Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия (далее - Мордовское УФАС России, Управление) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
председатель Комиссии - ------ - заместитель руководителя Мордовского УФАС России;
члены комиссии:
------------ - начальник отдела контроля закупок Мордовского УФАС России;
------------- - главный государственный инспектор отдела контроля закупок Мордовского УФАС России;
------------ - ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок Мордовского УФАС России;
в отсутствие представителей индивидуального предпринимателя -------, извещенных о времени и месте рассмотрения дела N 013/06/42-115/2023 надлежащим образом;
в присутствии представителей:
Администрации городского поселения Ардатов Ардатовского муниципального района Республики Мордовия - --------, действующей на основании доверенности N 100/25 от 01.03.2023 года, со сроком действия 2 (два) месяца, посредством видео-конференцсвязи;
---------, действующей на основании доверенности N 99/25 от 01.03.2023 года, со сроком действия 2 (два) месяца, участвующей в заседании Комиссии 01.03.2023 года посредством видео-конференцсвязи;
Главы Администрации городского поселения Ардатов Ардатовского муниципального района - --------, действующего на основании решения Совета депутатов Ардатовского муниципального района РМ шестого созыва от 18.05.2021 года N 187, посредством видео-конференцсвязи;
государственного казенного учреждения Республики Мордовия "Региональный центр организации закупок" - ---------, действующей на основании доверенности N б/н от 16.05.2022 года, со сроком действия 1 (один) год;
рассмотрев 02 марта 2023 жалобу индивидуального предпринимателя ------ (далее - Заявитель) на действия Администрации городского поселения Ардатов Ардатовского муниципального района Республики Мордовия (далее - Заказчик) и государственного казенного учреждения Республики Мордовия "Региональный центр организации закупок" (далее - Уполномоченное учреждение) при проведении открытого конкурса в электронной форме N 0809500000323000333 на выполнение работ по объекту: Благоустройство в части проведения капитального ремонта участка улицы Ленинская, участка Луначарского переулка, участка улицы Карла Маркса в г. Ардатов Ардатовского муниципального района Республики Мордовия (далее - Конкурс) и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.30 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Мордовское УФАС России 21.02.2023 года посредством функционала сайта единой информационной системы в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) поступила жалоба от Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного учреждения (вх.N874-ЭП/23 от 22.02.2023 года).
Уведомлением Мордовского УФАС России о назначении дела N 013/06/42-115/2023 о нарушении законодательства в сфере закупок от 27 февраля 2023 года N ДМ/669/23 рассмотрение жалобы назначено на 01 марта 2023 года в 16 часов 30 минут.
В адреса подателя жалобы, заказчика, уполномоченного учреждения, оператора электронной площадки было направлено уведомление о содержании жалобы с информацией о месте и времени ее рассмотрения.
Кроме того, уведомление от 27 февраля 2023 года N ДМ/669/23 о назначении дела N 013/06/42-115/2023 к рассмотрению размещено в единой информационной системе в сфере закупок в сети интернет по адресу: http://zakupki.gov.ru и доступно для всеобщего ознакомления.
Мордовским УФАС России до рассмотрения жалобы по существу сторонам по делу было направлено приглашение на участие в видео-конференц-связи, а также идентификатор (ID) сеанса видео-конференц-связи, инструкция участника web-видеоконференции.
01.03.2023 года для выяснения обстоятельств, имеющих значение для принятия решения, руководствуясь пунктом 3.32 Административного регламента, в процессе заседания Комиссии Мордовского УФАС России объявлялся перерыв до 02.03.2023 года 16:30.
Изучив материалы дела, проанализировав содержание жалобы Заявителя, действия Заказчика, Уполномоченного учреждения, исследовав имеющиеся в деле доказательства, Комиссия Мордовского УФАС России установила следующее.
Извещение N 0809500000323000333 о проведении Конкурса (с приложениями) размещены Уполномоченным учреждением по заявке Заказчика на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 09.02.2023 18:22 (МСК) (изменение извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме от 22.02.2023 NИИ1 в ред. N2).
