Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
СПБ ГБУК "МВЦ" (далее - Заказчик): по доверенности;
ООО "НОВА СЕРВИС 78" (далее - Участник, Исполнитель): по доверенности,
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 3804-ЭП/23 от 15.02.2023) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на оказание услуг по предоставлению и обслуживанию грязезащитных ковровых покрытий в здании по адресу: Санкт-Петербург, Бассейная ул., д. 32, строение 1 для нужд СПБ ГБУК "МВЦ" в 2023-2024 году (извещение N 0372500001822000021),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в ред. от 30.12.2021) (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 08.12.2022 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт, ЕИС) размещено извещение о проведении электронного аукциона на оказание услуг по предоставлению и обслуживанию грязезащитных ковровых покрытий в здании по адресу: Санкт-Петербург, Бассейная ул., д. 32, строение 1 для нужд СПБ ГБУК "МВЦ" в 2023-2024 году (извещение N 0372500001822000021) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 1 971 470,02 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 19.12.2022 N ИЭА1 победителем Аукциона признано ООО "НОВА СЕРВИС 78".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "НОВА СЕРВИС 78" заключен контракт N 0372500001822000021-АЭФ от 30.12.2022 на сумму 1 242 026,12 рублей (далее - Контракт), согласно которому Исполнитель обязуется по заданию Заказчика оказать услуги по предоставлению и обслуживанию грязезащитных ковровых покрытий в здании по адресу: Санкт-Петербург, Бассейная ул., д. 32, строение 1 (далее - Услуги).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Пунктом 11.3 Контракта предусмотрено право Заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, и в порядке, установленном положениями статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 01.02.2023 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "НОВА СЕРВИС 78".
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил следующее:
Услуги по Контракту оказываются Исполнителем в соответствии с Техническим заданием, являющимся неотъемлемой частью Контракта, а также в соответствии требованиями действующего законодательства Российской Федерации. Сроки оказания услуг: с 01.01.2023 по 31.12.2024.
Согласно условиям заключенного Контракта и Техническому заданию Исполнитель в период с 01.01.2023 по 15.04.2023 обязался осуществлять замену ковровых покрытий 3 (три) раза в неделю (понедельник, четверг и суббота) с 08.00 до 08.30 утра в количестве 10 штук размером 150x300 и 2 (два) раза в неделю (понедельник, суббота) в кол-ве 4 штуки размером 150x300 и в кол-ве 2 штук размером 85x150.
В ходе оказания услуг по Контракту Исполнителем неоднократно были оказаны услуги с нарушением условий Контракта и требований Технического задания, а именно: 16.01.2023, 19.01.2023, 21.01.2023, 23.01.2023, 26.01.2023, 28.01.2023, 30.01.2023.
Выявленные нарушения зафиксированы Актом о ненадлежащем исполнении обязательств с фотофиксацией в присутствии представителей Заказчика и Исполнителя.
По факту нарушений в адрес Исполнителя были направлены претензии от 16.01.2023 N 01-14/23/006, от 20.01.2023 N 01-14/23/011, от 23.01.2023 N 01-14/23/013, от 23.01.2023 N 01-14/23/014, от 26.01.2023 N 01-14/23/017, от 30.01.2023 N 01-14/23/023, от 30.01.2023 N 01-14/23/024.
Согласно пункту 3.3.2. Контракта Исполнитель обязуется устранять все недостатки при оказании услуг в срок, указанный Заказчиком.
Исполнитель гарантирует надлежащее качество оказания услуг при исполнении Контракта в соответствии с действующим законодательством, (п.7.2. Контракта).
В соответствии со статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Таким образом, Заказчиком установлено систематическое ненадлежащее исполнение Исполнителем обязательств, предусмотренных Контрактом.
На основании изложенного, Заказчиком было принято решение расторгнуть Контракт в одностороннем порядке.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком 01.02.2023.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, ООО "НОВА СЕРВИС 78" устранены не были.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 15.02.2023.
В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами (ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе).
Представитель ООО "НОВА СЕРВИС 78" на заседании Комиссии УФАС пояснил следующее:
Для исполнения Контракта грязезащитные ковровые покрытия приобретены Исполнителем в рамках исполнения Контракта у официального делового партнёра - дистрибьютора производителя Milliken - производство Англия, Великобритания. Спецификации изделия (прилагается) содержит подтверждение соответствия товара сертификатам пожарной безопасности и сертификатов: ISO 9001 и ISO 14001.
Согласно спецификации Milliken высота ворса изделия - 12 мм, что ставит под сомнение факт объективности и надлежащего замера высоты ворса Заказчиком при фиксации Актами о ненадлежащем исполнении Контракта на несоответствие требованиям технического задания.
С января 2023 стоимость исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств составляет 45 940,02 рублей, из них фактически принято оплачено Заказчиком 45 940,02 рублей.
Однако, Заказчиком зафиксировано ненадлежащее исполнение Контракта со стороны Исполнителя, в части высоты ворса коврового покрытия. При этом факт фиксации (замера) произведен без представителя со стороны Исполнителя.
Лицо, указанное Заказчиком в Актах о ненадлежащем исполнении Контракта, как "представитель Исполнителя" Мехтиев М.С., не имеет полномочий на подписание подобного рода документов, как и участие в их составлении от имени ООО "НОВА СЕРВИС 78". Мехтиев М.С. является сотрудником логистической компании, не более того и возлагать на него подобные обязанности является злоупотреблением со стороны Заказчика.
