Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
СПб ГКУ "Жилищное агентство Кировского района Санкт-Петербурга" (далее - Заказчик):
Администрации Кировского района Санкт-Петербурга (далее - Уполномоченный орган):
в отсутствие представителей:
ИП Тожибаева З.П. (далее - Заявитель), уведомленного о заседании Комиссии УФАС;
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 4076-ЭП/23 от 17.02.2023) на действия Заказчика при определении (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по ремонту нежилых помещений (извещение номер 0172200001423000002) (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурса размещено 27.01.2023 в единой информационной системе, номер извещения 0172200001423000002. Начальная (максимальная) цена контракта - 29 488 447,62 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на нарушения Заказчиком требований законодательства о контрактной системе, которые выразились в установлении ненадлежащего порядка оценки заявок.
Согласно представленным в порядке ч. 1 ст. 106 Закона о контрактной системе возражениям Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее частично необоснованной.
Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
По смыслу ч.ч. 1, 2 и 4 ст. 24 Закона о контрактной системе открытый конкурс в электронной форме является конкурентным способом определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), победителем которого признается участник закупки, который предложил лучшие условия исполнения контракта и заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
Электронный конкурс начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки (ч. 1 ст. 48 Закона о контрактной системе).
Согласно п. 11 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать электронные документы, содержащие порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Частью 1 ст. 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В силу ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в п.п. 1 и 2 ч. 1 настоящей статьи.
Положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Положение) устано.влено Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации".
При этом согласно п. 2 Положения, "оценкой заявок" являются действия членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению в случаях, предусмотренных Федеральным законом, и в соответствии с настоящим Положением баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок.
Согласно п.п. 24-25 Положения для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Для оценки заявок по показателям оценки, предусмотренным п. 24 настоящего Положения, применяются детализирующие показатели.
В соответствии с п. 28 Положения в случае применения показателя оценки, предусмотренного пп. "в" п. 24 настоящего Положения:
а) применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:
- общая цена исполненных участником закупки договоров;
- общее количество исполненных участником закупки договоров;
- наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров;
б) оценка заявок по детализирующим показателям, предусмотренным пп. "а" настоящего пункта, осуществляется в порядке, установленном п.п. 20 и 21 настоящего Положения, применение шкалы оценки не допускается;
в) документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению:
- устанавливается предмет договора (договоров), оцениваемого по каждому детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
- устанавливается перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, в том числе исполненный договор (договоры), акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров);
- может быть установлено положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), при исполнении которого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек);
г) последний акт, составленный при исполнении договора и предусмотренный абзацем третьим пп. "в" настоящего пункта, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок;
д) к оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Федеральным законом;
е) к оценке принимаются документы, предусмотренные абзацем третьим пп. "в" настоящего пункта, в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями, за исключением случаев, предусмотренных пп. "д" п. 31, пп. "г" п. 32 и пп. "г" п. 33 настоящего Положения. При проведении открытого конкурса в электронной форме или закрытого конкурса в электронной форме такие документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов. При проведении закрытого конкурса направляются документы или заверенные участником закупки их копии.
В спорной части извещением предусмотрен следующий порядок оценки:
N |
Наименование критерия оценки, показателя оценки, показателя оценки, детализирующего показатель оценки, при применении которого устанавливается положение графой 3 |
Положение о применении критерия оценки, показателя оценки, показателя оценки, детализирующего показатель оценки |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 |
2 |
3 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Порядок оценки заявок на участие в конкурсе осуществляется в соответствии со статьей 32 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ и с постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства РВ от 20 декабря 2021 г. N2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства РФ". |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. |
Критерий оценки "Цена контракта, сумма цен единиц товары, работы, услуги" |
Значимость критерия оценки "Цена контракта" оценка заявок осуществляется по формулам, предусмотренным п.9 Положения об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2021 г. N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" и составляет: 60% (коэффициент значимости критерия - 0,6) |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. |
Критерий оценки "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта (договора), и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации"
Показатель оценки "Наличие у участников закупки финансовых ресурсов"
Показатель оценки "Наличие у участников закупки опыта выполнения работы, связанного с предметом контракта"
Показатель оценки "Наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации"
|
Значимость критерия оценки "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта (договора), и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" установлена в соответствии с пунктом 24 Положения об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2021 г. N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" и составляет: 40% (коэффициент значимости критерия - 0,4).
