Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (Крымское УФАС России) (далее - Комиссия) в составе:
председатель Комиссии - врио заместителя руководителя Крымского УФАС России Р.С. Айвазян,
члены Комиссии:
главный специалист-эксперт отдела контроля закупок Крымского УФАС России Э.С. Велиляева,
главный специалист-эксперт отдела контроля закупок Крымского УФАС России Т.В. Бачинская,
при участии посредством видеоконференцсвязи представителей интересов:
- МБОУ "Школа-лицей им. Героя Советского Союза Ф.Ф. Степанова" г. Саки Республики Крым (далее - Заказчик) - Симонова А.В. (приказ о назначении на должность директора);
- Сысоев Константин Владимирович (далее - Заявитель) - на заседание не явился, о времени и месте рассмотрения жалобы посредством видеоконференц-связи с возможностью очного участия уведомлен настоящим образом,
рассмотрев жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении закупки "Оснащение спортивным инвентарем и оборудованием открытого плоскостного спортивного сооружения" (извещение N 0375300072023000001) (далее - Закупка), в соответствии со статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и в результате внеплановой проверки, проведенной в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, пунктом 3.30 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 19.11.2014 N727/14, зарегистрированного в Министерстве юстиции Российской Федерации 27.02.2015 за N36262 (далее - Административный регламент от 19.11.2014 N727/14),
УСТАНОВИЛА:
В Крымское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, опубликовавшего извещение о Закупке с нарушением требований Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы Комиссия установила следующее.
Частью 2 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что заказчик размещает извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, которое должно содержать следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
2) обоснование начальной (максимальной) цены контракта. Заказчик, осуществляющий деятельность на территории иностранного государства, также указывает информацию о валюте, используемой для определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, для оплаты поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги, и порядок применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги;
3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
4) порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом;
5) проект контракта;
6) перечень дополнительных требований к извещению об осуществлении закупки, участникам закупок, содержанию заявок на участие в закупках при осуществлении закупок:
Согласно пунктам 12 и 14 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию:
12) требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования);
14) информация о преимуществах участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с частью 3 статьи 30 настоящего Федерального закона или требование, установленное в соответствии с частью 5 статьи 30 настоящего Федерального закона, с указанием в соответствии с частью 6 статьи 30 настоящего Федерального закона объема привлечения к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций;
В соответствии с первым доводом Заявителя: "Заказчик вводит в заблуждение участников закупки, устанавливая в разных частях Извещения разные наименования объекта закупки:
Извещение
Наименование объекта закупки
Оснащение спортивным инвентарем и оборудованием открытого плоскостного спортивного сооружения
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПО ПРОВЕДЕНИЮ АУКЦИОНА В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ
I. Информация о проведении закупки
1. Наименование объекта закупки
1.1 Электронный аукцион Оснащение спортивным инвентарем и оборудованием открытого плоскостного спортивного сооружения
Техническое задание
Оснащение спортивным инвентарем и оборудованием открытого плоскостного спортивного сооружения муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Школа- лицей имени Героя советского союза Федора Федоровича Степанова" города Саки Республики Крым
1 Предмет контракта Мероприятия по устройству спортивных площадок и оснащению объектов спортивным оборудованием и инвентарем МБОУ "Школа-лицей им. Героя Советского Союза Ф.Ф.Степанова" по адресу: Российская Федерация, Республика Крым, г. Саки, ул. Строительная, дом 22".
Иными словами, в Техническом задании предусмотрено устройство спортивных площадок перед их оснащением оборудованием, а в остальных документах - нет.
В соответствии с частью 3 статьи 7 информация, предусмотренная Законом о контрактной системе и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Согласно Извещению предметом закупки является оснащение спортивным инвентарем и оборудованием открытого плоскостного спортивного сооружения.
