Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (Крымское УФАС России) (далее - Комиссия) в составе:
председатель Комиссии - заместитель руководителя Крымского УФАС России А.П. Рудакова,
члены Комиссии:
заместитель начальника отдела контроля закупок Крымского УФАС России Т.Д. Аблаева,
главный специалист-эксперт отдела контроля закупок Крымского УФАС России Э.С. Велиляева,
при участии представителей интересов:
- ГБУЗ РК "Крымский республиканский онкологический клинический диспансер им. В.М. Ефетова" (далее - Заказчик) - посредством видеоконференц-связи Васильев Г.В. (по доверенности),
- ООО "ЭнергоМедСервис" (далее - Заявитель) - очно Марченко И.И.(по доверенности),
рассмотрев посредством видеоконференц-связи жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении закупки "Оказание услуг по выполнению технического сопровождения компьютерного-томографического комплекса "SOMATOM Definition AS"" (извещение N 0375200049022000343) (далее - Закупка), в соответствии со статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и в результате внеплановой проверки, проведенной в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, пунктом 3.30 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 19.11.2014 N727/14, зарегистрированного в Министерстве юстиции Российской Федерации 27.02.2015 за N36262 (далее - Административный регламент от 19.11.2014 N727/14),
УСТАНОВИЛА:
В Крымское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, опубликовавшего извещение о Закупке с нарушением требований Закона о контрактной системе.
Представитель Заказчика не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Закупки Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы Комиссия установила следующее.
Пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
В силу пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при применении конкурентных способов заказчик устанавливает соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно требованиям части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Согласно подпункту "н" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Согласно извещению о проведении закупки, в разделом "Требования к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе" установлено, что Заявка на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию:
3) документы, подтверждающие соответствие участника аукциона следующим требованиям:
1) 3.1) соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение работ (оказание услуг), являющихся объектом закупки: требуется
2) Лицензия Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека на виды работ (услуг), выполняемых в составе лицензируемого вида деятельности: техническое обслуживание источников ионизирующего излучения (генерирующих), эксплуатация источников ионизирующего излучения (генерирующих). Используемые радиационные источники: аппараты рентгеновские диагностические стационарные.
ИЛИ выписки из реестра лицензий сформированная в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.12.2020 N 2343 "Об утверждении Правил формирования и ведения реестра лицензий и типовой формы выписки из реестра лицензий"
В соответствии с Приложением N2 к техническому заданию:
Лицензия Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека на виды работ (услуг), выполняемых в составе лицензируемого вида деятельности: техническое обслуживание, эксплуатация источников ионизирующего излучения. Используемые радиационные источники: аппараты рентгеновские диагностические стационарные. ИЛИ выписки из реестра лицензий сформированная в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.12.2020 N 2343 "Об утверждении Правил формирования и ведения реестра лицензий и типовой формы выписки из реестра лицензий" |
В составе лицензии должен быть представлен следующий перечень выполняемых работ и оказываемых услуг, составляющих деятельность в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих): - Техническое обслуживание источников ионизирующего излучения (генерирующих). - Эксплуатация источников ионизирующего излучения (генерирующих). Указанные перечни работ должны быть предусмотрены в отношении радиационных источников, перечисленных в приложении N1 к настоящему техническому заданию. |
п. 39 ч. 1 ст.12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" Постановление Правительства РФ от 25 января 2022 г. N 45 ''О лицензировании деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности)'' п.5.1. ГОСТа Р 57501-2017 "Техническое обслуживание медицинских изделий. Требования для государственных закупок" п.п. 3.3.1.4.-3.3.1.5. СанПиН 2.6.1.2891-11 "Требования радиационной безопасности при производстве, эксплуатации и выводе из эксплуатации (утилизации) медицинской техники, содержащей источники ионизирующего излучения" |
Согласно первому доводу жалобы, Заказчик неправомерно установил требование к наличию у участника лицензии на осуществление деятельности в части эксплуатации источников ионизирующего излучения (генерирующих).
Комиссия отмечает, что в случае если в силу законодательства Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки, предъявляются определенные требования, то заказчик обязан установить указанные требования в документации о закупке.
Согласно законодательству Российской Федерации о лицензировании ряд работ или услуг могут выполняться исключительно лицами, обладающими соответствующей лицензией.
Таким образом, в случае если предметом закупки является поставка товара, выполнение работы или оказание услуги, для осуществления которых необходимы соответствующая лицензия, свидетельство или иной документ в силу положений законодательства Российской Федерации, заказчик обязан установить требование к участникам закупки о наличии соответствующего документа.
