Комиссия Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия, Комиссия Ленинградского УФАС) в составе:
в присутствии представителей (посредством системы видеоконференцсвязи в соответствии с письмом ФАС России от 29 мая 2020 г. N МЕ/45732/20 "О рассмотрении жалоб, проведении внеплановых проверок, рассмотрении обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков"):
рассмотрев направленное Заказчиком во исполнение требований статьи 104 Федерального закона от 05.04.2014 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N44-ФЗ) обращение о включении сведений об Участнике в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - реестр недобросовестных поставщиков, РНП),
УСТАНОВИЛА:
В Ленинградское УФАС России поступила информация, изложенная в обращении Заказчика, о включении сведений об Участнике в реестр недобросовестных поставщиков в связи с принятием Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта.
Из представленных в Ленинградское УФАС Заказчиком документов следует, что между Заказчиком и Участником заключен контракт N004/23 от 14.11.2022 на услуги физической охраны по адресу ул. Кирова, д.52 в 2023 году (далее - Контракт);
Из направленного Заказчиком обращения следует, что 31.01.2023 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта
Комиссия Ленинградского УФАС в рассматриваемом деле считает необходимым выяснить и оценить все фактические обстоятельства дела в их совокупности и взаимосвязи.
В результате чего, заседание Комиссии проходило 17.02.2023 в 09:45 в формате видеоконференцсвязи.
Однако, в связи с необходимостью приобщения части документов (в том числе видеозаписи камер наблюдения Заказчика от 22.01.2023), а также дополнительного изучения материалов дела, которые имеют решающие значение в рассматриваемом деле, Комиссия сделала перерыв в заседании с повторным вызовом сторон в формате видеоконференцсвязи, запросив у Общества и Заказчика необходимые документы, заседание продолжилось 17.02.2023 в 15:30, Участник и Заказчик обеспечили явку, а также предоставили запрашиваемые документы и пояснения.
Комиссия Ленинградского УФАС, оценив представленные Заказчиком и Участником документы и пояснения, пришла к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 104 Закона N 44-ФЗ ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами (часть 2 статьи 104 Закона N 44-ФЗ).
Согласно части 4 статьи 104 Закона N 44-ФЗ Заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 настоящего Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
В соответствии с частью 7 статьи 104 Закона N 44-ФЗ в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (часть 9 статьи 95 Закона о контрактной системе).
В рассматриваемом случае п. 11.4. Контракта установлено, что Заказчик имеет право в одностороннем порядке отказаться от исполнения Контракта.
Из существа обращения Заказчика в Ленинградское УФАС следует, что решение об одностороннем отказе Заказчика от исполнения Контракта принято 31.01.2023 на основании того, что Участник на протяжении всего срока оказывал их с нарушениями (опоздания охранников, непредставление журналов), а 22.01.2023 произошла нештатная ситуация нападения пациента, в состоянии алкогольного опьянения на врача больницы, при этом дежурившая в этом день охранник (женщина) не смогла в должном виде предпринять необходимые действия.
Ввиду выявленных, по мнению Заказчика, фактов неисполнения обязательств по Контракту, Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Комиссия Ленинградского УФАС учитывает данную позицию Заказчика и отмечает, что основания включения в реестр недобросовестных поставщиков не могут ограничиваться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных обязательств, нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи.
Так, Комиссия выявила, что п. 1.1. Контракта установлено, что Исполнитель обязуется оказывать охранные услуги: услуги физической охраны по адресу: ул. Кирова, д. 52 в 2023 году (далее - услуги) в срок, предусмотренный настоящим контрактом, согласно Спецификации (приложение N 1 к настоящему контракту) и Описанием объекта закупки (приложение N 2 к настоящему контракту), а Заказчик обязуется принять и оплатить оказанные услуги на условиях, предусмотренных настоящим контрактом.
По Контракту:
- 1.2. Сроки оказания услуг: с "01" января 2023 г. по "31" декабря 2023 г. режим предоставления услуг - ежедневно с 19 часов до 07 часов.
