Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в отсутствие представителя ФКУ "ЦХиСО ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области" (далее - Заказчик): надлежащим образом уведомленного о месте и времени заседания Комиссии УФАС,
при участии представителя ООО "Компания Пущинские лаборатории" (далее - Участник, Поставщик): по доверенности,
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 3708-ЭП/23 от 14.02.2023) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на поставку расходных материалов для производства ДНК экспертиз и исследований - Тест для выявления следов крови человека, Высокоочищенный формамид (извещение N 0872100001021000114),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 27.04.2021 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещено извещение о проведении электронного аукциона на поставку расходных материалов для производства ДНК экспертиз и исследований - Тест для выявления следов крови человека, Высокоочищенный формамид (извещение N 0872100001021000114) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 91 500,00 рублей.
В соответствии с Протоколом рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 13.05.2021 N 0872100001021000114-1 победителем Аукциона признано ООО "Компания Пущинские лаборатории".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "Компания Пущинские лаборатории" заключен государственный контракт N 0872100001021000114 от 24.05.2021 на сумму 91 500,00 рублей (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
В силу ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 9.7 Контракта предусмотрено право Заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено Контрактом.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила,что 27.01.2023 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "Компания Пущинские лаборатории" в связи с ненадлежащим исполнением обязательств по Контракту.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком 30.01.2023.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 10.02.2023.
Нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, ООО "Компания Пущинские лаборатории" устранены не были.
В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами (ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе).
На заседании Комиссии УФАС представитель ООО "Компания Пущинские лаборатории" пояснил следующее.
Срок поставки товара установлен п. 3.1. Контракта и отображается в Графике поставки (Приложение N 3 к Контракту), который должен происходить в 2 этапа: Этап 1-не позднее 01,04.2023 г, но не ранее 01.02.2023 г., этап 2- октябрь 2023 г.
Предметом Контракта является поставка Товара, а именно: Тест для выявления следов крови человека "Seratec HemDirect Hemoglobin Assay", страна происхождения Германия, США, производитель: HemDirect, количество- 5 упаковок и Высокоочищенный формамид во флаконах "Hi-Di Formamide" , производитель Thermo Fisher Scientific, страна происхождения- Германия, США, количество: 5 упаковок. Производителем части продукции по Государственному контракту является Thermo Fisher Scientific, головной офис которого находится в Соединенных Штатах Америки, которая в свою очередь признана страной, совершающая недружественные действия в отношении Российской Федерации и обозначена в Постановлении Правительства N430-р. Так как ООО "Компания Пущинские лаборатории" являлась официальным Дилером Компании Thermo Fisher Scientific в России, работая с ними по Контракту от 02.06.2021, то поставка их продукции напрямую зависела от одобрения и согласования товара на отправку от головного офиса.
04.04.2022 исх. письмом N 22-0164 ООО "Компания Пущинские лаборатории" запросило представительство Thermo Fisher Scientific в России, дать разъяснения по отправке их продукции своим официальным дилерам. 27.06.2022 Представительство компании Thermo Fisher Scientific направило официальное письмо с сообщением о приостановке отправок совей продукции на территорию Российской Федерации, а также об отмене ранее сделанных заказов. Данный Факт сделал невозможным полностью исполнить обязательства в роли поставщика по Контракту и произвести поставку продукции производителя Thermo Fisher Scientific.
11.01.2023 ООО "Компания Пущинские лаборатории" уведомило Заказчика о невозможности осуществить полную поставку продукции по Контракту, а именно продукцию производителя Thermo Fisher Scientific, но сообщили о готовности произвести поставку производителя Seratec. Так как Участник являлся официальными дилерами компании Thermo Fisher Scientific, то Заказчику были представлены доводы и отказ прямого производителя в поставке их продукции в связи с наложением санкционных ограничений и вступления Регламента Совета ЕС 2022/327 от 25.02.2022 в работу, что существенно ограничило поступление иностранной продукции в Российскую Федерацию. В связи с тем что продукция Thermo Fisher Scientific имеет уникальные свойства и технические характеристики и не имеет аналогов на рынке сбыла в России, мы не смогли предложить замену части продукции по Контракту.
Однако руководство Федерального казенного учреждения "Центра хозяйственного и сервисного обеспечения Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Санкт- Петербургу и Ленинградской области" оставило наше письмо без ответа, и разместило на Официальном сайте решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта. В данном решении Заказчик сослался на пункт 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2017 N7. ООО " Компания Пущинские лаборатории" просит учесть что данное постановление было издано и применимо до наложения санкционных ограничений на Российскую Федерацию, наступившее после 28.02.2022. Также Заказчик отметил в решении о готовности принять часть продукции, а именно товар производителя Seratec. Руководствуясь п. 3.2 Контракта: Поставщик осуществляет поставку Товара Заказчику после согласования с Заказчиком даты и времени поставки (приемлемым считается согласование средствами факсимильной, компьютерной или иной связи, позволяющей идентифицировать сторону отправителя сообщения), но Заявки от Заказчика в адрес ООО "Компании Пущинские лаборатории" по состоянию на 20.02.2023 не поступало.
На основании изложенного, Участник ходатайствовал о не включении ООО "Компания Пущинские лаборатории" в реестр недобросовестных поставщиков.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что со стороны ООО "Компания Пущинские лаборатории" предпринимались все необходимые действия для исполнения обязательств по Контракту, а включение сведений в отношении ООО "Компания Пущинские лаборатории" в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком, в отношении ООО "Компания Пущинские лаборатории" (ИНН: 5043054850) в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 21 февраля 2023 г. N РНП-78-265/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.02.2023