На основании подпункта "б" пункта 1 части 3 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44 - ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), приказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия (далее - Бурятское УФАС России) от 07.02.2023 N 15 "О проведении внеплановой проверки" инспекция Бурятского УФАС по проведению внеплановой проверки (далее - Инспекция) в составе:
<_>;
проведя внеплановую проверку на основании обращения АСО "Общественный контроль" от 01.02.2023, в целях реализации полномочий по контролю в сфере осуществления закупок на предмет соблюдения законодательства о контрактной системе при проведении ФГБУ "Государственный заповедник "Джергинский" (далее - заказчик, Учреждение) электронного аукциона: Поставка фронтального погрузчика, номер извещения - 0302100001522000006,
УСТАНОВИЛА:
23.05.2022 года в Единой информационной системе (далее -ЕИС) опубликованы изменения извещения о проведении электронного аукциона: "Поставка фронтального погрузчика", номер извещения - 0302100001522000006. Начальная (максимальная) цена контракта - 6266000.00 рублей.
Из обращения АСО "Общественный контроль" следует, что при описании объекта закупки в Техническом задании заказчик установил дополнительные характеристики, не содержащиеся в КТРУ, при этом не обосновав их.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
В силу части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 (далее - Правила использования КТРУ) заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" п. 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением N 145, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Согласно пункту 5 Правил использования КТРУ заказчик вправе, за исключением случаев, если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, установленными Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 5 статьи 33 Закона о контрактной системе, указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога.
Пунктом 6 Правил использования КТРУ предусмотрено, что в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Согласно извещению к поставке требуется Погрузчик ковшовый, код позиции по КТРУ - 28.92.20.000-00000020, при этом характеристики товара указаны в извещении в соответствии с КТРУ.
Из ТЗ следует, что заказчиком помимо обязательных для применения характеристик, определены дополнительные.
Заказчиком представлены пояснения, согласно которым в ТЗ описаны все требования к качественным, техническим и функциональным характеристикам товара, которые соответствуют потребностям заказчика с учетом специфики его деятельности и обеспечивают эффективное использование бюджетных средств с учетом сведений, указанных в КТРУ и с учетом требований пункта 6 Правил. В целях обоснования начальной (максимальной) цены контракта направлены запросы о предоставлении ценовой информации поставщикам. От трех поставщиков поступили ценовые предложения. При формировании требований технического задания к объекту закупки заказчик обосновал потребность именно в установленных характеристиках. Под указанные характеристики подпадают два фронтальных погрузчика DM-34 "Волжанин" и АМКАДОР 332 В, о чем имеются выписки из реестра российской промышленной продукции. На участие в закупке подано две заявки, которые признаны соответствующими требованиям извещения и Закона о контрактной системе. По результатам проведения аукциона победителем признано ООО "Карьерные машины" с предложением о цене контракта 6140680 руб.
Таким образом, в ходе изучения рынка заказчиком получено несколько ценовых предложений, подтверждающих возможность поставки погрузчика ковшового на условиях, указанных в извещении об осуществлении закупки и несколькими потенциальными участниками. В связи с этим, участником закупки могло выступить любое лицо (в том числе и не являющееся производителем товара), готовое поставить товар, отвечающий требованиям извещения об аукционе и удовлетворяющий потребности заказчика. Установление определенных характеристик к товару не должно удовлетворять всем существующим на рынке вариантам требуемого заказчику оборудования. По общему правилу указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки. По смыслу Закона о контрактной системе заказчик и уполномоченный орган при осуществлении закупки обязаны руководствоваться нуждами заказчика, а не возможностью конкретного хозяйствующего субъекта. Заказчиком дано обоснование установления определенных требований к товару, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций.
При этом, следует отметить, что законодательством о контрактной системе и Правилами порядок обоснования установления дополнительных характеристик не регламентирован.
В свою очередь, по смыслу положений Закона о контрактной системе заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет закупок, поскольку потребности заказчиков являются определяющим фактором при установлении соответствующих требований.
Таким образом, установив в ТЗ дополнительные характеристики закупаемого товара, заказчик реализовал свое право, предусмотренное Правилами, а предусмотрев обоснование необходимости их установления исполнил требования Правил.
На участие в Аукционе подано две заявки, которые признаны соответствующими. По результатам подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) победителем электронного аукциона признан участник закупки с идентификационным N 228 ООО "Карьерные машины" (Протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) N ИЭА1 от 27.05.2022). 07.06.2022 между Заказчиком и победителем аукциона заключен контракт. Контракт исполнен.
Руководствуясь подпунктом "б" пункта 1 части 3 статьи 99 Закона о контрактной системе, Инспекция Бурятского УФАС России
РЕШИЛА:
Нарушений требований законодательства о контрактной системе в действиях заказчика - ФГБУ "Государственный заповедник "Джергинский не выявлено.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Руководитель инспекции |
|
|
Члены инспекции |
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия от 20 февраля 2023 г. N 003/06/99-83/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.02.2023