- 1.4. Место оказания услуг: г. Сланцы ул. Кирова, д. 52 (приемный покой).
В обязанности Участника по Контракту входит в том числе (п. 8 Приложения N2):
- Ежедневно на Объекте выставлять один пост в количестве одного сотрудника; сотрудник должен иметь экипировку в соответствии с действующим законодательством.
- Организовать охрану общественного порядка и сохранность имущества Заказчика, а также контрольно-пропускной режим на территории Объекта.
- Обеспечить защиту от преступных посягательств на штатных работников Заказчика и посетителей.
- Пресекать административные правонарушения и преступления в помещениях Объекта.
- Взаимодействие и оказание помощи правоохранительным органам
- Соблюдать график дежурства сотрудников охранного предприятия
- Обеспечить на время действия контракта своих охранников, в установленном порядке и по согласованию с Заказчиком спецсредствами, средствами радиосвязи, а также необходимой служебной документацией на объекте, установленной Инструкцией ГУВД Санкт-Петербурга и Ленобласти и руководством Исполнителя
- Согласовать с Заказчиком Инструкции по несению службы на объекте (посту) охранниками Исполнителя, учитывающие специфику охраны объекта (поста) Заказчика, в двухнедельный срок после подписания настоящего контракта
- Обеспечивать соблюдение охранниками доведенных до Исполнителя правил внутреннего распорядка Заказчика, а также неукоснительное подчинение охранников требованиям и распоряжениям администрации Заказчика, если это не противоречит инструкциям, данным охранникам Исполнителем в целях обеспечения безопасности объекта, защиты жизни и здоровья работников и посетителей Заказчика
- Соблюдать установленные Заказчиком правила пожарной безопасности на постах во время несения службы. При обнаружении на охраняемом объекте пожара или срабатывания сигнализации действовать в соответствии с Инструкцией по несению службы.
- Регулярно в согласованном Заказчиком порядке докладывать руководству объекта о результатах несения охранной службы.
- В экстренных ситуациях в любое время суток по вызову администрации Заказчика или охранника направлять на объект собственную вооруженную группу быстрого реагирования на автомобиле имеющем опознавательную символику данного охранного предприятия для предупреждения или пресечения противоправных посягательств, (при наличии РКТС).
Согласно п. 3.1. Контракта услуги по настоящему контракту оказываются поэтапно. Этапом оказания услуг является календарный месяц. Исполнитель ежемесячно по окончании оказания услуг в течение 5 (пяти) рабочих дней направляет документ о приемке оказанных услуг.
На основании п. 3.5. Контракта Исполнитель формирует с использованием единой информационной системы (далее - "ЕИС"), подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Исполнителя, и размещает в ЕИС документ о приемке в соответствии с едиными формами документов, установленных Правительством Российской Федерации, который должен содержать:
(а) включенные в Контракт идентификационный код закупки, наименование, место нахождения Заказчика, наименование объекта закупки, место оказания услуги, информацию об Исполнителе, единицу измерения поставленного товара (при осуществлении закупки товара при оказании услуг), оказанной услуги;
(б) наименование оказанной услуги;
(в) наименование страны происхождения поставленного товара (при осуществлении закупки товара при оказании услуг);
(г) информацию о количестве поставленного товара (при осуществлении закупки товара при оказании услуг);
(д) информацию об объеме оказанной услуги;
(е) стоимость исполненных Исполнителем обязательств, предусмотренных Контрактом, с указанием цены за единицу поставленного товара (при осуществлении закупки товара при оказании услуг), оказанной услуги;
В дальнейшем по п. 3.8. Контракта в срок не позднее 15 рабочих дней, следующих за днем поступления документа о приемке, Заказчик (за исключением случая создания приемочной комиссии) осуществляет одно из следующих действий:
(а) подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Заказчика, и размещает в ЕИС документ о приемке;
(б) формирует с использованием ЕИС, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Заказчика, и размещает в ЕИС мотивированный отказ от подписания документа о приемке с указанием причин такого отказа.
Согласно п. 3.13. Контракта датой приемки выполненной работы считается дата размещения в ЕИС документа о приемке, подписанного Заказчиком.