Начальная (максимальная) цена контракта: 70 061 920 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок: 06.03.2023 09:00.
Дата рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке: 09.03.2023.
Дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя): 10.03.2023.
Код бюджетной классификации 9380503280F254240243.
Закупка осуществляется в рамках национального проекта "Жилье и городская среда" (федеральный проект "Формирование комфортной городской среды").
В соответствии с частью 1 статьи 105 Закона о контрактной системе при проведении конкурентных способов, при осуществлении закупки товара у единственного поставщика в электронной форме на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 настоящего Федерального закона, участник закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации имеет право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) субъекта (субъектов) контроля, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
В силу пункта 1 части 2 статьи 105 Закона о контрактной системе жалоба на положения извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) может быть подана до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. При этом участник закупки вправе подать только одну жалобу на положения извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
1. В своей жалобе Заявитель указывает, что Заказчиком в извещении установлены дополнительные требования, которые не соответствуют наименованию работ, являющихся объектом закупки.
Заказчиком, Уполномоченным учреждением в соответствии с частью 1 статьи 106 Закона о контрактной системе представлены письменные возражения (вх.N971-ЭП/23 от 01.03.2023 года, вх.N953-ЭП/23 от 01.03.2023 года).
Согласно части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.
В соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию: требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
В силу пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Пунктом 8 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что описание объекта закупки при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства должно содержать проектную документацию, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, или типовую проектную документацию, или смету на капитальный ремонт объекта капитального строительства, за исключением случая, если подготовка таких проектных документаций, сметы в соответствии с указанным законодательством не требуется, а также случаев осуществления закупки в соответствии с частями 16 и 16.1 статьи 34 настоящего Федерального закона, при которых предметом контракта является в том числе проектирование объекта капитального строительства. Включение проектной документации в описание объекта закупки в соответствии с настоящим пунктом является надлежащим исполнением требований пунктов 1 - 3 настоящей части, части 2 настоящей статьи.
Как указывалось выше, в соответствии с извещением о проведении Конкурса объектом закупки является выполнение работ по объекту: Благоустройство в части проведения капитального ремонта участка улицы Ленинская, участка Луначарского переулка, участка улицы Карла Маркса в г. Ардатов Ардатовского муниципального района Республики Мордовия.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 14.2 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) капитальный ремонт объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.
Согласно пункту 14.3 статьи 1 ГрК РФ капитальный ремонт линейных объектов - изменение параметров линейных объектов или их участков (частей), которое не влечет за собой изменение класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования таких объектов и при котором не требуется изменение границ полос отвода и (или) охранных зон таких объектов, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
На основании пункта 36 статьи 1 ГрК РФ, благоустройство территории - деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленного правилами благоустройства территории муниципального образования, направленная на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, по содержанию территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий.
В соответствии с пунктом 38 статьи 1 ГрК, элементы благоустройства - декоративные, технические, планировочные, конструктивные устройства, элементы озеленения, различные виды оборудования и оформления, в том числе фасадов зданий, строений, сооружений, малые архитектурные формы, некапитальные нестационарные строения и сооружения, информационные щиты и указатели, применяемые как составные части благоустройства территории.
Заказчиком в извещении о проведении Конкурса установлены требования к участникам закупок в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе, а именно требования в соответствии с позицией 10 приложения к Постановлению Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 2571) (Работы по капитальному ремонту объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта).
Согласно позиции 10 приложения к Постановлению N 2571 при осуществлении закупки работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта) к участнику устанавливаются следующие дополнительные требования:
наличие у участника закупки следующего опыта выполнения работ:
1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта);
2) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта);
3) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта).
Цена выполненных работ по договору, предусмотренному пунктом 1 или 2 настоящей графы настоящей позиции, цена выполненных работ, предусмотренных пунктом 3 настоящей графы настоящей позиции, должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Позицией 9 приложения к Постановлению N 2571 предусмотрено, что при осуществлении закупки работ по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории к участнику устанавливаются следующие дополнительные требования:
наличие у участника закупки следующего опыта выполнения работ:
1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории;
2) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта);
3) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта).
