В связи с ООО "ГРИНТЕХ" (вх. N 3192-ЭП/23 от 08.02.2023) информацией, в соответствии с п. 1 ч. 1, пп. "б" п. 1 ч. 3 и п. 2 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), на основании приказа Санкт-Петербургского УФАС России "О проведении внеплановой документарной проверки" Инспекцией Санкт-Петербургского УФАС России по осуществлению внеплановых проверок соблюдения законодательства Российской Федерации в сфере закупок (далее - Инспекция УФАС)
при участии представителей:
ФГБОУ ВО "Санкт-Петербургский государственный университет" (далее - Заказчик), по доверенности;
в отсутствии представителей:
ООО "ГРИНТЕХ" (далее - Заявитель), надлежащим образом уведомленного о месте и времени заседания Инспекции УФАС;
проведена внеплановая документарная проверка по соблюдению Заказчиком законодательства о контрактной системе путем проведения запроса котировок в электронной форме на поставку компьютерных комплектующих (извещение N 0372100003422000893).
Адрес проверяемой организации: 19199034, Санкт-Петербург, набережная Университетская, д. 7/9;
Место проведения Инспекции УФАС: 199004, Санкт-Петербург, 4-я линия В.О., д. 13.
Внеплановой документарной проверкой установлено:
Извещение о проведении запроса котировок размещен 14.11.2022 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС). Начальная (максимальная) цена государственного контракта) 826 525,00 руб.
Заявитель указывает в обращении на неправомерные действия Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, требования Закона о контрактной системе по основаниям, изложенным в обращении.
В ходе рассмотрения обращения Заявителя на действия Заказчика 15.02.2023 Инспекцией УФАС в целях полного и всестороннего рассмотрения обращения в заседании Инспекции УФАС объявлен перерыв в соответствии с пунктом 3.32 Административного регламента, заседание продолжилось 16.02.2023.
Информация, изложенная в обращении, имеющиеся документы подтверждают следующие обстоятельства.
Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
По смыслу ч.ч. 1, 2 и 5 ст. 24 Закона о контрактной системе запросом котировок является конкурентным способом определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), победителем которого признается участник закупки, заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), и который предложил по результатам проведения процедуры подачи предложений о цене контракта или о сумме цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном ч. 24 ст. 22 настоящего Федерального закона) наиболее низкую цену контракта, наименьшую сумму цен таких единиц либо в случае, предусмотренном п. 9 ч. 3 ст. 49 настоящего Федерального закона, - наиболее высокий размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта.
В соответствии с ч. 9 ст. 24 Закона о контрактной системе победителем запроса котировок признается участник закупки, заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, и который предложил наиболее низкую цену контракта, наименьшую сумму цен единиц товаров, работ, услуг (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона).
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 23.11.2022 NИЗК1 победителем выбран ООО "ГРИНТЕХ".
По результатам закупки заключен государственный контракт N 79/22/ЗКЭ/44/МП от 28.11.2022 на сумму 394 000,00 руб. (далее - Контракт).
В ходе заседания Инспекции УФАС установлено, что по условиям Контракта Поставщик обязался передать компьютерные комплектующие (далее - Товар) на условиях, в количестве и по ценам, указанным в Приложении N 2 к Контракту, а Покупатель обязался принять и оплатить Товар. Технические спецификации и требования к Товару установлены в Приложении N 1 к Контракту (п. 1.1 Контракта).
Поскольку товар должен был быть поставлен в 12.12.2022 (в декабре месяце), Заказчик был вынужден сократить сроки на приемку и оплату, потому что оплата осуществлялась за счет средств федерального бюджета.
При этом, согласно п. 13.1 ст. 34 Закона о контрактной системе срок оплаты заказчиком поставленного товара_ должен составлять_ с 1 мая 2022 года не более семи рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке.
