Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (Крымское УФАС России) (далее - Комиссия) в составе:
председатель Комиссии - врио заместителя руководителя Крымского УФАС России Р.С.Айвазян,
члены Комиссии:
главный специалист-эксперт отдела контроля закупок Крымского УФАС России Э.С.Велиляева,
главный специалист-эксперт отдела контроля закупок Крымского УФАС России Т.В. Бачинская,
при участии посредством видеоконференц-связи представителей интересов:
- ГБУЗ РК "Белогорский психоневрологический интернат" (далее - Заказчик) - П.А.Ланговой (по доверенности),
- ООО "Фаворит 92" (далее - Заявитель) - С.Е. Коротков (генеральный директор),
рассмотрев жалобу Заявителя на действия комиссии Заказчика при проведении закупки "Оказание услуг по эксплуатации и комплексному техническому обслуживанию очистных сооружений хозяйственно-бытовых и ливневых стоков, жироуловителя, усреднителей, оборудования комплекса очистных сооружений (комплекс очистных сооружений ТРИТОН-БИО-МБР-150)" (извещение N 0375200046023000016) (далее - Закупка), в соответствии со статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и в результате внеплановой проверки, проведенной в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, пунктом 3.30 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 19.11.2014 N727/14, зарегистрированного в Министерстве юстиции Российской Федерации 27.02.2015 за N36262 (далее - Административный регламент от 19.11.2014 N727/14),
УСТАНОВИЛА:
В Крымское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия комиссии Заказчика при проведении Закупки.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями комиссии Заказчика, признавшего победителем аукциона в электронной форме участника не имеющего соответствующей лицензии на сбор, транспортирование, обработку отходов VI класса опасности.
Представители Заказчика, Уполномоченного органа не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Закупки Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы Комиссия установила следующее.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе указанные в настоящей статье требования предъявляются в равной мере ко всем участникам закупок.
При этом, в соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе, Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
В силу подпункта "н" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе, для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать информацию и документы об участнике закупки, в том числе документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом., вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
Статьей 9 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах производства и потребления) предусмотрено, что лицензирование деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности.
Согласно Федеральному закону от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" подлежит лицензированию деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности.
В соответствии с пунктом 30 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании), деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию.
Если законодательством Российской Федерации не предусмотрено обязательного наличия у лица, выполняющего работы или оказывающего услуги, лицензии, то заказчик не вправе требовать наличия такого документа у участника закупки.
Объектом рассматриваемой закупки выступает "Оказание услуг по эксплуатации и комплексному техническому обслуживанию очистных сооружений хозяйственно-бытовых и ливневых стоков, жироуловителя, усреднителей, оборудования комплекса очистных сооружений (комплекс очистных сооружений ТРИТОН-БИО-МБР-150)".
Услуги по эксплуатации и комплексному техническому обслуживанию очистных сооружений хозяйственно-бытовых и ливневых стоков, жироуловителя, усреднителей, оборудования комплекса очистных сооружений (комплекс очистных сооружений ТРИТОН-БИО-МБР-150) не включены в виды деятельности, подлежащие лицензированию.
Согласно Техническому заданию Заказчиком установлен состав технического обслуживания:
N п/п |
Состав технического обслуживания |
Периодичность обслуживания |
1. |
Насосное оборудование: 1. Подъем насосного оборудования, очистка, осмотр. 2. Проведение работ по диагностике и при необходимости, ремонт или замена насосного оборудования. |
Ежемесячно |
2. |
Компрессорное оборудование: 1. Контроль работы компрессорного оборудования 2. Проведение работ по диагностике и при необходимости, ремонт компрессорного оборудования 3. Замер растворенного кислорода в блоке аэротенков |
Ежемесячно Ежедневно |
3. |
Очистка узла механической очистки, удаление твердых бытовых отходов с вывозом на полигон ТБО |
Ежедневно Вывоз 1 раз в месяц |
4. |
Обслуживание узла обеззараживание ламп УФО ОДВ с заменой ламп не реже 1 раза в год |
Ежемесячно |
5. |
Обслуживание запорной арматуры. |
Ежемесячно |
6. |
Обслуживание наземных емкостей : 1. Откачка избыточного активного ила. 2. Обслуживание системы аэрации, эрлифтов и систем переливов |
