копия итогового акта приемки работ, содержащего(их) сведения о стоимости выполненных работ; - последний акт, составленный при исполнении договора, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок; Копии указанных документов должны быть представлены в полном объеме со всеми приложениями, являющимися их неотъемлемой частью. При этом представленные документы должны быть в виде неповторяющихся, полночитаемых копий, на которых видны необходимые сведения, позволяющие определить стороны контракта, дату заключения контракта, предмет контракта, стоимость контракта, подписи и печати. Представленные участником закупки контракты, исполнение которых не подтверждено документально, не учитываются при оценке. Датой исполнения контракта считается дата акта приемки работ или итогового акта приемки работ, подтверждающего приемку услуг по исполнению контракта. Документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов. Под оказанием услуг понимаются исключительно исполненные договоры в соответствии с условиями, установленными в договорах, при исполнении которых поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек). Под услугами, связанными с предметом контракта (договора) на право заключить который проводится закупка, понимаются услуги (работы) содержанию и/или ремонту и/или монтажу оборудования наружного освещения. В случае если контракты заключены в электронной форме, опыт может быть подтвержден размещенными на сайте Единой информационной системы в сфере закупок zakupki.gov.ru "Информацией о заключенном контракте (его изменении)" и "Информацией об исполнении (о расторжении) контракта" при условии предоставления сведений в составе заявки в соответствии с прилагаемой формой "Сводные сведения о наличии опыта у участника закупки по оказанию услуг, связанных с предметом контракта (договора) на право заключить который проводится закупка", содержащей данные о реестровом номере закупки, номере контракта, дате заключения, предмете, сумме контракта, дате исполнения контракта. Непредоставление в составе второй части заявки на участие в электронном конкурсе таких документов не является основанием для отказа в допуске к участию в процедуре, однако при оценке заявок по настоящему показателю комиссией будут учитываться сведения, заявленные участниками закупки, которые подтверждены документально в составе второй части заявки на участие в конкурсе либо информацией, размещенной на сайте Единой информационной системы в сфере закупок zakupki.gov.ru. Дополнительно сведения о контрактах, заключенных в письменной форме, могут быть также представлены в составе заявки по форме "Сводные сведения о наличии опыта у участника закупки по выполнению работ, связанных с предметом контракта (договора) на право заключить который проводится закупка", содержащей данные о номере контракта, дате заключения, предмете, сумме контракта, дате исполнения контракта. Количество баллов, присуждаемых по показателю, определяется:
- оценка по критерию "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации"; - значение характеристики объекта закупки, содержащееся в предложении участника закупки, заявка (часть заявки) которого подлежит оценке; - максимальное значение характеристики объекта закупки, содержащееся в заявках (частях заявок), подлежащих оценке; - минимальное значение характеристики объекта закупки, содержащееся в заявках (частях заявок), подлежащих оценке. - предельное максимальное значение характеристики объекта закупки, установленное заказчиком (5 штук). |
Приложение N 1
к критериям оценки заявок участников закупки
(Рекомендуемая форма)
ЧАСТЬ 1. КАЧЕСТВЕННЫЕ, ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ И ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОБЪЕКТА ЗАКУПКИ
СВОДНЫЕ ДАННЫЕ
Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок |
Численное значение |
Качество работ, качество услуг (число предложенных методов), КЗм |
|
ДЕТАЛИЗИРОВАННЫЙ ПЛАН ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ (ОКАЗАНИЯ УСЛУГ)
Таблица 1
Детализированное Предложение о качестве работ (услуг) | |||||
Номер этапа работ (услуг) |
Наименование работ (услуг) |
Виды работ (услуг) |
Действия Исполнителя при выполнении (оказании) отдельного вида работ (услуг) "Методы" |
Перечень оборудования и материала, используемый при выполнении работ |
Характеристики оборудования и материалов |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1. |
|
|
|
|
|
2. |
|
|
|
|
|
Приложение 2
к критериям оценки заявок участников закупки
(Рекомендуемая форма)
СВОДНЫЕ СВЕДЕНИЯ
о наличии опыта у участника закупки по выполнению работ, связанных с предметом контракта (договора) на право заключить который проводится закупка
(рекомендованная)
N п/п |
Номер и дата заключения контракта (договора) |
Реестровый номер процедуры/ Номер записи в реестре контрактов (реестре договоров) для контрактов (договоров), заключенных в соответствии с 44-ФЗ, 223-ФЗ). |
Наименование предмета контракта (договора) |
Сумма контракта (договора) (руб.) |
Дата исполнения контракта (договора) |
Перечень документов, представленных в подтверждение данных сведений |
1. |
|
|
|
|
|
|
2. |
|
|
|
|
|
|
_ |
|
|
|
|
|
|
Итого исполнено ___ контрактов/договоров на общую сумму _____________ руб. |
В соответствии с пунктом 16 Положения для оценки заявок по критерию оценки "Характеристики объекта закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) качественные характеристики объекта закупки;
б) функциональные характеристики объекта закупки;
в) экологические характеристики объекта закупки.
