Резолютивная часть решения оглашена "01" марта 2023
В полном объеме решение изготовлено "03" марта 2023 Санкт-Петербург
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере государственного оборонного заказа (далее - Комиссия) в составе:
<...> - _______________..., председателя Комиссии УФАС;
<...> - ___________________, члена Комиссии УФАС;
<...> - ___________________., члена Комиссии УФАС;
в присутствии представителя ООО "Борисоглебская швейная фабрика" (ИНН: 3604012572) (далее также - Участник, Поставщик) по доверенности от 01.12.2022 N б/н <...>, в присутствии представителей ФКУ "Северо-Западное окружное Управление материально-технического снабжения Министерства внутренних дел Российской Федерации" (далее также - Заказчик) по доверенности от 18.01.2023 N Д-21 <...>, надлежащим образом уведомленных о дате, времени и месте заседания Комиссии,
рассмотрев обращение Заказчика (вх. N 4658-ЭП/23 от 27.02.2023) о включении информации об Участнике в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Реестр),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании пункта 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 29.12.2021 в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) размещено извещение о проведении электронного аукциона на поставку вещевого имущества в ассортименте в рамках Государственного оборонного заказа (номер извещения 0372100047321000413) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта составляет 3 840 000,00 руб.
В соответствии с протоколом рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 13.01.2022 N 0372100047321000413-6-1 победителем аукциона признано ООО "Борисоглебская швейная фабрика", с которым 24.01.2022 заключен государственный контракт от N 2222188100282007812033570 / 28 на сумму 3 840 000,00 руб. (далее - Контракт).
В силу пункта 1.1 Контракта, Поставщик обязуется поставить Заказчику в адрес Грузополучателя(ей) вещевое имущество в ассортименте в рамках Государственного оборонного заказа (далее - Товар) с качественными и техническими характеристиками, со сроками изготовления (производства, выработки), гарантийными сроками (сроками годности), установленными в пункте втором Спецификации (отгрузочной разнарядке), являющейся неотъемлемой частью настоящего Контракта (приложение N 1 к Контракту), в количестве и ассортименте, а также в установленные сроки поставки (в случае проведения монтажа и наладки со сроками монтажа и наладки и (или) обучения лиц, осуществляющих использование товара), указанными в прилагаемой Спецификации (отгрузочной разнарядке) к Контракту.
Согласно пункта 1.2 Контракта, по своему качеству и характеристикам товар должен новым товаром (товаром, который не был в употреблении (эксплуатации), в ремонте, в том числе который, не был восстановлен, у которого не была осуществлена замена составных частей, не были восстановлены потребительские свойства), соответствовать действующим обязательным требованиям технических регламентов, государственных стандартов на данный вид товара, а также конкретным показателям и техническим требованиям (далее - НТД), изложенным в Спецификации (отгрузочной разнарядке) на поставляемый товар. Страна происхождения товара, не являющаяся качественной характеристикой товара, установлена в таблице Спецификации (отгрузочной разнарядке).
Пунктом 3.1 Контракта установлено, что поставка товара, монтаж и наладка поставленного товара (в случае если при поставке необходимо проведение монтажа и наладки и (или) обучение (инструктаж) лиц, осуществляющих использование товара) до Грузополучателя(ей) осуществляется Поставщиком по адресу(ам), указанному(ым) в Спецификации.
Согласно пункту 3.3 Контракта, сроки исполнения Поставщиком своих обязательств по поставке товара (сроки поставки), а также сроки монтажа и наладки поставленного товара (в случае если при поставке необходимо проведение монтажа и наладки и (или) обучения (инструктаж) лиц, осуществляющих использование товара) установлены в Спецификации (отгрузочной разнарядке).
В силу пункта 3.10 Контракта, у Заказчика отсутствует потребность в не поставленном товаре (в не выполненном монтаже и наладке поставленного товара, а так же в не проведённом обучении и (или) инструктаже лиц, осуществляющих использование товара (при наличии таких работ) после истечения окончательного срока исполнения обязательств Поставщиком (в том числе при разовой поставке), определенного в Спецификации, за исключением случаев, когда Заказчик письменно уведомит Поставщика о согласии принять товар (провести монтаж и наладку поставленного товара, а так же провести обучение и (или) инструктаж лиц, осуществляющих использование товара (при наличии таких работ) после истечения окончательного срока поставки товара (срока разовой поставки), установленного в Спецификации, а также за исключением случаев непреодолимой силы, установленных в разделе 9 настоящего Контракта.
