Комиссия Московского областного УФАС России в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Управление, Комиссия),
рассмотрев жалобу ООО "ЦЕНТР ДОРОЖНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ" (далее - Заявитель) на действия (бездействие) Администрации городского округа Истра Московской области (далее - Заказчик) Муниципального казенного учреждения "Центр закупок" (далее - Уполномоченное учреждение) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения
ООО "РТС-тендер" (далее - Оператор электронной площадки) открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по техническому обследованию мостов на автомобильных дорогах общего пользования местного значения городского округа Истра (извещение N 0848300048222002811 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт)) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в части доводов жалобы Заявителя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Управление поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Уполномоченным учреждением, Оператором электронной площадки Конкурса.
По мнению Заявителя его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, неправомерно признавшим Заявителя уклонившимся от заключения контракта.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) дата размещения извещения о проведении Конкурса - 12.01.2023;
2) начальная максимальная цена контракта - 13 510 000,00 руб.;
3) на участие в Конкурсе подано 10 заявок от участников закупки;
4) по результатам рассмотрения и оценки вторых частей заявок, подведения итогов определения поставщика заявки 9 участников закупки признаны соответствующими требованиям Извещения о проведении Конкурса;
5) победителем Конкурса признан Заявитель.
Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком неправомерно принято решение о признании Заявителя уклонившимся от заключения контракта.
В соответствии с частью 1 статьи 51 Закона о контрактной системе по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с иным участником закупки (далее в настоящей статье - участник закупки, с которым заключается контракт) не ранее чем через десять дней (если настоящим Федеральным законом не установлено иное) с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), протокола, предусмотренного подпунктом "а" пункта 2 части 6 настоящей статьи, после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона (если требование обеспечения исполнения контракта установлено в извещении об осуществлении закупки). Участники закупки, заявки которых не отозваны в соответствии с настоящим Федеральным законом, обязаны подписать контракт в порядке, установленном настоящей статьей.
Согласно части 6 статьи 51 Закона о контрактной системе в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные частью 3 (за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 части 3 настоящей статьи, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный частью 3 настоящей статьи, не выполнены требования пункта 3 части 3 настоящей статьи) и частью 5 настоящей статьи:
1) такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта;
2) заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем истечения срока выполнения участником закупки требований, предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи:
а) формирует с использованием единой информационной системы и подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) протокол об уклонении участника закупки от заключения контракта, содержащий дату подписания такого протокола, идентификационный номер заявки участника закупки, уклонившегося от заключения контракта, указание на требования, не выполненные участником закупки;
б) формирует и направляет в соответствии с порядком, предусмотренным частью 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, в день размещения в единой информационной системе протокола, предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта, обращение о включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
3) оператор электронной площадки не позднее одного часа с момента размещения в соответствии с подпунктом "а" пункта 2 настоящей части протокола об уклонении участника закупки от заключения контракта направляет такому участнику закупки уведомление о таком размещении.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 26.01.2023 NИЭОК2 заявка Заявителя с идентификационным номером "113205618" соответствует требованиям извещения о проведении Конкурса и признана победителем Конкурса.
В соответствии с протоколом признания участника уклонившимся от заключения контракта от 09.02.2023 NППУ20_1 (далее - Протокол) Заявитель признан уклонившимся от заключения контракта по следующим основаниям:
"Основания для признания победителя открытого конкурса в электронной форме уклонившимся от заключения контракта: 09.02 2023 Заказчик отказался принять независимую гарантию N 1081017-2023-VBC от 01.02.2023, выданную ПУБЛИЧНЫМ АКЦИОНЕРНЫМ ОБЩЕСТВОМ РОСБАНК (уведомление N 1 от 09.02.2023).
На основании части 5 статьи 96 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (участник закупки 113205618, с которым заключается контракт не предоставил обеспечение исполнения контракта) участник закупки - 113205618, Общество с ограниченной ответственностью "Центр Дорожного Проектирования" признаётся уклонившимся от заключения муниципального контракта на предмет "Оказание услуг по техническому обследованию мостов на автомобильных дорогах общего пользования местного значения городского округа Истра".
Комиссия приходит к выводу, что из Протокола не представляется возможным установить обоснование признания Заявителя уклонившимся от заключения контракта, что противоречит положениям Закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные действия Заказчика нарушают части 6 статьи 51 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На заседании Комиссии представитель Заказчика представил письменные пояснения, согласно которым:
"Администрацией городского округа Истра (далее - Заказчик) рассмотрена независимая гарантия N 1081017-2023-VBC от 01.02.2023, выданная Публичным акционерным обществом "РОСБАНК" (далее-независимая гарантия).
