Комиссия Оренбургского УФАС России по контролю в сфере осуществления закупок (далее по тексту - Комиссия Оренбургского УФАС России) в составе:
Председателя Комиссии: Членов Комиссии:
рассмотрение осуществлялось посредством видеоконференцсвязи в присутствии:
представителя ГБУСО "Сакмарский психоневрологический интернат" - , действующей на основании доверенности,
представители ООО "Интерквадро" на рассмотрение не явились, о дате, времени и месте рассмотрения извещены надлежащим образом (исх. N 1690 от 28.02.2023 г.), ходатайств не заявляли,
представители Государственного казенного учреждения Оренбургской области "Центр организации закупок" на рассмотрение не явились, о дате, времени и месте рассмотрения извещены надлежащим образом (исх. N 1690 от 28.02.2023 г.), ходатайств не заявляли, направлены письменные пояснения,
рассмотрев жалобу ООО "Интерквадро" на действия комиссии по осуществлению закупки ГБУСО "Сакмарский психоневрологический интернат" при проведении электронного аукциона на поставку порошка стирального (номер извещения N 0853500000323000406),
УСТАНОВИЛА:
22 февраля 2023 г. в Оренбургское УФАС России через Единую информационную систему поступила жалоба (вх. N 2150 от 22.02.2023 г.) ООО "Интерквадро" (далее - Заявитель) на действия комиссии по осуществлению закупки ГБУСО "Сакмарский психоневрологический интернат" (далее - Заказчик, ГБУСО "Сакмарский ПНИ") при проведении электронного аукциона на поставку порошка стирального (номер извещения N 0853500000323000406) (далее - аукцион).
В связи с поступившей жалобой, в порядке ч. 7 ст.106 Федерального закона РФ от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Заказчику, Государственному казенному учреждению Оренбургской области "Центр организации закупок" (далее - Уполномоченный орган) выставлено требование о приостановлении осуществления закупки в части заключения контракта до рассмотрения жалобы по существу.
Из обращения Заявителя следует, что Заявка ООО "Интерквадро" на участие в электронном аукционе N 0853500000323000406 была отклонена аукционной комиссией на основании п.1 ч.12 ст.48 несоответствие информации требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки (отсутствует характеристика товара - в состав не должны входить: сода, карбонат натрия, натриевые соли). По мнению Заявителя, Заказчиком нарушены требования об описании объекта закупки, а именно: Заказчиком при описании объекта закупки не предусмотрены требования ГОСТ. Помимо прочего, требования Заказчика относительно фасовки также являются неправомерными ввиду того, что удобство применения товара (объем) не связано с его терапевтической эффективностью, поэтому не может определять выбор покупателя на товарном рынке.
Представитель Заказчика жалобу просил признать необоснованной, полностью поддержав доводы, изложенные в письменных пояснениях, указав на следующее.
В связи с тем, что объектом закупки является стиральный порошок (код позиции КТРУ - 20.41.32.121-00000008), в описание объекта закупки были включены следующие дополнительные характеристики товара: "1. Для стирки изделий из хлопчатобумажных, льняных, шерстяных, синтетических и смесовых тканей. Должен отстирывать любые загрязнения в диапазоне температур от 30°С до 95°С (показатель неизменный), не нарушая структуру ткани. 2. В состав должны входить: Анионные ПАВ не менее 5% не более 15%, Неионогенные ПАВ спирты не более 5%, Натриевые соли жирных кислот натуральных жиров и масел не более 5%, Оптический отбеливатель, В состав не должны входить: Сода, карбонат натрия. 3.Фасовка не более 15 кг". В Техническом задании Заказчика указаны обоснования включения дополнительной информации в сведения о товаре, работе, услуге": "1. для эффективной стирки и удаления пятен от биологических жидкостей в условиях стационара; 2. предотвращение аллергической реакции на коже у получателей услуг; 3. для удобства выдачи со склада и сохранения их моющих свойств в процессе хранения". Указанные характеристики по мнению Заказчика являются обоснованными, поскольку ГБУСО "Сакмарский ПНИ" является учреждением для людей с ограниченными возможностями с круглосуточным проживанием, в связи с чем, для сохранности структуры и внешнего вида изделий необходим стиральный порошок, эффективно отстирывающий и удаляющий пятна. Кроме того, в силу проживания в ГБУСО "Сакмарский ПНИ" людей с ослабленным иммунитетом и подверженным аллергическим реакциям, в стиральном порошке недопустимо наличие соды и карбоната натрия. Относительно фасовки поставляемого товара (не более 15 кг) представитель Заказчика пояснил, что определение размера фасовки стирального порошка связано с возможностью Заказчика проверить соответствие поставленного товара условиям контракта. Участник закупки ООО "Интерквадро" (идентификационный номер заявки N 166) не представил информацию о содержании в стиральном порошке соды и карбоната натрия, что противоречит описанию объекта закупки. На этом основании заявка ООО "Интерквадро" было отклонена комиссией по осуществлению закупки Заказчика.