Согласно пункту 17 части 1 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" производство и техническое обслуживание (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники подлежат лицензированию.
Таким образом, заказчик при определении исполнителя на оказание услуг по техническому сопровождению медицинского оборудования вправе установить в извещении о закупке требование к участникам закупки о наличии лицензии на техническое обслуживание источников ионизирующего излучения.
Согласно доводам Заказчика:
"соответствии требованиям закона перечня разрешительных документов (в части предоставления лицензии на эксплуатацию источников ионизирующего излучения), установленных заказчиком в техническом задании (жалоба ООО "Звездочка" от 26.12.2022 г.). Решением по делу N082/06/106-1345/2022 от 09.01.2023 г. было установлено:
"Комиссия Крымского УФАС признает довод заявителя необоснованным, так как в техническом задании заказчика содержатся виды работ, относящиеся к эксплуатации и включены требования проведения проверки и наладки средств радиационной защиты в процессе эксплуатации, для которых необходима соответствующая лицензия на эксплуатацию помимо лицензии на техническое обслуживание источников ионизирующего излучения.
Принимая во внимание социальную значимость объекта закупки, исходя из определенных целей, заказчик установил требования в целях выявления лучших условий исполнения контракта, что не противоречит требованиям законодательства о контрактной системе в сфере закупок".
Из ранее не рассмотренных доводов в обосновании позиции о незаконности требования лицензии на эксплуатацию источников ионизирующего излучения (генерирующих) заявитель жалобы ошибочно ссылается на пункт 5.1.3 ГОСТ Р 57501-2017. В указанном пункте речь идет о совершенно иных источниках излучения (основанных на иных принципах) - открытые или закрытые радиационные источники (радиоактивные вещества). Предметом же закупки является техническое сопровождение КТ комплекса "SOMATOM Definition AS", который в силу определения п. 59 приложения N 7 Норм радиационной безопасности НРБ-99/2009 СанПиН 2.6.1.2523-09 (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 07.07.2009 г. N 47) является "устройством (источником), генерирующим ионизирующее излучение, - электрофизическое устройство (рентгеновский аппарат, ускоритель, генератор и т.д.), в котором ионизирующее излучение возникает за счет изменения скорости заряженных частиц, их аннигиляции или ядерных реакций".
Таким образом, п. 5.1.3 ГОСТ Р 57501-2017 к предмету спорной закупки не применим, что нивелирует довод заявителя жалобы о том, что у исполнителя работ отсутствует необходимость иметь лицензию на эксплуатацию источников ионизирующего излучения (генерирующих).".
Таким образом, согласно позиции Заказчика, работы по эксплуатации средств радиационной защиты содержатся в Приложении N6 Технического задания "Требования к контролю технического состояния", выполнение данных работ требует наличие у участника специальной лицензии на эксплуатацию средств радиационной защиты, помимо лицензии на техническое обслуживание медицинской техники и лицензии на техническое обслуживание источников ионизирующего изучения.
Понятие технического сопровождение шире, чем понятие технического обслуживание одной конкретной единицы медицинского оборудования. В техническое сопровождение также включаются работы по проверке работоспособности систем автономных блокировок, сигнализации, систем радиационной безопасности, в том числе датчиков дозиметрических приборов, расположенных непосредственно в процедурном помещении, которые не относятся к техническому обслуживанию непосредственно линейного ускорителя.
Особенностью эксплуатации средств радиационной защиты является их технологическая связанность, направленная на обеспечение работоспособности и безопасности, блокировок дверей в процедурном помещении, систем сигнализации, систем оповещения возникновения нештатной (аварийной) ситуации, систем очистки воздуха связаны между собой и при срабатывании должны отключать работу самого ускорителя. Для выполнения комплекса данных работ необходимо производить проверку и наладку средств радиационной защиты в процессе эксплуатации, размещенных как на самом линейном ускорителе, так и в смежных с ним помещениях. Согласно п.9.4 СанПиН 2.6.1.2573-10 "Гигиенические требования к размещению и эксплуатации ускорителей электронов с энергией до 100 МэВ", периодический контроль за уровнями ионизирующего излучения в радиационно опасной зоне на наружной поверхности защиты, на рабочих местах персонала, в смежных помещениях должен производиться не реже двух раз в год.
