Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (Крымское УФАС России) (далее - Комиссия) в составе:
председатель Комиссии - врио заместителя руководителя Крымского УФАС России
Р.С.Айвазян,
члены Комиссии:
заместитель начальника отдела контроля закупок Крымского УФАС России Т.Д. Аблаева,
главный специалист-эксперт отдела контроля закупок Крымского УФАС России Т.В.Бачинская,
при участии посредством видеоконференц-связи представителей интересов:
- ГБУЗ РК "Нижнегорская районная больница" (далее - Заказчик) - Кучин П.М. (по доверенности),
- ИП Вахрушева Наталья Владимировна (далее - Заявитель) - Истомин А.В. (по доверенности),
рассмотрев жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении закупки "Поставка перчаток смотровых" (извещение N 0375200007323000029) (далее - Закупка), в соответствии со статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и в результате внеплановой проверки, проведенной в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, пунктом 3.30 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 19.11.2014 N727/14, зарегистрированного в Министерстве юстиции Российской Федерации 27.02.2015 за N36262 (далее - Административный регламент от 19.11.2014 N727/14),
УСТАНОВИЛА:
В Крымское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, опубликовавшего извещение о Закупке с нарушением требований Закона о контрактной системе.
Представитель Заказчика не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Закупки Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе
В результате рассмотрения жалобы Комиссия установила следующее.
Пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что заказчик размещает в составе извещения об осуществлении закупки описание объекта закупки, сформированное в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Согласно доводу жалобы: "Довод 1) В позициях 4, 5, 6 Технического задания к смотровым/процедурным перчаткам предъявлено требование: "Текстурный рисунок в области пальцев и ладони, размер зерна текстуры не менее 2,0 х 2,0 мм".
В качестве обоснования Заказчик указывает "для улучшенного захвата инструментов во влажной среде". Вместе с тем - любая текстура необходима именно для указанной цели - улучшенного захвата инструмента в любой среде.
Установленное требование явно необоснованно и ограничивает количество участников закупки, которые могут поставить иные по материалу и технологии изготовления перчатки, обладающие аналогичным функционалом.
Следует отметить, что ГОСТ Р 52239-2004 "Перчатки медицинские диагностические одноразовые" и иные ГОСТы и методические рекомендации не предусматривают какой-либо размер зерна текстуры перчаток, предусмотрены только следующие характеристики: текстурированность либо микротекстурированность, при этом обе характеристики не отличаются друг от друга в лучшую или худшую сторону и обе характеристики обеспечивают более надежный захват инструментов во влажной среде.
Методические рекомендации для использования перчаток медперсоналом МР 3.5.1.0113-16:
3.5. Медицинские перчатки могут различаться по фактуре внешней поверхности. В зависимости от способа обработки перчатки могут иметь:
гладкую поверхность;
текстурный рисунок, нанесенный на какой-либо участок или на всю поверхность перчатки;
микротекстурированную поверхность.
Вместе с тем, для выбора именно конкретного диапазона размера зерна, нет какого-либо научного обоснования, в настоящее время не проведено ни одного исследования по вопросам корреляции качества сцепления поверхностей инструментов во влажной среде с поверхностью перчаток из латекса в зависимости от размера зерна текстуры, также по данному вопросу не имеется ни одного заключения от профильных специалистов. Вместе с тем, данный показатель не декларируется в сопроводительных документах к медицинским изделиям.
При этом, заказчик указывает размер текстуры зерна с приведением параметра не менее 2,0 мм х 2,0 мм, не ограничивая верхний порог, таким образом по данной позиции допустима поставка перчаток с текстурой зерна размером 100,0 мм х 100,00 мм, то есть по сути перчаток с квадратными вкраплениями со сторонами 10 см. х 10 см, что само по себе является нерациональным и абсурдным.
Таким образом, для данной позиции размер зерна текстуры не играет никакого значения. Данное требование влечет ограничение количества участников закупки.
Так обосновать установленное Заказчиком требование можно тем, что оно предъявлено исходя из представленных каким-то из участников показателей, который замерил средние показатели размера текстуры имеющихся в наличии перчаток для защиты лота от прочих участников рынка.
В соответствии с требованиями действующих нормативных документов (ГОСТ, Требования Роспотребнадзора) форма и размер текстуры не влияет на качество сцепки и контроля инструментов, при этом микротекстура обеспечивает надежную сцепку в сочетании с высоким уровнем тактильной чувствительности.
