Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (Крымское УФАС России) (далее - Комиссия) в составе:
председатель Комиссии - заместитель руководителя Крымского УФАС России
А.П. Рудакова,
члены Комиссии:
заместитель начальника отдела контроля закупок Крымского УФАС России А.М. Крылова,
главный специалист-эксперт отдела контроля закупок Крымского УФАС России Э.С.Велиляева,
при участии посредством видеоконференц-связи представителей интересов:
- АО "КРЫМЭНЕРГО" (далее - Заказчик) - К.М. Газаев, В.А. Степанова (по доверенности),
- ООО "ДОМ" (далее - Заявитель) - не явились, о времени и месте рассмотрения жалобы посредством видеоконференц-связи с возможностью очного участия уведомлены настоящим образом,
рассмотрев жалобу Заявителя на действия комиссии Заказчика при проведении закупки "Строительство транзита 110 кВ Севастопольская - Ялта - Лучистое в двухцепном исполнении (в том числе проектно-изыскательские работы). Шестнадцатый этап строительства: "Реконструкция ПС 110 кВ Артек (включая ПИР)"" (извещение N 0800400003422000008) (далее - Закупка), в соответствии со статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и в результате внеплановой проверки, проведенной в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, пунктом 3.30 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 19.11.2014 N727/14, зарегистрированного в Министерстве юстиции Российской Федерации 27.02.2015 за N36262 (далее - Административный регламент от 19.11.2014 N727/14),
УСТАНОВИЛА:
В Крымское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, опубликовавшего извещение о Закупке с нарушением требований Закона о контрактной системе.
Представители Заказчика, Уполномоченного органа не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Закупки Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы Комиссия установила следующее.
В силу пункта 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
В соответствии с приложением N4 "Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе" извещения о проведении Закупки установлены следующие критерии оценки:
N |
Критерий оценки |
Значимость критерия оценки, процентов |
Показатель оценки |
Значимость показателя оценки, процентов |
Показатель оценки, детализирующий показатель оценки |
Значимость показателя, детализирующего показатель оценки, процентов |
Формула оценки или шкала оценки |
1. |
Цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги |
60 |
- |
- |
- |
- |
Оценка заявок осуществляется по формулам, предусмотренным пунктами 9 или 10 Положения об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Положение):
- в соответствии с пунктом 9 Положения: Значение количества баллов по критерию оценки "цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги", присваиваемое заявке, которая подлежит в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ) оценке по указанному критерию оценки, (БЦi) определяется по одной из следующих формул: а) за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "б" пункта 9 и пунктом 10 Положения, - по формуле:
где: Цi - предложение участника закупки о цене контракта, заявка (часть заявки) которого подлежит в соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ оценке по критерию оценки "цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги" (далее - ценовое предложение); Цл - наилучшее ценовое предложение из числа предложенных в соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ участниками закупки, заявки (части заявки) которых подлежат оценке по критерию оценки "цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги";
б) в случае если по результатам применения формулы, предусмотренной подпунктом "а" пункта 9 Положения, при оценке хотя бы одной заявки получено значение, являющееся отрицательным числом, значение количества баллов по критерию оценки "цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги" всем заявкам, подлежащим в соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ оценке по указанному критерию оценки (БЦi), определяется по формуле:
где Цнач - начальная (максимальная) цена контракта.
- в соответствии с пунктом 10 Положения: Если при проведении процедуры подачи предложений о цене контракта в соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ подано ценовое предложение, предусматривающее снижение такой цены контракта ниже нуля, значение количества баллов по критерию оценки "цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги" (БЦi) определяется в следующем порядке: а) для подлежащей в соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ оценке заявки участника закупки, ценовое предложение которого не предусматривает снижение цены контракта ниже нуля, по критерию оценки "цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги" значение количества баллов по указанному критерию оценки (БЦi) определяется по формуле:
б) для подлежащей в соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ оценке заявки участника закупки, ценовое предложение которого предусматривает снижение цены контракта ниже нуля, по критерию оценки "цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги" значение количества баллов по указанному критерию оценки (БЦi) определяется по формуле:
|
2. |
Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации |
40 |
Наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта |
100 |
Характеристика квалификации участников закупки N 1 (общая цена исполненных участником закупки договоров)
|
100 |
Оценка заявок осуществляется по формуле, предусмотренной подпунктом "б" пункта 20 Положения (лучшим является наибольшее значение квалификации участников закупки):
где: Хmax - максимальное значение квалификации участников закупки, содержащееся в заявках (частях заявок), подлежащих в соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ оценке по данному критерию оценки; Хi - значение квалификации участников закупки, содержащееся в предложении участника закупки, заявка (часть заявки) которого подлежит в соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ оценке по данному критерию оценки; Хmin - минимальное значение квалификации участников закупки, содержащееся в заявках (частях заявок), подлежащих в соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ оценке по данному критерию оценки. |
Согласно доводу жалобы:
"Согласно подпункту "а" и "б" пункта 9 раздела II Положения, для подлежащей в соответствии с Федеральным законом оценке заявки участника закупки, ценовое предложение которого не предусматривает снижение цены контракта либо суммы цен ниже нуля, по критерию оценки "цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги" значение количества баллов по критерию оценки "цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги", присваиваемое заявке, которая подлежит в соответствии с Федеральным законом оценке по указанному критерию оценки, (БЦi) определяется по одной из следующих формулам:
или
Согласно подпункту "а" и "б" пункта 10 раздела II Положения оценка по указанному критерию оценки, (БЦi) определяется по одной из следующих формул:
или
Однако, Заказчиком размещен иной порядок оценки заявок, отличающийся от норм вышеуказанного Положения".