Согласно Федеральному закону N99-ФЗ и постановлению Правительства РФ N278 юридическим лицам, использующим ИИИ при осуществлении медицинской деятельности, не требуется лицензии на деятельность в области использования ИИИ. Следовательно, Заказчик не может самостоятельно выполнять весь спектр работ и оказывать все виды услуг, составляющие деятельности в области использования ИИИ (и конкретно в данном случае - эксплуатацию средств радиационной защиты). Однако, задача по защите сотрудников и населения от воздействия радиационных факторов, в том числе за счет обеспечения средствами радиационной защиты - задача Заказчика, в соответствии с ОСПОРБ-99/2010. Проведение этих работ является потребностью Заказчика.
Перечисленные работы определены на основании п.3.3 "Требования безопасности к аппаратам для лучевой терапии" СанПиН 2.6.1.2891-11 "Требования радиационной безопасности при производстве, эксплуатации и выводе из эксплуатации (утилизации) медицинской техники, содержащей источники ионизирующего излучения".
Заказчик обязан обеспечивать меры по защите сотрудников и населения от воздействия радиационных факторов, в том числе за счет обеспечения кабинета средствами радиационной защиты в кабинетах лучевой терапии. Чтобы предупредить радиационные аварии и происшествия (в том числе, повреждение радиационной защиты аппарата или кабинета; переоблучение персонала или пациентов - п.6.19. СанПиН 2.6.1.1192-03) и обеспечить бесперебойную и устойчивую работу средств радиационной защиты источников ионизирующих излучений (генерирующих), необходимо выполнять работы/оказывать услуги по их проверке и наладке в процессе эксплуатации.
Таким образом, эксплуатация ускорителя электронов это не только выполнение сеансов лучевой терапии, но и проведение технического сопровождения, так как во время проведения регламентных работ по техническому обслуживанию осуществляется включение и тестирование систем линейного ускорителя. В связи с тем, что средства радиационной защиты (коллективной защиты) не относятся к конструкции линейного ускорителя их эксплуатация (проверка работоспособности и ремонт) это отдельный вид деятельности, который в ПП 278 определен как эксплуатация средств радиационной защиты.
При обращении с источниками ионизирующего излучения согласно статье 143 Федерального закона "О радиационной безопасности населения" организации обязаны соблюдать требования настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов, норм и правил, и нормативов в области обеспечения радиационной безопасности, планировать и осуществлять мероприятия по радиационной безопасности".
Таким образом, проанализировав информацию, доводы сторон Комиссия Крымского УФАС признает довод Заявителя необоснованной, так как в техническом задании заказчика содержатся виды работ, относящиеся к эксплуатации и включены требования проведения проверки и наладки средств радиационной защиты в процессе эксплуатации, для которых необходима соответствующая лицензия на эксплуатацию средств радиационной защиты, помимо лицензии на техническое обслуживание источников ионизирующего излучения.
Принимая во внимание социальную значимость объекта закупки, исходя из определенных целей, заказчик установил требования в целях выявления лучших условий исполнения контракта, что не противоречит требованиям законодательства о контрактной системе в сфере закупок. Довод Заявителя признается необоснованным.
В силу части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В силу пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Согласно доводу жалобы: "в описании объекта закупки не установлены условия эксплуатации компьютерного-томографического комплекса "SOMATOM Definition AS", а также отсутствуют ссылки на показатели, требования, условные обозначения и терминологии, касающихся технических и функциональных характеристик (потребительских свойств) услуги, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации".
Пунктом 1.3 Технического задания установлено, что техническое задание отражает потребности Заказчика в техническом обслуживании и ремонте используемых медицинских изделий. Техническое задание является неотъемлемой частью закупочной документации. Контракт по итогам проведения закупочной процедуры будет заключен в строгом соответствии с требованиями настоящего технического задания
В жалобе Заявитель указывает, что в соответствии с анализом всего технического задания подтверждается потребность Заказчика в техническом обслуживании и ремонте компьютерного-томографического комплекса "SOMATOM Definition AS" и не содержится требований к эксплуатации радиационного источника: аппараты рентгеновские диагностические стационарные.
Комиссия отмечает, что пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик вправе при описании объекта закупки указывать функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Таким образом, в указанной норме Заказчику предоставлено право при описании объекта закупки указывать любые характеристики, относящиеся к функциональным, техническим, качественным и эксплуатационным товара, который ему необходимым.
Представитель Заказчика в ходе заседания пояснил, что поскольку объектом закупки является оказание услуг по техническому сопровождению, а не поставка объекта - указывать эксплуатационные характеристики объекта нет необходимости.
Таким образом, Заказчик определил описание объекта закупки исходя из своей потребности, при таких обстоятельствах, нарушений требований Закона о контрактной системе в действиях заказчика не усматривается. Довод Заявителя признается необоснованным.
