Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области по контролю в сфере закупок на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев жалобу ООО "СТРОЙЦЕНТР" на действия Заказчика Администрации Мокроусского МО Федоровского МР Саратовской области при проведении аукциона в электронной форме N 0160300018423000006 "Работы по благоустройству парковой зоны (Строительство спортивной площадки), расположенной по ул. Советской (между ул Победы и ул. Энгельса) в рамках муниципальной программы "Формирование комфортной городской среды" на 20182024 годы р.п. Мокроус Мокроусского муниципального образования Федоровского муниципального района Саратовской области, регионального проекта "Формирование комфортной городской среды",
УСТАНОВИЛА:
17.02.2023 в Саратовское УФАС России поступила жалоба ООО "СТРОЙЦЕНТР" (далее- Заявитель, Общество) на действия Заказчика Администрации Мокроусского МО Федоровского МР Саратовской области при проведении аукциона в электронной форме N 0160300018423000006 "Работы по благоустройству парковой зоны (Строительство спортивной площадки), расположенной по ул. Советской (между ул Победы и ул. Энгельса) в рамках муниципальной программы "Формирование комфортной городской среды" на 20182024 годы р.п. Мокроус Мокроусского муниципального образования Федоровского муниципального района Саратовской области, регионального проекта "Формирование комфортной городской среды" (далее - Аукцион).
Представитель Заявителя, присутствующий на рассмотрении жалобы, доводы жалобы поддержал.
Представитель Заказчика, присутствующий при рассмотрении жалобы, с доводами жалобы не согласен, считает жалобу необоснованной, не подлежащей удовлетворению.
Изучив представленные сведения и документы, проведя внеплановую проверку, Комиссия пришла к следующим выводам:
10.02.2023 в Единой информационной системе в сфере закупок было размещено извещение о проведении электронного аукциона N 0160300018423000006 "Работы по благоустройству парковой зоны
(Строительство спортивной площадки), расположенной по ул. Советской (между ул Победы и ул. Энгельса) в рамках муниципальной программы "Формирование комфортной городской среды" на 2018-2024 годы р.п. Мокроус Мокроусского муниципального образования Федоровского муниципального района Саратовской области, регионального проекта "Формирование комфортной городской среды".
Заказчиком по данному Аукциону является Администрация Мокроусского МО Федоровского МР Саратовской области.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 4 407 907,00 рублей.
Из жалобы следует, что Заказчик составил извещение с нарушением положений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Согласно ч. 1 ст. 49 Закона о контрактной системе электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
Согласно п.1 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы: описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы: требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно доводу жалобы, описание объекта закупки по Аукциону не содержит указания на товарный знак, однако содержит указание на его наличие в сметной документации, что является нарушением Закона о контрактной системе.
Согласно приложению N2 к извещению о проведении Аукциона "Описание объекта закупки, Техническое задание" Заказчиком установлено:
"В случае, если в сметной документации есть указания на товарные знаки, допускается использование эквивалентных материалов. Параметры эквивалентности: такие материалы 1) не должны уступать по основным техническим и потребительским характеристикам материалам, указанным в сметной документации; 2) не должны относиться к более низкому классу материалов по общепринятой классификации (должен относиться к тому же или более высокому классу материалов); 3) должны соответствовать размерам, указанным в сметной документации. Указанные в сметной документации заводы-изготовители, ссылки на технические условия производителей, а также места приобретения строительных материалов являются рекомендованными".
Согласно приложению N6 к извещению о проведении Аукциона "Техническое задание" Заказчиком установлен товарный знак "Резиновая крошка - Rezmir SBR".
Также приложением N6 к извещению о проведении Аукциона "Техническое задание" Заказчиком установлено: "В случае, если в сметной документации или техническом задании есть указания на товарные знаки, допускается использование эквивалентных материалов. Параметры эквивалентности: такие материалы 1) не должны уступать по основным техническим и потребительским характеристикам материалам, указанным в сметной документации; 2) не должны относиться к более низкому классу материалов по общепринятой классификации (должен относиться к тому же или более высокому классу материалов); 3) должны соответствовать размерам, указанным в сметной документации. Указанные в сметной документации заводы-изготовители, ссылки на технические условия производителей, а также места приобретения строительных материалов являются рекомендованными".
