Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области по контролю в сфере закупок на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев жалобу ИП КОНОВАЛОВА А.А. на действия Заказчика УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ИВАНТЕЕВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ и Уполномоченного учреждения ГКУ СО "ГОСУДАРСТВЕННОЕ АГЕНТСТВО ПО ЦЕНТРАЛИЗАЦИИ ЗАКУПОК" при проведении электронного аукциона N 0860200000823000607
"Закупка видеокамер из состава системы видеонаблюдения",
УСТАНОВИЛА:
20.02.2023 в Саратовское УФАС России поступила жалоба ИП КОНОВАЛОВА А.А. (далее- Заявитель) на действия Заказчика Управления образования администрации Ивантеевского муниципального района Саратовской области и Уполномоченного учреждения ГКУ СО "ГОСУДАРСТВЕННОЕ АГЕНТСТВО ПО ЦЕНТРАЛИЗАЦИИ ЗАКУПОК" при проведении электронного аукциона N 0860200000823000607 "Закупка видеокамер из состава системы видеонаблюдения" (далее - Аукцион).
Из жалобы Заявителя следует, что Извещение о проведении Аукциона составлено с нарушениями Федерального Закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее- Закон о контрактной системе).
Заявитель полагает, что в рассматриваемом Аукционе должен быть установлен запрет в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2015 N1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далееПостановление Правительства N 1236).
Представитель Заявителя, о месте и времени рассмотрения жалобы извещен надлежащим образом, на рассмотрение не явился.
Представитель Уполномоченного учреждения, присутствующий при рассмотрении жалобы, с доводами жалобы не согласился, считает жалобу необоснованной, не подлежащей удовлетворению.
Изучив представленные сведения и документы, проведя внеплановую проверку, Комиссия пришла к следующим выводам:
08.02.2023 в Единой информационной системе в сфере закупок было размещено извещение об осуществлении закупки.
Заказчиком по данному Аукциону является Управление образования администрации Ивантеевского муниципального района Саратовской области.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 180 000,00 рублей.
Согласно п. 15 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее, в том числе информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
По смыслу ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе, в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 2 Постановления Правительства N 1236 установлен запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации (далее - реестр евразийского программного обеспечения), а также исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения (далее - программное обеспечение и (или) права на него), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, за исключением следующих случаев:
а) в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (далее - реестр российского программного обеспечения) и реестре евразийского программного обеспечения отсутствуют сведения о программном обеспечении, соответствующем тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке;
б) программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр российского программного обеспечения и (или) реестр евразийского программного обеспечения и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемому к закупке программному обеспечению.
Согласно п. 2 (1) Постановления Правительства N 1236 для целей применения пункта 2 настоящего постановления под программным обеспечением понимают программное обеспечение и (или) права на него вследствие выполнения следующих контрактных обязательств:
а) поставка на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, а также предоставление в аренду или в пользование программного обеспечения посредством использования каналов связи и внешней информационнотехнологической и программно-аппаратной инфраструктуры, обеспечивающей сбор, обработку и хранение данных (услуги облачных вычислений);
б) поставка, техническое обслуживание персональных электронных вычислительных машин, устройств терминального доступа, серверного оборудования и иных средств вычислительной техники, на которых программное обеспечение подлежит установке в результате исполнения контракта;
в) выполнение работ, оказание услуг, связанных с разработкой, модификацией, модернизацией программного обеспечения, в том числе в составе существующих автоматизированных систем, если такие работы или услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование программного обеспечения или расширением ранее предоставленного объема прав;
г) оказание услуг, связанных с сопровождением, технической поддержкой, обновлением программного обеспечения, в том числе в составе существующих автоматизированных систем, если такие услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование программного обеспечения или расширением ранее предоставленного объема прав.
При этом п. 2 порядка подготовки обоснования невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Постановлением Правительства N 1236 установлено, что обоснование подготавливается заказчиком при осуществлении закупки программного обеспечения в следующих случаях:
а) в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (далее - реестр российского программного обеспечения) и реестре евразийского программного обеспечения отсутствуют сведения о программном обеспечении, соответствующем тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке;
б) программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр российского программного обеспечения и (или) реестр евразийского программного обеспечения и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемому к закупке программному обеспечению.
