Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
СПб ГБУЗ "Городская больница N 14" (далее - Заказчик): по доверенности,
ООО "Мединфоплюс" (далее - Участник, Исполнитель):,
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 3700-ЭП/23 от 14.02.2023) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на оказание услуг по предоставлению лицензий на неисключительное право пользования и по техническому обслуживанию медицинской информационной системы "Городская больница N14" информационной системы "Глобус Медикус" (извещение N 0372200006221000100),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 23.12.2021 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещено извещение о проведении электронного аукциона на оказание услуг по предоставлению лицензий на неисключительное право пользования и по техническому обслуживанию медицинской информационной системы "Городская больница N14" информационной системы "Глобус Медикус" (извещение N 0372200006221000100) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 3 212 922,72 рублей.
В соответствии с Протоколом рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 10.01.2022 N 0372200006221000100-1 победителем Аукциона признано ООО "Мединфоплюс".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "Мединфоплюс" заключен государственный контракт N 45 от 21.01.2022 на сумму 3 212 922,72 рублей (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
В силу ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 5.3 Контракта предусмотрено его расторжение по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа Стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила,что 20.12.2022 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "Мединфоплюс" в связи с ненадлежащим исполнением обязательств по Контракту.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии УФАС пояснил следующее.
Пунктом 1.2. Контракта определено, что в целях обеспечения государственных нужд Исполнитель обязуется в установленный настоящим контрактом срок по заданию Заказчика оказать услуги по предоставлению лицензий на неисключительное право пользования и по техническому обслуживанию медицинской информационной системы "Городская больница N14" информационной системы "Глобус Медикус" (далее МИС) в 2022 г., а Заказчик обязуется оплатить данные услуги.
В соответствии с п. 1.3. Контракта перечень и объем оказываемых Заказчику услуг, а также требования к порядку их оказания определены в Техническом задании, являющемся неотъемлемой частью настоящего контракта.
Приказом главного врача СПб ГБУЗ "Городская больница N 14" от 02.11.2022 N 65 о/б создана экспертная комиссия для проведения экспертизы соответствия оказанных услуг для нужд СПб ГБУЗ "Городская больница N 14" условиям контракта N 45 от 21.01.2022.
По результатам проведенной экспертизы, согласно Экспертному заключению N 2 о качестве и объеме оказанных услуг в соответствии с контрактом N 45 от 21.01.2022 г., заказчиком установлено, что фактически техническое обслуживание медицинской информационной системы "Городская больница N14" информационной системы "Глобус Медикус" (далее МИС) в 2022 Исполнителем осуществлялось на 28,94 %. Также установлено:
- отсутствие передачи данных в полном объеме (количество переданных данных не соответствуют фактически имеющимся данным);
- систематические ошибки при передаче данных из одного блока модуля в другой;
- ранее направленные замечания по работе с МИС не устранены в полном объеме;
- потеря части данных при передаче информации в МИАЦ;
- отсутствие требуемых шаблонов документов в МИС;
- представленное руководство пользователя (инструкции) для актуальной версии программы по каждому модулю МИС составлено формально, инструкция не дает возможности использовать МИС в полной мере.
На территории России создан Реестр программного обеспечения в целях расширения использования российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных, подтверждения их происхождения из Российской Федерации, а также в целях оказания правообладателям программ для электронных вычислительных машин или баз данных мер государственной поддержки.
При проверке на официальном сайте https://reestr.digital.gov.ru/reestr/ установлено отсутствие программного обеспечения медицинской информационной системы "Городская больница N14" информационной системы "Глобус Медикус" в Реестре программного обеспечения в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации".
По состоянию на 14.02.2023 СПб ГБУЗ "Городская больница N 14" лишены возможности использовать в работе медицинскую информационную систему "Городская больница N14" информационной системы "Глобус Медикус" в полной мере.
1. Услуги оказаны ненадлежащего качества и выполнены не в полном объеме.