Таким образом, сроки оплаты Товара Заказчиком были существенно сокращены в сравнении с нормативными, тогда как сроки приемки товара установлены п. 4 ч. 13 ст. 94 Закона о контрактной системе - Заказчик в срок, установленный контрактом, но не позднее двадцати рабочих дней, следующих за днем поступления документа о приемке, осуществляет одно из следующих действий:
а) подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе документ о приемке;
б) формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе мотивированный отказ от подписания документа о приемке с указанием причин такого отказа.
Товар поступил на склад Заказчика только 25.01.2023, т.е. с просрочкой поставки 44 (сорок четыре) календарных дня.
Поскольку обязательства Поставщика не были исполнены в 2022 календарном году, исполнение в установленные столь сжатые сроки уже утратило для Заказчика интерес.
При этом, вследствие столь значительной просрочки (почти 1,5 месяца) риск наступления неблагоприятных последствий, в т.ч. невозможности оплаты за счет средств бюджета 2022 г. и необходимости поиска иного источника финансирования уже ложился исключительно на Поставщика.
26.01.2023 (т.е. в установленный Контрактом срок) была произведена экспертиза товара. Документ о приемке в ЕИС подписан со стороны Заказчика 03.02.2023.
Оплата Товара произведена 09.02.2023 (платежное поручение прилагаю).
Вместе с тем, как правильно пишет Заявитель в своей жалобе: "На основании п. 10.10. Контракта: "Приемка и экспертиза поставленного Товара осуществляются в течение 1 (одного) рабочего дня со дня, следующего за днем поступления документа о приемке, направленного в соответствии с п. 10.3 Контракта. При условии соблюдения Поставщиком сроков, установленных в пунктах 3.1 и 10.3 настоящего Контракта, приемка и экспертиза результатов исполнения Контракта, а также поставленного Товара, должны быть осуществлены в срок не позднее 13.12.2022_".
Таким образом, установленный сокращенный срок приемки и оплаты товара по сравнении с нормативным действует только в случае не нарушения Поставщиком своих обязательств - т.е. при условии соблюдения установленного в п. 3.1 Контракта срока, который как раз Поставщик и нарушил.
Согласно п. 2 ст. 328 ГК: "Если предусмотренное договором исполнение обязательства произведено не в полном объеме, сторона, на которой лежит встречное исполнение, вправе приостановить исполнение своего обязательства или отказаться от исполнения в части, соответствующей непредоставленному исполнению".
Поскольку Поставщиком срок нарушен на 44 дня, ровно на такой же срок Покупатель вправе приостановить исполнение обязательства по оплате.
По причине же того, что исполнение Контракта перенесено на 2023 г., сбился график работы уже у Заказчика, которому пришлось выискивать день для приемки товара и проведения экспертизы с учетом того, что на январь-февраль 2023 г. была запланирована приемка товаров (работ, услуг) по другим договорам, исполняемым в срок.
Заказчиком не нарушен общий срок для приемки и оплаты товара, предусмотренный п. 13.1 ст. 34 и п. 4 ч. 13 ст. 94 Закона о контрактной системе: не более семи рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке.
По смыслу ч. 1 ст. 7.32.5 КоАП ("Нарушение должностным лицом заказчика срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг) при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе неисполнение обязанности по обеспечению авансирования, предусмотренного государственным или муниципальным контрактом") последняя касается именно нарушения сроков оплаты товара в сравнении с нормативным, а не договорным:
- во-первых, за нарушение гражданско-правовых обязательств не может быть установлена административная ответственность, а наступает именно гражданско-правовая ответственность;
- во-вторых, первая половина указанной нормы не содержит оговорки "предусмотренного государственным или муниципальным контрактом", в отличие от нарушения авансирования.
При установленных обстоятельствах Инспекция УФАС приходит к выводу, что в оспариваемой части в действиях Заказчика не усматривается нарушений законодательства о контрактной системе, следовательно, доводы обращения не находят своего подтверждения и являются необоснованными.
Инспекция УФАС, руководствуясь ст. ст. 2, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
Признать в действиях Заказчика и конкурсной комиссии Заказчика отсутствие нарушений.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 15 февраля 2023 г. N 11-13/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.02.2023