Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе: <_>
при участии директора ООО "Мистраль" <_>., представителя МБОУ "Уринская средняя общеобразовательное учреждение" <_>., в режиме ВКС от МКУ "Управление образования администрации МО "Баргузинский район" главы <_>, заинтересованного лицо ООО "Энергострой" <_>
рассмотрев жалобу ООО "Мистраль" на действия заказчика муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Уринская средняя общеобразовательное учреждение", уполномоченного органа МКУ "Управление образования администрации МО "Баргузинский район" при проведении закупки в форме открытого конкурса в электронной форме - Выполнение работ по объекту "Капитальный ремонт МБОУ "Уринская СОШ"с. Уро, пер. Школьный, 20" (N 0302300032923000008), и в результате рассмотрения жалобы в соответствии с частью 3 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Закон о контрактной системе),
у с т а н о в и л а:
Заявитель полагает, что заказчиком нарушаются положения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд". Заказчик представил письменные пояснения, не согласен с доводами жалобы, просит признать жалобу необоснованной.
В результате рассмотрения жалобы и изучения представленных документов и пояснений, Комиссия Бурятского УФАС России установила следующее.
30.01.2023 на официальном сайте в Единой информационной системе размещено извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме N 0302300032923000008. Начальная (максимальная) цена контракта - 62 812 121,00 рублей.
В силу пункта 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с Законом о контрактной системе.
Частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе установлено, что порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Так, постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" утверждено положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Положение).
Согласно пункту 2 Положения "оценка заявок" - действия членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, и в соответствии с Положением баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок.
В соответствии с подпунктом "г" пункта 3 Положения для оценки заявок в соответствии с Положением применяется критерий "Квалификация участников закупки".
Согласно пункту 8 Положения в случае применения показателей оценки по критерию оценки, предусмотренному, подпунктом "г" пункта 3 Положения:
а) применяются детализирующие показатели;
б) в отношении каждого детализирующего показателя устанавливается значимость детализирующего показателя. Сумма величин значимости всех применяемых детализирующих показателей по показателю оценки составляет 100 процентов;
в) оценка заявки (части заявки) по показателю оценки определяется путем суммирования среднего количества баллов, присвоенных всеми принимавшими участие в ее рассмотрении и оценке членами комиссии по осуществлению закупок по каждому детализирующему показателю, умноженного на значимость соответствующего детализирующего показателя. При этом среднее количество баллов определяется путем суммирования количества баллов, присвоенных каждым членом комиссии по осуществлению закупок, и последующего деления на количество таких членов.
Согласно пункту 20 Положения если значение характеристики объекта закупки, определенной количественным значением, находится в функциональной зависимости от значения количества присваиваемых баллов, значение количества баллов по детализирующему показателю, присваиваемых заявке, подлежащей в соответствии с Законом о контрактной системе оценке по критерию оценки "Характеристики объекта закупки" (БХi), рассчитывается по одной из формул, предусмотренных подпунктами "а" - "з" пунктом 20 Положения.
Подпунктом "в" пункта 24 Положения установлено, что для оценки заявок по критерию оценки "Квалификация участников закупки" применяется, если иное не предусмотрено Положением, показатель оценки "Наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, связанного с предметом контракта".
В силу подпункта "а" пункта 28 Положения в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 Положения применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:
- общая цена исполненных участником закупки договоров;
- общее количество исполненных участником закупки договоров;
- наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров.
В соответствии с порядком оценки заявок, установленным в Извещении, критерий "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (далее - Критерий) показателя наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта содержит детализирующий показатель оценки "Общее количество исполненных участником закупки договоров" (далее - Детализирующий показатель), согласно которому к оценке по детализирующему показателю принимается исключительно исполненный договор (договоры), предусматривающий выполнение работ на объекте, соответствующем объекту закупки - объект капитального строительства (за исключением линейного объекта).
Согласно порядку оценки заявок Заказчиком для расчета баллов по критерию оценки "Квалификация участников закупки" установлена формула, предусмотренная подпунктом "б" пункта 20 Положения.
Согласно подпункту "б" пункта 20 Положения в случае, если лучшим является наибольшее значение характеристики объекта закупки значение количества баллов рассчитывается по формуле:
где:
Хmax - максимальное значение характеристики объекта закупки, содержащееся в заявках (частях заявок), подлежащих в соответствии с Федеральным законом оценке по критерию оценки "характеристики объекта закупки";
Хi - значение характеристики объекта закупки, содержащееся в предложении участника закупки, заявка (часть заявки) которого подлежит в соответствии с Федеральным законом оценке по критерию оценки "характеристики объекта закупки";
Хmin - минимальное значение характеристики объекта закупки, содержащееся в заявках (частях заявок), подлежащих в соответствии с Федеральным законом оценке по критерию оценки "характеристики объекта закупки".
Согласно абзацу третьему подпункта "в" пункта 28 Положения в случае применения показателя оценки "Наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта" устанавливается перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, в том числе исполненный договор (договоры), акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров).
