Комиссия Московского областного УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия, Управление),
рассмотрев обращение Озерова Леонида Александровича (далее - Заявитель) о признаках нарушения законодательства Российской Федерации в сфере закупок в действиях (бездействии) Администрации городского округа Луховицы Московской области (далее - Заказчик), Муниципального казённого учреждения городского округа Луховицы Московской области "Управление по закупкам" (далее - Уполномоченное учреждение) при проведении закупки на выполнение инженерных изысканий, разработке архитектурно-планировочной концепции, проектно-сметной документации по объекту: "Благоустройство "Аллеи Славы" и прилегающей территории в г. Луховицы, ул. Пушкина" (извещение N 0848300048322000148 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) (далее - Конкурс)), в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и в соответствии с Административным регламентом утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Конкурса размещено - 23.09.2022;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 4 922 700,00 рублей;
3) дата окончания подачи заявок - 17.10.2022;
4) на участие в Конкурсе подано 7 заявок от участников закупки, которые признаны соответствующими положениям извещения о проведении Конкурса;
5) по результатам Конкурса Заказчиком с ООО АРХИТЕКТУРНОЕ БЮРО "ТОЧКА" (далее - Победитель) заключен контракт от 31.10.2022
N 3507272297422000055.
1. Согласно доводу обращения Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Конкурсной комиссии в части не соответствия квалификации членов Конкурсной комиссии положениям Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 3 статьи 39 Закона о контрактной системе, число членов комиссии должно быть не менее чем три человека.
Согласно части 8 статьи 39 Закона о контрактной системе, комиссия правомочна осуществлять свои функции, если в заседании комиссии участвует не менее чем пятьдесят процентов общего числа ее членов. Члены комиссии могут участвовать в таком заседании с использованием систем видео-конференц-связи с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о защите государственной тайны. Члены комиссии должны быть своевременно уведомлены председателем комиссии о месте (при необходимости), дате и времени проведения заседания комиссии. Делегирование членами комиссии своих полномочий иным лицам не допускается".
На заседании Комиссии Уполномоченным учреждением представлен приказ Муниципального казённого учреждения городского округа Луховицы Московской области "Управление по закупкам", в соответствии с которым определен состав единой комиссии по осуществлению закупок для обеспечения муниципальных нужд городского округа Луховицы Московской области.
В соответствии с протоколом подведения итогов Конкурса от 20.10.2022
N ИЭОК1 (далее - Протокол), в состав Конкурсной комиссии входят 4 члена. Из 4 членов комиссии присутствовало 3 члена, что не противоречит положениям Закона о контрактной системе.
Таким образом, довод обращения Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. Согласно доводу обращения Заявителя, Заказчиком, Конкурсной комиссией не установлены требования к участникам закупочных процедур о членстве в саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования и инженерных изысканий.
В соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе (при наличии такого требования).
В силу пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при применении конкурентных способов заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
На основании части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
Согласно части 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено ГрК РФ.
Частью 2.1 статьи 52 ГрК РФ установлено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, не являющиеся членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, могут выполнять работы по договорам строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, в случае, если размер обязательств по каждому из таких договоров не превышает десяти миллионов рублей.
Согласно извещению о проведении Конкурса, объектом закупки является выполнение инженерных изысканий, разработка архитектурно-планировочной концепции, проектно-сметной документации. Начальная (максимальная) цена Контракта 4 922 700,00 рублей.
Таким образом начальная максимальная цена контракта на выполнение инженерных изысканий составляет менее 10 миллионов руб., что однозначно свидетельствует об отсутствии необходимости членства участников закупочной процедуры в саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования и инженерных изысканий.
Рассмотрев документы и сведения, представленные на заседании Комиссии, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика в части не установления требований к участникам закупки о членстве в саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования и инженерных изысканий не противоречат положениям Закона о контрактной системе и ГрК РФ.
Таким образом, довод обращения заявителя не нашел своего подтверждения.
3. Согласно доводу обращения Заявителя, Заказчиком ненадлежащим образом установлен порядок рассмотрения оценки заявок на участие в Конкурсе.
Пунктом 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать, в том числе порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии: 1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления правительства российской федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Положение).