Согласно приложению N6 к извещению о проведении Аукциона "Техническое задание" Заказчиком установлено:
"Информация о товаре, в том числе, поставляемом заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, заполняется участником закупки в соответствии с показателями, установленными в размещенном в ЕИС документе "Описание объекта закупки". Информация, предусмотренная подпунктом "а" пункта 2 части 1 статьи 43 Федерального закона N44-фЗ, может не включаться в заявку на участие в закупке в случае указания заказчиком в описании объекта закупки товарного знака и предложения участником закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, обозначенного таким товарным знаком.
Предложение участника в отношении поставляемых товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении работ, оказании услуг, с товарными знаками не должно сопровождаться словом "эквивалент", "аналог".
Согласно пояснениям представителя Заказчика, описанием объекта закупки следует считать, как файл приложение N6 к извещению о проведении Аукциона "Техническое задание", так и файл приложение N2 к извещению о проведении Аукциона "Описание объекта закупки, Техническое задание" в совокупности.
Таким образом, Заказчиком в извещении о проведении аукциона установлено указание на товарный знак при сопровождении такого указания словами "или эквивалент", что не является нарушением норм Закона о контрактной системе. Довод жалобы признан необоснованным.
Согласно доводу жалобы, указание конкретных размеров оборудования в локально-сметном расчете, приложенном к извещению о проведении Аукциона, приводит к отсутствию возможности участнику закупки поставить товар с теми же характеристиками от другого производителя.
Согласно ч. 3 ст. 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Приложение к извещению "ЛСР 02-01-01 Спортивная площадка" содержит локально-сметный расчет по предмету закупки "Работы по благоустройству парковой зоны (Строительство спортивной площадки), расположенной по ул. Советской (между ул Победы и ул. Энгельса) в рамках муниципальной программы
"Формирование комфортной городской среды" на 2018-2024 годы р.п. Мокроус Мокроусского муниципального образования Федоровского муниципального района Саратовской области, регионального проекта "Формирование комфортной городской среды".
При этом, локальные сметные расчеты, размещенные заказчиком на официальном сайте, не являются описанием объекта закупки и разработаны заказчиком в рамках обоснования НМЦК.
Таким образом, довод жалобы признан необоснованным.
Комиссией Саратовского УФАС России при проведении внеплановой проверки установлено следующее.
В силу пункта 1 части 2 статьи 43 Закона о контрактной системе, при формировании предложения участника закупки в отношении объекта закупки, информация о товаре, предусмотренная подпунктами "а" и "б" пункта 2 части 1 статьи 43, включается в заявку на участие в закупке в случае осуществления закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг.
В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы: требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно приложению N3 к извещению о проведении Аукциона "требования к содержанию, составу заявки и инструкция по ее заполнению" Заказчиком установлено:
"Участник закупки вправе подать только одну заявку на участие в закупке в любое время с момента размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки, до окончания установленного в соответствии с Федеральным закономN 44-ФЗ срока подачи заявок на участие в закупке.
Подать заявку на участие в закупке вправе только зарегистрированный в единой информационной системе и аккредитованный на электронной площадке, специализированной электронной площадке участник закупки путем направления такой заявки в соответствии с Федеральным закономN 44-ФЗ оператору электронной площадки, оператору специализированной электронной площадки.
Подача заявки на участие в закупке означает согласие участника закупки, подавшего такую заявку, на поставку товара, выполнение работы, оказание услуги на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки, и в соответствии с заявкой такого участника закупки на участие в закупке.