Спецификацией (Приложение N 1 к Контракту) установлено, что Срок поставки товара: Товар должен быть поставлен в адрес Грузополучателя поэтапно, I этап поставки - c 15.02.2022 до 01.07.2022 года включительно - 50 % от общего поставляемого количества по всем наименованиям и II этап поставки - c 01.07.2022 до 30.09.2022 года включительно - 50 % от общего поставляемого количества по всем наименованиям. По согласованию с Заказчиком в I этап поставки может быть поставлено до 100 % от общего поставляемого количества по всем наименованиям.
Согласно части 14 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями части 8 - 25 статьи 95 Закона о контрактной системе.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (часть 9 статьи 95 Закона о контрактной системе).
Условиями Контракта предусмотрено право Заказчика в одностороннем порядке отказаться от исполнения Контракта.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 6.1.5 Контракта, 30.12.2022 Заказчиком было принято решение расторгнуть Контракт в одностороннем порядке (далее - Решение).
В соответствии с частью 12.1. статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе.
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Установлено, что 30.12.2022 Заказчик разместил Решение на ЕИС.
В соответствии с пунктом 2 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе, Подрядчик был уведомлен надлежащим образом 30.12.2022.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 14 статьи 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
На заседании Комиссии Санкт-Петербургского УФАС России было установлено, что согласно информации, представленной Заказчиком, Контракт расторгнут 10.01.2023.
В соответствии с частью 4 статьи 104 Закона о контрактной системе, Заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 Закона о контрактной системе, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 Закона о контрактной системе, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
Согласно части 16 статьи 95 Закона о контрактной системе, Заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 Закона о контрактной системе, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Сведения о расторжении Контракта с ООО "Борисоглебская швейная фабрика" (вх. N 4658-ЭП/23 от 27.02.2023) были направлены Заказчиком в Санкт-Петербургское УФАС России 20.02.2023, то есть с нарушением сроков, установленных в части 4 статьи 104 Закона о контрактной системе.
Однако, в ходе заседания Комиссии Санкт-Петербургского УФАС России Заказчик представил доказательства, что из-за технической ошибки базы данных "реестр контрактов" ЕИС и невозможности изменения статуса контракта на "расторгнут" Заказчик был лишен возможности направить сведения в установленные сроки.
В силу части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
В ходе заседания Комиссии Санкт-Петербургского УФАС России Подрядчик представил следующие пояснения:
"Согласно условиям Контракта, в качестве ткани верха для производства костюма зимнего специального для сотрудников кинологических подразделений органов внутренних дел, используется ткань плащевая полиэфирная камуфлированной серой расцветки арт. ПЭ/ПУ-004 МВД (ТУ 8572-161-08836809-2012), кроме того, для нижней части гамаш костюма применяется ткань полиэфирная камуфлированной серой расцветки с акрилатным покрытием, арт. ПЭ/ПА-020 МВД.
Производителем вышеуказанных тканей является производственный комбинат ОАО "МОГОТЭКС", находящийся в республике Беларусь. Официальным представителем ОАО "МОГОТЭКС" в России является ООО "О.Т.К.-центр". Производителей указанной ткани на территории России и государств - членов Евразийского экономического союза (далее - ЕАС) не имеется, что подтверждается выписками из Реестра Российской промышленной продукции.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации N 616 от 30.04.2020 года "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства" (далее - Постановление Правительства N 616) при исполнении государственного контракта Поставщик обязан использовать ткань, произведенную в Российской Федерации или государствах ЕАС.
Во исполнение Контракта, Поставщик направил письмо с исх. N 96/1 от 14.04.2022 в адрес ООО "О.Т.К.-центр" (официальному дилеру ОАО "МОГОТЭКС" (производитель ткани)), с требованием предоставить график отгрузки ткани в рамках Договора поставки.
18.04.2022 письмом с исх. N 84 ООО "О.Т.К.-центр" уведомлял Поставщика о том, что требуемая ткань для производства костюмов должна была быть произведена и поставлена Поставщику до 31.05.2022, что позволяло произвести и поставить продукцию в срок действия Контракта. Конечным поставщиком продукции (производитель ткани) является ОАО "МОГОТЭКС" (Республика Беларусь).
20.05.2022 ОАО "МОГОТЭКС" (производитель ткани) в адрес ООО "О.Т.К.-центр" (соисполнитель Поставщика) направило письмо с исх. N 97/1955 о невозможности своевременного изготовления ткани по причине отсутствия химреагентов, необходимых для изготовления ткани, закупаемых в странах Европейского Союза.
Однако, в связи с проведением специальной военной операции на территории Украины и введением в отношении Российской Федерации и республики Беларусь санкций со стороны недружественных государств, повлекшие изменение логистической карты по доставке товаров из иностранных государств, у предприятия - изготовителя ткани возникли проблемы с поступлением химических реагентов, применяемых в отделке ткани, что не позволило произвести и поставить необходимый объем ткани для изготовления продукции по Контракту.