Заказчик ни разу официально не вызвал представителя Исполнителя, уполномоченного на составление подобных актов, раз уж в них требовалось подпись со стороны Исполнителя.
Согласно ст. 783 Гражданского кодекса Российской Федерации общие положения о подряде (статьи 702 - 729) и положения о бытовом подряде (статьи 730 - 739) применяются к договору возмездного оказания услуг, если это не противоречит статьям 779 - 782 настоящего Кодекса, а также особенностям предмета договора возмездного оказания услуг.
Согласно ст. 718 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено содействие Заказчика, а именно:
Заказчик обязан в случаях, в объеме и в порядке, предусмотренных договором подряда, оказывать подрядчику содействие в выполнении работы.
При неисполнении заказчиком этой обязанности подрядчик вправе требовать возмещения причиненных убытков, включая дополнительные издержки, вызванные простоем, либо перенесения сроков исполнения работы, либо увеличения указанной в договоре цены работы.
В случаях, когда исполнение работы по договору подряда стало невозможным вследствие действий или упущений заказчика, подрядчик сохраняет право на уплату ему указанной в договоре цены с учетом выполненной части работы.
При осуществлении стороной права на одностороннее изменение условий обязательства или односторонний отказ от его исполнения она должна действовать разумно и добросовестно, учитывая права и законные интересы другой стороны (пункт 3 статьи 307, пункт 4 статьи 450.1 ГК РФ). Нарушение этой обязанности может повлечь отказ в судебной защите названного права полностью или частично, в том числе признание ничтожным одностороннего изменения условий обязательства или одностороннего отказа от его исполнения (пункт 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22.11.2016 N 54 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации об обязательствах и их исполнении").
На основании изложенного, Участник ходатайствовал о невключении ООО "НОВА СЕРВИС 78" в реестр недобросовестных поставщиков.
Однако на заседание Комиссии УФАС ООО "НОВА СЕРВИС 78" не представило документов, подтверждающих обстоятельства, препятствующие исполнению условий Контракта, а также доказательств, свидетельствующих о добросовестном поведении Участника при исполнении условий Контракта.
Заказчик на заседании Комиссии УФАС настаивал на включении сведений в отношении ООО "НОВА СЕРВИС 78" в реестр недобросовестных поставщиков, поскольку Заказчик на достиг цели проводимой закупки.
Недобросовестное поведение Участника и невыполнение им в данном случае требований Закона о контрактной системе нарушило права Заказчика относительно условий исполнения Контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств в предусмотренном бюджетным законодательством порядке, а также публичные интересы Заказчика, которые обеспечиваются единой и обязательной процедурой размещения заказов.
Сохранение условий Контракта в том виде, в котором они были изложены в извещении о проведении Аукциона, и исполнение Контракта на этих условиях направлены на обеспечение равенства участников размещения заказов, создание условий для свободной конкуренции, обеспечение в связи с этим эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников, на предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов с тем, чтобы исключить случаи обхода закона - искусственного ограничения конкуренции при проведении закупки и последующего создания для его победителя более выгодных условий исполнения контракта.
Действуя добросовестно и разумно, будучи профессиональным участником гражданского оборота, специализирующимся на оказании предусмотренных Контрактом услуг, Участник должен был принять необходимые меры для установления объективной возможности исполнения своих обязательств, в том числе для целей предотвращения вероятности нарушения условий Контракта и риска несения ответственности перед контрагентом.
При этом, представленные Заказчиком на заседание Комиссии УФАС документы свидетельствуют о том, что Участник надлежащим образом не исполнил принятые на себя обязательства по Контракту.
Из представленных Заказчиком и Участником документов, Комиссия УФАС установила, что Участник со своей стороны не рассчитал свои возможности и без надлежащей внимательности и осмотрительности, став победителем Аукциона не исполнил условия Контракта, что, по мнению Комиссии УФАС, свидетельствует о недобросовестном поведении Участника.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что сведения в отношении ООО "НОВА СЕРВИС 78" подлежат включению в Реестр недобросовестных поставщиков.
Следует также отметить, что при рассмотрении вопроса о включении в реестр сведений о недобросовестных поставщиках Комиссия УФАС России не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки, а оценивает поведение исполнителя на предмет его добросовестности и направленности действий на фактическое исполнение контракта.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "НОВА СЕРВИС 78" (197342, г. Санкт-Петербург, вн.тер.г. муниципальный округ ланское, Белоостровская ул., д. 20, литера б, офис 35А, помещ. 11Н, кабинет 1) ИНН: 7804651630, сведения о лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа: Смирнов Александр Игоревич, ИНН: 781437500969, включить в Реестр сроком на 2 (два) года.
2. Датой включения сведений в отношении ООО "НОВА СЕРВИС 78" в Реестр считать дату размещения указанных сведений в единой информационной системе в сфере закупок.
Дата события |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I + II + III разделы) |
||||||
Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по |
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Фактическая дата изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|||
15.02.23 |
17.02.23 |
15.02.23 |
0 |
15.02.23 |
22.02.23 |
22.02.23 |
0 |
01.03.23 |
01.03.23 |
0 |
0 |
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 22 февраля 2023 г. N РНП-78-275/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.03.2023