Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области по контролю в сфере закупок на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
1. Кошманов П.Э. - заместитель руководителя, председатель Комиссии;
2023-1476
2. |
Нуфер Ю.А. |
- начальник отдела контроля закупок, член Комиссии; |
3. |
Буракова И.К. в присутствии: Коваль М.В. Васильевой Е.Н. |
- старший государственный инспектор отдела контролязакупок, член Комиссии; - представителя Администрации Свердловскогомуниципального образования Калининского муниципального района Саратовской области (доверенность от 27.02.2023); - представителя Администрации Свердловского |
муниципального образования Калининского муниципального района Саратовской области
(доверенность от 27.02.2023),
рассмотрев жалобу ООО "ТС Строй" на действия Единой комиссии Администрации
Свердловского муниципального образования Калининского муниципального района Саратовской области при проведении электронного аукциона N 0160300013123000001 "Ремонт асфальтобетонного покрытия дорог по ул. Центральная с. Красноармейское Свердловское МО Калининского района Саратовской области",
УСТАНОВИЛА:
20.02.2023 в Саратовское УФАС России поступила жалоба ООО "ТС Строй" (далее- Заявитель) на действия Единой комиссии Администрации Свердловского муниципального образования Калининского муниципального района Саратовской области при проведении электронного аукциона N 0160300013123000001 "Ремонт асфальтобетонного покрытия дорог по ул. Центральная с. Красноармейское Свердловское МО Калининского района Саратовской области" (далее - Аукцион).
Из жалобы Заявителя следует, что Единая комиссия неправомерно отстранила участника закупки ООО "ТС Строй" от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), что противоречит Федеральному закону от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Представитель Заявителя не присутствовал на рассмотрении жалобы, извещен надлежащим образом.
Представители Заказчика, присутствующие при рассмотрении жалобы, с доводами жалобы не согласились, считают жалобу необоснованной, не подлежащей удовлетворению.
Изучив представленные сведения и документы, проведя внеплановую проверку, Комиссия пришла к следующим выводам:
03.02.2023 в Единой информационной системе в сфере закупок было размещено извещение об осуществлении закупки.
Заказчиком по данному Аукциону является Администрация Свердловского муниципального образования Калининского муниципального района Саратовской области.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 2 892 000,00 рублей.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 15.02.2023 NИЭА1 заявка участника закупки с Идентификационным номером заявки 205 отклонена Единой комиссией на основании ч.9 ст. 31 44-ФЗ - отстранение участника закупки (Доверенность, предоставленная участником закупки выдана сроком до 31.12.2022).
В соответствии с ч. 1 ст. 49 Закона о контрактной системе электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пп. "н" п. 1 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы об участнике закупки, в том числе документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с ч. 2 и ч. 2.1 (при наличии таких требований) ст. 31 Закона о контрактной системе, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе.
В соответствии с ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при применении конкурентных способов, заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки:
1) соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки;
3) непроведение ликвидации участника закупки - юридического лица иотсутствие решения арбитражного суда о признании участника закупки юридического лица или индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства;
4) неприостановление деятельности участника закупки в порядке,установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;
5) отсутствие у участника закупки недоимки по налогам, сборам,задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах) за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника закупки, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период. Участник закупки считается соответствующим установленному требованию в случае, если им в установленном порядке подано заявление об обжаловании указанных недоимки, задолженности и решение по такому заявлению на дату рассмотрения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) не принято;
7) отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя,членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации;
7.1) участник закупки - юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
8) обладание участником закупки исключительными правами на результатыинтеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма;
9) отсутствие обстоятельств, при которых должностное лицо заказчика(руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий), его супруг (супруга), близкий родственник по прямой восходящей или нисходящей линии (отец, мать, дедушка, бабушка, сын, дочь, внук, внучка), полнородный или неполнородный (имеющий общих с должностным лицом заказчика отца или мать) брат (сестра), лицо, усыновленное должностным лицом заказчика, либо усыновитель этого должностного лица заказчика является:
а) физическим лицом (в том числе зарегистрированным в качестве
индивидуального предпринимателя), являющимся участником закупки;
б) руководителем, единоличным исполнительным органом, членом коллегиального исполнительного органа, учредителем, членом коллегиального органа унитарной организации, являющейся участником закупки;
в) единоличным исполнительным органом, членом коллегиального исполнительного органа, членом коллегиального органа управления, выгодоприобретателем корпоративного юридического лица, являющегося участником закупки. Выгодоприобретателем для целей настоящей статьи является физическое лицо, которое владеет напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо владеет напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) долей, превышающей десять процентов в уставном (складочном) капитале хозяйственного товарищества или общества;
10) участник закупки не является офшорной компанией, не имеет в составеучастников (членов) корпоративного юридического лица или в составе учредителей унитарного юридического лица офшорной компании, а также не имеет офшорных компаний в числе лиц, владеющих напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей десять процентов в уставном (складочном) капитале хозяйственного товарищества или общества;
10.1) участник закупки не является иностранным агентом;
11) отсутствие у участника закупки ограничений для участия в закупках,установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно Приложению N 3 к извещению "Требования к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе, инструкция по ее заполнению" требований к содержанию в заявке документов, подтверждающих соответствие участника закупки требованиям, установленным п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе; документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с ч. 2 и 2.1 ст. 31 Закона о контрактной системе - не установлены.