Из письменных пояснений Уполномоченного органа следует, что описание объекта закупки составлено с учетом характеристик, установленных КТРУ, используемый код 20.41.32.121-00000008 "Порошок стиральный". Более того, с учетом положений Постановления Правительства РФ N 145 - Заказчиком при описании использованы дополнительные характеристики. Обоснование использования дополнительных характеристик также представлено в Техническом задании.
Так, потребностью Заказчика, ввиду специфики деятельности и значимости Учреждения, являлось приобретение стирального порошка в составе которого должны входить: Анионные ПАВ не менее 5% не более 15%, Неионогенные ПАВ спирты не более 5%, Натриевые соли жирных кислот натуральных жиров и масел не более 5%, Оптический отбеливатель. Одновременно, в состав такого порошка НЕ должны входить Сода, карбонат натрия.
При рассмотрении заявки ООО "Интерквадро" (идентификационный номер заявки N 166), комиссией по осуществлению закупок Заказчика установлено, что исходя из содержания технического предложения участника, участником предложен к поставке товар без обязательного содержания Натриевых солей жирных кислот натуральных жиров и масел не более 5%. Более того, участником в заявке не указаны (не продекларированы) сведения об отсутствии в составе предлагаемого порошка Соды, карбоната натрия. Таким образом, Заявитель, являясь участником закупки (идентификационный номер заявки N 166) предложил к поставке товар с характеристиками, не соответствующими указанным заказчиком в документации о закупке (техническом задании).
Более того, во исполнение требований ч.3 ст. 14 Закона о контрактной системе, а также ограничений допуска промышленных товаров иностранного производства, установленных Заказчиком в извещении на основании Постановления Правительства РФ от 30.04.2020 N 617 "Об ограничениях допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" - участником в составе заявки представлена выписка из реестра российской промышленной продукции (Реестровая запись N 151\18\2021, Дата внесения в реестр: 07.02.2022), производитель ООО "НОВОСИБИРСКИЙ ЗАВОД БЫТОВОЙ ХИМИИ" на товар с наименованием "Средство моющее синтетическое порошкообразное для ручной стирки и для автоматических стиральных машин детское "Весенняя нежность" (Детский)". То есть, фактически, участником предложен к поставке стиральный порошок для стирки детского белья, когда как Заказчику, исходя из описания объекта закупки, такой товар не требовался.
Кроме того, с учетом положений ч. 4-5 ст. 42 Закона о контрактной системе, у участников закупки имеется возможность направить в адрес заказчика запрос разъяснений положений извещения. Настоящий Заявитель указанным правом не воспользовался. В связи с изложенным, представитель Уполномоченного органа просил признать жалобу необоснованной.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о контрактной системе, внеплановой проверки, Комиссия Оренбургского УФАС России, проанализировав представленные документы, пришла к следующим выводам:
07.02.2023 11:28 (МСК+2) на официальном сайте Российской Федерации (единая информационная система) для размещения информации о размещении закупок в сети Интернет (www.zakupki.gov.ru) и на электронной площадке (www.rts-tender.ru) было размещено извещение и документация на проведение электронного аукциона на поставку порошка стирального (номер извещения N 0853500000323000406).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 619 326,00 рублей.
Согласно части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Согласно части 1 статьи 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Пунктом 2 части 2 статьи 24 Закона о контрактной системе предусмотрено, что конкурентным способом определения поставщиков является, в том числе, проведения открытого аукциона в электронной форме.
При осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов ( в том числе, путем проведения открытого аукциона в электронной форме) заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию, предусмотренную пп.1-23 ч.1 ст. 42 Закона о контрактной системе.