05.07.2022 письмом с исх. N 9-7/2513, ОАО "МОГОТЭКС" (производитель ткани), уведомлял ООО "БШФ" о том, что ООО "О.Т.К.-центр" больше не является дилером на поставку ткани.
Осуществить закупку ткани у других поставщиков не представлялось возможным ввиду отсутствия таковых, что подтверждается копиями писем отечественных производителей ткани о невозможности поставки ткани, необходимой для производства товара. Использование тканей китайского производства и других стран, не входящих в ЕАС противоречит Постановлению Правительства Российской Федерации N 616.
19.04.2022 письмом с исх. N 99/4, ООО "БШФ" обратилось в адрес ООО "Балтекс" (ИНН 6440021299) (один из крупнейших производителей ткани на территории РФ), с просьбой изготовить ткани арт. ПЭ/ПУ-004 МВД, арт. ПЭ/ПА-020 МВД.
Однако, 19.04.2022 письмом с исх. N б/н ООО "Балтекс" дало ответ, что производством вышеуказанной ткани не занималось, однако в настоящее время на предприятии ведутся мероприятия по разработке данных структур тканей и видов отделки. Предложили вернуться к обсуждению данного вопроса в 4 квартале 2022 года.
19.04.2022 письмом с исх. N 99/3 ООО "БШФ" обратилось в адрес ООО "ТК "Чайковский Текстиль" (ИНН 7722655626) (один из крупнейших производителей ткани на территории РФ), с просьбой изготовить ткани арт. ПЭ/ПУ-004 МВД, арт. ПЭ/ПА-020 МВД.
19.04.2022 письмом с исх. N б/н ООО "Текстильная торговая компания" (официальный поставщик ТК "Чайковский текстиль") уведомила ООО "БШФ" о том, что данные ткани не выпускались и их производство не планируется.
13.07.2022 между ООО "БШФ" и ООО "ТЕКСТИЛЬ НОВА" была подписана Спецификация N 21 к Договору поставки, на поставку тканей арт. ПЭ/ПУ-004 МВД, арт. ПЭ/ПА-020 МВД сроком поставки до 30.08.2022.
03.08.2022 ОАО "МОГОТЭКС" (производитель ткани) в адрес ООО "О.Т.К.-центр" (соисполнитель Поставщика) направило письмо исх. N 9-1/4915 о замене Европейских реагентов для производства ткани и возобновлении производства и поставки необходимой для выполнения государственных контрактов."
Как следует из представленных документов, Подрядчик надлежащим образом исполнял обязательства по контракту, уведомлял Заказчика о возникающих препятствиях.
По состоянию на 30.12.2022 (дату принятия Заказчиком Решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта) Поставщик исполнил контракт на 54,69% от общего количества поставляемого по Контракту товара.
09.01.2023 Поставщик направил в адрес Заказчика товара в количестве 115 комплектов. Совокупное выполнение Контракта составило 75,54% от всего количества поставляемого по Контракту товара.
По состоянию на 10.01.2023 Поставщиком недопоставлено товара в количестве 135 штук (костюм зимний специальный для сотрудников кинологических подразделений органов внутренних дел на сумму 939 600,00 руб.
Частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Согласно абзацу 2 подпункта "в" пункта 15 Постановления N 1078 орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в Реестр, если в результате проведения проверки поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
Изучив представленные сторонами материалы, Комиссия приходит к выводу о том, что ООО "БШФ" предпринимались меры для надлежащего исполнения условий Контракта.
Представленные в ходе Комиссии Санкт-Петербургского УФАС России документы свидетельствуют об отсутствии недобросовестности в поведении Поставщика. Следовательно, отсутствуют основания для внесения Поставщика в реестр недобросовестных поставщиков.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России пришла к выводу о том, что включение ООО "БШФ" в реестр недобросовестных поставщиков не может рассматриваться в качестве необходимой меры ответственности, поскольку влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Поставщиком деяния.
Следует также отметить, что при рассмотрении вопроса о включении в реестр сведений о недобросовестных поставщиках Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки, а оценивает поведение исполнителя на предмет его добросовестности и направленности действий на фактическое исполнение контракта.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе, постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)", приказом ФАС России от 27.08.2007 года N 267, письмом ФАС России от 08.10.2018 N ДФ/80589/18, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Информацию об ООО "Борисоглебская швейная фабрика" (397140, г. Борисоглебск, ул. Середина, д. 2А, ИНН: 3604012572), в Реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Председатель Комиссии <...>
Члены Комиссии: <...>
<...>
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 3 марта 2023 г. N 078/10/104-232/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.03.2023