Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (Крымское УФАС России) (далее - Комиссия) в составе:
председатель Комиссии - врио заместителя руководителя Крымского УФАС России Р.С.Айвазян,
члены Комиссии:
главный специалист-эксперт отдела контроля закупок Крымского УФАС России Э.С. Велиляева,
главный специалист-эксперт отдела контроля закупок Крымского УФАС России Т.В. Бачинская,
при участии представителей интересов:
- МБОУ "Школа-лицей им. Героя Советского Союза Ф.Ф.Степанова" г. Саки Республики Крым (далее - Заказчик) - А.В. Симонова (директор),
- ООО "Альянс групп строй" (далее - Заявитель) - на заседание не явился, о времени и месте рассмотрения жалобы посредством видеоконференц-связи с возможностью очного участия уведомлен настоящим образом,
рассмотрев посредством видеоконференц-связи жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении закупки "Оснащение спортивным инвентарем и оборудованием открытого плоскостного спортивного сооружения" (извещение N0375300072023000001) (далее - Закупка), в соответствии со статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и в результате внеплановой проверки, проведенной в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, пунктом 3.30 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 19.11.2014 N727/14, зарегистрированного в Министерстве юстиции Российской Федерации 27.02.2015 за N36262 (далее - Административный регламент от 19.11.2014 N727/14),
УСТАНОВИЛА:
В Крымское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, опубликовавшего извещение о Закупке с нарушением требований Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы Комиссия установила следующее.
Частью 2 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что заказчик размещает извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, которое должно содержать следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
2) обоснование начальной (максимальной) цены контракта. Заказчик, осуществляющий деятельность на территории иностранного государства, также указывает информацию о валюте, используемой для определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, для оплаты поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги, и порядок применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги;
3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
4) порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом;
5) проект контракта;
6) перечень дополнительных требований к извещению об осуществлении закупки, участникам закупок, содержанию заявок на участие в закупках при осуществлении закупок:
Согласно пунктам 12 и 14 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию:
12) требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования);
14) информация о преимуществах участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с частью 3 статьи 30 настоящего Федерального закона или требование, установленное в соответствии с частью 5 статьи 30 настоящего Федерального закона, с указанием в соответствии с частью 6 статьи 30 настоящего Федерального закона объема привлечения к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
В соответствии с первым доводом Заявителя: "1. Согласно п.3 раздела "Общие требования" технического задания - Место выполнения работ: Республика Крым, Кировский район, г.Старый Крым,ул. К. либкнехта,33
В соответствии с таблицей п.4 технического задания:
3 |
Место выполнения работ |
Российская Федерация, Республика Крым, г. Саки, ул. Строительная, дом 22. |
Заказчиком установлено два места выполнения работ, что вводит участников закупки в заблуждение".
На заседании комиссии Заказчиком даны пояснения о том, что местом выполнения работ является: Российская Федерация, Республика Крым, г. Саки, ул. Строительная, дом 22. .
Таким образом, Комиссия Крымского УФАС России, изучив извещения по закупке и приложения к нему выявила, что Заказчиком установлено два места выполнения работ, так разночтения в предмете закупки вводит потенциальных участников закупки в заблуждение.
Согласно извещению о проведении закупки, в пункту 1.5 раздела "Техническое задание" установлено, что обустройство в объеме, указанном в настоящем техническом задании, включает в том числе:
- расчистка, планировка площадей;
- уплотнение грунта, устройство подстилающих и выравнивающих слоев основания;
- укладка геотекстиля;
- установка бордюра;
- устройство бетонного основания;
- устройство бесшовного резинового покрытия на бетонное основание;
- нанесение разметки.
- стоимость работы механизмов при выполнении работ.
Подготовка травмобезопасного основания под универсальное спортивное поле с бесшовным резиновым покрытием включает в себя основание под покрытие из резиновой крошки. Толщина бетонной плиты не менее 100 мм.
Объемы материалов:
Армирующая сетка - 288-м.кв. Должна соответствовать ТУ (сетки требуются из арматурной стали и или арматурной проволоки. Диаметр стрежня не менее 4 мм. Тип сетки: поперечными стержнями на всю ширину сетки либо со смещенными поперечными стержнями. Ячейка не более 150ммх150мм.
Бетон М 200 - 60 м3. Морозостойкость не менее F50.Бетон тяжелый: крупность заполнителя до 40 мм, класс прочности на сжатие: В15 (М200). В качестве вяжущих материалов должен применяться цемент по ГОСТ 31108-2016 (портландцемент или шлакопортландцемент). Класс прочности цемента [42,5-М, 32,5Н]; [52,5Н, 42,5Н]; [42,5Н, 52,5-М].
В соответствии с пунктом 5 Технического задания Заказчиком установлено:
5 |
Объем работ |
1. Универсальная спортивная площадка 24*12 м с разметкой волейбола, мини-футбола, баскетбола; - Демонтажные работы - планировка -288 м2 - разработка грунта -43,2 м3 - устройство оснований из щебня - 43,2 м3 - розлив вяжущих- 0,184 тн - устройство покрытий из а/б смесей- 288 м2 - установка бортовых камней - 72-м.п - устройство покрытий бесшовных -288 м2 - разметка - 0,205 км |
Согласно пункту 6 "Требования к характеристикам материалов" Технического задания Заказчиком установлено:
3 |
Асфальтобетонное покрытие |
Тип Б, марка I |
|
Согласно второму доводу жалобы:
"Заказчиком в разных разделах технического задания установлены два разных вида основания - бетон с армирующей сеткой и асфальт (марка асфальта тип Б или Г?), что не дает возможность участнику оценить экономическую составляющую проекта".
