Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (Крымское УФАС России) (далее - Комиссия) в составе:
председатель Комиссии - врио заместителя руководителя Крымского УФАС России Р.С. Айвазян,
члены Комиссии:
заместитель начальника отдела контроля закупок Крымского УФАС России Т.Д. Аблаева,
главный специалист-эксперт отдела контроля закупок Крымского УФАС России Т.В. Бачинская,
при участии посредством видеоконференцсвязи представителей интересов:
- ГКУ РК "Крымздрав" (далее - Заказчик) - Безсмертная С.С. (по доверенности);
- Государственный комитет конкурентной политики Республики Крым (далее - Уполномоченный орган) - Хованский И.В. (по доверенности);
- ООО "Здоровье" (далее - Заявитель) - Асташенков И.А. (по доверенности);
рассмотрев жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении закупки "Специализированный продукт для диетического лечебного питания "Нутризон эдванст Нутридринк или эквивалент (КБК 807 0909 4160154600 244)" (извещение N 0175200000423000061) (далее - Закупка), в соответствии со статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и в результате внеплановой проверки, проведенной в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, пунктом 3.30 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 19.11.2014 N727/14, зарегистрированного в Министерстве юстиции Российской Федерации 27.02.2015 за N36262 (далее - Административный регламент от 19.11.2014 N727/14),
УСТАНОВИЛА:
В Крымское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, опубликовавшего извещение о Закупке с нарушением требований Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы Комиссия установила следующее.
Пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что заказчик размещает в составе извещения об осуществлении закупки описание объекта закупки, сформированное в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно доводу жалобы Заявителя: "В силу требований статьи 6.2 Федерального закона "О государственной социальной помощи" от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ дети-инвалиды Республики Крым имеют право на обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи специализированными продуктами лечебного питания.
Постановлением Правительства РФ N333 от 9 апреля 2015 установлены Правила формирования перечня специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов. Перечень формируется с учетом стандартов медицинской помощи и клинических рекомендаций, содержит сведения о специализированных продуктах, применяемых в качестве диетического лечебного питания при лечении детей-инвалидов.
Факт наличия данной патологии, подтверждённый соответствующим диагнозом и установленной инвалидностью является основанием для включения пациентов в категорию льготополучателей за счет федерального бюджета. Обязанностью Заказчика является обеспечение потребностей этой группы пациентов, качественными продуктами лечебного питания, включенными в действующий Перечень, с учетом обновленных современных клинических рекомендаций "Кистозный фиброз (муковисцидоз), утверждённых Союзом педиатров РФ, Союзом генетиков РФ в 2019 году.
С 2020 года в Перечень специализированных продуктов, утверждённый распоряжением Правительства РФ расширен за счет включения новых продуктов, в том числе и продукт "Нутриэн", производитель ЗАО "Инфаприм" Российская Федерация.
Оба продукта предназначены (область применения) для использования в качестве основного или дополнительного питания в виде напитка, а также при зондовом (энтеральном) введении. Для наглядности приводим пример сравнения параметров пищевой ценности смесей "Нутризон" и "Нутриэн" при стандартном (изокаллорическом - 1 мл/1,0 ккал *) разведении в 100 мл готовой к употреблению смеси:
Показатель |
"Нутризон" |
"Нутриэн" |
Энергетическая ценность |
463 Ккал на 100г |
448 Ккал на 100г |
Белок (эквивалент) на 100г |
18,2 г. |
18 г. |
Насыщенные жиры на 100г |
8.5 г. |
9 г. |
Жиры на 100г |
18.2 г. |
16 г. |
Углеводы |
56,6 г. |
58 |
Полисахариды |
Данный показатель не отражается на упаковке и в документах на смесь. |
Данный показатель не отражается на упаковке и в документах на смесь. |
Осмолярность |
320 мОсм/л |
300 |
Фасовка |
322 г. |
350 г. |
Из сравнительного анализа видно, что смеси являются эквивалентами друг другу, при этом государственный Заказчик предлагает следующую форму заполнения заявки с учетом критериев:
N п/п |
Наименование товара |
Наименование параметра (показателя) товара, устанавливаемое Заказчиком |
Ед. изм. |
Требуемое значение, установленное Заказчиком |
Значение, предлагаемое участником закупки |
|
3 |
Специализированный продукт для диетического лечебного питания "Нутризон эдванст Нутридринк или эквивалент * |
Параметры эквивалентности(данная информация предоставляется, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документах электронного аукциона) |
||||
Энергетическая ценность |
ккал |
463 |
|
|||
Белок (эквивалент) на 100г |
грамм |
18,2 |
|
|||
Насыщенные жиры на 100г |
грамм |
8,5 |
|
|||
Жиры на 100г |
грамм |
Не менее 18,2 |
|
|||
Углеводы |
грамм |
56,6 |
|
|||
Полисахариды |
грамм |
45 |
|
|||
Осмолярность |
мОсм/л |
Не более 320 |
|
|||
Фасовка |
грамм |
Не менее 322 |
|
В данном, случае видно, что Заказчик предлагает к выбору определенные категории как : Осмолярность, Фасовка, Жиры на 100г, при этом во всем другом требует конкретную характеристику товара.