Согласно п. 11.1. Контракт вступает в силу с 01.01.2023 года и действует по 31.12.2023 года, а в части взаиморасчетов (в т.ч. возмещения убытков, выплаты неустойки, исполнения гарантийных обязательств) - до полного исполнения Сторонами своих обязательств по Контракту.
Комиссия УФАС Ленинградской области установила следующую позицию сторон.
Из письменной позиции Заказчика:
В ходе исполнения Контракта Заказчик столкнулся с многочисленными фактами ненадлежащего исполнения и неисполнения обязательств Исполнителем:
-нарушен график дежурства;
-зафиксированы опоздания на место службы;
-не предоставлен список работников Исполнителя;
-отсутствуют подписи и фамилии сотрудников в листе ознакомления с должностной инструкцией;
-допущено нарушение должностной инструкции осуществление защиты от противоправных действий посторонних лиц в отношении ГБУЗ ЛО "Сланцевская МБ".
В материалы дела приобщены докладные записки сотрудников больницы, а также Претензия Заказчика от 17.01.2023.
22.01.2023 в период с 06:00 до 08:00 произошла нештатная ситуация нападения пациента, в состоянии алкогольного опьянения на врача больницы, при этом дежурившая в этом день охранник (женщина) не смогла в должном виде предпринять необходимые действия для обеспечения защиты от преступных посягательств на штатных работников Заказчика, в настоящее время Следственным комитетом РФ ведется проверка.
Поскольку Исполнителем не принимались меры по надлежащему исполнению Контракта (24.01.2023 зафиксировано очередное опоздание охранника), то 31.01.2023 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта, решение было размещено в ЕИС и получено Исполнителем того же числа.
Из позиции Участника:
В период с 01.01.2023 по 30.01.2023 в ЕИС Заказчиком не размещались претензии и какие-либо требования по заключенному Контракту.
Услуги Исполнителем оказывались с 01.01.2023, однако Заказчиком не был оборудован надлежащим образом пост охраны (по данному факту Участником направлена претензия N15 от 16.01.2023) но данное положение невозможно исполнить из-за отсутствия мебели.
По факту опоздания на место службы начальником охраны Тепловым А.Н. в январе 2023 г. проводилась внеочередная проверка несения службы охранниками ООО ЧОО "Титан" на объекте ГБУЗ ЛО "Сланцевская межрайонная больница" (в подтверждение приложены докладные записки с отсутствием замечаний и претензий со стороны медицинского персонала с указанием конкретных фамилий).
Во исполнение условий раздела 2 Контракта, ООО ЧОО "Титан" дважды направлял в адрес Заказчика список сотрудников электронной почтой 14.11.2022 и 25.01.2023.
Факт отсутствия подписей в листе ознакомления с должностной инструкцией устранен (Копию листа с подписями приложена к письму от 16.02.2023).
Относительно ситуации, произошедшей 22.01.2023, охранник обеспечивала возможными средствами противоправного действия пациента в отношении сотрудника Заказчика. Ответственность за действия пациента, напавшего на врача, охранник нести не может, тем не менее она не бездействовала, а пыталась предотвратить конфликт.
После принятого решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта, Участник написал письмо Заказчику, с информацией о готовности продолжать оказывать услуги, однако Заказчик принял решение не отменять его, после чего посты охраны были сняты.
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи.
Как следует из материалов дела, решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта принято 31.01.2023, Комиссия установила, что информация размещена в ЕИС, а получение Обществом зафиксировано 31.01.2023 в 14:48 (МСК) https://zakupki.gov.ru/epz/rdik/card/reject-info.html?id=1972222.
Комиссия запросила у Заказчика записи камеры видеонаблюдения от 22.01.2023.
Поскольку в настоящее время по данной ситуации материалы проходят проверку в Следственном комитете РФ, Комиссия может лишь указать, что конфликтная ситуация действительно произошла, но и медсестра Заказчика и охранник Участника (обе женщины) находились на одной стороне и не бездействовали, а пытались принять меры для урегулирования нештатной ситуации между врачом и нетрезвым пациентом (оба мужчины).