При этом сочетание требований по указанным позициям "Внутреннее покрытие с увлажняющим компонентом (глицерин c диметиконом или Алое-вера)" и "размер текстуры 2,0 мм х 2,0 мм", делает позицию уникальной и исключает возможность поставки перчаток доступных на рынке РФ.".
Согласно письменным возражениям Заказчика: "В данном случае Заказчик включил требование к наличию выраженного текстурного рисунка, так как для него важна возможность надежного удержания инструмента. Необходимо разделять понятия текстурированной и микрошероховатой поверхности. Во втором случае поверхность перчатки практически не меняется, и в целом по своим контактным свойствам микрошероховатая поверхность ближе к гладкой, чем к текстурированной.
Заказчика не устраивают перчатки с микротекстурой или так называемой микрошероховатостью, возникающей на поверхности перчаток во время производства и не влияющей на способность удерживать инструмент во влажной среде. Крупное зерно на поверхности медицинской перчатки обеспечивает необходимую специалистам Заказчика надежность при удержании инструмента. Заказчику необходимо именно крупное зерно текстуры перчаток, т.к. именно оно обеспечивает необходимую область сцепления инструмента с поверхностью перчатки, и оно же препятствует выскальзыванию металлического инструмента из рук специалистов в процессе осуществления медицинских манипуляций. Данное свойство перчатки с крупным зерном текстуры было апробировано специалистами в ходе работы и доказало свою эффективность. Крупное (ярко выраженное) зерно дает необходимую область сцепления инструмента с поверхностью перчатки. (Черний, А. Н., Кантер, Б. М., Ратобыльский, Г. В., Шелина, Н. В., Шутихина, И. В., & Малов, В. А. (2018). Перчатка Медицинская Монография.)
Текстура любой поверхности подразумевает ее шероховатость или ребристость для препятствия скольжению. Для медицинских перчаток данная характеристика актуальна, потому как перчатки используют во влажной среде с инструментами и препятствие скольжению является крайне необходимым.
Заказчик в описании объекта закупки не описал зерно текстуры словами "крупное зерно текстуры", т.к. такое описание не позволяет участникам определить реальную потребность Заказчика и предложить товар, реально соответствующий этой потребности. Заявитель в своей жалобе указал, что Заказчик не установил верхний порог размера зерна и по его мнению по данной позиции допустима поставка перчаток с текстурой зерна размером 100,0 мм х 100,00 мм. Данный довод является плодом фантазий Заявителя, и он не сможет поставить перчатку с указанным размером текстуры, так как их не существует.
Во избежание разногласий при приемке товара, Заказчиком было в необходимой степени детализировано требование к размеру зерна текстуры "не менее 2,0 мм х 2,0 мм".
Для появления текстурированной поверхности на производстве перчатки сначала обрабатывают специальными растворами, такими как формователи, а затем помещают в прессы-формы. Химические соединения наносят на поверхность еще не высохшей перчатки для придания ей ярко-выраженной текстуры после высыхания. Наносить их могут как на всю поверхность перчатки, так и на отдельные зоны, например ладони или кончики пальцев. Очевидно, что после помещения в пресс-форму, текстура перчатки - ярко выраженная, обладает более надежными сцепными свойствами. (Марченко A. M. Медицинские перчатки и профилактика латексной аллергии Журнал Медицинская сестра. 2010. N. 2.)
Также обращаем внимание, согласно п. 3.3. ГОСТ P 52239-2004 различают четыре вида отделки перчаток:
а) текстурный рисунок, нанесенный на какой-либо части или по всей поверхности перчатки
б) гладкая поверхность
в) опудренная поверхность
г) поверхность без опудривания
При этом ГОСТ устанавливает минимальные требования и не ограничивает Заказчика по включению в аукционную документацию требований к товару, являющихся значимыми для него, в частности, к размеру текстурного зерна.
Изучив рынок перчаток, Заказчик пришел к выводу, что именно перчатки с выраженной текстурой с размером зерна текстуры не менее 2,0 мм х 2,0 мм позволит полностью удовлетворить потребность Заказчика в надежном удержании инструмента. Крупное зерно на поверхности медицинской перчатки обеспечивает необходимую специалистам Заказчика надежность при удержании инструмента. Мелкое зерно (микротекстура) не отвечает данным характеристикам. Данное свойство перчатки с крупным зерном текстуры было апробировано специалистами в ходе работы и доказало свою эффективность. Следовательно, размер зерна текстуры перчатки также является технической характеристикой, определяющей необходимые потребительские свойства.