Комиссия Крымского УФАС установила, что в файловых документах формата *doc (техническое задание) имеются опечатки в тексте, которые вызывают разночтение характеристик материалов применяемых в выполнении работ по вышеуказанной закупке, содержащихся в указанных документах. Данный факт также подтвердил Заказчик, ссылаясь на отсутствие контрактного управляющего в учреждении и впервые проведенной закупкой в формате конкурентной процедуры в Единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ услуг. Довод признан обоснованным.
Согласно третьему доводу жалобы:
"В соответствии с п.5 технического задания:
"5. Описание объекта: Открытая спортивная площадка включает в себя:
Площадка размером 24х12 м с разметкой для игры в волейбол, мини-футбол, баскетбол.
Общая площадь планируемого плоскостного сооружения - 664 м2_"
Согласно п. 6 "Требования к характеристикам материала" технического задания
5 |
Комплект поставки: покрытие резиновое 10 мм (резиновая крошка, цветной гранулят, отвердитель, клей) |
Бесшовное резиновое покрытие с бетонным основанием (поле 24х12м), ... Монтаж производится на бетонное основание. Бетонное основание представляет собой плиту 247х12 м, толщиной не менее 100 мм. Бетон марки не менее М 200 с армированием сеткой ячейкой не более 150х150х4 мм |
Заказчиком в ТЗ указано три площади планируемого плоскостного сооружения:
- 288 м2 (24х12);
- 664 м2;
- 2964 м2 (247х12)
Т.о. участник не может определить точную площадь планируемого плоскостного сооружения".
Заказчиком на заседании комиссии в своих возражениях на жалобу указал, что бетонное основание плитой в 247х12 м установлено в связи с технической опечаткой, а общая площадь планируемого плоскостного сооружения составляет 664 м2, сама же площадка соответствует размеру 24х12. Однако, по мнению комиссии Крымского УФАС России данная опечатка вводит участников в заблуждение. Довод признан обоснованным.
В силу пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Согласно следующему доводу жалобы: "Согласно пункту 6 "Требования к характеристикам материала" технического задания заказчиком установлены неправомерные требования:
1. |
Камни бортовые (бордюрные)
Данный товар не поставляется, а используется в работе. Заказчик неправомерно требует предоставления конкретных характеристик на данный товар! |
_ Для оптимального состава бетона применяют пески с модулем крупности - не менее 2,0. |
5 |
Комплект поставки: покрытие резиновое 10 мм (резиновая крошка, цветной гранулят, отвердитель, клей)
Данный товар не поставляется, а используется в работе. Заказчик неправомерно требует предоставления конкретных характеристик на данный товар! |
_ Плотность 800 850 г/м. Прочность при разрыве не уже 0,9 1,1 Мпа. Коэффициент скольжения не уже 0,2 0,4. Ударопоглощение не уже 45 50 %. |
Вышеуказанные характеристики возможно определить только после проведения испытаний имея товар в наличии, а как следует из разъяснений ФАС - участник при подаче заявки на участие в закупке не обязан иметь товар в наличии. Данные требования ограничивают количество участников в закупке.
Антимонопольным органом сделал вывод, что установленное требование к материалам, которые используются исполнителем, при выполнении работ являются избыточными и в совокупности создает предпосылки для нарушения прав участников, ввиду неправомерного отклонения. Также стоит учитывать, что на момент подачи заявки на участие в закупке участник не обязан иметь в наличии товар необходимый при выполнении работ.
Комиссия УФАС исходит из того, что требования к предмету закупки должны соответствовать предмету закупки и иметь прямую связь с итоговым результатом. Такие требования должны предъявляться ко всем участникам в равной мере и не должны ставить кого-либо в преимущественное положение (Постановление Арбитражного Суда Северо-Западного округа от 04.05.2017 г. по делу N Ф07-3271/17, Постановление 21 Арбитражного апелляционного суда от 21.07.2021 г. по делу N А83-18551/2020). Требования должны быть понятны для любого потенциального участника, что в данном случае явно отсутствует.
Таким образом, Комиссия Крымского УФАС России, изучив извещения по закупке и приложения к нему, выявила существенные разночтения в техническом задании и описании предмета закупки, что вводит потенциальных участников закупки в заблуждение. На основании вышеизложенного, Комиссией усматривается нарушение части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе в действиях Заказчика, на основании чего доводы жалобы признаются обоснованными.
Ввиду того что решением Крымского УФАС России по делу N082/06/106-104/2023 о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок от 27.02.2023 было выдано предписание на внесение изменений в извещение по закупке "Оснащение спортивным инвентарем и оборудованием открытого плоскостного спортивного сооружения" (извещение N0375300072023000001 и устранение выявленных нарушений, принято решение предписание по данному делу не выдавать и материалы дела должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении не передаать.
На основании изложенного, руководствуясь частью 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом от 19.11.2014 N727/14, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Заявителя обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Р.С. Айвазян
Члены Комиссии: Э.С. Велиляева
Т.В. Бачинская
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю от 28 февраля 2023 г. N 082/06/106-105/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.03.2023