Из материалов дела также следует, что услуги за январь 2023 года приняты Заказчиком, о чем имеется Документ о приемке поставленных товаров, выполненных работ (их результатов, в том числе этапов), оказанных услуг в электронной форме N13.
Согласно части 10 статьи 104 Закона о контрактной системе Правительством Российской Федерации устанавливается порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 утверждены Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила).
Правилами установлено, что уполномоченный орган по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона (пп б п. 13 Правил).
Исходя из представленных доказательств, документов и пояснений сторон, Комиссия УФАС по Ленинградской области пришла к следующим выводам (Комиссия просит обратить внимание сторон, на каждый из выводов, поскольку принятое решение о не включении сведений в РНП об Участнике, не свидетельствует о согласии с его позицией по всем пунктам):
1) Комиссия считает необходимым особо отменить отметить, что поддерживает позицию Заказчика о том, что у него действительно имелись обстоятельства, являющиеся основанием для принятия решения об одностороннем отказе.
Согласно нормам действующего законодательства РФ и заключенному Контракту услуги должны оказываться в соответствии с согласованным и утвержденными условиями и Описанием объекта закупки.
В Описанием объекта закупки имеется требование об обеспечении защиты и безопасности, ввиду того, что Участник самостоятельно подписал Контракт на данных условиях, а доводы об отсутствии поста охраны подлежат отклонению, поскольку приостановку услуг не заявлял, следовательно, не может ссылаться на данные обстоятельства (ч. 2 ст. 716 ГК РФ).
Комиссия, озвучивала во время заседания, а также в решении дополнительно подчеркивает Заказчику и Участнику, что она не рассматривала гражданско-правовой спор между сторонами, так как не может дать по нему свою оценку, ввиду того, что это не входит в сферу ее компетенции.
В настоящем решении, предмет оценки вытекает исключительно из механизма полномочий антимонопольного органа, закрепленного в соответствующих нормативных правовых актах, а именно, к выявлению намеренности в действиях (бездействии) Участника какого-либо уклонения от исполнения обязательств по Контракту, которые подтвердят его недобросовестное поведение и позволят выявить признаки, позволяющие включить сведения о таком исполнителе в РНП.
То есть, Комиссия по обращению Заказчика рассматривала лишь применение такой меры публичной ответственности как включение сведений об Участнике в реестр недобросовестных поставщиков на 2 года с учетом всех обстоятельств и фактов в рамках полномочий Комиссии Ленинградского УФАС в соответствии с Законом о контрактной системе и Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков, а не разрешала гражданско-правовой спор.
Комиссия обращает внимание сторон, что Верховный Суд РФ в Определении по делу N А32-47028/2018 от 12.03.2020 перечислил обязанности антимонопольного органа, которые сводятся к проверке, имел ли место факт неисполнения (ненадлежащего) исполнения своих обязательств поставщиком и является ли существенным такое нарушение. Сам по себе отказ заказчика от исполнения контракта не имеет как такового значения для включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков, а выступает поводом для передачи сведений от заказчиков к контролирующему органу.
Под влиянием судебной власти сформировался подход, согласно которому антимонопольный орган обязан установить вину лица в форме умысла, определить степень его заботливости и осмотрительности, выявить наличие или отсутствие нацеленности и заинтересованности в действиях (бездействии), направленных на исполнение его обязательств.
Таким образом, антимонопольный орган полноценно исследует и анализирует действия (бездействие) участника контрактной системы в связи с развитием института РНП, основанном на эволюции судебной интерпретации положений Закона о контрактной системе, а не поверхностном анализе текста одностороннего отказа Заказчика.
Комиссия принимает во внимание факт возникновения противоречий между сторонами Контракта, которые могли оказать влияние на возможность исполнения обязательств, так как оба контрагента должны учитывать права и законные интересы друг друга, а также действовать в соответствии с ожиданиями обычного поведения участника гражданского оборота.
