Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (Крымское УФАС России) (далее - Комиссия) в составе:
председатель Комиссии - врио заместителя руководителя Крымского УФАС России Р.С. Айвазян,
члены Комиссии:
заместитель начальника отдела контроля закупок Крымского УФАС России А.М. Крылова,
главный специалист-эксперт отдела контроля закупок Крымского УФАС России Т.В. Бачинская,
при участии посредством видеоконференцсвязи представителей интересов:
- Администрация г. Джанкоя Республики Крым (далее - Заказчик) - Кутищев А.И. (по доверенности), Михайлов А.А. (по доверенности), Савина Т.М. (по доверенности);
- ИП Григорович Любовь Ивановна (далее - Заявитель) - Григорович Л.И., Поспехов И.А. (по доверенности), Хобелия О.Т. (по доверенности);
рассмотрев жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении закупки "Металлодетектор арочный мобильный" (извещение N 0875600002523000027) (далее - Закупка), в соответствии со статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и в результате внеплановой проверки, проведенной в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, пунктом 3.30 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 19.11.2014 N727/14, зарегистрированного в Министерстве юстиции Российской Федерации 27.02.2015 за N36262 (далее - Административный регламент от 19.11.2014 N727/14),
УСТАНОВИЛА:
В Крымское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, опубликовавшего извещение о Закупке с нарушением требований Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы Комиссия установила следующее.
Пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что заказчик размещает в составе извещения об осуществлении закупки описание объекта закупки, сформированное в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно доводу жалобы Заявителя: "Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Вместе с тем, в нарушение указанных норм действующего законодательства РФ в п. 1 Технического задания (описания объекта закупки) указано: "Мобильный металлодетектор арочного типа "Паутина-СМ3"". Это прямое нарушение требований п. 1 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"!
Лицом, действия которого обжалуются, никак не обосновано, почему металлодетекторы иных марок не могут взаимодействовать с металлодетекторами "Паутина-СМ3". Металлодетекторы "Паутина-СМ3" основаны на каком-то ином, не известном науке, принципе мателлодетекции? Или они несовемстимы с иным электрическими и электронными системами? Но это прямо противоречит требованиям ГОСТ IEC/TS 61000-1-2-2015 Электромагнитная совместимость (ЭМС)!
Т.о., исходя из вышеперечисленных нормативных правовых актов, указанное описание специально сделано для того, чтобы в данной закупке могли участвовать поставщики, предлагающие металлодетекторы конкретного производителя - Общества с ограниченной ответственностью "Локаторная техника" (620049, Свердловская обл., г. Екатеринбург, пер. Автоматики, д. 1, пом. 27, ОГРН 1096670002208, ИНН 6670243472, КПП 667001001).
В соответствии с Приложением к извещению о закупке "Техническое задание" указаны Характеристики товара, требующие и не требующие предоставления конкретных показателей товара для поставки Заказчику.
Согласно Техническому заданию Заказчику для поставки необходимо:
N п/п |
Наименование товара |
Код ОКПД2 |
Ед. изм. |
Кол-во |
1. |
Мобильный металлодетектор арочного типа "Паутина-СМ3"* |
26.30.50.119 |
шт. |
3 |
* Эквивалент не предусмотрен ввиду необходимости обеспечения совместной работы на расстоянии до 1 метра закупаемого товара с оборудованием, имеющимся у Заказчика - металлодетекторы "Паутина-СМ3" при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком".
Cогласно возражениям Заказчика: "Металлодетекторы, закупаемые по настоящей закупке, заказчик будет использовать с уже имеющимися металлодетекторами Паутина-СМ3, для обеспечения безопасности массовых мероприятий на территории муниципального образования городского округа Джанкой Республики Крым.
В 2018 году на электронной торговой площадке http://www.sberbank-ast.ru размещен документ "Извещение о проведении электронного аукциона от 15.01.2018 N 0875300003518000004" на приобретение средств ограничения доступа, по результатам проведения электронного аукциона определен победитель и заключен муниципальный контракт N 0875300003518000004-0700673-01 от 05 февраля 2018 года на приобретение и поставку металлодетекторов арочных мобильных "Паутина-СМ3" в количестве 2 шт.
По состоянию на текущий месяц 2023 года, за пять лет эксплуатации приобретенного оборудования металлодетекторов арочных мобильных "Паутина-СМ3" нареканий в работе нет, прост сборке и эксплуатации, оборудование зарекомендовало себя как надежное проверенное временем и долговечное устройств.
В соответствии с частью 1 ст. 33 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 N 44-ФЗ (далее Закон), допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком. В связи с чем у заказчика имеется потребность в совместной работе всех металлодетекторов в режиме синхронизации и в возможности установки металлодетекторов на расстоянии до 1 метра друг от друга.
Металлодетекторы даже одного производителя, устанавливаемые на близком расстоянии друг от друга, создают взаимные помехи, что влияет на их способность обнаруживать запрещенные к проносу предметы. Именно поэтому необходимо, чтобы металлодетекторы работали в режиме синхронизации.