В соответствии с подпунктом "г" пункта 28 Положения подтверждающим документом является последний акт, составленный при исполнении договора и предусмотренный абзацем третьим подпункта "в" пункта 28 Положения, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок.
Комиссией установлено, что согласно порядку оценки заявок по Детализирующему показателю Критерия участник закупки в составе заявки представляет документы, подтверждающие наличие у участника закупки опыта выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта: 1) исполненный договор (договоры), 2) акт (акты) приемки выполненных работ, составленные при исполнении такого договора (договоров). К оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Федеральным законом. Последний акт, составленный при исполнении договора должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок.
Заявитель неверно понимает нумерацию абзацев в подпункте "в" пункта 28 Положения, третьим абзацем устанавливается перечень документов, подтверждающих закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания предметом контракта, в том числе исполненный договор (договоры поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, исполнении такого договора (договоров); четвертым абзацем установлено, что заказчиком может быть установлено положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), при исполнении которого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек).
Следовательно, заказчик вправе установить положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), при исполнении которого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек). В обжалуемой закупке заказчик данным правом не воспользовался.
С учетом изложенного, Комиссия также приходит к выводу, что Заказчиком правомерно не установлены предельные максимальные количественные значения показателя в связи с отсутствием обязанности устанавливать их в соответствии с Законом о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации".
Относительно довода заявителя о том, что в составе заявки участник закупки требует декларацию о соответствии участника закупки требованию: "отсутствие между участникам закупки и заказчиком конфликта интересов" в недействующей редакции закона Комиссией установлено следующее.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, в том числе должна содержать декларацию о соответствии участника закупки требованиям, установленным пунктами 3 - 5, 7 - 11 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона (подпункт "о").
В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе к участникам закупки предъявляется следующее единое требование:
- отсутствие обстоятельств, при которых должностное лицо заказчика (руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий), его супруг (супруга), близкий родственник по прямой восходящей или нисходящей линии (отец, мать, дедушка, бабушка, сын, дочь, внук, внучка), полнородный или неполнородный (имеющий общих с должностным лицом заказчика отца или мать) брат (сестра), лицо, усыновленное должностным лицом заказчика, либо усыновитель этого должностного лица заказчика является:
а) физическим лицом (в том числе зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя), являющимся участником закупки;
б) руководителем, единоличным исполнительным органом, членом коллегиального исполнительного органа, учредителем, членом коллегиального органа унитарной организации, являющейся участником закупки;
в) единоличным исполнительным органом, членом коллегиального исполнительного органа, членом коллегиального органа управления, выгодоприобретателем корпоративного юридического лица, являющегося участником закупки. Выгодоприобретателем для целей настоящей статьи является физическое лицо, которое владеет напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо владеет напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) долей, превышающей десять процентов в уставном (складочном) капитале хозяйственного товарищества или общества.
В требованиях к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе и инструкция по заполнению заявки заказчиком указано, что в составе заявку необходимо представить декларацию о соответствии участника закупки требованиям, установленными пунктами 3 - 5, 7 - 11 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
При этом пункт 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе изложен заказчиком в редакции действовавшей до 01.01.2023, а именно: "отсутствие между участником закупки и заказчиком конфликта интересов, под которым понимаются случаи, при которых руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий состоят в браке с физическими лицами, являющимися выгодоприобретателями, единоличным исполнительным органом хозяйственного общества (директором, генеральным директором, управляющим, президентом и другими), членами коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, руководителем (директором, генеральным директором) учреждения или унитарного предприятия либо иными органами управления юридических лиц - участников закупки, с физическими лицами, в том числе зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя, - участниками закупки либо являются близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными указанных физических лиц. Под выгодоприобретателями для целей настоящей статьи понимаются физические лица, владеющие напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей десять процентов в уставном капитале хозяйственного общества".
Таким образом, довод заявителя является обоснованным, в действиях заказчика устанавливается нарушение пункта 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, заказчик 14.02.2023 разъяснил положения извещения на поступивший запрос, сообщив о необходимости декларирования о соответствии участника единым требованиям, предусмотренным пунктом 9 частью 1 статьи 31 настоящего закона, в действующей редакции.
Комиссия отмечает, что указанное нарушение не повлияло на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя), так как все участники аукциона продекларировали о соответствии участника единым требованиям, предусмотренным пунктом 9 частью 1 статьи 31 настоящего закона, в новой действующей редакции. Комиссия приходит к выводу предписание заказчику не выдавать.
На основании вышеизложенного, руководствуясь частями 3, 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Бурятского УФАС России
р е ш и л а:
1. Признать жалобу ООО "Мистраль" частично обоснованной.
2. Признать заказчика муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Уринская средняя общеобразовательное учреждение", уполномоченного органа МКУ "Управление образования администрации МО "Баргузинский район" нарушившими пункт 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
3. Предписание не выдавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия от 22 февраля 2023 г. N 003/06/42-103/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.02.2023