Согласно Извещению, объектом закупки является закупка видеокамер из состава системы видеонаблюдения.
Согласно информации размещенной в ЕИС Заказчиком размещено обоснование невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее- Обоснование).
Согласно Обоснованию в реестре российского программного обеспечения и (или) реестре евразийского программного обеспечения имеются записи о программах для электронных вычислительных машин и баз данных, которые соответствует тем же классам программного обеспечения. Однако установлено, что программное обеспечение, включенное в реестры, может быть использовано только па определенных видеокамерах. Программное обеспечение, указанное в реестрах, не используется в видеокамерах, соответствующих описанию объекта закупки. В связи с чем, установление данного запрета может привести к ограничению конкуренции.
Присутствующий на рассмотрении жалобы представитель Уполномоченного учреждения пояснил, что объектом рассматриваемой закупки является товар "Камера видеонаблюдения".
Встроенное программное обеспечение, имеющееся в реестре российского ПО, не отвечает характеристикам, указанным в описании объекта закупки, в частности, встроенное программное обеспечение видеокамер должно обеспечивать следующий функционал видеокамер: Минимальная рабочая температура -40, Максимальная рабочая температура
+60, Поддержка видеокодеков: H.264 Main Profile, H.264 Baseline Profile, H.264 High Profile, H.265, H.265+, H.264+, MJPEG, размер матрицы > 1/2.9 и
дюйм.
Вместе с тем, программное обеспечение видеокамер производства ООО НИЦ "ТЕХНОЛОГИИ" не обеспечивает максимальную рабочую температуру +50°С, не имеет поддержку видеокодеков H.265+, H.264+, видеокамеры ООО НИЦ "ТЕХНОЛОГИИ" не имеют режим HLC, размер матрицы составляет 1 /2.8 дюйма, что не соответствует описанию объекта закупки, видеокамеры QVC не имеют поддержку видеокодеков H.264 Main Profile, H.264 Baseline Profile, H.264 High
Profile и т.д.
В связи с изложенным, невозможно соблюсти запрет на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
На основании вышеизложенного в ЕИС размещено Обоснование невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств на основании п.п. "б" п.2 Порядка подготовки обоснования невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Постановлением Правительства N 1236.
Представитель Заявителя на рассмотрении жалобы не присутствовал и не опроверг пояснения Уполномоченного учреждения.
Согласно Письму ФАС России от 30.12.2022 N ПИ/118987/22 вместе с Письмом Минцифры России от 15.12.2022 N П11-2-05-106-94501 если в документации о закупке установлено, что в рамках исполнения контракта на осуществление закупок камер видеонаблюдения в случае отсутствия в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных аналога, соответствующего тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение планируемое к закупке, то заказчику в соответствии с пунктом 2 Порядка подготовки обоснования невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Постановлением N 1236, необходимо подготовить обоснование.
При этом, законодательством дополнительно не регламентированы случаи применения запрета, предусмотренного Постановлением Правительства N 1236, когда объектом закупки являются камеры видеонаблюдения с предустановленным программным обеспечением, без которого применение видеооборудования по назначению невозможно.
Исходя из вышеизложенного, действие Заказчика разместившего обоснования невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Постановлением Правительства N 1236 не противоречат законодательству о контрактной системе.
Исходя из вышеизложенного, Заказчиком по рассматриваемому Аукциону не установлен запрет на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд в связи с невозможностью его соблюдения. При таких обстоятельствах довод жалобы не нашел своего подтверждения.
Учитывая вышеизложенное и на основании, ст. 99, ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Саратовского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
Признать жалобу ИП КОНОВАЛОВА А.А. на действия Заказчика УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ИВАНТЕЕВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ и Уполномоченного учреждения ГКУ СО "ГОСУДАРСТВЕННОЕ АГЕНТСТВО ПО ЦЕНТРАЛИЗАЦИИ ЗАКУПОК" при проведении электронного аукциона N 0860200000823000607 "Закупка видеокамер из состава системы видеонаблюдения необоснованной.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области от 28 февраля 2023 г. N 064/06/14-207/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.03.2023