Пунктом 17 Постановления Правительства N 2604 предусмотрено, что для оценки заявок по показателям оценки, предусмотренным пунктом 16 настоящего Положения, применяются детализирующие показатели, предусматривающие оценку различных характеристик, образующих такие показатели оценки.
Если характеристика, предусмотренная детализирующим показателем, не определяется количественным значением, документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению, устанавливается перечень свойств объекта закупки, подлежащих оценке (пункт 19 Постановления Правительства N 2604).
Пунктом 22 Положения определено, что в случае отсутствия функциональной зависимости между значением характеристики объекта закупки, определенной количественным значением, и значением количества присваиваемых баллов, а также в случае, если характеристика не определяется количественным значением, значение количества баллов по детализирующему показателю присваивается заявке, подлежащей в соответствии с Федеральным законом оценке по критерию оценки "Характеристики объекта закупки", по шкале оценки. При этом документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению, устанавливаются значения количества баллов, присваиваемые за предлагаемое (предлагаемые) участником закупки количественное значение (значения) характеристики объекта закупки или предлагаемое участником закупки свойство (свойства) объекта закупки.
В соответствии с пунктом 23 Положения, если в случае, указанном в пункте 22 настоящего Положения, предусматривается оценка наличия или отсутствия характеристики объекта закупки, шкала оценки должна предусматривать присвоение:
а) 100 баллов заявке (части заявки), содержащей предложение о наличии характеристики объекта закупки, а при отсутствии характеристики объекта закупки - 0 баллов (если лучшим является наличие характеристики объекта закупки);
б) 100 баллов заявке (части заявки), содержащей предложение об отсутствии характеристики объекта закупки, а при наличии характеристики - 0 баллов (если лучшим является отсутствие характеристики объекта закупки).
Таким образом, Положением предусмотрено, что Заказчиком в рамках нестоимостного критерия "Характеристики объекта закупки" устанавливается один или несколько показателей, в рамках которого (которых) устанавливается детализирующий показатель (показатели), в соответствии с которым Заказчиком оцениваются свойства объекта закупки и для каждого детализирующего показателя устанавливается количество присваиваемых баллов за предоставление и не предоставление соответствующего описания.
Согласно порядку рассмотрения и оценки заявок участников Заказчиком в отношении показателя оценки "Качественные характеристики объекта закупки" установлено:
"Показатель оценки установлен в соответствии с пп. а) п. 16 ПП N 2604.
Оценка производится в соответствии с пп. е) п. 20 ПП N2604.
Порядок оценки:
а) Под методами понимаются конкретные технологические приемы и способы, которые будут использованы при выполнении отдельных видов работ (оказании отдельных видов услуг) по контракту. Оценка производится в штуках.
б) Количество баллов, присуждаемых по показателю, определяется:
- оценка по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки";
- значение характеристики объекта закупки, содержащееся в предложении участника закупки, заявка (часть заявки) которого подлежит оценке;
- минимальное значение характеристики объекта закупки, содержащееся в заявках (частях заявок), подлежащих оценке;
- предельное максимальное значение характеристики объекта закупки, установленное заказчиком (15 методов).
в) Для целей присвоения баллов методы могут быть предоставлены в соответствии с таблицей Детализированный план выполнения работ (оказания услуг) (таблица N 1) (Приложение N 1).
Метод будет считаться обоснованным, если указаны наименование и суть метода, а также указан перечень оборудования, используемого для выполнения работ (оказания услуг). В случае отсутствия указанной информации, метод считается необоснованным и не учитывается при определении баллов по показателю".
То есть, из материалов дела следует, установленная Заказчиком характеристика определяется количественным значением и выражается в предложении участника конкурса по организации выполнения работ (предоставления услуг), а именно предоставления конкретных технологических приемов и способов, которые будут использованы при выполнении отдельных видов работ (оказании отдельных видов услуг) по контракту (далее - Методы).
Комиссия пришла к выводу, что Заказчик, вместо установления свойства, которому может соответствовать/не соответствовать потенциальный участник на основании п. 22 и 23 Положения, фактически требует некое представление описания в отношении методов.
Кроме того, Комиссия установила, что Заказчиком не конкретизировано каким образом описание методов должно быть предоставлено, например какие именно характеристики оборудования необходимо, минимальные (марка, модель, наименование) или детализированные (физико-технические свойства, габаритные размеры и т.д.), также не установлено насколько детализировано необходимо описывать действия исполнителя и что они должны в себя включать.
