Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия (далее - Мордовское УФАС России, Управление) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
в присутствии представителей:
Администрации городского поселения Ковылкино Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия - _, действующей на основании доверенности б/н от 09.01.2023 года (со сроком действия до 31 декабря 2023 года);
Государственного казенного учреждения Республики Мордовия "Региональный центр организации закупок" - _, действующего на основании приказа Министерства финансов Республики Мордовия N43-л от 22.04.2022 года "О назначении директора Государственного казенного учреждения Республики Мордовия "Региональный центр организации закупок""; _., действующего на основании доверенности б/н от 31.05.2022 года (со сроком действия 1 (один) год);
рассмотрев 01 марта 2023 года жалобу индивидуального предпринимателя _ (далее - ИП ..., Заявитель) на действия Администрации городского поселения Ковылкино Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия (далее - Заказчик), государственного казенного учреждения Республики Мордовия "Региональный центр организации закупок" (далее - Уполномоченное учреждение) при проведении электронного аукциона N0809500000323000405 на реконструкцию водозабора и сетей водоснабжения в г.Ковылкино Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия (далее - Аукцион), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.30 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 года N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Мордовское УФАС России 21.02.2023 года посредством функционала сайта единой информационной системы в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) поступила жалоба от Заявителя на действия Заказчика и Уполномоченного учреждения (вх.N873-ЭП/23 от 22.02.2023 года).
С учетом соблюдения срока и порядка подачи жалобы, указанная жалоба принята к рассмотрению.
Уведомлением Мордовского УФАС России от 27.02.2023 года NДМ/665/23 рассмотрение жалобы назначено на 01.03.2023 года в 16 часов 00 минут.
27.02.2023 года на сайте ЕИС в реестре жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений Мордовским УФАС России размещена информация о принятии жалобы Заявителя к рассмотрению по существу с указанием даты, времени и места ее рассмотрения, а также возможности использования систем видео-конференц-связи в соответствии с частью 2 статьи 106 Закона о контрактной системе (реестровый номер: 202300109157000116).
На заседании Комиссии Мордовского УФАС России установлено следующее.
Извещение N0809500000323000405 о проведении Аукциона размещено Уполномоченным учреждением по заявке Заказчика на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок 14.02.2023 17:26 (МСК).
Начальная (максимальная) цена контракта: 45 051 192,00 рубля.
Дата и время окончания срока подачи заявок: 22.02.2023 09:00.
Дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги: 22.02.2023.
Дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя): 28.02.2023.
Код бюджетной классификации: 9450502030F552430414.
Закупка осуществляется в рамках реализации национального проекта "Жилье и городская среда" (федеральный проект "Чистая вода").
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 28.02.2023 NИЭА1 по окончании указанного в извещении о проведении электронного аукциона срока подачи заявок 09:00 22.02.2023 года (время московское) поступило 5 (пять) заявок на участие в электронном аукционе под идентификационными номерами: 1878062, 1878588, 1876566, 1878393, 1878026. Комиссия по осуществлению закупок приняла решение признать победителем электронного аукциона участника с порядковым номером 1, предложившего цену контракта 42 573 376,44 рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 105 Закона о контрактной системе при проведении конкурентных способов, при осуществлении закупки товара у единственного поставщика в электронной форме на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 настоящего Федерального закона, участник закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации имеет право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) субъекта (субъектов) контроля, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
В силу пункта 1 части 2 статьи 105 Закона о контрактной системе жалоба на положения извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) может быть подана до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. При этом участник закупки вправе подать только одну жалобу на положения извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
Заявитель в жалобе указывает, что Заказчиком в извещении о проведении Аукциона в нарушение положений законодательства о контрактной системе Российской Федерации неправомерно установлены дополнительные требования к участникам закупки по позиции 7 раздела II приложения к постановлению Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 года N2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства Российской Федерации N 2571). По мнению Заявителя, в рассматриваемом случае объектом закупки является реконструкция линейного объекта, следовательно, Заказчику необходимо было установить дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с позицией 8 раздела II приложения к Постановления Правительства Российской Федерации N 2571.
Заказчиком, Уполномоченным учреждением в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 106 Закона о контрактной системе, представлены возражения по доводу жалобы (вх.N958-ЭП/23 от 01.03.2023 года и вх.N972-ЭП/23 от 01.03.2023 года).
Изучив материалы дела, проанализировав содержание жалобы Заявителя, заслушав пояснения представителей Заказчика, Уполномоченного учреждения, исследовав имеющиеся в деле доказательства, в результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссия Мордовского УФАС России приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее, в том числе требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
Согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Перечень информации и документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации (часть 3 статьи 31 Закона о контрактной системе).
В соответствии с частями 4, 5 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования. Информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
Дополнительные требования к участникам закупки в сфере градостроительной деятельности, информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупок таким дополнительным требованиям, установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571.
В соответствии с абзацем 4 подпункта "а" пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации N 2571 положения настоящего постановления применяются при проведении конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), при этом позиции 6 - 13, 17 и 18 приложения применяются в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей.
На основании позиции 7 раздела II приложения к Постановлению Правительства Российской Федерации N 2571 для выполнения работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства, за исключением линейного объекта требуется наличие у участника закупки следующего опыта выполнения работ:
1) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта);
2) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта).