Частью 2 вышеуказанной статьи предусмотрено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
2) обоснование начальной (максимальной) цены контракта с указанием информации о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), порядка применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта;
3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
4) порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом;
5) проект контракта;
6) перечень дополнительных требований к извещению об осуществлении закупки, участникам закупок, содержанию заявок на участие в закупках.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, описание объекта закупки должно носить объективный характер и включать в себя функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, исключая случаи отсутствия другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Из положений части 1.1 статьи 33 Закона о контрактной системе, при описании объекта закупки, осуществляемой в целях выполнения минимальной доли закупок, указываются характеристики российского товара, в том числе содержащиеся в каталоге товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с частью 2 Закона о контрактной системе, описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно ч. 1 ст. 49 Закона о контрактной системе заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе.
Подпунктами "а" - "в" пункта 2 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе определено, что в составе заявки входят предложение участника закупки в отношении объекта закупки:
а) с учетом положений части 2 статьи 43 Закона о контрактной системе характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 настоящего Федерального закона, товарный знак (при наличии у товара товарного знака);
б) наименование страны происхождения товара в соответствии с общероссийским классификатором, используемым для идентификации стран мира, с учетом положений части 2 настоящей статьи;
в) документы, подтверждающие соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации (в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке). Заказчик не вправе требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 части 5 ст. 49 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе.
В соответствии со статьей 48 Закона о контрактной системе, при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях:
1) непредставления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
2) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона, несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
3) несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона;
4) предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона (за исключением случаев непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона);
5) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, если такие документы предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частью 3 статьи 14 настоящего Федерального закона (в случае установления в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона в извещении об осуществлении закупки запрета допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств);
6) выявления отнесения участника закупки к организациям, предусмотренным пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 4 июня 2018 года N 127-ФЗ "О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств", в случае осуществления закупки работ, услуг, включенных в перечень, определенный Правительством Российской Федерации в соответствии с указанным пунктом;
7) предусмотренных частью 6 статьи 45 настоящего Федерального закона;
8) выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке;
9) указания информации о предложении участника закупки, предусмотренном пунктом 3 или пунктом 4 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
Из положений части 13 статьи 48 Закона о контрактной системе следует, что протокол рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке должен содержать:
1) дату рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке, идентификационные номера таких заявок;
2) информацию о принятом решении о признании второй части заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке с обоснованием такого решения и с указанием положений настоящего Федерального закона, извещения об осуществлении закупки, которым не соответствует такая заявка, положений заявки на участие в закупке, которые не соответствуют настоящему Федеральному закону, извещению об осуществлении закупки;
3) присвоенные вторым частям заявок на участие в закупке, признанным соответствующими извещению об осуществлении закупки, значения по критерию, предусмотренному пунктом 4 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона (в случае установления такого критерия в извещении об осуществлении закупки);
4) информацию о решении каждого члена комиссии по осуществлению закупок, принимавшего участие в рассмотрении и оценке вторых частей заявок на участие в закупке, в отношении каждой второй части заявки на участие в закупке;
5) информацию о признании определения поставщика (подрядчика, исполнителя) несостоявшимся в случаях, предусмотренных пунктами 2 и 4 части 1 статьи 52 настоящего Федерального закона.
Комиссией Оренбургского УФАС России в ходе рассмотрения жалобы установлено, что в соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 17.02.2023 NИЭА1, заявка Заявителя ООО "Интерквадро" (идентификационный номер заявки N 166) отклонена комиссией по осуществлению закупок Заказчика со следующей формулировкой:
(п.1 ч.12 ст. 48) - непредставления информации и документов, предусмотренных извещением, несоответствия таких информации и документов (На основании п.1 ч.12 ст.48 несоответствие информации требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки (отсутствует характеристика товара - в состав не должны входить: сода, карбонат натрия, натриевые соли).
Материалами дела установлено, что Описание объекта закупки Заказчика содержит следующие дополнительные характеристики товара:
1. Для стирки изделий из хлопчатобумажных, льняных, шерстяных, синтетических и смесовых тканей. Должен отстирывать любые загрязнения в диапазоне температур от 30°С до 95°С (показатель неизменный), не нарушая структуру ткани.