Данные перчатки (с крупной текстурой) будут использованы в терапевтическом, инфекционном, клинико-диагностическом отделении".
Согласно Техническому заданию по позициям 4, 5, 6 Технического задания к смотровым/процедурным перчаткам Заказчиком установлено требование: "Текстурный рисунок в области пальцев и ладони, размер зерна текстуры не менее 2,0 х 2,0 мм".
В соответствии с пунктом 3.3. ГОСТ P 52239-2004 различают четыре вида отделки перчаток:
а) текстурный рисунок, нанесенный на какой-либо части или по всей поверхности перчатки
б) гладкая поверхность
в) опудренная поверхность
г) поверхность без опудривания
Комиссия отмечает, ГОСТом размер текстуры не ограничивается. Представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что необходимость выраженной текстуры продиктована потребностью Заказчика в надежном удержании инструмента во влажной среде. Выраженная текстура отличается от микротекстуры и заказчику необходима именно выраженная.
Также Заказчиком установлено обоснование дополнительных характеристик: "для улучшенного захвата инструментов во влажной среде".
Таким образом, Заказчик определил свои потребности, а также установил характеристики, которые в свою очередь, являются значимыми для Заказчика, учитывая специфику работы медицинского учреждения.
Комиссия отмечает, что Закон о контрактной системе и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд не разъясняют, какое обоснование для установления дополнительных требований к товарам является "надлежащим", а какое "ненадлежащим", поэтому Заказчик воспользовался правом указывать дополнительную информацию, которая не предусмотрена в соответствующей позиции КТРУ. Довод Заявителя признается необоснованным.
Представитель Заказчика в ходе заседания пояснил следующее: "_ согласно пп.и) пункта 223 Приказа Минтруда N 928 - поврежденные перчатки немедленно заменять, обращая внимание на то, что обработанные после использования перчатки менее прочны, чем новые и повреждаются значительно чаще. Применение кремов на жировой основе, жировых смазок способствует разрушению перчаток. Применение кремов перед надеванием перчатки - ведет к их разрушению. Заказчик, являясь работодателем, должен исполнять требования вышеуказанного Приказа и соблюдать нормы по охране труда.
Ежедневно применяя перчатки важно отметить, что свойство "легкости надевания" перчатки неразрывно связано с таким показателем как "скорость оказания медицинской услуги", что является крайне важным моментом при оказании медицинской помощи в короткие сроки.
Отметим, что в настоящее время в РФ зарегистрировано множество перчаток, соответствующих требованиям описания объекта закупки, о чем напрямую указано в наименованиях соответствующих вариантов исполнения
РЗН 2021/15349
ФСЗ 2011/10956
ФСЗ 2009/05620
Хотим обратить внимание, что в техническом задании четко прописано два альтернативных компонента полимерного покрытия "Внутреннее покрытие с увлажняющим компонентом глицерин c диметиконом или Алое-вера": именно эти перчатки с запрашиваемым Заказчиком составом внутреннего покрытия наиболее полно отвечают его потребностям и могут быть использованы для персонала с раздраженной, чувствительной и склонной к аллергическим реакциям кожей рук.".
Комиссия отмечает, что согласно разделу 4 ГОСТ Р 52239-2004 для облегчения надевания перчаток могут быть применены обработка поверхности, смазка, пудра или полимерное покрытие.
Также в описании объекта закупки содержится обоснование, что увлажняющий компонент необходим для обеспечения ухода за кожей рук, минимизации риска раздражения кожи рук.
Требования к компонентам внутренних увлажняющих покрытий медицинских перчаток установлены в соответствии с потребностями Заказчика, направлены на обеспечение безопасности, предотвращения профессиональных кожных заболеваний и создания комфортного уровня медицинских манипуляций. Также Заказчиком представлены сведения, что установленным требованиям соответствуют не менее двух производителей. Довод Заявителя признается необоснованным.
Согласно доводу жалобы: "В позициях 10, 11, 12 Технического задания Заказчику требуются "Перчатки смотровые/процедурные из латекса гевеи, неопудренные, нестерильные" с дополнительным требованием "Внутренняя поверхность представляет собой нитриловое покрытие для предотвращения аллергических реакций и усиления барьерных свойств".
