На основании ч. 15 ст. 99 Федерального закона Российской Федерации от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), п. "а" ч. 19 Постановления Правительства РФ от 01.10.2020 г. N 1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок_" (далее - Правила), обращения ООО "Трасса-Оренбург" (вх. Оренбургского УФАС России N 1687 от 13.02.2023 г.) и на основании Приказа Оренбургского УФАС России N 38-п от 15.02.2023 г., инспекцией Оренбургского УФАС России по осуществлению внеплановых проверок (далее - Инспекция) в составе:
Руководителя Инспекции:
Членов Инспекции:.,
рассмотрение обращения осуществлялось посредством видеоконференцсвязи в присутствии:
председателя комитета муниципального заказа администрации города Оренбурга - (на основании доверенности);
представителя Муниципального бюджетного учреждения "Библиотечная информационная система" - (на основании доверенности);
представители Общества с ограниченной ответственностью "Трасса-Оренбург" на рассмотрение обращения не явились, о дате, времени и месте рассмотрения обращения извещены, ходатайств не заявляли,
проведя внеплановую камеральную проверку действий Муниципального бюджетного учреждения "Библиотечная информационная система" при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по капитальному ремонту здания МБУ "БИС" ЦГБ им. Н.А. Некрасова, расположенного по адресу: г. Оренбург, ул. Мира, д. 2/2 (номер извещения N 0153300066923000025),
УСТАНОВИЛА:
13.02.2023 г. в Оренбургское УФАС России поступило обращение Общества с ограниченной ответственностью "Трасса-Оренбург" (далее - Заявитель, Общество, ООО "Трасса-Оренбург"), содержащее сведения о нарушении Заказчиком - Муниципальным бюджетным учреждением "Библиотечная информационная система" требований законодательства о контрактной системе при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по капитальному ремонту здания МБУ "БИС" ЦГБ им. Н.А. Некрасова, расположенного по адресу: г. Оренбург, ул. Мира, д. 2/2 (номер извещения N 0153300066923000025) (далее - Закупка).
Из обращения Общества следует, что в ходе изучения проектно-сметной документации выявлены разночтения по видам и объемам работ, а также наименованию товара, указанного в проекте и смете.
Согласно пояснениям представителей Заказчика и комитета муниципального заказа администрации города Оренбурга, для определения вида, объема и стоимости работ Заказчиком размещены на официальном сайте в единой информационной системе в сфере закупок локальные сметные расчеты в полном объеме.
В ходе изучения материалов дела и оценки полученных пояснений, в соответствии с положениями ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, установлено следующее:
27.01.2023 г. на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов в сети Интернет www.zakupki.gov.ru (единая информационная система) и на сайте оператора электронной площадки было размещено извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по капитальному ремонту здания МБУ "БИС" ЦГБ им. Н.А. Некрасова, расположенного по адресу: г. Оренбург, ул. Мира, д. 2/2 (номер извещения N 0153300066923000025).
Начальная максимальная цена контракта составляет 25 652 734,00 рублей.
В силу части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе гласит, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
При этом в соответствии с частью 2 указанной статьи конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентные способы могут быть открытыми и закрытыми. При открытом конкурентном способе информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. При закрытом конкурентном способе информация о закупке сообщается путем направления приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - приглашение) ограниченному кругу лиц, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок.
В соответствии с частью 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее в том числе информацию о наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования, а также требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе заказчик размещает в составе извещения об осуществлении закупки описание объекта закупки, сформированное в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе.
В силу положений пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). Пунктом 2 той же части установлено, что использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке требований к наличию у участников закупки производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе.
Согласно 1.1 проекта муниципального контракта "Подрядчик принимает на себя обязательства выполнить работы по капитальному ремонту здания МБУ "БИС" ЦГБ им. Н.А. Некрасова, расположенного по адресу: г. Оренбург, ул. Мира, д. 2/2 (далее - Работы), в соответствии с локальными сметными расчетами (Приложение 1), проектной документацией (Приложение N 2) являющимся неотъемлемой частью настоящего Муниципального контракта".
В соответствии с п. 3.1.3 проекта муниципального контракта "Подрядчик обязан производить Работы в полном соответствии с локально-сметным расчётом, проектной документацией Заказчика, действующими нормами и правилами и техническими регламентами".
Вместе с тем, согласно доводу Заявителя, из размещенных в единой информационной системе в сфере закупок разъяснений Заказчика следует, что участники размещенной закупки должны самостоятельно сверить проектную документацию, размещенную в текущей закупке, с актами о приемке выполненных работ по закупке с номером извещения N 0153300066922000680, самостоятельно определить объем работ исходя из вышеупомянутых закупок и на основании этой информации принять решение о подаче заявки. Помимо этого, Общество отмечает, что при исполнении контракта N 3561011117322000008, на который ссылается заказчик, был выполнен ряд дополнительных работ, которые не нашли свое отражение в Проектной документации.
В соответствии с пояснениями комитета муниципального заказа администрации города Оренбурга, заказчик при размещении закупки руководствовался положениями Закона о контрактной системе, в частности п. 8 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, а также нормами Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Согласно требованиям п. 8 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства должно содержать проектную документацию, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, или типовую проектную документацию, или смету на капитальный ремонт объекта капитального строительства, за исключением случая, если подготовка проектной документации в соответствии с указанным законодательством не требуется.