Приложением N5 установлены требования к техническому обслуживанию, техническому диагностированию и ремонту томографа компьютерного рентгеновского SOMATOM Definition AS, в том числе к периодичности выполнения работ -2 раза в течение срока действия контракта.
Приложение N4 к техническому заданию установлен перечень разрешительных документов, технической документации и инструментов, при наличии которых специалисты Исполнителя могут быть допущены к началу работ:
Специальный используемый инструмент, необходимый для проведения полного РТО согласно эксплуатационной документации и инструкциям производителям медицинской техники |
*или совместимый аналог, допущенный производителем медицинского оборудования к использованию при проведении технического обслуживания |
Согласно доводу жалобы: "Заказчиком установлено избыточное количество в отношении: периодичности выполнения полного регламентированного технического обслуживания, специализированного инструмента и специализированных расходных материалов".
Заказчиком представлены письменные возражения следующего содержания: "В обоснование данного довода заявитель приводит то обстоятельство, что требования заказчика по периодичности оказания услуг не соответствуют требованиям стандартов, при этом указывает на нарушение заказчиком пунктов 3.25 ГОСТ Р 58451-2019 и п. 2.2.12 ГОСТ 18322-2016.
Указанные заявителем пункты относятся к разделам "Термины и определения", поэтому нам не совсем понятно, как можно нарушить норму, которая сама по себе не содержит правило поведения (не является обязывающей или управомочивающей), а является нормой-дефиницией (содержавшей в себе определение, понятие).
Вместе с тем, отметим, что в рассматриваемой закупочной документации требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам объекта спорной закупки сформулированы с учетом потребностей заказчика, исходя из специфики деятельности, и не противоречат требованиям законодательства, так как при формировании требований к техническим и функциональным характеристикам предмета закупки заказчик учитывает необходимость конечного результата - оказание надлежащего технического сопровождения медицинского оборудования, отвечающего потребностям заказчика.
Возможность устанавливать параметры необходимого объекта закупки, исходя из своих потребностей, является законодательно закрепленным правом заказчика, а потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований. Заказчик вправе включить в документацию об аукционе в электронной форме такие качественные, технические и функциональные характеристики товаров, оказания услуг, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных функций. При этом заказчик вправе детализировать предмет закупок по своему усмотрению. Заявленная заказчиком периодичность не является избыточной и установлена в целях выявления лучших условий исполнения контракта, что не противоречит требованиям законодательства о контрактной системе в сфере закупок".
Комиссия отмечает, что системное толкование норм Закона о контрактной системе позволяет сделать вывод о том, что заказчик вправе определять такие требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам товаров (работ, услуг), которые соответствуют его потребностям с учетом специфики его деятельности и обеспечивают эффективное использование бюджетных средств.
При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки, уточнить его характеристики, поскольку потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении соответствующих требований.
Заказчик при описании характеристик закупаемой продукции руководствовался необходимостью обеспечения своих потребностей, указав все необходимые показатели, используемые для определения соответствия предлагаемых товаров нуждам Заказчика. В описании товара указаны значимые для Заказчика характеристики, позволяющие Заказчику исполнять свои функции надлежащим образом.
Заказчик вправе самостоятельно формулировать объект закупки, исходя из своих потребностей. Заказчик при размещении закупки не имеет возможности установить требования к характеристикам, которые удовлетворяли бы всех возможных участников закупки, а действующее законодательство не накладывает на него обязанность учитывать интересы каждого участника рынка, осуществляющего услуги данной группы, и устанавливать требования, которые бы подходили для всех потенциальных участников закупки.
Согласно пояснениям Заказчика, указанные требования были установлены в целях оказания надлежащего технического сопровождения медицинского оборудования, отвечающего потребностям заказчика.
Таким образом, техническое задание в указанной части сформировано исходя из потребности Заказчика, что не противоречит положениям Закона о контрактной системе. Довод Заявителя признается необоснованным.
Согласно доводу жалобы: "В отношении наименования предмета закупки противоречащего описанию объекта закупки, а также требованиям, условным обозначениям и терминологиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и стандартизации.
Согласно извещению о проведении электронного аукциона N 0375200049022000343 Заказчиком указано следующее наименование объекта закупки: "Оказание услуг по выполнению технического сопровождения компьютерного-томографического комплекса "SOMATOM Definition AS"_ В действующем законодательстве отсутствует определение термина "сопровождение"_ Следовательно, такое понятие как "Техническое сопровождение", указанное в извещении, имеет косвенное отражение в Техническом задании в отношении обновления программного обеспечения, и тем самым не может отражать всех работ по техническому обслуживанию медицинской техники, а используется и применяется лишь в сфере информационных технологий.