Так, согласно п. 2 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ (далее по тексту - ФЗ-44) при описании объекта закупки заказчик должен руководствоваться требованиями национальной системы стандартизации. В случае установления иных требований, заказчики должны обосновать их. Требования к перчаткам диагностическим определены в ГОСТ Р 52239-2004 (далее по тексту - ГОСТ 52239) и Методические рекомендации МР 3.5.1.0113-16 "Использование перчаток для профилактики инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи, в медицинских организациях", которые входят в национальную систему стандартизации. При этом, ни ГОСТ, ни Методические Рекомендации не содержат вариантов исполнения перчаток с нитриловой внутренней поверхностью, а также не содержат указаний на обоснованность и необходимость применения таких вариантов перчаток.
Так Методическими рекомендациями предусмотрен запрет на использование перчаток из латекса медперсоналом, имеющим аллергию к белкам натурального латекса.
Более того, для исключения аллергических реакций у медперсонала в Методических рекомендациях предусмотрено использование перчаток из синтетического материала:
3.3.1. Латексные перчатки обладают высокой эластичностью и прочностью, но не могут быть использованы при наличии у пациента или медицинского работника аллергии к белкам натурального латекса, а также при контакте с химически агрессивными веществами.
3.3.2. Синтетические перчатки применяются при наличии у медицинского работника аллергии к белкам натурального латекса, а также при контакте с химически агрессивными веществами. Для медицинских целей используются:
перчатки из полиизопрена;
перчатки из полихлоропрена (неопрена);
перчатки из нитрила;
перчатки из винила.
Более того обоснование установленного требования к внутренней поверхности из нитрила "для усиления барьерных свойств" также голословно и не подтверждается ни одним действующим актом системы национальной стандартизации. Перчатки из натурального латекса в соответствии с методическими рекомендациями сами по себе и так обеспечивают высокие барьерные свойства:
4.7. При выборе материала медицинских перчаток следует учитывать его свойства. Натуральный латекс обладает выраженной эластичностью и прочностью, что обеспечивает высокие барьерные свойства латексных перчаток.
Также Методическими рекомендациями не выделяются преимущества в барьерных свойствах нитрила, из чего не ясно чем руководствовался Заказчик при выборе нитрилового покрытия:
4.10. Полихлоропрен и нитрил обладают высокой устойчивостью к химическим агрессивным веществам, поэтому при работе с костным цементом, цитостатиками, дезинфицирующими средствами, спиртами и т.п. следует выбирать перчатки из этих материалов. Полихлоропрен более эластичен и чаще используется для производства хирургических перчаток. Нитрил обладает низкой растяжимостью, поэтому чаще используется для изготовления диагностических перчаток.
При этом Методические рекомендации предусматривают возможность обработки внутренней поверхности перчатки:
3.4. Внутренняя поверхность медицинских перчаток должна препятствовать их склеиванию при хранении и облегчать надевание перчаток. В зависимости от способа обработки внутренней поверхности, могут быть - обработаны полимерным покрытием (полиуретан, силикон и др.)
4.11. Обработка внутренней поверхности перчаток применяется для предотвращения слипания перчаток при хранении, а также для облегчения надевания перчаток. С этой целью используются:
опудривание - обработка внутренней поверхности перчаток порошкообразными субстанциями (кукурузный крахмал, окись цинка). Существенным недостатком этого метода является высокий риск осложнений, связанных с попаданием пудры в операционную рану, в воздух помещений и на руки медицинского персонала;
сглаживание внутренней поверхности химическим способом без опудривания - данный способ обработки может привести к снижению эластичности и растяжимости перчаток;
обработка внутренней поверхности перчаток полимерными покрытиями (полиуретан, силикон, полиакрилат и др.) дополнительно усиливает барьерные свойства медицинских перчаток.
Из вышеперечисленного следует что нитриловое покрытие во первых, не указано в Методических рекомендациях как предусмотренное для обработки внутренней поверхности перчаток, во вторых покрытие из нитрила не усиливает барьерных свойств.
Также Заказчиком установлен один конкретный вид покрытия, при условии, что существуют различные виды покрытий такие как например полиуретан, силикон, полиакрилат.
Требование установленное в Техническом задании к конкретному материалу покрытия (нитрил) ограничивает количество участников и не позволяет предложить перчатки с другим составом покрытия, превосходящего по свойствам нитрил и натуральный латекс.