2. В состав должны входить: Анионные ПАВ не менее 5% не более 15%, Неионогенные ПАВ спирты не более 5%, Натриевые соли жирных кислот натуральных жиров и масел не более 5%, Оптический отбеливатель, В состав не должны входить: Сода, карбонат натрия.
3.Фасовка не более 15 кг.
Кроме того, Описание объекта закупки содержит обоснование включения дополнительной информации в сведения о товаре, работе, услуге" предусмотрены следующие дополнительные характеристики: "1. для эффективной стирки и удаления пятен от биологических жидкостей в условиях стационара; 2. предотвращение аллергической реакции на коже у получателей услуг; 3. для удобства выдачи со склада и сохранения их моющих свойств в процессе хранения".
Комиссией Оренбургского УФАС России установлено, что в заявке, поданной ООО "Интерквадро" (идентификационный номер заявки N 166) на участие в закупке N 0853500000323000406, информация о технических характеристиках предлагаемого товара содержит следующее предложение:
"1. Для стирки изделий из хлопчатобумажных, льняных, шерстяных, синтетических и смесовых тканей. Отстирывать любые загрязнения в диапазоне температур от 30°С до 95°С (данный показатель установлен инструкцией производителя), не нарушая структуру ткани.
2. В состав входит: Анионные ПАВ не менее 5% не более 15% (данный показатель установлен инструкцией производителя), Неионогенные ПАВ спирты не более 5% (данный показатель установлен инструкцией производителя), Оптический отбеливатель
3.Фасовка 2,4 кг".
Таким образом, предложение участника закупки N 166 не содержит сведений об отсутствии в составе предлагаемого порошка соды, карбоната натрия.
Учитывая, что заявка участника закупки с идентификационным номером заявки N 155 не соответствовала требованиям, установленным в извещении о проведении закупки N 0853500000323000406, а также в описании объекта закупки, такая заявка подлежит отклонению по основаниям, указанным Заказчиком в Протоколе подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 17.02.2023 NИЭА1.
Помимо прочего, в соответствии с ч. 5 ст. 42 Закона о контрактной системе, любой участник закупки, зарегистрированный в единой информационной системе, вправе направить с использованием электронной площадки заказчику не более чем три запроса о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки при проведении электронного конкурса и электронного аукциона не позднее чем за три дня до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Не позднее одного часа с момента поступления такого запроса оператор электронной площадки направляет его с использованием электронной площадки заказчику. Не позднее двух дней со дня, следующего за днем поступления заказчику запроса о даче разъяснения положений извещения об осуществлении закупки, заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе разъяснение положений извещения об осуществлении закупки с указанием предмета запроса, но без указания участника закупки, от которого поступил такой запрос. Такие разъяснения не должны изменять суть извещения об осуществлении закупки.
Таким образом, в случае, если потенциальному участнику закупки не представляется понятным те или иные положения извещения, проекта контракта, он может подать соответствующий запрос о разъяснении положений извещения о закупке. Между тем, Заявитель своим правом не воспользовался.
Кроме того, из жалобы Заявителя следует, что дополнительные характеристики, указанные Заказчиком в Описании объекта закупки, ограничивает число потенциальных участников закупки.
Доказательств, подтверждающих, ограничение количества участников закупки путем указания технических характеристик подобным образом, Заявителем не представлено.
Вместе с тем, материалами дела установлено, что на участие в электронном аукционе N 0853500000323000406 на поставку порошка стирального было подано 11 заявок (идентификационные номера заявок 35, 72, 133, 144, 162, 68, 116, 125, 137, 166, 246), в том числе и Заявителем (идентификационный номер заявки 166). В связи с чем, указанный довод жалобы Заявителя не находит своего подтверждения.
При таких обстоятельствах Комиссия Оренбургского УФАС России находит доводы жалобы Заявителя несостоятельными.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 99, ч. 8 ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Оренбургского УФАС России,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Интерквадро" на действия ГБУСО "Сакмарский психоневрологический интернат" при проведении электронного аукциона на поставку порошка стирального (номер извещения N 0853500000323000406), необоснованной.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение 3-х месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии: |
|
Члены комиссии |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области от 1 марта 2023 г. N 056/06/49-172/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.03.2023