В настоящее время не существует нормативного требования о наличии у металлодетекторов режима синхронизации. Не существует также единого стандарта, по которому должен работать режим синхронизации.
Каждый из производителей, у металлодетекторов которых имеется режим синхронизации, использует свой способ обеспечения данного режима.
Заявителем жалобы не представлено доказательств того, что предлагаемые им к поставке металлодетекторы имеют режим синхронизации и что они способны работать в этом режиме совместно с используемыми заказчиком металлодетекторами Паутина-СМ 3.
...
Таким образом, Законом не предусмотрены ограничения по включению в документацию об электронном аукционе требований к товару, которые являются значимыми для Заказчика, отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных или муниципальных функций.
Заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки, поскольку потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении соответствующих требований, которые в свою очередь обеспечивают эффективное использование бюджетных средств.
Предметом закупки является поставка металлодетекторов, характеристики которых отражены в техническом задании, где указаны функциональные требования к закупаемому оборудованию, отражающие потребность Заказчика.
При этом в техническом задании указаны как максимальные и минимальные значения таких показателей, а так же значения показателей, которые не могут изменяться с указанием по ряду характеристик диапазонных значений, выраженных в установлении характеристик товара с учетом стать 33 Закона.
Необходимо отметить, что Заказчик не имеет возможности устанавливать требования к характеристикам товара, которые удовлетворили бы всех возможных участников закупки, а, в свою очередь, положения Закона не обязывают Заказчика при определении характеристик поставляемого товара в документации о проведении электронного аукциона устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, моделям товара.
Таким образом, участником данной закупки может выступать любое юридическое, физическое лицо, индивидуальный предприниматель (в том числе и не являющийся производителем требуемого к поставке товара), готовые поставить товар, отвечающий требованиям документации об электронном аукционе и удовлетворяющий потребности Заказчика".
В ходе рассмотрения жалобы Комиссией Крымского УФАС России был направлен запрос производителю Мобильного металлодетектора арочного типа "Паутина-СМ3" ООО "Локаторная техника" с целью подтвердить или опровергнуть информацию о совместимости работы товара с металлодетекторами других производителей.
В своем ответе на запрос ООО "Локаторная техника" сообщил, что отсутствует информация о гарантии на совместную работу с металлодетекторами других марок в виду отсутствия возможности проверить данную функцию опытным путем.
Однако ООО "Локаторная техника" также было представлено Руководство по эксплуатации Металлодетектора многозонного селективного "Паутина-м" и его модификаций. Согласно пункту 6.1 "Совместимость" указанного руководства:
"Меню "Совместимость" позволяет эксплуатировать прибор в местах установки вблизи металлодетекторов других производителей, в местах чрезвычайного высокого уровня суммарных эфирных и сетевых помех. При изменении режима "Совместимость" следует выключить и вновь включить прибор либо отключая его от сети 220В, либо используя соответствующие кнопки ПДУ (или клавиатуры). При использовании режима совместимости, стандартные программы чувствительности корректно работают только при выключенном режиме совместимости. Настройка чувствительности при включенном режиме совместимости может осуществляться вручную либо с использованием функции автонастройки чувствительности. При совместной установке вблизи металлодетекторов других производителей расстояние до них должно быть не менее 1500 мм. Точное расстояние может зависеть от марки и модели металлодетектора".
Таким образом, на заседание Комиссии Крымского УФАС России не представлено достаточных доказательств, подтверждающих несовместимость металлодетекторов "Паутина-СМ3" с металлодетекторами других производителей, следовательно, Заказчик документально не обосновал потребность в закупке именно металлодетекторов "Паутина-СМ3", которые указаны в Техническом задании.
Таким образом, Комиссией установлено, а Заказчиком не доказано обратное, что при проведении данного электронного аукциона Заказчиком установлены параметры в описании закупки, которые соответствуют только одному производителю оборудования - Мобильный металлодетектор арочного типа "Паутина-СМ3", что влечет за собой ограничение количества участников закупки, при этом в ходе рассмотрения жалобы представителем Заказчика не представлено доказательств и сведений, подтверждающих наличие на рынке продукции двух и более производителей товара с характеристиками, указанными в техническом задании документации об Аукционе.
Вместе с тем, согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) по закупке N0875600002523000027 Комиссия рассмотрела единственную заявку на участие в закупке, в которой предложен товар производителя ООО "Локаторная техника" и приняла решение о соответствии Заявки требованиям Закона о контрактной системе и извещению об осуществлении закупки, что также подтверждает доводы жалобы Заявителя.
Учитывая изложенное, действия Заказчика нарушают пункт 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, на основании чего жалоба признается обоснованной.
На основании изложенного, руководствуясь частью 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом от 19.11.2014 N727/14, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Заявителя обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Р.С. Айвазян
Члены Комиссии: А.М. Крылова
Т.В. Бачинская
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю от 28 февраля 2023 г. N 082/06/106-102/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.03.2023
Об обжаловании настоящего решения, см. Решение Арбитражного суда Республики Крым от 7 августа 2023 г. по делу N А83-8769/2023, отмененное Постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 27 октября 2023 г. N 21АП-4213/23 по делу N А83-8769/2023