Ввиду несоответствия независимой гарантии требованиям, содержащимся в извещении об осуществлении закупки, приглашении, документации о закупке (в случае, если Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон 44-ФЗ) предусмотрена документация о закупке), проекте контракта, который заключается с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), Администрацией городского округа Истра отказано в принятии независимой гарантии на основании части 2, части 3, пунктов 2), 3) части 6, частей 8.2 статьи 45 Федерального закона 44-ФЗ, а именно:
1) в соответствии с п. 3 ч. 6 ст. 45 Федерального закона 44-ФЗ Заказчик отказывается принять независимую банковскую гарантию, ввиду несоответствия независимой гарантии требованиям, содержащимся в извещении об осуществлении закупки 0848300048222002811, приглашении, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), проекте контракта, который заключается с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем). В соответствии с п. 9.5 контракта Обеспечение исполнения Контракта распространяется, в том числе, на обязательства по возврату аванса (при его наличии), уплате неустоек (штрафов, пеней) в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения Исполнителем обязательств, предусмотренных Контрактом, а также возмещению убытков, понесенных Заказчиком в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением Исполнителем своих обязательств по Контракту. Однако, в п. 1 независимой гарантии указано только обязательство по уплате штрафов и пеней.
2) в соответствии с п.2 ч. 6 ст. 45 Федерального закона 44-ФЗ, а именно несоответствие независимой гарантии требованиям, предусмотренным частями 2, 3 и 8.2 настоящей статьи. В соответствии с ст. 191 ГК РФ течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало. Соответственно срок действия независимой гарантии должен быть до 01.02.2024 г.
Заказчик уведомил участника закупки об отказе в принятии независимой гарантии".
Изучив документы и сведения, представленные на заседание Комиссии, Комиссия приходит к выводу, что Независимая гарантия, представленная Заявителем в качестве обеспечение исполнения контракта не противоречит требованиям Закона о контрактной системе по основаниям, указанным в Протоколе.
Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, в части признания Заявителя уклонившимся от заключения контракта, противоречат положениям Закона о контрактной системе.
При этом представителями Заказчика на заседании Комиссии не представлены документы и сведения, однозначно свидетельствующие об обратном.
Следовательно, довод жалобы Заявителя является обоснованным.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные действия Заказчика нарушают части 1 статьи 51 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При этом, в соответствии с частью 2 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации, государственные (муниципальные) контракты заключаются в соответствии с планом-графиком закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, сформированным и утвержденным в установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд порядке, и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств, за исключением случаев, установленных пунктом 3 настоящей статьи.
На заседании Комиссии представитель Заказчика представил письмо (от 13.02.2023 N б/н) от заместителя главы администрации городского округа Истра Московской области, согласно которому:
"Администрации городского округа Истра, являющийся Заказчиком по вышеуказанной закупке, доводит до Вашего сведения, что в настоящее время осуществляется внесение изменений в муниципальную программу городского округа Истра "Развитие и функционирование дорожно-транспортного комплекса" в 2023-2027 гг., подпрограмма "Дороги Подмосковья", мероприятие "Дорожная деятельность в отношении дорог общего пользования местного значения", в связи с чем проводится перераспределения средств, в связи с чем отозваны лимиты бюджетных обязательств в 2023 году в объеме 13 510,0 тыс. рублей.
В отношении подпрограммы "Дороги Подмосковья", мероприятия "Дорожная деятельность в отношении дорог общего пользования местного значения" муниципальной программы "Развитие и функционирование дорожно-транспортного комплекса" в 2023-2027 гг." главным распорядителем бюджетных средств, в рамках реализации муниципальной программы "Развитие и функционирование дорожно-транспортного комплекса" в 2023-2027 гг." является Администрация городского округа Истра.
С учетом вышеизложенного осуществление внесений изменений в вышеуказанную программу не требует дополнительного согласования и осуществляется на уровне администрации городского округа".
Кроме того, представитель Заказчика на заседании Комиссии представил письмо от заместителя главы администрации городского округа Истра, согласно которому:
"Сообщаю Вам, что в проекте уточнения бюджета городского округа Истра на 2023 год средства, предусмотренные по муниципальной программе "Развитие и функционирование дорожно-транспортного комплекса", подпрограмме "Дороги Подмосковья", мероприятие 142 080800000000 "Дорожная деятельность в отношении дорог общего пользования местного значения" (КБК 001 0409 1420400200 244) в сумме 13 510,0 тыс. рублей выделенные на осуществление закупки N 0848300048222002811 отозваны и перераспределены для обеспечения со финансирования строительства СОШ на 400 мест в п. Глебовский".
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, контракт по итогам проведения Конкурса не может быть заключен и исполнен на условиях, предусмотренных извещением о проведении Конкурса, что нарушает часть 1 статьи 34 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ЦЕНТР ДОРОЖНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения части 1 статьи 34, части 1 статьи 51, части 6 статьи 51 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику, Уполномоченному учреждению, Оператору электронной площадки выдать обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела от 17.02.2023 N 050/06/105-4731/2023 по выявленным нарушениям Закона о контрактной системе соответствующему должностному лицу Управления для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 17 февраля 2023 г. N 050/06/105-4731/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.02.2023