Для получения рейтинга заявки по критерию "Квалификация участника конкурса" количество баллов, присуждаемых i-й заявке по указанному критерию, умножается на соответствующий указанному критерию коэффициент значимости. Дробное значение рейтинга округляется до двух десятичных знаков после запятой по математическим правилам округления. "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта (договора), и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" предусмотрены следующие показатели, раскрывающие содержание критерия оценки и учитывающие особенности оценки по критерию: 1. Квалификация участника конкурса, выраженная в обеспеченности финансовыми ресурсами 2. Квалификация участника конкурса, выраженная в опыте участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема, по объему оказанных услуг. 3. Квалификация участника конкурса, выраженная в обеспеченности участника трудовыми ресурсами.
Сумма величин значимости показателей оценки по критерию "Квалификация участника конкурса" равна 100%.
Количество баллов (НЦБ2i), присуждаемых i-й заявке по критерию "Квалификация участника конкурса", определяется по формуле: НЦБ2i = Ci1+Ci2+_+Cik, где: НЦБ2i - количество баллов, присуждаемых i-й заявке по указанному критерию; Cik - значение в баллах, присуждаемое i-й заявке на участие в конкурсе по k-му показателю, где k - количество установленных показателей. Расчет значения Cik осуществляется по формуле: Cik = Pi * Zk / 100, где: Pi- значение в баллах, присвоенных по показателю; Zk- значимость показателя. Дробное значение Cik, округляется до двух десятичных знаков после запятой по математическим правилам округления. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2.1. |
Показатель оценки "Наличие у участников закупки финансовых ресурсов"
Детализирующий показатель оценки: "Наличие у участника закупки финансовых ресурсов для исполнения контракта." |
Для оценки заявок по показателю установлена шкала оценки. Определение количества баллов будет определяться по соответствию заявки условиям, установленным в столбце "Значение показателя", при соответствии которому начисляется балл, указанный в столбце "Количество баллов". Сведения по показателю "Наличие у участников закупки финансовых ресурсов", выраженные в "наличие у участника закупки финансовых ресурсов для исполнения контракта и финансовой стабильности организации" подтверждаются: 1. Наличием бухгалтерской отчетности за предыдущий календарный год с отметкой налогового органа (форма 1,2,3); 2. Наличием акта сверки расчетов по налогам за последний отчетный период (сверка проводится совместно с налоговой инспекцией по заявлению); 3. Наличием копии аудиторского заключения (если проводился обязательный аудит).
В соответствии с п.3.1 статьи 53 Федерального Закона от 05.04.2013 N44-ФЗ, в случае установления недостоверности информации, содержащейся в документах, представленных участником, конкурсная комиссия обязана отстранить такого участника от участия в конкурсе на любом этапе его проведения. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2.2. |
Показатель оценки "Наличие у участников закупки опыта выполнения работы, связанного с предметом контракта"
Детализирующий показатель оценки: "Общая цена исполненных участником закупки договоров" |
Для детализирующего показателя установлено предельное максимальное значение показателя, установленное заказчиком - 100 млн.руб. Если в предложении участника закупки содержится значение показателя, которое выше предельного значения, баллы по детализирующему показателю присваиваются в размере, предусмотренном для соответствующего предельного значения показателя. Сведения по показателю "Наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта", выраженные в "Общей цене исполненных участником закупки договоров" предоставляются по Форме N 3 "Опыт успешного оказания услуг сопоставимого характера и объема" и будет являться выполнение работ по ремонту не жилых помещений за 2022 г. по дату окончания подачи заявок. Документы, предоставляемые участником в качестве подтверждения квалификации: - копии ранее исполненных Контрактов/договоров (далее - контракты (договоры)) с приложением копий дополнительных соглашений и изменений к таким исполненным контрактам (договорам) (при наличии); - копии актов о приемке выполненных работ(оказанных услуг) и копии оформленных справок о стоимости выполненных работ (оказанных услуг) и затрат, или копии отчетов о затратах, или иных документов, предусмотренных положениями контрактов (договоров) о приемке выполненных работ (произведенных затрат) и составленных в результате исполнения таких контрактов (договоров). Предоставленные контракты (договоры) должны быть заключены и исполнены до даты окончания подачи заявок на участие в настоящем Конкурсе. Сумма выплат по предоставленному контракту (договору) должна быть не менее 90% от его цены. Контракты (договоры) должны предоставляться с приложением копий дополнительных соглашений и изменений к