Вместе с тем, в соответствии с приложением к извещению по закупке "Техническое задание" предмет контракта - это мероприятия по устройству спортивных площадок и оснащению объектов спортивным оборудованием и инвентарем МБОУ "Школа-лицей им. Героя Советского Союза Ф.Ф.Степанова" по адресу: Российская Федерация, Республика Крым, г. Саки, ул. Строительная, дом 22.
Таким образом, Комиссия Крымского УФАС России, изучив извещения по закупке и приложения к нему, выявила существенные разночтения в предмете закупки, что вводит потенциальных участников закупки в заблуждение.
На основании вышеизложенного, Комиссией усматривается нарушение части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе в действиях Заказчика, на основании чего, первый довод жалобы признается обоснованным.
Согласно второму и третьему доводам жалобы Заявителя: "Заказчик вводит в заблуждение участников закупки, устанавливая в разных частях Извещения взаимоисключающие требования согласно п.1 ч.1 ст.31 ФЗ-44:
Извещение
Преимущества, требования к участникам
Требования к участникам
2. Требование к участникам закупок в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПО ПРОВЕДЕНИЮ АУКЦИОНА В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ
II. Требования к участникам закупки и необходимый перечень документов для участия в закупке. Подача заявки на участие в электронном аукционе.
12.1 Соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки, предусмотренные п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе. Лот N 1: Не требуется".
Заказчик вводит в заблуждение участников закупки, устанавливая в разных частях Извещения взаимоисключающие требования к наличию преимуществ согласно ст.30 ФЗ-44:
Извещение
Преимущества, требования к участникам
Преимущества
Не установлены
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПО ПРОВЕДЕНИЮ АУКЦИОНА В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ
I. Информация о проведении закупки
9 Преимущества предоставляются при осуществлении закупок
9.3 Субъекты малого предпринимательства (предоставляются при условии соответствия статье 30 Закона о контрактной системе). Социально ориентированные некоммерческие организации (за исключением социально ориентированных некоммерческих организаций, учредителями которых являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации или муниципальные образования), осуществляющие в соответствии с учредительными документами виды установлено
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПО ПРОВЕДЕНИЮ АУКЦИОНА В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ
II. Требования к участникам закупки и необходимый перечень документов для участия в закупке. Подача заявки на участие в электронном аукционе.
15 Требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций: установлено.
В силу пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, заказчик устанавливает соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Комиссия Крымского УФАС России, изучив извещения по закупке и приложения к нему, установила, что Заказчик вводит участников закупки в заблуждение путем установления существенных разночтений касаемо требований согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе в извещении и в приложении к извещению "Информационная карта по проведению аукциона в электронной форме".
Также Комиссией были установлены существенные разночтения касаемо наличия преимуществ согласно статьи 30 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, Комиссией усматривается нарушение части 3 статьи 7, пунктов 12, 14 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе в действиях Заказчика, на основании чего, второй и третий доводы жалобы признаются обоснованными.
Согласно четвертому доводу жалобы Заявителя: "Заказчик установил требование к участникам п.9 ч.1 ст.31 ФЗ-44 в недействующей редакции, тем самым оставляя возможность допуска участников попадающих под запрет".
В силу пункта 12.7 раздела II "Требования к участникам закупки и необходимый перечень документов для участия в закупке. Подача заявки на участие в электронном аукционе" приложения к извещению по закупке "Информационная карта по проведению аукциона в электронной форме": "Отсутствие между участником закупки и заказчиком конфликта интересов, под которым понимаются случаи, при которых руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий состоят в браке с физическими лицами, являющимися выгодоприобретателями, единоличным исполнительным органом хозяйственного общества (директором, генеральным директором, управляющим, президентом и другими), членами коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, руководителем (директором, генеральным директором) учреждения или унитарного предприятия либо иными органами управления юридических лиц - участников закупки, с физическими лицами, в том числе зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя, участниками закупки либо являются близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными указанных физических лиц. Под выгодоприобретателями для целей ст.31 Закона о контрактной системе понимаются физические лица, владеющие напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей десять процентов в уставном капитале хозяйственного общества".