Согласно ч. 9 ст. 31 Закона о контрактной системе отстранение участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) или отказ от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляется в любой момент до заключения контракта, если заказчик или комиссия по осуществлению закупок обнаружит, что участник закупки не соответствует требованиям, указанным в части 1, частях 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, или предоставил недостоверную информацию в отношении своего соответствия указанным требованиям.
Таким образом, отстранение участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) допускается только в случаях, если участник закупки:
- не соответствует требованиям, указанным в части 1, частях 1.1, 2 и 2.1 (приналичии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе;
- предоставил недостоверную информацию в отношении своего соответствиятребованиям, указанным в части 1, частях 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п.п. "а" п. 1 ч. 5 ст. 49 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона.
Согласно ч.12 ст. 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях:
1) непредставления (за исключением случаев, предусмотренных настоящимФедеральным законом) в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
2) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона, несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
3) несоответствия участника закупки требованиям, установленным визвещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона;
4) предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми всоответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона (за исключением случаев непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона);
5) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5
части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, если такие документы предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частью 3 статьи 14 настоящего Федерального закона (в случае установления в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона в извещении об осуществлении закупки запрета допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств);
6) выявления отнесения участника закупки к организациям,предусмотренным пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 4 июня 2018 года N
127-ФЗ "О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств", в случае осуществления закупки работ, услуг, включенных в перечень, определенный
Правительством Российской Федерации в соответствии с указанным пунктом;
7) предусмотренных частью 6 статьи 45 настоящего Федерального закона;
8) выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участиев закупке;
9) указания информации о предложении участника закупки,предусмотренном пунктом 3 или пунктом 4 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
Таким образом, в п.п. 1 - 8 ч. 12 ст. 48 Закона о контрактной системе установлен закрытый перечень оснований для отклонения заявки на участие в закупке.
В соответствии с ч. 1 ст. 27 Закона о контрактной системе участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) может быть ограничено только в случаях, предусмотренных Законом о закупках. Отклонение заявки на участие в закупке по основаниям, не предусмотренным Законом о контрактной системе, не допускается.
Отклонение заявки на участие в закупке по основаниям, не предусмотренным Законом о закупках, не допускается в силу ч.1 ст. 27 Закона о контрактной системе.
Присутствующий на рассмотрении жалобы представитель Заказчика пояснил, что для участия в Аукционе представителя участника закупки должна быть представлена заказчику доверенность в силу ч. 3 ст. 27 Закона о контрактной системе.
Согласно ч. 3 ст. 27 Закона о контрактной системе участники закупки имеют право выступать в отношениях, связанных с осуществлением закупки, как непосредственно, так и через своих представителей. Полномочия представителей участников закупки подтверждаются доверенностью, выданной и оформленной в соответствии с гражданским законодательством.
В заявке участника закупки с идентификационным номером 205 ООО "ТС Строй" содержалась доверенность N 3 от 14.10.2022, выданная генеральным директором уполномоченному представителю Менжулиной С.А. на совершение действий от лица ООО "ТС Строй" в том числе на подачу заявки в закупках. При этом доверенность выдана сроком до 31.12.2022.
Руководствуясь ч.9 ст. 31 Закона о контрактной системе Единая комиссия при рассмотрении заявки участника закупки с идентификационным номером 205 ООО "ТС Строй" пришила к выводу о том, что участник закупки не соответствует требованиям, указанным в ч. 1, ч. 1.1, 2 и 2.1 Закона о контрактной системе, или предоставил недостоверную информацию в отношении своего соответствия указанным требованиям, а именно участник закупки не соответствует п. 11 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе - отсутствие у участника закупки ограничений для участия в закупках, установленных законодательством Российской Федерации.
Комиссия Саратовского УФАС России не соглашается с доводами Заказчика ввиду следующего.
Исчерпывающий перечень информации и документов, которые должны предоставляться участником закупки в составе заявки, приведены в чч. 1 и 2 ст. 43 Закона о контрактной системе.
Доверенность уполномоченного на подачу заявки от имени участника закупки лица в чч. 1 и 2 ст. 43 Закона о контрактной системе не содержится.
Согласно ч.3 ст. 43 Закона о контрактной системе требовать от участника закупки представления иных информации и документов, за исключением предусмотренных частями 1 и 2 настоящей статьи, не допускается.
Таким образом, Законодательство о контрактной системе не содержит требований как к участникам закупки, так и к составу заявки участника закупки о представлении доверенности на уполномоченное лицо данного участника.
