Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
ГБДОУ детский сад N 21 Кировского района Санкт-Петербурга (далее - Заказчик): по доверенности;
ООО "РАДИОСВЯЗЬ-МАЯК" (далее - Участник, Проектировщик): по доверенности,
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 4071-ЭП/23 от 17.02.2023) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на разработку рабочей документации по ремонту ИТП, отопления, ГВС, вентиляции, устройству УУТЭ и изготовлению паспортов систем теплопотребления в здании ГБДОУ детский сад N 21 Кировского р-на Санкт-Петербург, расположенного по адресу: г. Санкт-Петербург, Бульвар Новаторов д. 42, литер А (извещение N 0372200065322000013),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в ред. от 30.12.2021) (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 29.07.2022 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт, ЕИС) размещено извещение о проведении электронного аукциона на разработку рабочей документации по ремонту ИТП, отопления, ГВС, вентиляции, устройству УУТЭ и изготовлению паспортов систем теплопотребления в здании ГБДОУ детский сад N 21 Кировского р-на Санкт-Петербург, расположенного по адресу: г. Санкт-Петербург, Бульвар Новаторов д. 42, литер А (извещение N 0372200065322000013) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 400 168,91 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 10.08.2022 N ИЭА1 победителем Аукциона признано ООО " РАДИОСВЯЗЬ-МАЯК".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "РАДИОСВЯЗЬ-МАЯК" заключен контракт N 15/22 от 22.08.2022 на сумму 398 168,07 рублей (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Пунктом 8.2 Контракта предусмотрено право Заказчика в одностороннем порядке отказаться от исполнения Контракта в соответствии с частью 2 статьи 407 ГК РФ и статей 450.1 ГК РФ и потребовать возмещения фактически понесенного ущерба в случае следующих существенных нарушений Проектировщиком условий настоящего Контракта:
- Проектировщик, после получения 2-х письменных уведомлений Заказчика, не принял исходно-разрешительную и прочую документацию для выполнения работ.
- Проектировщик в течение 10 дней после передачи по акту исходно-разрешительной и прочей документации не приступил к выполнению работ
- Проектировщик не приступил к исполнению Контракта в установленные сроки, включая исполнения условий, казанных в пункте 7.2. настоящего Контракта, а также в случае нарушения Проектировщиком конечного срока выполнения работ
- если отступления в выполненной работе от условий Контракта или иные недостатки в ее результате в установленные Заказчиком сроки не были устранены Проектировщиком, либо являются существенными и неустранимыми
- в случае прекращения членства Проектировщика в СРО, когда оно является обязательным
- если отступления в выполненной работе от условий Контракта или иные недостатки в ее результате в установленные Заказчиком сроки не были устранены Проектировщиком, либо являются существенными и неустранимыми.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 06.02.2023 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "РАДИОСВЯЗЬ-МАЯК".
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил следующее:
В соответствии с п 7.2. Контракта сроки выполнения работ: Начало выполнения работ по контракту: с даты подписания обеими сторонами акта передачи исходно-разрешительной и прочей технической документации для выполнения работ. Заказчик обязан передать Проектировщику исходно-разрешительную и прочую техническую документацию:
-Технический паспорт на объект (в том числе планы ПИБ),
Акт передачи исходно-разрешительной и прочей технической документации для выполнения работ должен быть подписан Сторонами в течение 3 рабочих дней с даты заключения Контракта.
Срок выполнения работ 100 (сто) календарных дней с даты подписания обеими сторонами акта передачи исходно-разрешительной и прочей технической документации (Сроки проектирования включают получение всех необходимых согласований).
Акт приемки-передачи исходно-разрешительной документации для выполнения работ подписан Сторонами 02.09.2022.
11.12.2022 истек срок выполнения работ, установленный п. 7.2. контракта.
В адрес Проектировщика неоднократно направлялись письма с требованиями исполнения работ в срок, установленный контрактом (исх. 207 от 25.10.2022, исх. 236 от 29.11.2022, исх. 261 от 15.12.2022, исх. 280 от 30.12.2022).
По состоянию на 06.02.2023 обязательства по Контракту Проектировщиком не исполнены.
На основании изложенного, Заказчиком было принято решение расторгнуть Контракт в одностороннем порядке.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком 06.02.2023.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, ООО "РАДИОСВЯЗЬ-МАЯК" устранены не были.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 17.02.2023.
В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами (ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе).
Представитель ООО "РАДИОСВЯЗЬ-МАЯК" на заседании Комиссии УФАС пояснил следующее:
ГБДОУ "Детский сад" не имело оснований для одностороннего отказа от исполнения контракта, поскольку ООО "Радиосвязь-Маяк" сначала правомерно приостановило исполнение обязательств по контракту, а позже правомерно отказалось от исполнения контракта, вследствие неисполнения встречных обязанностей Заказчика. В данной ситуации подлежит применению абз. 3 подп. "а" п. 15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утв. постановлением Правительства РФ N 1078 от 30.06.2021 г. (далее - Правила N 1078).