Согласно частям 1 и 12.2 ст. 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) в случае проведения капитального ремонта объекта капитального строительства, финансируемого с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств лиц, указанных в ч. 1 ст. 8.3 ГрК РФ, архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки раздела проектной документации "смета на капитальный ремонт объекта капитального строительства". Застройщик по собственной инициативе вправе обеспечить подготовку иных разделов проектной документации, а также подготовку проектной документации при проведении капитального ремонта объектов капитального строительства в иных случаях, не указанных в ч. 12.2 ст. 48 ГрК РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 8.3 ГрК РФ, частями 3.3 и 5 статьи 49 ГрК РФ проектная документация, подготовленная для капитального ремонта, финансируемого с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств лиц, указанных в части 1 статьи 8.3 ГрК РФ, сметная стоимость которого превышает десять миллионов рублей, подлежит государственной экспертизе в объеме проверки достоверности определения сметной стоимости в случаях, установленных Постановлением Правительства РФ от 05.03.2007 N 145 "О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий" (далее - Положение N 145). Для проведения такой проверки в экспертную организацию представляется только смета на капитальный ремонт объекта капитального строительства. Представление иных разделов проектной документации, как и возможность расширения предмета государственной экспертизы в данном случае Положением N 145 не предусмотрено.
Таким образом, руководствуясь ч. 1, ч. 12.2 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ, Заказчик обязан подготовить смету на капитальный ремонт объектов капитального строительства и получить положительное заключение государственной экспертизы в объеме проверки достоверности определения сметной стоимости, при этом по собственной инициативе вправе обеспечить подготовку проектной документации.
Данная позиция содержится в письме Минстроя России от 21.02.2022 N 3363-ОГ/08 "О необходимости разработки проектной документации при капитальном ремонте", письме ФАУ "Главгосэкспертиза России" от 12.07.2022 N 01-01-17/11257-НБ "О разъяснении порядка предоставления документов, направляемых для проведения государственной экспертизы".
Основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Исключение из круга участников размещения заказа лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в торгах.
Доводы и сведения, изложенные в обращении, сводятся к несогласию с содержанием размещенной Заказчиком в единой информационной системе документации, что не свидетельствует о нарушении заказчиком порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах.
Вместе с тем, обязанность доказывания нарушения Заказчиком прав и законных интересов заявителя лежит на подателе обращения.
Между тем, Заявителем не доказан тот факт, что содержащееся описание объекта закупки предоставило одному участнику закупки преимущество перед другими, либо является непреодолимым для потенциальных участников закупки.
Заявитель не обеспечил явку представителей на заседание Инспекции Оренбургского УФАС России, уточняющих вопросов задать не представилось возможным.
Комиссией Оренбургского УФАС России принят во внимание факт, что в соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 16.02.2023 г. N ИЭОК1 на участие в аукционе было подано 4 заявки - все 4 заявки были допущены к участию в открытом конкурсе в электронной форме.
Кроме того, согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 16.02.2023 г. N ИЭОК1 победителем открытого конкурса в электронной форме было признано ООО "ОРЕНБУРГ СТРОЙРЕСУРС" с предложением о цене контракта 24 370 097,30 руб.
Таким образом, снижение относительно начальной (максимальной) цены контракта, а также количество участников открытого конкурса в электронной форме свидетельствует об эффективном расходовании бюджетных средств и создании равных условий для участников закупки, что и является целью конкурентной закупки.
Согласно ч. 1 ст. 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, контракт должен содержать порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика.
Согласно ч. 2 ст. 34 Закона о контрактной системе при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, указываются цены единиц товара, работы, услуги и максимальное значение цены контракта, а также в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке). При заключении и исполнении контракта изменение его существенных условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом. В случае, если проектом контракта предусмотрены отдельные этапы его исполнения, цена каждого этапа устанавливается в размере, сниженном пропорционально снижению начальной (максимальной) цены контракта участником закупки, с которым заключается контракт.
27.02.2023 г. между Муниципальным бюджетным учреждения "Библиотечная информационная система" и Обществом с ограниченной ответственностью "Оренбург Стройресурс" заключен муниципальный контракт N 35/23 на выполнение работ по капитальному ремонту здания МБУ "БИС" ЦГБ им. Н.А. Некрасова, расположенного по адресу: г. Оренбург, ул. Мира, д. 2/2.
На основании изложенного, руководствуясь ч. 3, ч. 8, ч. 22 ст. 99 Закона о контрактной системе, Инспекция,
РЕШИЛА:
Нарушений Закона о контрактной системе в действиях Муниципального бюджетного учреждения "Библиотечная информационная система" при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по капитальному ремонту здания МБУ "БИС" ЦГБ им. Н.А. Некрасова, расположенного по адресу: г. Оренбург, ул. Мира, д. 2/2 (номер извещения N 0153300066923000025) в рамках доводов, заявленных Обществом с ограниченной ответственностью "Трасса-Оренбург", не установлено.
Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Руководитель Инспекции:
Члены Инспекции:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области от 1 марта 2023 г. N 08-09-08/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.03.2023