Согласно пункту 2 Положения "оценка заявок" - это действия членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению в случаях, предусмотренных Федеральным законом, и в соответствии с настоящим Положением баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок.
Согласно пункту 24 Положения установлено, что для оценки заявок
по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В Критериях оценки заявок по детализирующему показателю "Наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта" нестоимостного критерия "Квалификация участников закупки" Заказчиком установлено, в том числе следующее:
"Под работами сопоставимого характера понимаются: работы (услуги), предметом которых является выполнение работ (оказание услуг) по разработке архитектурно-планировочной концепции и/или проектно-сметной документации по благоустройству и обустройству территорий".
Представитель Заказчика на заседании Комиссии представил письменные пояснения, согласно которым:
"Согласно извещению о проведении открытого конкурса в электронной форме для закупки N 0848300048322000148 объектом закупки является "Выполнение инженерных изысканий, разработка архитектурно-планировочной концепции, проектно-сметной документации по объекту: "Благоустройство "Аллен Славы" и прилегающей территории в г. Луховицы, ул. Пушкина", в связи с чем в критериях оценки заявок по детализирующему показателю "Общее количество исполненных участником закупки договоров" порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе Заказчиком установлены работы (услуги), предметом которых является выполнение работ (оказание услуг) по разработке архитектурно-планировочной концепции и/или проектно-сметной документации по благоустройству и обустройству территорий.
Архитектурно-планировочная концепция должна получить положительное заключение Экспертного совета при Министерстве благоустройства Московской области.
В соответствии с пунктом 36 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации благоустройство территории - деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленного правилами благоустройства территории муниципального образования, направленная на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, по содержанию территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий. Кроме этого, под благоустройством понимается комплекс мероприятий по инженерной подготовке к озеленению, устройству покрытий, освещению, размещению малых архитектурных форм и объектов монументального искусства, направленных на улучшение функционального, санитарного, экологическою и эстетического состояния участка (п. 3.2 Свода правил СП 82.13330.2016).
Кроме того, Минстроем России 23.12.2021 издан приказ N 1047/пр "Об утверждении методических рекомендаций по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований", который содержит специальные требования к разработке архитектурно-планировочной концепции благоустройства общественных территорий (пункты 3.3- 3.6 методических рекомендаций).
Таким образом, исходя из названных норм, а также в целях обеспечения эффективной реализации федерального проекта "Формирование комфортной городской среды" участники закупок по разработке архитектурно-планировочной концепции благоустройства общественных территорий должны иметь особые специальные познания и определенный опыт выполнения работ именно на объектах благоустройства
Работы по благоустройству не относятся к работам по строительству, реконструкции капитальному ремонту объектов капитального строительства".
Изучив указанный порядок оценки, Комиссия приходит к выводу, что установление сопоставимого характера подобным образом, не противоречит Положению и требованиям Закона о контрактной системе.
Указанная позиция подтверждается решением Московского областного УФАС России от 20.10.2022 по делу N по делу N 050/06/105-39094/2022.
Следовательно, довод обращения Заявителя является необоснованным.
4. Согласно доводам обращения Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным учреждением, Конкурсной комиссией допущены нарушения Закона о контрактной системе при обосновании начальной (максимальной) цены контракта, а также при исполнении контракта, заключенного по результатам Конкурса.
Комиссия считает необходимым отметить следующее. В силу пункта 1 раздела 1 положения о ФАС России, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331, ФАС России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти осуществляющим, в том числе функции по контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа, в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, а также по согласованию применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Согласно части 8 статьи 99 Закона о контрактной системе, органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль (за исключением контроля, предусмотренного частью 10 статьи 99 Закона о контрактной системе) в отношении обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), включенной в план-график, применения заказчиком мер ответственности и совершения иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, соответствия поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги условиям контракта.
Таким образом, у Комиссии отсутствуют полномочия по проверке обоснования начальной (максимальной) цены контракта, а также проверке исполнения контракта.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. В действиях Заказчика нарушений Закона о контрактной системе не выявлено.
2. Перенаправить обращение Заявителя в части доводов о возможных нарушениях Закона о контрактной системе при обосновании начальной (максимальной) цены контракта, а также при исполнении контракта в Главное контрольное управление по Московской области по подведомственности.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 16 февраля 2023 г. N 050/06/99-3518/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.02.2023