Заключенный между сторонами контракт по своей правовой природе является договором подряда на выполнение проектных работ. К отношениям сторон подлежат применению нормы § 4 и 1 гл. 37 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ).
Абз. 1 п. 1 ст. 718 ГК РФ устанавливает: "Заказчик обязан оказывать подрядчику содействие в выполнении работы". Аналогичная обязанность заказчика также закреплена в абз. 4 ст. 762 ГК РФ. П. 1 ст. 759 ГК РФ устанавливает обязанность заказчика передать подрядчику исходные данные, необходимые для выполнения работы (составления документации). Также к отношениям сторон подлежит применению общая норма об исполнении обязательств, сформулированная в п. 3 ст. 307 ГК РФ: "При исполнении обязательства стороны обязаны действовать добросовестно, учитывая права и законные интересы друг друга, взаимно оказывая необходимое содействие для достижения цели обязательства, а также предоставляя друг другу необходимую информацию".
Пункт 2.1.3 Контракта предусматривал обязанность Заказчика передать подрядчику по акту исходно-разрешительную документацию для выполнения работ в срок, указанный в п. 7.2 Контракта. Абз. 4 п. 7.2 контракта, в свою очередь, устанавливал, что акт приема-передачи исходно-разрешительной и прочей технической документации, необходимой для выполнения работ, должен быть подписан сторонами в течение 3 рабочих дней с даты заключения контракта. Следовательно, Заказчик обязан был передать подрядчику все исходные данные в срок по 25.08.2022.
Очевидно, что если Заказчик не исполнит обязанность по передаче подрядчику исходных данных, необходимых для разработки документации, то Участник не имеет возможности приступить к исполнению своих обязательств.
Письмами исх. N 1524 от 22.08.2022 и исх. N 1529 от 23.08.2022 ООО "РАДИОСВЯЗЬ-МАЯК" запросило у Заказчика исходные данные, необходимые для выполнения работ.
Неисполнение Заказчиком встречных обязанностей, наделяет подрядчика правом продлить срок исполнения обязательств (абз. 2 п. 1 ст. 718 ГК РФ). Ненадлежащее исполнение Заказчиком встречных обязательств, свидетельствует о просрочке кредитора, которая дает ООО "РАДИОСВЯЗЬ-МАЯК" право на продление срока исполнения обязательств (абз. 1 п. 1 ст. 406 ГК РФ). П. 1 ст. 719 ГК РФ наделяет подрядчика правом не приступать к работе, а начатую работу приостановить в случаях, когда нарушение заказчиком своих обязанностей по договору подряда, препятствует исполнению договора подрядчиком.
Письмом исх. N 1531 от 24.08.2022 ООО "РАДИОСВЯЗЬ-МАЯК" сообщило о приостановлении исполнения обязательств по контракту, до передачи Заказчиком исходной документации в полном объеме.
Заказчик так и не исполнил обязанность по передаче подрядчику исходной документации в полном объеме. Соответствующий акт приема-передачи исходной документации сторонами не подписан.
В этом случае, на основании п. 3 ст. 716, п. 2 ст. 719 ГК РФ, подрядчик вправе отказаться от исполнения договора.
В силу п. 1 ст. 450.1 ГК РФ: "Предоставленное Кодексом право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора) . Договор прекращается с момента получения данного уведомления...". "В случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора), если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым_" (п. 2 ст. 450.1 ГК РФ).
На основании изложенного, в соответствии с ч. 19 ст. 95 Закона о контрактной системе, письмом исх. N 1877 от 28.12.2022 ООО "РАДИОСВЯЗЬ-МАЯК" уведомил Заказчика о принятом решении об отказе от исполнения контракта.
Правомерное приостановление ООО "Радиосвязь - Маяк" исполнения обязательств по контракту, которое было вызвано неисполнением встречных обязанностей Заказчика, а позже - правомерный отказ подрядчика от исполнения контракта, не могли явиться для Заказчика основанием для одностороннего отказа от исполнения контракта.
Согласно п. 1 ст. 406 ГК РФ: "Кредитор считается 4 просрочившим, если он не совершил действий, предусмотренных законом, иными правовыми актами или договором, до совершения которых должник не мог исполнить своего обязательства". На основании изложенного, ООО "РАДИОСВЯЗЬ-МАЯК" не могло исполнять обязательства по Контракту, вследствие просрочки исполнения встречных обязательств со стороны Заказчика.
В данном случае, по мнению Участника, отсутствуют факты существенного нарушения исполнителем условий контракта, что, в силу абз. 3 подп. "а" п. 15 Правил N 1078, является основанием для отказа во включении сведений об исполнителе в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании изложенного, Участник ходатайствовал о невключении ООО "РАДИОСВЯЗЬ-МАЯК" в реестр недобросовестных поставщиков.
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что Акт приемки-передачи исходно-разрешительной документации подписан Заказчиком и Проектировщиком 02.09.2022 (второй экземпляр имеется у Проектировщика).