При подаче заявки с указанием смеси эквивалента, невозможно, без фраз "не более", "не менее", заполнить данную таблицу эквивалентной смесью "Нутриэн" так как спецификация Заказчика не дает расширенные позиции.
Считаем, что обязанностью Заказчика при осуществлении закупок специализированных продуктов для детей-инвалидов, утверждённых распоряжением Правительства РФ от 05.12.2022 г. N 3731-р., является наиболее полное удовлетворение потребностей этой группы льготополучателей, с учетом клинических рекомендаций (протоколов лечения) 2022 года, а именно расширение параметров ТЗ 0175200000423000061, путем включения характеристик пищевой, энергетической ценности и содержания витаминов/минералов, содержащихся в сухой смеси Нутриэн стандарт".
...
Заказчиком как указывалось ранее, указан так же излишний параметр: Полисахариды ----грамм ----45.
Обращаем ваше внимание, что информация о количественном содержании полисахаридов не вынесена на потребительскую упаковку продуктов данной категории. Таким образом, введение данного параметра не дает возможности ясно трактовать описание объекта закупки и определить требуемый к поставке товар. (что в свою очередь является нарушением Ч. 2 статьи 33 44-ФЗ)
Описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться".
В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
При формировании Технического задания Заказчику в рамках Закона о контрактной системе предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
Согласно возражениям Заказчика: "Государственной Думой было проведено совершенствование законодательства Российской Федерации о социальной защите детей-инвалидов и 17 июля 1999 года был принят Закон N178-ФЗ "О государственной социальной помощи".
В соответствии со ст.6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N178-ФЗ "О государственной социальной помощи", дети-инвалиды имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. В состав набора входит обеспечение специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов из перечня, утвержденного правительством РФ (ч. 1 ст. 6.2 N178-ФЗ).
Перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов принимается ежегодно. На 2023 год Перечень утвержден распоряжением Правительства РФ от от 5 декабря 2022 г. N 3731-р (прилагаем)
Из вышеизложенного следует вывод, что расширение Перечня продуктов специализированного питания служит для максимального удовлетворения возможных потребностей выбора врача, назначающего пациенту диетотерапию и возможностей выделения денежного обеспечения из федерального бюджета, для оплаты, назначенного врачом продукта в соответствии с диагнозом.
В соответствии с Федеральным законом N323-ФЗ от 21.11.2011 (редакция от 29.07.2017) статья 70, лечащий врач назначает лечение пациенту, в том числе и диетотерапию. Подбор, расчет, составление диеты осуществляется строго лечащим врачом генетиком с учетом диагноза, тяжести течения заболевания, сопутствующих осложнений, возраста, ростово-весовых показателей, личностных особенностей физического и психомоторного развития, а также индивидуальной переносимости продуктов, при этом для различной категории пациентов устанавливаются требования к специализированным смесям лечебного питания по адаптированному энергетическому, белковому, витаминному и минеральному составу, обеспечивающим безопасность и не создающие при этом дополнительных барьеров в терапии, тем самым позволяя пациентам получить нужную терапевтическую дозу в нужном объеме и способствуя длительности диетотерапии и приверженности лечения.
Таким образом Перечень является лишь списком для выбора продуктов врачом в терапии пациента, но не является документом позволяющим заменять один продукт на другой в силу разности составов, разности областей применения и источников сырья.
...
Таким образом, представляется возможным, что высококалорийный продукт Нутризон Эдванст Нутридринк обладает наилучшими характеристиками среди сухих смесей для питания детей
Нутризон Эдванст Нутридринк наиболее полно отвечает возрастным потребностям детей по высокому потреблению энергии и жиров, что обусловлено необходимостью повышения калорийности питания и увеличения квоты жира в энергообеспечении детей с муковисцидозом. Увеличение квоты жира позволяет снизить образование СО2, минимизировать его задержку в организме, и положительно влияет на газообмен в легких, и позволяет снизить риск осложнений у больных с муковисцидозом.
Касательно довода о наличии полисахаридов, в составе продукта Нутризон Эдванст Нутридринк сухая смесь есть Мальтодекстрин (этикетка продукта прилагается к ответу). Мальтодекстрин - это полисахарид, который используется в качестве пищевого ингредиента. Он производится из растительного крахмала путем частичного гидролиза. Мальтодекстрин легко усваивается, всасывается так же быстро, как глюкоза.