Таким образом, Заказчик согласно установленному порядку оценки имеет возможность оценить любую предоставленную информацию по данной характеристике как информацию, содержащую двусмысленность или неоднозначный характер сведений или сослаться на то, что указанные сведения предоставлены не в полном объеме, и оценить все предоставленные сведения по данному показателю в 0 баллов.
Таким образом, отсутствие точных сведений в части описания качественных, функциональных и экологических характеристик объекта закупки может ввести потенциальных участников закупки в заблуждение, в нарушение положений Постановления Правительства N 2604 и Закона о контрактной системе.
Также в доводах жалобы Заявитель обращает внимание Комиссии на положения, установленные в отношении показателя оценки "наличие у участников закупки оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании":
"Показатель оценки установлен в соответствии с пп. б) п. 24 ПП N 2604.
Оценка производится в соответствии с пп. з) п. 20 ПП N 2604.
Перечень оборудования, оцениваемого по показателю:
- Бурильно-крановая машина;
- Бортовая машина с манипулятором;
- Автомобиль для перевозки бригад;
- Автовышка.
Перечень документов, подтверждающих наличие оборудования:
- инвентарные карточки учета объектов основных средств унифицированной формы ОС-6 (при наличии оборудования и других материальных ресурсов в собственности участника закупки);
- договоры аренды (лизинга), безвозмездного пользования, субаренды на срок исполнения контракта с приложением актов, подтверждающих наличие у участника закупки оборудования и других материальных ресурсов (при отсутствии оборудования и других материальных ресурсов в собственности участника закупки).
К оценке принимаются документы, указанные выше, в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями. Такие документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов.
Количество баллов, присуждаемых по показателю, определяется:
- оценка по критерию "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации";
- значение характеристики объекта закупки, содержащееся в предложении участника закупки, заявка (часть заявки) которого подлежит оценке;
- предельное минимальное значение характеристики объекта закупки, (4 единиц техники);
- предельное максимальное значение характеристики объекта закупки, установленное заказчиком (10 единиц техники)".
Заявитель считает, что описание требований по данному показателю установлено Заказчиком не должным образом, так как Заказчиком не установлено, какая именно техника должна быть указана в предложении участников закупки, что поставит участников в неравное положение.
В соответствии с пунктом 24 Постановления Правительства N 2604 оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Для оценки заявок по показателям оценки, предусмотренным пунктом 24 настоящего Положения, применяются детализирующие показатели (пункт 25 Положения).
Пунктом 26 Постановления 2604 установлено, что оценка заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" осуществляется с учетом требований настоящего раздела в порядке, установленном пунктами 20 - 23 раздела IV Постановления 2604 для оценки заявок по критерию оценки "характеристики объекта закупки".
Изучив материалы дела, Комиссия пришла к выводу, что Заказчиком действительно не установлена приоритетность в оборудовании, из чего следует, участникам закупки не представляется возможным определить какое именно технику нужно указывать в предложении, чтобы получить максимальное количество баллов, что также ставит их в неравное положение.
Например, один участник закупки предоставит сведения о наличии следующего оборудования в количестве 4 единиц техники:
- Бурильно-крановая машина (1 единица техники);
- Бортовая машина с манипулятором (1 единица техники);
- Автомобиль для перевозки бригад (1 единица техники);
- Автовышка (1 единица техники).
Другой участник закупки предоставит сведения о наличии только Автомобиля для перевозки бригад, но в количестве 10 единиц техники.
Таким образом, участник, который предоставил сведения в отношении 4 единиц техники, получит минимальное количество баллов, хотя представил сведения о наличии полного комплекта оборудования, необходимого Заказчику, что является явным преимуществом над другим участником, который получит максимальное количество баллов, представив сведения в отношении 10 единиц, лишь одного оборудования, при наличии которого выполнять работы не представляется возможным.
На основании вышеизложенного, Управление считает, что подобный порядок оценки не нацелен на обеспечение принципа привлечения большего количества участников и выявления наилучшего предложения.
На основании чего, в действиях Заказчика усматривается нарушение требований пункта 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
Ответственность за указанное нарушение Закона о контрактной системе предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и, руководствуясь частью 8 статьи 106, пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Блинова Надежда Алексеевна обоснованной;
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе;
3. Выдать Заказчику предписание об устранении выявленных нарушений путем отмены протоколов, составленных в ходе осуществления закупки, внесения изменений в извещение о проведении закупки;
4. Передать уполномоченному должностному лицу Ленинградского УФАС России материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 15 февраля 2023 г. N 047/06/42-250/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.02.2023