ООО "РАДИОСВЯЗЬ-МАЯК" после 02.09.2022 приступило к выполнению работ, что доказывает письмо Участника от 25.10.2022 N 1679, согласно которому "Проектировщик заканчивает разработку разделов отопления, вентиляции, согласованы общие технические решения по ИТП и УУТЭ, к концу следующей недели планируем направить в ваш адрес промежуточный вариант проектной документации". Таким образом, на 29.10.2022 Проектировщик не заявил о трудностях, при которых использование Контракта или разработка проектно-сметной документации затруднительно или невозможно.
Заказчик руководствуясь п. 2.1.1. Контракта 29.11.2022 направил Проектировщику письмо с просьбой предоставить информацию о ходе работ (отправлено по электронной почты). Проектировщик проигнорировал данное требование Заказчика.
11.12.2022 истек срок окончания выполнения работ, предусмотренных п. 7.2. Контракта в связи с чем 15.12.2022 Заказчик направил Проектировщику письмо, в котором указал о нарушении срока выполнения работ и возможном отказе от исполнения Контракта.
На данное письмо Проектировщик прислал по электронной почте сообщение, в котором вложил закрывающие документы а также Гарантирующее письмо для оплаты. Согласно указанного гарантированного письма Проектировщик гарантировал разработку проектно-сметной документации до 15.01.2023 и устранение возможных замечаний.
23.12.2022 Проектировщик заверил Заказчика о завершении работ по проектно-сметной документации и не обозначил не о каких сложностях в получении им результата работ, не заявлял об отсутствии исходных данных и прочих препятствий в выполнении принятых на себя обязательств по Контракту.
Заказчик по состоянию на 23.12.2022 был уверен в действиях Проектировщика по выполнению работ по Контракту, однако, буквально через несколько дней Заказчик узнал о проблемах в процессе выполнения работ, причиной которых является Заказчик.
Данные обстоятельства свидетельствуют о недобросовестном поведении Проектировщика, о нежелании выполнить работу, предусмотренную Контрактом, и сдать её Заказчику в ближайшие сроки.
Заказчик на заседании Комиссии УФАС настаивал на включении сведений в отношении ООО "РАДИОСВЯЗЬ-МАЯК" в реестр недобросовестных поставщиков, поскольку Заказчик на достиг цели проводимой закупки.
Недобросовестное поведение Участника и невыполнение им в данном случае требований Закона о контрактной системе нарушило права Заказчика относительно условий исполнения Контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств в предусмотренном бюджетным законодательством порядке, а также публичные интересы Заказчика, которые обеспечиваются единой и обязательной процедурой размещения заказов.
Сохранение условий Контракта в том виде, в котором они были изложены в извещении о проведении Аукциона, и исполнение Контракта на этих условиях направлены на обеспечение равенства участников размещения заказов, создание условий для свободной конкуренции, обеспечение в связи с этим эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников, на предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов с тем, чтобы исключить случаи обхода закона - искусственного ограничения конкуренции при проведении закупки и последующего создания для его победителя более выгодных условий исполнения контракта.
Действуя добросовестно и разумно, будучи профессиональным участником гражданского оборота, специализирующимся на оказании предусмотренных Контрактом услуг, Участник должен был принять необходимые меры для установления объективной возможности исполнения своих обязательств, в том числе для целей предотвращения вероятности нарушения условий Контракта и риска несения ответственности перед контрагентом.
При этом, представленные Заказчиком на заседание Комиссии УФАС документы свидетельствуют о том, что Участник надлежащим образом не исполнил принятые на себя обязательства по Контракту.
Из представленных Заказчиком и Участником документов, Комиссия УФАС установила, что Участник со своей стороны не рассчитал свои возможности и без надлежащей внимательности и осмотрительности, став победителем Аукциона не исполнил условия Контракта, что, по мнению Комиссии УФАС, свидетельствует о недобросовестном поведении Участника.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что сведения в отношении ООО "РАДИОСВЯЗЬ-МАЯК" подлежат включению в Реестр недобросовестных поставщиков.
Следует также отметить, что при рассмотрении вопроса о включении в реестр сведений о недобросовестных поставщиках Комиссия УФАС России не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки, а оценивает поведение исполнителя на предмет его добросовестности и направленности действий на фактическое исполнение контракта.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "РАДИОСВЯЗЬ-МАЯК" (664019, Иркутская обл., город Иркутск г.о., Иркутск г., Иркутск г., Карпинская ул., д. 21А, кв. 86) ИНН: 3429004907, сведения о лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа: Момотюк Сергей Сергеевич, ИНН: 380895322467, включить в Реестр сроком на 2 (два) года.
2. Датой включения сведений в отношении ООО "РАДИОСВЯЗЬ-МАЯК" в Реестр считать дату размещения указанных сведений в единой информационной системе в сфере закупок.
Дата события |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I + II + III разделы) |
||||||
Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по |
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Фактическая дата изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|||
17.02.23 |
21.02.23 |
17.02.23 |
0 |
17.02.23 |
28.02.23 |
28.02.23 |
0 |
03.03.23 |
03.03.23 |
0 |
0 |
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 28 февраля 2023 г. N РНП-78-281/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.03.2023