Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (Крымское УФАС России) (далее - Комиссия) в составе:
председатель Комиссии - врио заместителя руководителя Крымского УФАС России
Р.С.Айвазян,
члены Комиссии:
заместитель начальника отдела контроля закупок Крымского УФАС России Т.Д. Аблаева,
заместитель начальника отдела контроля закупок Крымского УФАС России А.М.Крылова,
при участии посредством видеоконференц-связи представителей интересов:
- ГБУЗ РК "Феодосийский медицинский центр" (далее - Заказчик) - на заседание не явился, о времени и месте рассмотрения жалобы посредством видеоконференц-связи с возможностью очного участия уведомлен настоящим образом,
- ООО "СТРОЙМОСТ" (далее - Заявитель) - Аншуков А.С. (по доверенности),
рассмотрев жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении закупки "Закупка изделий для стерилизации" (извещение N0375200054923000035) (далее - Закупка), в соответствии со статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и в результате внеплановой проверки, проведенной в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, пунктом 3.30 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 19.11.2014 N727/14, зарегистрированного в Министерстве юстиции Российской Федерации 27.02.2015 за N36262 (далее - Административный регламент от 19.11.2014 N727/14),
УСТАНОВИЛА:
В Крымское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, опубликовавшего извещение о Закупке с нарушением требований Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы Комиссия установила следующее.
Пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что заказчик размещает в составе извещения об осуществлении закупки описание объекта закупки, сформированное в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Согласно Техническому заданию по позиции 12 установлены следующие технические характеристики:
Упаковка для стерилизации, одноразового использования |
Упаковка для стерилизации, одноразового использования Упаковка (обёртка) для медицинских изделий, подлежащих стерилизации. Конструкция изделия позволяет стерилизовать обёрнутое медицинское изделие и сохранять его стерильность до вскрытия или в течение установленного срока хранения. Изделие, подлежащее утилизации после использования. Пакет представляет собой комбинацию водоотталкивающей медицинской бумаги проницаемой для соответствующих стерилизующих средств и не проницаемой для микроорганизмов и многослойной полиэтилентерефталаной пленки. На внутренней поверхности пакета (прозрачная сторона) должен быть нанесен индикатор 5 класса по ГОСТ ISO 11140-1-2011, откалиброванный на все температурно-временные режимы паровой стерилизации. Индикатор 5 класса позволяет без дополнительных средств оценить соблюдение контрольных показателей паровой стерилизации. Клапан пакета должен быть выполнен из белой влагопрочной бумаги плотностью 60-70г/м |
Соответствие |
Согласно доводу жалобы: "В описании позиции 12 ТЗ Заказчиком указано, что на внутренней поверхности пакета (прозрачная сторона) должен быть нанесен индикатор 5 класса по ГОСТ ISO 11140-1-2011, откалиброванный на все температурно-временные режимы паровой стерилизации.
Данное требование не регламентировано ГОСТ 11607, более того, в данном национальном стандарте указано, что в упаковке должен быть нанесен индикатор 1 класса, а не 5.
В соответствии с п.4.2 ГОСТ ISO 11140-1-2011, индикаторы 1 класса - это индикаторы процесса, в соответствии с п.4.6 ГОСТ ISO 11140-1-2011, индикаторы 5 класса - это интегрирующие индикаторы.
Согласно п. 4.2 ГОСТ ISO 11140-1-2011 для использования с изделиями или отдельными упаковками предназначены именно индикаторы 1 класса, а не 5 класса.
Более того, п.8.1 ГОСТ ISO 11140-1-2011 указывает на то, что именно индикатор 1 класса, а не 5, могут быть напечатаны на упаковочных материалах. "Индикаторы процесса могут быть напечатаны на упаковочных материалах или представлять собой самоклеящиеся этикетки, пакеты, упаковочные ленты, клапаны, этикетки-вкладыши и т.п.".
В отношении индикаторов 5 класса не содержится указаний на возможность их нанесения на упаковку для стерилизации.
_
Тем не менее, в нарушение действующих норм закона о контрактной системе, Заказчик необоснованно предъявляет нерегламентированные требования к упаковке для стерилизации.
Ко всему прочему, подобное описание упаковки (с требованием о нанесении индикаторов 5 класса) соответствует товару единственного производителя - ООО "НПФ Винар". Требование о наличии индикаторов 5 класса на упаковке соответствует инструкции по применению упаковки Стерит, производства ООО "НПФ Винар" (РЗН 2017/5956 от 10.07.2017).
Согласно п.3 Инструкции, для контроля процесса стерилизации пакеты и рулоны могут быть укомплектованы не только одним или несколькими индикаторами класса 1, но и индикатором оперативного визуального контроля процесса стерилизации четвертого, пятого или шестого класса (в соответствии с классификацией по ГОСТ ISO 11140-1).
Таким образом, предложить какие-либо изделия по позиции 12, кроме как производства ООО "НПФ Винар", не представляется возможным. Требование об упаковке с нанесёнными индикаторами 5 класса является нарушением, о чём, в частности, свидетельствуют Решения территориальных УФАС _".