2. Представленная Инструкция по работе с МИС "Городская больница N14" информационной системы "Глобус Медикус" в целом и по каждому модулю не информативна и не доработана, не позволят работникам Городской больницы N 14 -пользователям МИС полноценно в ней работать по инструкции и выполнять требуемые должностные обязанности.
3. Ранее выявленные замечания Исполнителем не устранены в полном объеме.
4. МИС "Городская больница N14" информационной системы "Глобус Медикус" не работает должным образом, при использовании указанной МИС Заказчик не имеет возможности достигнуть результата в целях которого был заключен государственный контракт N 45 от 21.01.2022
Согласно указанному Экспертному заключению от 16.12.2022, выявлены грубые нарушения при исполнении контракта, которые выражены в неработающих функциях практически по каждому модулю МИС.
Внутренней экспертизой установлено, что в рамках исполнения контракта N 45 от 21.01.2022 оказанные услуги за январь - ноябрь 2022 года не выполнены в полном объеме, качество оказанных услуг не соответствует требованиям, предусмотренным контрактом.
Исполнителем в установленный срок не устранены ранее выявленные нарушения при исполнении контракта, замечания, недостатки оказанных услуг, послуживших основанием для отказа в их приемке.
При таких обстоятельствах Заказчиком принято решение не оплачивать Исполнителю некачественно оказанные ему услуги за октябрь, ноябрь 2022 года в рамках исполнения контракта N45 от 21.01.2022.
Исполнителем не представлено обоснование невозможности исполнения контракта в требуемом объеме.
Исполнителем не представлены документы, подтверждающие невозможность исполнения контракта надлежащего качества.
На основании изложенного, Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком 31.01.2023.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 14.02.2023.
Нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, ООО "Мединфоплюс" устранены не были.
В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами (ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе).
На заседании Комиссии УФАС представитель ООО "Мединфоплюс" пояснил следующее.
Работа по техническому обслуживанию медицинской информационной системы (МИС) в СПб ГБУЗ "Городская больница N14" успешно ведется Исполнителем с января 2013 года (9 лет) и за весь указанный период критически значимых замечаний и нареканий не предъявлялось. Информация о взаимном выполнении обязательств в полном объеме по срокам, объему и качеству доступна на Официальном сайте и может быть предоставлена по требованию в виде копий Актов выполненных работ.
За 9 (девять) месяцев 2022 года выполнения работ по действующему Контракту, со стороны Заказчика так же не предъявлялось критически значимых замечаний по обслуживанию МИС и все акты выполненных работ подписаны и оплачены без нареканий со стороны Заказчика.
С сентября 2022 года, главным врачом СПб ГБУЗ "Городская больница N14" было высказано требование о необходимости проведения Участником аккредитации в Минцифры России, как обязательное условие дальнейшего сотрудничества по Контракту. Невозможность аккредитации компании в этот момент была обусловлена ее приостановкой со стороны Минцифры с 01 августа 2022 года до ноября 2022 года. С ноября 2022 года Исполнитель начал процедуру аккредитации в установленном порядке и получила ее 18.18.2023.
Несмотря на объяснения ООО "Мединфоплюс" об объективной невозможности мгновенного получения аккредитации и отсутствия обязательных законных требований к аккредитации со стороны поставщиков услуг, Участник был устно уведомлен о приостановке оплаты за оказываемые услуги под предлогом "некачественного оказания услуг" с октября 2022 года.