таким исполненным контрактам (договорам) (при наличии), копий актов о приемке выполненных работ (оказанных услуг) и копий оформленных справок о стоимости выполненных работ (оказанных услуг) и затрат, копий счетов-фактур (при использовании участником ОСН) или копий отчетов о затратах, или иных документов, предусмотренных положениями контрактов (договоров) о приемке выполненных работ (произведенных затрат) и составленных в результате исполнения таких контрактов (договоров) (далее - акты). В случае отсутствия в составе заявки участника копий исполненных контрактов/договоров (приложений и изменений к ним при наличии) и/или актов, подтверждающих сведения по показателю "Наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта"- стоимость выполненных работ (оказанных услуг) по ремонту не жилых помещений за 2022 год при определении баллов по показателю не учитывается. В случае несоответствия сумм, указанных в исполненных контрактах (договорах) и актах к таким контрактам (договорам), при определении баллов по показателю учитываются суммы, указанные в актах. В случае если предмет контракта (договора) не соответствует видам услуг по предмету контракта, стоимость работ по такому контракту (договору) при определении баллов по показателю не учитывается. Стоимость услуг, указанная участником в форме "Опыт успешного оказания услуг сопоставимого характера и объема", и стоимость услуг в копиях актов, должны быть идентичными. В случае противоречия между формой и представляемыми копиями актов при определении баллов по показателю учитывается стоимость, указанная в копии актов.
К оценке принимаются следующие подтверждающие документы: - заполненная Форма N 3 "Опыт успешного оказания услуг сопоставимого характера и объема" При неполном заполнении каких-либо граф строк Формы N 3 или заполнении не в соответствии с заголовками столбцов эта строка таблицы исключается при рассмотрении и не учитывается при расчете соответствующих показателей по данному критерию.
При не предоставлении вышеперечисленных документов и форм участником закупки показатель по данному критерию принимается равным 0 (нулю).
Отсутствие документов, подтверждающих квалификацию участника, не является основанием для отклонения заявки участника. Форма N 3 "Опыт успешного оказания услуг сопоставимого характера и объема"
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2.3. |
Показатель оценки "Наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации"
Детализирующий показатель оценки: "Обеспеченность участника конкурса трудовыми ресурсами" |
Сведения по показателю "Наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации", выраженные в "обеспеченности участника конкурса трудовыми ресурсами" предоставляются по Форме N 4 "Квалификация участника конкурса. Трудовые ресурсы, предлагаемые для выполнения работ" с приложением копий документов: - копии трудовых книжек или копий действующих гражданско-правовых договоров, подтверждающих наличие трудовых отношений между специалистом (ключевым специалистом, руководителем проекта) и участником закупки на срок действия контракта; - копии приказов о приеме на работу сотрудников (специалистов, ключевых специалистов; - копии документов о профессиональном образовании. К оценке принимаются следующие подтверждающие документы: - заполненная Форма N 4 "Квалификация участника конкурса. Трудовые ресурсы, предлагаемые для выполнения работ"
При неполном заполнении каких-либо граф строк Формы N 4 или заполнении не в соответствии с заголовками столбцов эта строка таблицы исключается при рассмотрении и не учитывается при расчете соответствующих показателей по данному критерию.
При не предоставлении вышеперечисленных документов и форм участником закупки показатель по данному критерию принимается равным 0 (нулю).
Отсутствие документов, подтверждающих квалификацию участника, не является основанием для отклонения заявки участника.
Форма N 4 "Квалификация участника конкурса. Трудовые ресурсы, предлагаемые для выполнения работ"
|
Установленный порядок оценки противоречит требованиям Положения, в чем усматривается нарушение п. 4 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе. Доводы жалобы являются обоснованными.
Комиссией УФАС в соответствии с п. 3.35 Административного регламента принято решение обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать в связи с отсутствием доказательств того, что выявленные нарушения повлияли на результаты закупки (оценка заявок не осуществлялась).
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Тожибаева З.П. обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 4 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание не выдавать в связи с отсутствием доказательств того, что оно повлияло на результаты закупки.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ответственных лиц Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 27 февраля 2023 г. N 44-555/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.03.2023