Заказчиком представлены письменные возражения следующего содержания: "_
Таким образом, под совокупность требований по п.12 Технического задания соответствуют товары как минимум двух производителей. Действующие Регистрационные удостоверения:
1. РЗН 2013/899 от 31.07.2015 г.
2. РЗН 2013/110 от 05.09.2019 г.
3. РЗН 2013/19 от 04.04.2016 г.".
Согласно представленным дополнениям Заявителя: "Ознакомившись с возражениями Заказчика, изложенными в Письме N 1038 от 27.02.2023, в дополнение к изложенным в жалобе доводам сообщаем следующее:
1.В отношении позиции 12 ТЗ в возражениях на жалобу Заказчик разъяснил, что на рынке имеется эквивалентный товар иного производителя, а именно пакеты производства ООО "ТестПром" по РУ РЗН 2013/899 от 31.07.2015. Также Заказчиком были указаны РУ РЗН 2013/110 от 05.09.2019 и РЗН 2013/19 от 04.04.2016, однако данные изделия и являются товарами производителя ООО "НПФ Винар".
Информация Заказчика, о том, что упаковка производства компании ООО "ТестПром" по РУ РЗН 2013/899 от 31.07.2015 соответствует описанию позиции 12 ТЗ не соответствует действительности.
Сведения из Инструкции по применению пакетов комбинированных термосвариваемых плоских и со складками для стерилизации "ТестПАК" производства фирмы ООО "ТестПром") не подтверждают соответствие упаковки производства ООО "ТестПром" требованиям Заказчика по позиции 12 ТЗ:
Требования Заказчика |
Характеристики из Инструкции на упаковку "ТестПАК" по РУ NРЗН 2013/899 от 31.07.2015 |
Комментарий |
Пакет представляет собой комбинацию водоотталкивающей медицинской бумаги проницаемой для соответствующих стерилизующих средств и не проницаемой для микроорганизмов и многослойной полиэтилентерефталаной пленки. |
П.2.1 Инструкции, Пакеты представляют собой прямоугольный конверт, изготовленный из белой прозрачной многослойной полипропилен/лавсановой пленки, с одним или несколькими химическими индикаторами стерилизации 1 класса, позволяющими отличать пакеты, подвергавщиеся стерилизации, от не подвергавшихся. |
Не соответствуют. Пакеты "ТестПАК" изготовляются из полипропилен/лавсановой пленки, тогда как Закачзику требуется многослойная полиэтилентерефталаная плёнка. |
На внутренней поверхности пакета (прозрачная сторона) должен быть нанесен индикатор 5 класса по ГОСТ ISO 11140-1-2011, откалиброванный на все температурно-временные режимы паровой стерилизации. Индикатор 5 класса позволяет без дополнительных средств оценить соблюдение контрольных показателей паровой стерилизации. |
П.2.1 Инструкции, Пакеты представляют собой прямоугольный конверт, изготовленный из белой прозрачной многослойной полипропилен/лавсановой пленки, с одним или несколькими химическими индикаторами стерилизации 1 класса, позволяющими отличать пакеты, подвергавщиеся стерилизации, от не подвергавшихся. |
Не соответствуют. Пакеты "ТестПАК" наносятся индикаторы 1 класса, а не 5 класса. |
На внутренней поверхности пакета (прозрачная сторона) должен быть нанесен индикатор 5 класса по ГОСТ ISO 11140-1-2011, откалиброванный на все температурно-временные режимы паровой стерилизации. Индикатор 5 класса позволяет без дополнительных средств оценить соблюдение контрольных показателей паровой стерилизации. |
П.1.3 Инструкции, Для контроля процесса стерилизации пакет "КСПи" может быть укомплектован индикатором оперативного визуального контроля процесса стерилизации четвертого, пятого или шестого класса (в соответствии с классификацией по ГОСТ Р ИСО 11140-1). |
Не соответствуют. Согласно инструкции, упаковка может быть укомплектована индикатором 5 класса, но данный индикаторы не нанесён на внутреннюю поверхность пакета. Согласно инструкции, индикатора на пакетах "ТестПАК" соответствуют ГОСТ Р ИСО 11140-1, а не ГОСТ ISO 11140-1-2011 |
Исходя из представленной в Инструкции информации следует, что пакеты производства компании ООО "ТестПром" не только не соответствуют предъявляемым требованиями, но и имеют иное назначение, следовательно, не могут быть признаны эквивалентом.
2) Более того, даже не учитывая того факта, что упаковка ООО "ТестПром" не соответствует описанию позиции 12 ТЗ, такая упаковка не свидетельствовала бы о товаре иного производителя, поскольку компания ООО "ТестПром" является аффилированной с ООО "НПФ Винар" организацией, а также ряд данных указывает на то, что ООО "ТестПром" фактически не осуществляет деятельность по производству медицинских изделий".