Участник закупки, подавший заявку на участие в закупке, вправе в соответствии с частями 10 и 11 ст.43 Федерального законаN 44-ФЗ отозвать такую заявку:
1) до окончания срока подачи заявок на участие в закупке;
2) с момента размещения в соответствии с Федеральным закономN 44-ФЗ вединой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) до размещения в соответствии с ч.2 ст.51 Федерального законаN 44-ФЗ проекта контракта, заключаемого с таким участником закупки, за исключением случаев, если такая заявка отклонена (при проведении электронных процедур).
Не допускается отзыв заявок, которым в соответствии с Федеральным закономN 44-ФЗ присвоены первые три порядковых номера.
Заявка на участие в закупке должна быть подписана усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки.
Сведения, которые включаются в заявку на участие в закупке, не должны допускать двусмысленных толкований.
Все документы, входящие в состав заявки на участие в закупке, должны иметь четко читаемый текст.
Инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе изложена в Приложение к извещению о проведении электронного аукциона "Описание объекта закупки".
Информация о товаре, в том числе, поставляемом заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, заполняется участником закупки в соответствии с показателями, установленными в размещенном в ЕИС документе "Описание объекта закупки". Информация, предусмотренная подпунктом "а" пункта 2 части 1 статьи 43 Федерального закона N44-фЗ, может не включаться в заявку на участие в закупке в случае указания заказчиком в описании объекта закупки товарного знака и предложения участником закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, обозначенного таким товарным знаком.
Предложение участника в отношении поставляемых товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении работ, оказании услуг, с товарными знаками не должно сопровождаться словом "эквивалент", "аналог".
При этом Заказчиком не корректно установлены требования к значениям показателей (характеристик) товаров, поставляемых при выполнении работ и используемых при выполнении работ расходных материалов.
Согласно Протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 22.02.2023 NИЭА1 на участие в Аукционе подано 8 заявок.
Исходя из анализа заявок, поданных на участие в Аукционе, Комиссией Саратовского УФАС России установлено, что заявки содержат различные формы заполнения.
Заявка с идентификационным номером 246 содержит в составе техническое задание, тогда как заявка с идентификационным номером 54 (заявка заявителя) содержит локально-сметный расчет.
При этом, Заявка с идентификационным номером 246 отклонена Единой Комиссией на основании: "п.8 ч.12 ст. 48 44-ФЗ - выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке (Участник не допущен к участию в аукционе, потому что предоставил неверные сведения о предмете закупки;)".
Из пояснений представителей Заказчика, заявка N246 отклонена, ввиду не предоставления участником технических характеристик спортивного комплекса, в частности габаритные размеры, указанные данным участником отличаются от габаритных размеров, установленных Заказчиком в техническом задании.
Тогда как, информация, указанная в приложениях к извещению об Аукционе не разъясняют порядок указания характеристик необходимого товара.
Таким образом, неправомерные действия Заказчика при формировании и описании объекта закупки, повлекли неправомерные действия Единой комиссии Заказчика при рассмотрении заявок.
Таким образом, в нарушение п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе, Заказчик в извещении о проведении Аукциона не установил инструкцию по заполнению заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом, в действиях Заказчика усматривается нарушение ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Учитывая вышеизложенное и на основании, ст. 99, ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Саратовского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "СТРОЙЦЕНТР" на действия Заказчика Администрации Мокроусского МО Федоровского МР Саратовской области при проведении аукциона в электронной форме N 0160300018423000006 "Работы по благоустройству парковой зоны (Строительство спортивной площадки), расположенной по ул. Советской (между ул Победы и ул. Энгельса) в рамках муниципальной программы "Формирование комфортной городской среды" на 20182024 годы р.п. Мокроус Мокроусского муниципального образования Федоровского муниципального района Саратовской области, регионального проекта "Формирование комфортной городской среды" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика Администрации Мокроусского МО Федоровского МР Саратовской области нарушение п. 3 ч. 2 ст. 42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать Заказчику, Единой комиссии, Оператору электронной площадки предписание об устранении допущенных нарушений.
4. Передать материалы жалобы должностному лицу Саратовского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области от 27 февраля 2023 г. N 064/06/42-202/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.03.2023