Кроме того, в ст. 31 Закона о контрактной системе, на которую ссылается Заказчик также отсутствует данное требование.
Ссылка Заказчика на применение п. 11 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной систем в случае отсутствия доверенности на представителя участника закупки не может рассматриваться, как ограничение для участия в закупках, поскольку данное требование отсутствует требованиях к участникам закупки.
Кроме того, в силу ч. 5 ст. 24.2 Закона о контрактной системе участие участника закупки в электронных процедурах, закрытых электронных процедурах, подписание участником закупки, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) с использованием единой информационной системы, электронной площадки, специализированной электронной площадки предусмотренных настоящим Федеральным законом информации и документов допускаются после регистрации в единой информационной системе и аккредитации соответственно на электронной площадке, специализированной электронной площадке в соответствии с настоящей статьей.
Согласно п. 1 ч. 6 ст. 43 Закона о контрактной системе при проведении электронных процедур, закрытых электронных процедур подать заявку на участие в закупке вправе только зарегистрированный в ЕИС и аккредитованный на электронной площадке, специализированной электронной площадке участник закупки путем направления такой заявки в соответствии с законом оператору электронной площадки, оператору специализированной электронной площадки.
Таким образом, в закупке может участвовать любое физическое или юридическое лицо, зарегистрированное в ЕИС.
Исходя из вышеизложенного, отсутствие доверенности на право представлять интересы участника закупки не может считаться ограничением для участия в закупках, поскольку в установленных требованиях к составу заявки и требованиях к участникам отсутствует указание на представление доверенности.
Согласно ч. 1 ст. 24.2 Закона о контрактной системе регистрация участников закупок в единой информационной системе осуществляется в электронной форме на основании информации и документов в порядке и сроки, которые определяются Правительством Российской Федерации. Информация и документы об участниках закупок, зарегистрированных в единой информационной системе, вносятся в единый реестр участников закупок.
Порядок регистрации участников закупки в единой информационной системе определен Постановлением Правительства РФ от 27.01.2022 N 60 "О мерах по информационному обеспечению контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, по организации в ней документооборота, о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далееПостановление Правительства N 60).
Согласно п.п. а п. 11 Постановления Правительства N 60 для регистрации уполномоченное лицо проходит регистрацию, идентификацию и аутентификацию в единой системе идентификации и аутентификации, при этом руководитель наделяет лиц, уполномоченных руководителем на осуществление в единой информационной системе, на электронной площадке, специализированной электронной площадке от имени участника закупки действий, полномочиями на осуществление действий в единой информационной системе, на электронной площадке, специализированной электронной площадке.
При этом требования о представлении доверенности на лиц, уполномоченных руководителем на осуществление в единой информационной системе, на электронной площадке, специализированной электронной площадке от имени участника закупки действий не установлено.
Таким образом, оснований для отстранения участника закупки с идентификационным номером 205 ООО "ТС Строй" на основании ч.9 ст. 31 Закона о контрактной системе у Единой комиссии не имелось, поскольку Единая комиссия при рассмотрении заявки участника закупки не вправе выходить за рамки требований к участникам закупки, установленных ч.1 ст. 31 Закона о контрактной системе и требований к составу заявки согласно ч. 1 и ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе, а также требований установленных в Извещении о проведении Аукциона.
Участником дополнительно в составе заявки была представлена доверенность, при этом приложение данного дополнительного документа не предусмотрено ни Законом о контрактной системе, ни Извещением о проведении Аукциона и не является в данном случае обязательным.
Прикрепленный файл являлся дополнительной информацией, в силу положений ч. 1 ст. 49 Закона о контрактной системе не подлежащей представлению и, соответственно, оценке Единой комиссией.
Аналогичный вывод поддержан Верховным Судом Российской Федерации по делу N 306-КГ16-17571 от 16.12.2016.
Исходя из вышеизложенного, действия Единой комиссии, отстранившей от участия в закупке ООО "ТС Строй" нарушают требования ч.1 ст. 27 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Учитывая вышеизложенное и на основании, ст. 99, ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Саратовского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "ТС Строй" на действия Единой комиссии Администрации Свердловского муниципального образования Калининского муниципального района Саратовской области при проведении электронного аукциона N 0160300013123000001 "Ремонт асфальтобетонного покрытия дорог по ул. Центральная с. Красноармейское Свердловское МО Калининского района Саратовской области" обоснованной.
2. Признать в действиях Единой комиссии Администрации Свердловского муниципального образования Калининского муниципального района Саратовской области нарушение ч.1 ст. 27 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать Единой комиссии, оператору электронной площадки предписание об устранении допущенных нарушений.
4. Передать материалы жалобы должностному лицу Саратовского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев.
Председатель Комиссии: |
___________________ (подпись) |
П.Э. Кошманов |
Члены Комиссии: |
___________________ (подпись) |
Ю.А. Нуфер |
|
___________________ |
И.К. Буракова |
(подпись)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области от 27 февраля 2023 г. N 064/06/48-281/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.03.2023