ГОСТ ISO 11140-1-2011 "Межгосударственный стандарт. Стерилизация медицинской продукции. Химические индикаторы. Часть 1. Общие требования" введен в действие Приказом Росстандарта от 13.12.2011 N 1278-ст (далее - ГОСТ ISO 11140-1-2011).
В пункте 4.2 "Индикаторы процесса (класс 1)" ГОСТ ISO 11140-1-2011 установлено: индикаторы процесса предназначены для использования с изделиями или отдельными упаковками (например, пакетами, коробками) с целью подтверждения того, что данные изделия или упаковки прошли стерилизационную обработку. Индикаторы процесса позволяют отличить стерилизованные изделия (упаковки) от нестерилизованных.
По пункту 4.6 "Интегрирующие индикаторы (класс 5)" ГОСТ ISO 11140-1-2011: "Интегрирующие индикаторы предназначены для реагирования на все критические переменные".
В пункте 8.1 ГОСТ ISO 11140-1-2011 установлены дополнительные требования к индикаторам процесса (класс 1): индикаторы процесса могут быть напечатаны на упаковочных материалах или представлять собой самоклеящиеся этикетки, пакеты, упаковочные ленты, клапаны, этикетки-вкладыши и т.п.
Вместе с тем, ГОСТ ISO 11140-1-2011 также не содержит указаний на их невозможность нанесения на упаковку для стерилизации.
Комиссия отмечает, что системное толкование норм Закона о контрактной системе позволяет сделать вывод о том, что заказчик вправе определять такие требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам товаров, которые соответствуют его потребностям с учетом специфики его деятельности и обеспечивают эффективное использование бюджетных средств.
При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки, уточнить его характеристики, поскольку потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении соответствующих требований.
Заказчик при описании характеристик закупаемой продукции руководствовался необходимостью обеспечения своих потребностей, указав все необходимые показатели, используемые для определения соответствия предлагаемых товаров нуждам Заказчика. В описании товара указаны значимые для Заказчика характеристики, позволяющие Заказчику исполнять свои функции надлежащим образом.
Заказчик вправе самостоятельно формулировать объект закупки, исходя из своих потребностей. Заказчик при размещении закупки не имеет возможности установить требования к характеристикам, которые удовлетворяли бы всех возможных участников закупки, а действующее законодательство не накладывает на него обязанность учитывать интересы каждого участника рынка, осуществляющего услуги данной группы, и устанавливать требования, которые бы подходили для всех потенциальных участников закупки.
Также аукцион проводится на закупку и поставку, а не на производство товара, то есть поставщиком товара и участником закупки может выступить любое лицо, в том числе и не являющееся производителем требуемого к поставке товара, готовое поставить товар, отвечающий требованиям, извещения о проведении электронного аукциона и приложениям к нему и удовлетворяющий потребностям заказчика.
Таким образом, Заказчик вправе включить в извещение такие характеристики и требования к товарам (работам, услугам), которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций.
Комиссия УФАС констатирует, что статьей 105 Закона о контрактной системе предусмотрено, что к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Следовательно, бремя доказывания при рассмотрении жалобы в контрольном органе в сфере закупок Законом о контрактной системе возлагается на лицо, подавшее жалобу на соответствующие действия Заказчика в порядке Главы 6 Закона о контрактной системе.
При этом, Заявителем документов и сведений, подтверждающих невозможность участия в закупке и поставки товара с характеристиками, указанными Заказчиком, в материалы дела не представлено. Доказательств, указывающих на ограничение конкуренции и нарушение прав и законных интересов действиями Заказчика, также не представлено.
Также Комиссия отмечает, что рынок указанных изделий медицинского назначения характеризуется как конкурентный, товары имеются в свободном доступе, а доказательств, что данная позиция является "закрывающей" и включение в извещение данной позиции ограничивает возможность участия в данной закупке не представлено.
В пункте 1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017, разъяснено, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного закона, при описании объекта закупки должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы и соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки. Обзором отмечено, что в силу статьи 6 Закона N 44-ФЗ возможное сужение круга участников закупки с одновременным повышением эффективности использования финансирования (обеспечением его экономии), исходя из положений пункта 1 статьи 1 Закона о контрактной системе, не может само по себе рассматриваться в качестве нарушения требований Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
Нарушение принципов единства контрактной системы в сфере закупок или/и создание неравных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок не установлено. Намерение заказчика при формировании описания товара было направлено на максимальное удовлетворение потребностей, умысла на нарушение принципов конкуренции, создания каких-либо преимуществ отдельным участникам закупки заказчик не имел. Аналогичный правовой подход изложен в Постановлении Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 12.07.2018 N 21АП-1128/2018 по делу N А83-21466/2017. Довод Заявителя признается необоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь частями 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом от 19.11.2014 N727/14, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу Заявителя необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия
Председатель Комиссии Р.С.Айвазян
Члены Комиссии: Т.Д.Аблаева
А.М.Крылова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю от 1 марта 2023 г. N 082/06/106-111/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.03.2023