Цена выполненных работ по договору, предусмотренных пунктом 1 настоящей графы настоящей позиции, цена выполненных работ, предусмотренных пунктом 2 настоящей графы настоящей позиции, должна составлять:
не менее 50 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), если начальная (максимальная) цена контракта не превышает 100 млн. рублей;
не менее 40 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), если начальная (максимальная) цена контракта составляет или превышает 100 млн. рублей, но не превышает 500 млн. рублей;
не менее 30 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), если начальная (максимальная) цена контракта составляет или превышает 500 млн. рублей.
При этом по позиции 8 раздела II приложения к Постановлению Правительства Российской Федерации N 2571 для выполнения работ по строительству, реконструкции линейного объекта, за исключением предусмотренных позицией 17 настоящего приложения работ по строительству, реконструкции автомобильной дороги требуется наличие у участника закупки следующего опыта выполнения работ:
1) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции линейного объекта, за исключением автомобильной дороги;
2) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции линейного объекта, за исключением автомобильной дороги.
Цена выполненных работ по договору, предусмотренному пунктом 1 настоящей графы настоящей позиции, цена выполненных работ, предусмотренных пунктом 2 настоящей графы настоящей позиции, должна составлять:
не менее 50 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), если начальная (максимальная) цена контракта не превышает 100 млн. рублей;
не менее 40 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), если начальная (максимальная) цена контракта составляет или превышает 100 млн. рублей, но не превышает 500 млн. рублей;
не менее 30 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), если начальная (максимальная) цена контракта составляет или превышает 500 млн. рублей.
Комиссия Мордовского УФАС России отмечает, что объектом рассматриваемой закупки является выполнение работ по реконструкции водозабора и сетей водоснабжения в г.Ковылкино Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия с начальной (максимальной) ценой контракта 45 051 192,00 рубля. Закупка осуществляется за счет средств местного бюджета (бюджет городского поселения Ковылкино Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия).
Как следует из содержания извещения об осуществлении закупки, Заказчиком установлены дополнительные требования к участникам закупки, предусмотренные частью 2 статьи 34 Закона о контрактной системе и позицией 7 раздела II приложения к Постановлению Правительства Российской Федерации N 2571, то есть дополнительные требования, устанавливаемые при закупке работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства, за исключением линейного объекта.
Между тем согласно пункта 10.1 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) линейные объекты - линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Реконструкция линейных объектов - изменение параметров линейных объектов или их участков (частей), которое влечет за собой изменение класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования таких объектов (мощности, грузоподъемности и других) или при котором требуется изменение границ полос отвода и (или) охранных зон таких объектов (пункт 14.1 ГрК РФ).
В соответствии с частью 6 статьи 52 ГрК РФ лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, в том числе в соответствии с проектной документацией.
При этом согласно части 2 статьи 48 ГрК РФ проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства.
Следовательно, реконструкция объекта капитального строительства осуществляются на основании проектной документации.
Состав проектной документации определен статьей 48 ГрК РФ и Положением о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 г. N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию" (далее - Положение). В соответствии с пунктом 33 Положения проектная документация на линейные объекты капитального строительства состоит из 10 разделов, требования к содержанию которых установлены пунктами 34 - 42 Положения.
Заказчиком в составе извещения N0809500000323000405 размещена проектная документация на реконструкцию водозабора и сетей водоснабжения в г.Ковылкино Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия, разработанная обществом с ограниченной ответственностью " _", получившая положительное заключение государственного автономного учреждения " _" (номер заключения экспертизы - 13-1-1-3-071540-2022 от 07.10.2022 г.).
Указанная проектная документация содержит разделы, предусмотренные при разработке проектной документации на линейные объекты в соответствии с разделом III "Состав разделов проектной документации на линейные объекты капитального строительства и требования к содержанию этих разделов" Положения, в том числе такие как раздел 3 "Технологические и конструктивные решения линейного объекта. Искусственные сооружения", раздел 4 "Здания, строения и сооружения, входящие в инфраструктуру линейного объекта".
Таким образом, Комиссия Мордовского УФАС России приходит к выводу, что поскольку проектная документация была разработана на линейный объект, в рассматриваемом случае объектом закупки являются работы по выполнению реконструкции линейного объекта, следовательно, Заказчику в извещении проведении Аукциона необходимо было установить дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с позицией 8 раздела II приложения к Постановлению Правительства Российской Федерации N 2571.
При указанных обстоятельствах действия Заказчика, установившего в извещении требования к участникам закупки в соответствии позицией 7 раздела II приложения к Постановлению Правительства Российской Федерации N 2571 (не соответствующие объекту закупки), нарушают пункт 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе и образуют признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Довод жалобы признается обоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 2, частями 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе Комиссия Мордовского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП _. . на действия Администрации городского поселения Ковылкино Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия, государственного казенного учреждения Республики Мордовия "Региональный центр организации закупок" при проведении электронного аукциона N0809500000323000405 на реконструкцию водозабора и сетей водоснабжения в г.Ковылкино Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия обоснованной.
2. Признать действия Заказчика нарушением пункта 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. Выдать обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела должностному лицу для решения вопроса о возбуждении производства об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия от 1 марта 2023 г. N 013/06/42-112/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.03.2023