Цена выполненных работ по договорам, предусмотренных пунктами 1 или 2 настоящей графы настоящей позиции, цена выполненных работ, предусмотренных пунктом 3 настоящей графы настоящей позиции, должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Согласно локальному сметному расчету и ведомости объемов работ на выполнение работ по объекту: Благоустройство в части проведения капитального ремонта участка улицы Ленинская, участка Луначарского переулка, участка улицы Карла Маркса в г. Ардатов Ардатовского муниципального района Республики Мордовия в состав работ, в том числе входит: дорожная одежда асфальтобетонного нового покрытия и др.
В соответствии с положительным заключением негосударственной экспертизы ООО "Центр экспертиз проектов строительства" от 15.11.2022 года (номер заключения экспертизы: 13-2-1-2-0181-2022) установлено, что вид проводимых работ - капитальный ремонт.
Таким образом, согласно проектной документации, объектом закупки являются работы по капитальному ремонту, о чем имеется положительное экспертное заключение N 13-2-1-2-0181-2022 от 15.11.2022, в связи с чем установление дополнительного требования к участникам закупки в рамках позиции 10 приложения к Постановлению N 2571 является обоснованным.
На основании вышеизложенного Комиссия Мордовского УФАС России считает довод Заявителя не нашедшим своего подтверждения.
2. Заявитель в жалобе указывает, что согласно критериям оценки заявок по открытому конкурсу Заказчик принимает к оценке только договора, предусматривающие выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта), проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. Однако Заявитель считает, что Заказчик должен также принимать к оценке договора по благоустройству территории.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы: порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно пункту 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее, в том числе, критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с Законом о контрактной системе.
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
Так, постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 года N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 2604) утверждено положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с пунктом 24 Постановления N 2604 для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Приложение "Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе" к извещению N 0809500000323000333 содержит критерии оценки заявок на участие в указанной закупке по показателю оценки Наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта. Разделом III порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе установлен перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта выполнения работы, связанного с предметом контракта.
Извещение о закупке разрабатывается заказчиком самостоятельно в соответствии с требованиями к содержанию извещения о закупке, установленными положениями Закона о контрактной системе и действующим законодательством Российской Федерации.
Таким образом, разрабатывая извещение о закупке, заказчик руководствуется положениями Закона о контрактной системе с учетом специфики конкретной закупки, установленной в рамках отраслевого законодательства.
Исходя из положений подпункта "в" пункта 28 Постановления N 2604, заказчик самостоятельно определяет предмет договора (договоров), оцениваемого по каждому детализирующему показателю и его сопоставимость с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя). Комиссия Мордовского УФАС России приходит к выводу, что заказчиком при определении предмета оценки по показателю "Наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта" соблюдены требования законодательства о контрактной системе.
Так как, объектом закупки являются работы по капитальному ремонту, а именно работы по объекту: Благоустройство в части проведения капитального ремонта участка улицы Ленинская, участка Луначарского переулка, участка улицы Карла Маркса в г. Ардатов Ардатовского муниципального района Республики Мордовия Заказчик установил требования к критериям оценки заявок договора, предусматривающие выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта), проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
На основании вышеизложенного Комиссия Мордовского УФАС России считает довод Заявителя не нашедшим своего подтверждения.
Руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Мордовского УФАС России,
РЕШИЛА:
Признать жалобу индивидуального предпринимателя -------- на действия Администрации городского поселения Ардатов Ардатовского муниципального района Республики Мордовия и государственного казенного учреждения Республики Мордовия "Региональный центр организации закупок" при проведении открытого конкурса в электронной форме N 0809500000323000333 на выполнение работ по объекту: Благоустройство в части проведения капитального ремонта участка улицы Ленинская, участка Луначарского переулка, участка улицы Карла Маркса в г. Ардатов Ардатовского муниципального района Республики Мордовия необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии:
Члены Комиссии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия от 2 марта 2023 г. N 013/06/42-115/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.03.2023