Ежемесячно |
7. |
Обслуживание подземных емкостей: 1. Сбор твердых отходов (бумага, средства личной гигиены) 2. Обслуживание погружных мешалок 3. Сбор жира, песка и ила из жироуловителя с вывозом для утилизации на полигон ТБО 4.Контроль работы датчиков уровня 5. Промывка усреднителей и жироуловителя напором воды
|
Ежемесячно
2 раза в год |
|
|
|
8. |
Обслуживание системы КИПиА и АСУТП: 1. При обнаружении неисправностей ремонт или замена вышедших из строя узлов шкафа управления. 2. Обжим наконечников силового шкафа и шкафа управления 3. Устранение ошибок в работе шкафа управления. 4. Диагностика, корректировка программного обеспечения 5. Обеспечение удаленного доступа, облачного сервиса диспетчеризации |
Ежемесячно |
9. |
Контроль работы датчиков уровня, систем аэрации, рециркуляции и переливов |
Ежедневно |
10. |
Контроль работы комплекса очистных сооружений: 1. Контроль поступления хозяйственно-бытовых сточных вод. 2. Отбор проб хозяйственно-бытовых сточных вод для проведения лабораторных анализов воды до и после очистки 3. Подбор дозировок необходимых реагентов для корректной работы комплекса очистных сооружений |
Ежедневно
Не реже раз в 10 дней |
11. |
Проведение мероприятий по обслуживанию мембранных кассет ультрафильтрации: 1. Безреагентная промывка 2. Реагентная промывка по необходимости 3. Обслуживание пермиатного трубопровода 4. Контроль трансмембранного давления |
Ежемесячно |
12. |
Проведение мероприятий по обслуживанию напорного канализационного трубопровода: 1.Ревизия запорной арматуры 2. Промывка напорного трубопровода водой под давлением |
Ежемесячно
2 раза в год |
Согласно пункту 4.7 технического задания для оказания услуг Исполнитель должен иметь: собственные или арендованные специализированные транспортные средства для транспортировки отходов IV класса опасности.
Комиссия Крымского УФАС России отмечает, что в случае если работы, требующие наличия лицензии, не являются самостоятельным объектом закупки, а лишь входят в состав работ, являющихся объектом закупки, то установление требования к участникам закупки о наличии соответствующей лицензии не соответствует требованиям Закона о контрактной системе. При исполнении контракта подрядчик может привлечь к их выполнению субподрядчика, имеющего соответствующую лицензию (аналогичное требование предусмотрено п. 4.7. Технического задания). Аналогичная позиция отражена в письме Минфина России N24-02-03/11100 от 21.02.2018
В случае если в один объект закупки включены работы (услуги), для выполнения которых требуется наличие соответствующей лицензии, а также работы (услуги), для выполнения которых такая лицензия не требуется, то установление заказчиком требования к участникам закупки о наличии соответствующей лицензии может ограничивать количество участников закупки и не соответствовать части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Так, если комплекс работ, составляющий предмет торгов, взаимосвязан между собой, составляет единую цельную функционирующую систему, а также подлежит выполнению исключительно при взаимосвязи таких работ, и объединение таких работ в предмет одного лота не приводит к ограничению количества участников размещения заказа и, как следствие к ограничению конкуренции на соответствующем рынке.
Согласно доводу Заказчика исполнитель наделен правом привлечения субподрядчиков, таким образом, установлены единые требования к участникам закупки и к победителю закупки (исполнителю).
В соответствии с разъяснительным письмо Минфина РФ от 21.02.2018 N 24-02-03/11100 "О требовании о наличии лицензии в отношении работ, не являющихся самостоятельным объектом закупки; о действиях заказчика при отсутствии лицензии во второй части заявки на участи в ЭА", следует, что в случае если работы, требующие наличия лицензии, не являются самостоятельным объектом закупки, а лишь входят в состав работ, являющихся объектом закупки, то установление требования к участникам закупки о наличии соответствующей лицензии не соответствует требованиям Закона о контрактной системе. При исполнении контракта подрядчик может привлечь к их выполнению субподрядчика, имеющего соответствующую лицензию.
В проводимой Заказчиком закупке деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности не являются самостоятельным объектом закупки, а лишь входят в состав работ, являющихся объектом закупки. Таким образом довод жалобы признается необоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь частью 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом от 19.11.2014 N727/14, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу Заявителя необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия
Председатель Комиссии Р.С. Айвазян
Члены Комиссии: Э.С. Велиляева
Т.В. Бачинская
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю от 27 февраля 2023 г. N 082/06/106-106/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.03.2023