Из всего вышеизложенного, Комиссия Ленинградского УФАС, согласно правовой позиции ФАС России и Верховного суда Российской Федерации, не может руководствоваться лишь односторонним отказом Заказчика (в том числе правомерным) без учета всех фактов, которые свидетельствуют о том, что Участник все-таки стремился выполнить обязательства в рамках исполнения Контракта.
То есть, Комиссия исходит из того, что принятое решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта Заказчиком, не означает автоматическое включение Участника в РНП.
В ходе полного и совокупного анализа всех документов в материалах дела Комиссия находит подтверждение доказательств того, что Участник стремился выполнить обязательства.
Материалами дела подтверждается, что основной ситуацией повлиявшей на взаимоотношения стороны между Заказчиком и Участником является нападение пациента на врача 22.01.2023.
С одной стороны, Комиссия учитывает позицию Заказчика о том, что охранник действительно могла вмешаться в разрешение конфликтной ситуации более решительно, с другой стороны, Комиссия не может сказать, что охранник полностью бездействовала, в данном случае ситуация действительно была нестандартной, кроме того, при принятии решения необходимо учитывать специфику поста охраны приемного покоя больницы, в который поступают различные пациенты (в том числе в нетрезвом виде).
Тем не менее, Комиссия учитывает, что Участник оказывал услуги в январе 2023, а акт подписан Заказчиком, Общество реагировало на претензии и проводило разбирательства по факту опозданий, указывало, после принятия одностороннего отказа, что готово продолжать оказывать услуги, что не может доказывать намеренное желание не исполнить обязательства.
Последовательность действий, намерение и желание Исполнителя выполнить обязательства и взаимодействовать с Заказчиком являются для Комиссии доказательством его стремления Участника исполнить возложенные на себя обязательства, что не может трактоваться как исключительно недобросовестное поведение.
Анализ дела в своей совокупности не позволяет Комиссии усмотреть прямого умысла в действиях Участника сорвать обязательства перед Заказчиком.
Комиссия при этом исходит из того, что положениями Контракта предусмотрено применение гражданско-правовых санкций в виде взыскания штрафов, пени, убытков, что является в данном случае достаточной мерой по сравнению с включением сведений в РНП.
2) Комиссия основывает свое решение на том, что при включении сведений об Участнике в реестр недобросовестных поставщиков должен быть доказан в том числе факт осуществления последней каких-либо действий, направленных на намеренное уклонение от исполнения Контракта.
Комиссия руководствуется статьями 95, 104 Закона о контрактной системе, а также Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078, при этом, анализ вышеприведенных положений законодательства свидетельствует о том, что включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков о недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Также включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Следовательно, включение лица в реестр недобросовестных поставщиков невозможно без установления его вины, выражающейся в сознательном неисполнении обязанностей по контракту. Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от неисполнения обязанностей по контракту, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе.
Термин недобросовестное поведение предполагает не только формальное нарушение требований законодательства, но и отсутствие реального намерения исполнить контракт, в связи с чем, для включения в реестр недобросовестных поставщиков по данному основанию, помимо факта нарушения, необходимо установить направленность действий (бездействия) и подтвердить недобросовестный характер поведения Участника.
При этом, по смыслу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Комиссия на основе анализа фактической стороны дела не находит доказательств целенаправленных действий Участника, которые имели намерение не исполнить обязательства по Контракту, и в этой связи не усматривает в действиях Исполнителя сознательного неисполнения Контракта вины, выраженной в умышленных действиях (бездействии), которые были направлены на уклонение от возложенных на Участника обязательств в рамках заключенного Контракта.
Таким образом, Комиссия при изучении материалов дела не находит безусловных действий Участника при исполнении обязательств по Контракту, которые соразмерны включению сведений о нем в РНП, при том, что нарушений Закона о контрактной системе со стороны Заказчика по данной закупке не выявлено.
При таких обстоятельствах, Комиссия Ленинградского УФАС руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе
РЕШИЛА:
сведения об ООО ЧОО "ТИТАН" в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке в установленные законом сроки.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 17 февраля 2023 г. N 047/10/104-262/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.02.2023