Однако вышеуказанная норма относится к недействующей редакции Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: отсутствие обстоятельств, при которых должностное лицо заказчика (руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий), его супруг (супруга), близкий родственник по прямой восходящей или нисходящей линии (отец, мать, дедушка, бабушка, сын, дочь, внук, внучка), полнородный или неполнородный (имеющий общих с должностным лицом заказчика отца или мать) брат (сестра), лицо, усыновленное должностным лицом заказчика, либо усыновитель этого должностного лица заказчика является:
а) физическим лицом (в том числе зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя), являющимся участником закупки;
б) руководителем, единоличным исполнительным органом, членом коллегиального исполнительного органа, учредителем, членом коллегиального органа унитарной организации, являющейся участником закупки;
в) единоличным исполнительным органом, членом коллегиального исполнительного органа, членом коллегиального органа управления, выгодоприобретателем корпоративного юридического лица, являющегося участником закупки. Выгодоприобретателем для целей настоящей статьи является физическое лицо, которое владеет напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо владеет напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) долей, превышающей десять процентов в уставном (складочном) капитале хозяйственного товарищества или общества.
Таким образом, Заказчиком в извещении установлены недействующие нормы законодательства, что, в свою очередь, нарушает часть 3 статьи 7 Закона о контрактной системе, на основании чего четвертый довод жалобы признается обоснованным.
Согласно пятому доводу жалобы Заявителя: "Заказчик незаконно установил требование предоставления участником закупки в заявке информации, предусмотренной п.п. в) п. 1 ч. 1 ст. 43 ФЗ-44, что может привести к отклонению заявки в случае ее непредоставления.
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПО ПРОВЕДЕНИЮ АУКЦИОНА В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ
II. Требования к участникам закупки и необходимый перечень документов для участия в закупке. Подача заявки на участие в электронном аукционе.
14 Требования к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе:
3. Декларация о соответствии участника закупки требованиям, установленным пунктами 3 5, 7 - 11 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, а также идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) лиц, указанных в пунктах 2 и 3 части 3 статьи 104 Закона о контрактной системе, или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика таких лиц.
Предоставление данной информации участником лично в своей заявке не предусмотрено".
В соответствии с подпунктом "в" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать информацию и документы об участнике закупки: идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, управляющего (при наличии), управляющей организации (при наличии), участников (членов) корпоративного юридического лица, владеющих более чем двадцатью пятью процентами акций (долей, паев) корпоративного юридического лица, учредителей унитарного юридического лица или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика таких лиц;
Вместе с тем, в силу пункта 2 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе при проведении электронных процедур, закрытых электронных процедур информация и документы, предусмотренные подпунктами "а" - "л" пункта 1 части 1 настоящей статьи, не включаются участником закупки в заявку на участие в закупке. Такие информация и документы в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, направляются (по состоянию на дату и время их направления) заказчику оператором электронной площадки, оператором специализированной электронной площадки путем информационного взаимодействия с единой информационной системой.
Таким образом, учитывая изложенное, комиссия выявила, что Заказчиком неправомерно установлено требование (идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) лиц, указанных в пунктах 2 и 3 части 3 статьи 104 Закона о контрактной системе, или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика таких лиц) в извещении согласно пункту 3 раздела 2 приложения к извещению "Информационная карта по проведению аукциона в электронной форме".
На основании вышеизложенного, комиссия усматривает нарушение Заказчиком пункта 2 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе, в связи с чем, пятый довод признается обоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь частью 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом от 19.11.2014 N727/14, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Заявителя обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения части 3 статьи 7, пунктов 12, 14 части 1 статьи 42, пункта 2 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе.
3. Выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Р.С. Айвазян
Члены Комиссии: Э.С. Велиляева
Т.В. Бачинская
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю от 28 февраля 2023 г. N 082/06/106-104/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.03.2023