Согласно возражениям Заказчика:
"В соответствии с электронной формой извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме для закупки N0800400003422000008, размещенной в единой информационной системе в сфере закупок 30.12.2022 (с изменениями), в разделе "Критерии оценки заявок" Заказчиком установлено следующее:
"Критерии оценки заявок
Цена контракта
Значимость критерия оценки: 60.00%
Оценка заявок осуществляется по формулам, предусмотренным пунктами 9 или 10 Положения об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Положение).".
Кроме того, порядок оценки заявок урегулирован императивными нормами части 8 статьи 32 Федерального закона N 44-ФЗ и Положением об оценке заявок, утверждённым Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 N 2604.
У Заказчика отсутствует возможность применить иной способ (формулы) оценки заявок кроме тех, что установлены Правительством, о чем указано в извещении.
Толкование участника закупки положений извещения о закупке не может нарушать права участников закупки и ограничивать конкуренцию.
Также любой участник закупки, зарегистрированный в единой информационной системе, в соответствии с частью 5 статьи 42 Федерального закона N 44-ФЗ вправе направить с использованием электронной площадки Заказчику запрос о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки при проведении электронного конкурса. Однако, запросы о даче разъяснений положений извещения относительно вышеуказанного вопроса в адрес Заказчика не поступали. При том, что срок подачи заявок превышал срок, установленный пунктом 1 части 3 статьи 42 Федерального закона N 44-ФЗ, в три раза, что позволяло участникам закупок уточнить положения извещения.
Таким образом, в электронной форме извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме для закупки N0800400003422000008, как и в Приложении N 4 к извещению "ПОРЯДОК рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе", Заказчиком прямо установлено, что оценка заявок осуществляется по формулам, предусмотренным пунктами 9 или 10 Положения об оценке заявок. Поэтому, и расчет по критерию оценки при возникновении случая, при котором данная формула используется, будет осуществляться исключительно по формуле, предусмотренной Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 N 2604.
Обращаем внимание, все остальные изменения, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.10.2022 N 1946, при подготовке извещения о проведении закупки Заказчиком учтены в полной мере. Оспариваемые положения извещения о закупке не могут свидетельствовать о подтверждении заявления Заявителя: "Заказчик грубо нарушает наши права и ограничивает конкуренцию путем установления требований, не соответствующих требованиям 44-ФЗ". В доводах, приведенных Заявителем относительно сути жалобы, отсутствуют указания на то, каким образом нарушены непосредственного его права, и каким образом Заказчиком огранивается конкуренция.
Прошу обратить внимание, конкурс проводится в соответствии с частью 19 статьи 48 Федерального закона N 44-ФЗ, следовательно, заявка состоит из второй и третьей частей. Формула, на которую указывает Заявитель, применима исключительно, если при проведении процедуры подачи предложений о цене контракта подано ценовое предложение, предусматривающее снижение цены контракта ниже нуля.
При закупке со специализацией "строительство" и начальной (максимальной) ценой контракта 915 039 878,63 рублей (девятьсот пятнадцать миллионов тридцать девять тысяч восемьсот семьдесят восемь рублей 63 копейки) вероятность подачи ценового предложения, предусматривающего снижение цены контракта ниже нуля, крайне мала, так как исполнение контракта, который будет заключен по результатам закупки, требует больших финансовых затрат со стороны Победителя. При этом формула, о которой пишет Заявитель, будет использоваться исключительно при возникновении вышеуказанной ситуации и исключительно в отношении участников закупки, которые предложили не наименьшую цену контракта, а значит априори не могут претендовать на максимальное количество баллов по данному критерию оценки. Таким образом, неверное толкование извещения о закупке Заявителем никаким образом не могла помешать любому участнику закупки подать заявку на участие в конкурсе.