Таким образом углеводный компонент смеси представлен Полисахаридом Мальтодекстрин, который вынесен на этикетку в разделе "Состав".
Техническое задание должно быть составлено таким образом, чтобы сформированные требования обеспечили Заказчику приобретение именно того товара, в котором он нуждается, но при этом не были нарушены нормы ст. 33 Закона N 44-ФЗ, соответственно в рамках процедуры Закупки потенциальные участники торгов при обнаружении неясности характеристик или ошибок в описании объекта имеют право подать запрос на разъяснение или уточнение характеристик объекта.
Невозможность (или не желание) ряда поставщиков поставить требуемые продукты специализированного питания с установленными техническими характеристиками, не свидетельствует о том, что включение рассматриваемых требований в документацию об аукционе влечет ограничение количества участников размещения заказа, поскольку речь идет о поставке, а не производстве и товар может быть предложен заказчику различными участниками размещения заказа (поставщиками товара, круг которых не ограничен).
При изучении рынка Заказчиком получены три коммерческих предложения, что указывает на то, что товар с необходимыми характеристиками существует и поставка данного товара производится несколькими компаниями. Из выше сказанного следует, что заказчик не нарушил Федеральный закон 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Ни в одной статье Закона не идёт речь о производителе. Во всех статьях указанного Закона используется термин "Поставщик". Таким образом в Законе речь идёт о требованиях к участникам Закупки - юридических лицах, индивидуальных предпринимателях, зарегистрированных в ЕАИС, а не о объекте закупки".
Требования к товарам, которые поставляются Заказчику установлены Заказчиком в электронном документе "Техническое задание".
Комиссия УФАС отмечает, что если у Заказчика имеются определенные обоснованные потребности в получении тех или иных товаров, он в праве устанавливать соответствующие требования к товарам в извещении об осуществлении закупки, но таким образом, чтобы такие требования не ограничивали количество участников закупки, и в составе одного лота не закупались наряду с товарами, производимыми неограниченным кругом производителей уникальные товары единственного производителя для приобретения которых необходимо заключать определенные договоры и соглашения с производителем изделий.
Согласно п. 2 Обзора судебной практики применения законодательства российской федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28 июня 2017 года включение заказчиком в извещение об осуществлении закупки требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе, в отсутствие специфики использования такого товара является нарушением положений статьи 33 Закона о контрактной системе.
В ходе заседания комиссии, Заказчиком представлен Приказ Министерства здравоохранения Республики Крым N17 от 11.01.2022 г. Согласно вышеуказанному приказу специализированный продукт лечебного питания "Нутризон эдванст Нутридринк" закупается по заявке Министерства здравоохранения Республики Крым для обеспечения детей-инвалидов на 2023 г. по программе обеспечения необходимыми лекарственными препаратами. Количество необходимого к поставке товара - 13 264 шт., что также указано и в Приказе Минздрава, и в Техническом задании по закупке.
Заявка Министерства здравоохранения Республики Крым формируется врачами учреждений здравоохранения Республики Крым при назначении лечения больным детям с учетом их индивидуальных потребностей.
Также в ходе заседания комиссии Крымского УФАС России Заказчиком представлены Протоколы заседания врачебной подкомиссии по контролю за обоснованностью назначения и выпиской лекарственных препаратов отдельным категориям граждан, согласно которым, учитывая историю болезни, отдельным пациентам был назначен именно Специализированный продукт для диетического лечебного питания "Нутризон эдванст Нутридринк в определенной дозировке.
Представителем Заказчика даны пояснения, согласно которым предметом рассматриваемой закупки является не производство, а поставка товара, обладающего определенными характеристиками. Оборот подобных товаров не ограничен, а, следовательно, возможность их приобретения с целью дальнейшей поставки имеет любой участник закупки, заинтересованный в участии в рассматриваемом аукционе. Приведенные требования к товару отражают действительную потребность Заказчика в приобретении товара, в наибольшей степени соответствующего целям проведения закупки, исходя из принципа ответственности за результативность обеспечения государственных нужд, эффективность осуществления закупок.
Таким образом, комиссия Крымского УФАС России, изучив извещения к закупке и приложения к нему, а также материалы, представленные сторонами в ходе заседания, приходит к выводу о признании жалобы Заявителя необоснованной.
На основании изложенного, руководствуясь частью 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом от 19.11.2014 N727/14, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу Заявителя необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Р.С. Айвазян
Члены Комиссии: Т.Д. Аблаева
Т.В. Бачинская
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю от 27 февраля 2023 г. N 082/06/106-99/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.03.2023