Требование к сочетанию в перчатках именно нитрила и натурального латекса не только ограничивает количество участников, но и не имеет функционального обоснования, при этом противоречит требованиям действующих на территории РФ стандартов и нормативных документов, а значит нарушает требование ст. 33 44-ФЗ о правилах описания объекта закупки".
Согласно письменным возражениям Заказчика: "Заказчиком была использована национальная система стандартизации (ГОСТы).
Методические рекомендации МР 3.5.1.0113-16 "Использование перчаток для профилактики инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи, в медицинских организациях" (утв. Федеральной службой но надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека 2 сентября 2016 г.) не относятся к национальной системе стандартизации
Стандартизация в Российской Федерации осуществляются на основе принятых Федеральных законов: О техническом регулировании от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ и О стандартизации в Российской Федерации от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ.
К документам по стандартизации в соответствии со ст. 14 Федерального закона от 29 июня 2015 года N 162-ФЗ относятся:
документы национальной системы стандартизации;
общероссийские классификаторы;
стандарты организаций, в том числе технические условия;
своды правил;
технические спецификации (отчеты).
В статьях 15-22, в которых подробнее описан каждый вид документов по стандартизации отсутствует информация о том, что Методические рекомендации, Методические указания и СанПиНы относятся к какому-либо виду документов в сфере стандартизации.
Методические рекомендации МР 3.5.1.0113-16 "Использование перчаток для профилактики инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи, в медицинских организациях" утверждены не Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт), а Федеральной службой но надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Методические рекомендации входят в систему государственного санитарно-эпидемиологического нормирования Российской федерации, основным документом, регулирующим санитарное законодательство является Федеральный закон N 52-ФЗ "о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
Таким образом, можно сделать вывод, что приведенные в жалобе Методические рекомендации, не входят в национальную систему стандартизации, а входят в систему государственного санитарно-эпидемиологического нормирования. Приведенные в жалобе документы не подлежат обязательному применению Заказчиком при описании объекта закупки по смыслу п.2.ч.1.ст.33 Федерального закона.
Согласно части 3.2 "Типы" ГОСТ Р 52239-2004 в зависимости от материала перчатки изготовляют двух типов:
а) 1 - из латекса натурального каучука;
б) 2 - из нитрильного латекса, полихлоропренового латекса, раствора бутадиен-стирольного каучука, каучуковой эмульсии на основе сополимера бутадиен-стирола или раствора термоэластопласта.
При этом, согласно разделу 4 вышеуказанного ГОСТа Перчатки изготовляют из смеси на основе натурального каучука или нитрильного латекса, или полихлоропренового латекса, или смеси на основе бутадиен-стирольного каучука, каучуковой эмульсии на основе сополимера бутадиен-стирола или раствора термоэластопласта. Для облегчения надевания перчаток может быть применена обработка поверхности, смазка, опудривание или полимерное покрытие при условии соответствия требованиям ГОСТ Р ИСО 10993-3. ГОСТ Р ИСО 10993-10, ГОСТ Р ИСО 10993-11, ГОСТ Р ИСО 10993- 13.
В техническом задании требуются перчатки из латекса с нитриловым покрытием, что не противоречит требованиям ГОСТ.
Вместе с тем, состав перчаток, включающий в себя латекс натурального каучука и нитрильный латекс, определяет соответствие предлагаемой к поставке продукции потребностям Заказчика, в том числе в плане химической защиты.
Изучив российский рынок медицинских перчаток, Заказчик определил, что многослойные перчатки, состоящие из латекса с внутренним покрытием из нитрила, наилучшим образом удовлетворяют его потребность. Латекс, являясь самым эластичным материалом, обеспечивает лучшую тактильную чувствительность и комфорт при работе, необходимые при проведении хирургических операций. Однако, являясь натуральным материалом растительного происхождения, латекс содержит протеины, вызывающие аллергические реакции. Использование полностью латексных перчаток медицинскими работниками с диагностированной и скрытой аллергией на протеины латекса становится невозможным. Синтетический материал нитрил не вызывает аллергических реакций, обладает повышенной устойчивостью к химическим реагентам и механическим повреждениям. При этом, важно отметить, что полиуритан, силикон, полиакрилат - это внутренние покрытия перчаток, использующиеся для облегчения надевания, а не для увеличения барьерных свойств.
Напыление этих материалов на внутреннюю поверхность перчатки делает ее гладкой, предотвращает слипание, а также дает возможность легко надеть перчатку без использования пудры, однако, не увеличивает барьерные свойства перчаток.