По результатам обслуживания в октябре 2022 года, приказом главного врача СПб ГБУЗ "Городская больница N14" была создана "экспертная комиссия", состоявшая из подчиненных главному врачу сотрудников из числа административного и старшего медицинского персонала, которые не являются специалистами в области сложного специализированного компьютерного обеспечения, программ и баз данных обеспечивающих рутинную круглосуточную работу медицинского учреждения (МИС). В предоставленных Участником результатах работы комиссии за октябрь 2022 года зарегистрированы недостоверные и заведомо ложные материалы и выводы, которые не соответствовали действительности. Подробное опровержение результатов "экспертизы" с разъяснениями и обоснованиями, включая перечень работ по безвозмездному устранению выявленных нарушений и недостатков были своевременно направлено Заказчику (Развернутые копия ответа и детализированный анализ критических замечаний предоставлены в Приложении 3, части 1, 2 и 3). Однако, несмотря на предоставленные аргументы и материалы, Заказчик повторно проводит указанную "экспертизу" за ноябрь 2022 года, в результатах которой повторно и практически дословно повторяет недостоверные результаты экспертизы работы уже за следующий месяц. Подробное повторное опровержение результатов "экспертизы" с еще более детальными разъяснениями и обоснованиями было своевременно направлено Заказчику (Развернутые копия ответа и детализированный анализ критических замечаний предоставлены в Приложении 4, части 1 и 2). Несмотря на предоставленные материалы и многочисленные попытки согласовать предъявляемые Заказчиком претензии с действительным объемом выполняемых по Контракту работ, Заказчик в третий раз предъявляет Участника дословную копию ранее сформированных претензий и в одностороннем порядке разрывает Контракт без выполнения оплаты за оказанные услуги.
От многократных предложений со стороны Исполнителя к Заказчику объективно разобраться и оценить объем, качество и своевременность предоставленных услуг Заказчик в лице главного врача уклонялся.
Дополнительными аргументами, подтверждающими добросовестность Исполнителя, как своевременного поставщика услуг в необходимом объеме и надлежащего качество являются следующие:
Надлежащее качество, доступность и объем оказанных услуг по указанному контракту подтверждается объемом и составом данных зарегистрированных в информационной системе, электронными протоколами действий пользователей со стороны Заказчика и работы службы технической поддержки со стороны Исполнителя, которые формируются и записываются в электронном виде в автоматическом режиме и соответствует 100% исполнению требований контракта. Все протоколы действий пользователей со стороны Заказчика и результаты выполненной работы с использованием МИС зарегистрированы в электронном виде и могут быть предоставлены в полном объеме по требованию
Инструкция по работе с МИС сформирована в соответствии с ГОСТ 34 РД 50-34.698-90 и ГОСТ 19.505-79, содержит 195 страниц машинного текста с актуальными изображениями, отражает ключевые принципы и правила работы с системой, не является инструментом учета должностных обязанностей сотрудников Заказчика и не может являться аргументом для невыполнения требований контракта со стороны Заказчика.
Данные, предоставленные в "Экспертном заключении" и сделанные на основе полученных результатов проведенной экспертизы выводы являются недостоверными и заведомо ложными и попадают по действие статьи 41 ч.7 и ч.2 Закона о контрактной системе и будут обжалованы Исполнителем в установленном Законом порядке.
Утверждение Заказчика о наличии грубых нарушений и неработающих функциях является недостоверным, не содержит информации предметной области и в полной мере опровергается техническими протоколами работы МИС. Копии технических протоколов, подтверждающих своевременное оказание услуг в полном объеме и надлежащего качества могут быть предоставлены в полном объеме по требованию.
Несмотря на отсутствие своевременной оплаты выполненных работ за октябрь, ноябрь и декабрь 2022 года, сотрудники Исполнителя своевременно и должным образом обеспечивали круглосуточную работу информационной системы и выполняли дополнительные работы по заявкам представителей Заказчика. Копии заявок представителей Заказчика, ответов Исполнителя и электронные протоколы выполненных работ в полном объеме могут быть предоставлены по требованию.
На основании изложенного, Участник ходатайствовал о не включении ООО "Мединфоплюс" в реестр недобросовестных поставщиков.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что со стороны ООО "Мединфоплюс" предпринимались все необходимые действия для исполнения обязательств по Контракту, а включение сведений в отношении ООО "Мединфоплюс" в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком, в отношении ООО "Мединфоплюс" (ИНН: 7817301311) в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 21 февраля 2023 г. N РНП-78-259/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.02.2023