Таким образом, наименование предмета закупки противоречит описанию объекта закупки, а также требованиям, условным обозначениям и терминологиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и стандартизации: ГОСТ 57501-2017; ГОСТ 58451-2019 "; ГОСТ 56606-2015; ГОСТ 18322-2016, что не соответствует требованиям пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, и нарушает ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе и влечет за собой ограничение количества участников закупки.".
Согласно письменным возражениям Заказчика: "Согласно п. 1 Обзор судебной практики применения законодательства российской федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Президиумом ВС РФ 28.06.2017) указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
Поскольку заказчиком установлены такие характеристики объекта закупки, которые выходят за пределы термина техническое обслуживание, а именно - измерение аттестованной поверочно-дозиметрической лабораторией мощности экспозиционной дозы на рабочих местах персонала, в процедурном и пультовом помещениях, в смежных помещениях, с оформлением протокола радиационного излучения оборудования и помещений - во избежание несоответствия легальному толкованию и было использован термин сопровождение.
Техническое сопровождение является более широким понятием, поскольку включает в себя связанные с эксплуатацией технические работы, технический ремонт и другие работы.
В ходе технического сопровождения исполнитель должен не только обеспечить работоспособность обслуживаемого оборудования, но и выполнять иные работы, связанные с выполнением требований нормативно-технических документов по обеспечению радиационной безопасности. В целях проверки обеспечения защиты сотрудников и населения от воздействия радиационных факторов, предупреждения радиационных аварий и происшествий, в том числе повреждений радиационной защиты аппарата или кабинета, переоблучение персонала или пациентов и обеспечения бесперебойной и устойчивой работы средств радиационной защиты источников ионизирующих излучений (генерирующих), исполнитель обязан руководствовать требованиями СанПиН 2.6.1.1192-03.
ФАС России в Письме от 19 июня 2019 г. N МЕ/51304/19 также отмечал, что согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
Доводы заявителя жалобы основаны на неверном толковании п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о конкуренции по смыслу которого на заказчика, организатора торгов возлагается обязанность при описании технических, функциональных и качественных характеристик товара, работы, услуги использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, принятые в соответствии с техническими регламентами, документами в сфере стандартизации, однако возможность установления иных, нежели предусмотрено указанными актами, технических, функциональных и качественных характеристик товара, работы, услуги не исключается (Определение ВС РФ от 12 декабря 2022 г. N 301-ЭС22-23825).
В заключении отметим, что частью 5 статьи 43 Закона о контрактной системе установлено, что подача заявки на участие в закупке означает согласие участника закупки, подавшего такую заявку, на поставку товара, выполнение работы, оказание услуги на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), и в соответствии с заявкой такого участника закупки на участие в закупке.
Заявитель жалобы является участником закупки, подавшим заявку на участие в аукционе и участвующим в аукционе, состоявшимся 16.02.2023 г. Настоящим полагаем, что подача заявителем заявки означает его согласие на условия и требования аукционной документации. В случае отказа заявителя от отзыва рассматриваемой жалобы, его действия не могут быть расценены иначе как злоупотребление правом".
Комиссия отмечает, что исходя из положений Закона о контрактной системе, Заказчик самостоятельно определяет и описывает объект закупки исходя из необходимости достижения результатов и эффективности закупки, при условии, что такие требования не влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно пояснениям Заказчика, техническое сопровождение является более широким понятием, поскольку включает в себя связанные с эксплуатацией технические работы, технический ремонт и т.д.
Комиссия УФАС констатирует, что статьей 105 Закона о контрактной системе предусмотрено, что к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Следовательно, бремя доказывания при рассмотрении жалобы в контрольном органе в сфере закупок Законом о контрактной системе возлагается на лицо, подавшее жалобу на соответствующие действия Заказчика в порядке Главы 6 Закона о контрактной системе.
Комиссия отмечает, что действующее законодательство о контрактной системе Российской Федерации не ограничивает право Заказчика приобретать товары, работы, услуги в соответствии со своими нуждами и спецификой деятельности.
Сведений подтверждающих, что установленное наименование объекта закупки, повлекло ограничение количество потенциальных участников закупки, Заявителем не представлено. Довод признается необоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь частью 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом от 19.11.2014 N727/14, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу Заявителя необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии А.П. Рудакова
Члены Комиссии: Т.Д. Аблаева
Э.С. Велиляева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю от 21 февраля 2023 г. N 082/06/106-97/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.02.2023