Помимо этого, расчет на электронной торговой площадке проводится автоматически по действующим формулам и риск неправомерного присвоения Заказчиком баллов по критерию оценки "цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги" отсутствует.
Также в практике Заказчика отсутствуют случаи направления участниками ценовых предложений, которые предусматривают снижение цены контракта ниже нуля".
Комиссия Крымского УФАС заслушав пояснения заказчика, проанализировав извещение о проведении конкурса в электронной форме приходит к следующему.
Согласно части 8 статьи 48 Закона о контрактной системе участники закупки, первые части заявок которых признаны соответствующими извещению об осуществлении закупки, вправе в течение процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона) подать с использованием электронной площадки одно предложение о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона) (далее также - ценовое предложение). При подаче участником закупки ценового предложения не допускается подача предложения, равного или превышающего предложение, содержащееся в третьей части заявки на участие в закупке, а также не допускается подача предложения, равного нулю. Подача участником закупки ценового предложения, предусматривающего снижение цены контракта либо суммы цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона) ниже нуля, означает подачу предложения о размере платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта и указываемой в качестве цены контракта.
В случае предоставления Участником закупки ценовое предложение, предусматривающее снижение цены контракта ниже нуля, - оценка его заявки осуществлялась бы Заказчиком по формуле, предусмотренной подпунктом "б" пункта 10 Положения об оценке заявок, и указанной в Приложении N 4 к извещению в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 N 2604, и обеспечивает такому участнику наибольшее количество баллов по сравнению с заявками участников с ценовым предложением выше.
Таким образом, по мнению Заказчика, действия Заказчика не повлекли бы для участников закупки, ценовое предложение которых предусматривает снижение цены контракта ниже нуля, негативных последствий в части оценки заявки по критерию "цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги".
Таким образом, в Приложении N 4 к извещению "Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе", Заказчиком прямо установлено, что оценка заявок осуществляется по формулам, предусмотренным пунктами 9 или 10 Положения об оценке заявок. Так расчет по критерию оценки при возникновении случая, при котором данная формула используется, будет осуществляться исключительно по формуле, предусмотренной Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 N 2604.
Комиссией Заказчика осуществлялась оценка заявок по действующей формуле согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 N 2604.
Также согласно дополнительным возражениям Заказчика:
"С учетом положений статьи 7.1 Федерального закона от 01.12.2007 N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях", статей 55.17 и 55.18 Градостроительного кодекса Российской Федерации наличие сведений в едином реестре сведений о членах саморегулируемых организаций и их обязательствах является подтверждением членства в соответствующей саморегулируемой организации.
При этом, в едином реестре сведений о членах саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства и их обязательствах на сайте Ассоциации "Национальное объединение строителей" (НОСТРОЙ) (ссылка на источник: https://reestr.nostroy.ru/sro/all/member/list) информация о Заявителе ООО "ДОМ" (ИНН 5001110615) отсутствует (скриншот прилагается).
Таким образом, Заявитель не соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, а именно: требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение работы, являющихся объектом закупки (требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ).
Кроме того, в реестре контрактов, заключенных заказчиками, размещенном в единой информационной системе в сфере закупок, отсутствует информация о контрактах, заключенных Заявителем (скриншот прилагается)".
Комиссия УФАС констатирует, что статьей 105 Закона о контрактной системе предусмотрено, что к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Следовательно, бремя доказывания при рассмотрении жалобы в контрольном органе в сфере закупок Законом о контрактной системе возлагается на лицо, подавшее жалобу на соответствующие действия Заказчика в порядке Главы 6 Закона о контрактной системе.
Представитель Заявителя на заседание не явился, в составе жалобы также не представлены документы и сведения, подтверждающие обоснованность доводов и свидетельствующих о нарушении прав и законных интересов Заявителя.
Доказательств, указывающих на ограничение конкуренции и нарушение прав и законных интересов действиями Заказчика, также не представлено. Довод жалобы признается необоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу Заявителя необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия
Председатель Комиссии А.П. Рудакова
Члены Комиссии: А.М. Крылова
Э.С. Велиляева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю от 21 февраля 2023 г. N 082/06/106-90/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.02.2023