Перчатки, состоящие из латекса и нитрила, сочетают в себе необходимые заказчику свойства указанных материалов, нейтрализуя недостатки каждого из них, используемых отдельно. Подобное сочетание исключает контакт кожи рук медицинских работников с протеинами натурального латекса, а за счет улучшенных барьерных свойств структуры перчатки обеспечивается защита при операциях с рисками инфицирования, а также эластичность и комфорт при ношении.
Таким образом, покрытие, которое содержится в перчатках предназначено для предотвращения аллергических реакций и усиления барьерных свойств, о чем есть прямое упоминание в Техническом задании.
При этом, Заказчику известны не менее четырех производителей перчаток с требуемыми характеристиками:
ФСЗ 2012/12747 - перчатки латексные с нитриловым покрытием
РЗН 2015/3402 - перчатки латексные с внутренним синтетическим покрытием
ФСЗ 2012/13339 - перчатки латексные с внутренним синтетическим покрытием
ФСЗ 2011/10864 - перчатки латексные с внутренним нитриловым покрытием".
Комиссия отмечает, что при размещении закупки заказчик вправе определить в заявке требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам товара, которые соответствуют потребностям заказчика с учетом специфики его деятельности и обеспечивают эффективное использование бюджетных средств. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет закупок, поскольку потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении соответствующих требований.
Согласно пояснениям Заказчика, требование к покрытию установлены для предотвращения аллергических реакций и усиления барьерных свойств. Техническое задание также содержит обоснование дополнительных характеристик.
Таким образом, указанные характеристики обусловлены потребностями Заказчика, что не противоречит требованиям Закона о контрактной системе.
Кроме того, согласно представленным Заказчиком сведениям, установленным характеристикам, соответствует товар как минимум двух производителей.
Кроме того, Комиссия отмечает, что объектом закупки является поставка медицинских изделий, а не их изготовление. В связи с чем, любой участник рынка имеет возможность осуществить поставку товара, требующегося заказчику.
При этом участники рынка не ограничены в цепочке своих поставщиков, при отсутствии конкретного товара в запасе у участника закупки, с учетом положений федерального законодательства, которое не устанавливает обязанности иметь товар в наличии при участии в закупке, а также не устанавливает запретов на приобретение товаров у разных производителей, любой потенциальный участник закупки имеет возможность приобрести товары от того или иного производителя, чьи характеристики могут соответствовать требованиям, устанавливаемыми Заказчиками.
При этом, отсутствие у одного из участников закупки возможности поставить товар, соответствующий потребностям заказчика, не свидетельствует о нарушении его прав, либо об ограничении количества участников торгов.
Комиссия УФАС констатирует, что статьей 105 Закона о контрактной системе предусмотрено, что к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Следовательно, бремя доказывания при рассмотрении жалобы в контрольном органе в сфере закупок Законом о контрактной системе возлагается на лицо, подавшее жалобу на соответствующие действия Заказчика в порядке Главы 6 Закона о контрактной системе.
Заявителем не представлены документы и сведения, указывающие на нарушение заказчиком норм Закона о контрактной системе, а также свидетельствующие о том, что формирование объекта данной закупки подобным образом ограничивает число потенциальных участников данной закупки. Довод признается необоснованным.
В пункте 1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017, разъяснено, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного закона, при описании объекта закупки должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы и соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки. Обзором отмечено, что в силу статьи 6 Закона N 44-ФЗ возможное сужение круга участников закупки с одновременным повышением эффективности использования финансирования (обеспечением его экономии), исходя из положений пункта 1 статьи 1 Закона о контрактной системе, не может само по себе рассматриваться в качестве нарушения требований Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
Нарушение принципов единства контрактной системы в сфере закупок или/и создание неравных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок не установлено. Намерение заказчика при формировании описания товара было направлено на максимальное удовлетворение потребностей, умысла на нарушение принципов конкуренции, создания каких-либо преимуществ отдельным участникам закупки заказчик не имел. Аналогичный правовой подход изложен в Постановлении Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 12.07.2018 N 21АП-1128/2018 по делу N А83-21466/2017.
На основании изложенного, руководствуясь частями 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом от 19.11.2014 N727/14, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу Заявителя необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия
Председатель Комиссии Р.С.Айвазян
Члены Комиссии: Т.Д.Аблаева
Т.В.Бачинская
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю от 28 февраля 2023 г. N 082/06/106-113/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.03.2023