Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
Комитет по делам записи актов гражданского состояния (далее - Заказчик):;
ООО "Архитектурно-реставрационная мастерская N 1" (далее - Заявитель):;
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 4238-ЭП/23 от 20.02.2023) на действия Заказчика при определении (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по ремонту части помещений и внутридомовых инженерных сетей (холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, канализация) объекта культурного наследия регионального значения "Особняк Спиридонова Н.В.", расположенного по адресу: Санкт-Петербург, ул. Фурштатская, д.58, лит. А (извещение N 0172200000323000006) (далее - Конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении Конкурса размещено 03.02.2023 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0172200000323000006. Начальная (максимальная) цена контракта - 21 585 050,00 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, требования Закона о контрактной системе, и которые выразились следующем: в нарушении правил описания объекта закупки.
Согласно представленным в порядке ч. 1 ст. 106 Закона о контрактной системе возражениям Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, а также сведения, размещенные в ЕИС, подтверждают следующие обстоятельства.
Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
По смыслу ч.ч. 1, 2 и 4 ст. 24 Закона о контрактной системе открытый конкурс в электронной форме является конкурентным способом определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), победителем которого признается участник закупки, который предложил лучшие условия исполнения контракта и заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
Электронный конкурс начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки (ч. 1 ст. 48 Закона о контрактной системе).
В силу п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, заказчик при описании объекта закупки должен обеспечить использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии
Частью 2 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Таким образом, по смыслу ст. 33 Закона о контрактной системе, при формировании Технического задания Заказчику в рамках Закона о контрактной системе предоставлены полномочия по самостоятельному определению размера лота, а также спецификации и параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение услуги именно с такими характеристиками, которые ему необходимы.
Объектом закупки является выполнение работ по ремонту части помещений и внутридомовых инженерных сетей (холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, канализация) объекта культурного наследия регионального значения "Особняк Спиридонова Н.В.", расположенного по адресу: Санкт-Петербург, ул. Фурштатская, д.58, лит.А.
Описание объекта закупки установлено в электронном документе "Приложение_1_Описание_объекта_закупки[3].docx" к извещению об осуществлении закупки и содержит, в том числе, следующе:
"1.10. В ходе производства работ Подрядчик ведет фотофиксацию всех этапов производства работ. По завершению работ Подрядчик предоставляет отчет, содержащий перечень выполненных работ и фотофиксацию. Отчет должен отвечать требованиям, предъявляемым к отчетной документации о выполнении работ по сохранению объекта культурного наследия (приказ Министерства культуры Российской Федерации от 25.06.2015 N 1840 "Об утверждении состава и Порядка утверждения отчетной документации о выполнении работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия, Порядка приемки работ по сохранению объекта культурного наследия и подготовки акта приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия и его формы") (далее - Отчетная документация).
1.11. Отчетная документация должна быть изготовлена и передана Заказчику на бумажном и на электронном носителе.
1.12. Подрядчик обязан направить и утвердить Отчетную документацию в установленный законом срок и в установленном порядке в КГИОП и организовать приемку работ по сохранению объекта культурного наследия в установленном порядке".
По мнению Заявителя, вышеуказанные условия неправомерны включены в описание объекта закупки, так должны выполняться иными лицами.
Из пояснений представителя Заказчика следует, что в соответствии с заданиями от 03.08.2022 N 01-21-2169/22 на ремонт помещений NN 60,67,74,75 (1Н) и от 17.06.2022 N 01-21-1431/22-0-1 на ремонт внутридомовых инженерных систем в границах объекта (холодное, горячее водоснабжение, водоотведение, канализация) объекта культурного наследия регионального значения "Особняк Спиридонова Н.В.", выданными КГИОП, указанные работы должны выполняться на основании выданного КГИОП разрешения.
В соответствии с п. 1.2 Административного регламента по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений по проведению работ по сохранению объектов культурного наследия (далее - ОКН)..., утвержденного распоряжением КГИОП от 22.03.2019 N138-р (в действующей редакции) (далее - Административный регламент), заявителем на получение разрешения на проведение работ по сохранению ОКН является юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющий лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия, т.е. подрядчик.
Согласно форме разрешения (приложение N 6 к Административному регламенту) лицо, которому выдано разрешение, т.е. подрядчик должен в том числе:
- обеспечить научную фиксацию Объекта в процессе проведения работ, дополнительные обмеры, фотографирование до начала работ, в процессе их проведения и после окончания работ (п. 4 инструкции).
- своевременно составлять акты на скрытые работы и этапы работ (п.6 инструкции).
- после окончания действия настоящего разрешения и по окончании выполненных работ представить к приемке работ по сохранению Объекта выполненные работы для оформления Акта приемки выполненных работ по сохранению Объекта (п. 10 инструкции).
Согласно требованиям ст. 45 Федерального закона от 25.06.2022 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" и требованиями Административного регламента в целях получения разрешения КГИОП на проведение ремонтных работ ОКН Заказчик должен заключить договоры на осуществление авторского и технического надзора (расходы на указанные виды работ заложены в сводном сметном расчете - раздел 01-ОС-09/2022 -СМ1 "Сметная документация" проектной документации 01-ОС-09/2022-СП, при этом не учтены в начальной (максимальной) цене контракта рассматриваемого конкурса, т.к. заключаются Заказчиком самостоятельно).
Таким образом, подрядчик, исполнители по договору авторского и технического надзора несут обязанности каждый в своей части, при этом Заказчик обязан оказывать содействие в выполнении работ.
Согласно приказу Министерства культуры Российской Федерации от 25.06.2015 N 1840 "Об утверждении состава и Порядка утверждения отчетной документации о выполнении работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия, Порядка приемки работ по сохранению объекта культурного наследия и подготовки акта приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия и его формы" в состав отчетных материалов входит фотографический альбом, фиксирующий состояние объекта до, во время и после проведения работ по сохранению ОКН.
При проведении работ по сохранению ОКН проводится авторский и технический надзор, основная обязанность по ведению отчетной документации лежит на подрядчике как на лице, получившем разрешение на проведение данных работ.
В силу ч. 5 ст. 42 Закона о контрактной системе любой участник закупки, зарегистрированный в единой информационной системе, вправе направить с использованием электронной площадки заказчику не более чем три запроса о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки при проведении электронного конкурса и электронного аукциона не позднее чем за три дня до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Не позднее одного часа с момента поступления такого запроса оператор электронной площадки направляет его с использованием электронной площадки заказчику. Не позднее двух дней со дня, следующего за днем поступления заказчику запроса о даче разъяснения положений извещения об осуществлении закупки, заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе разъяснение положений извещения об осуществлении закупки с указанием предмета запроса, но без указания участника закупки, от которого поступил такой запрос. Такие разъяснения не должны изменять суть извещения об осуществлении закупки.
В случае, если у участника закупки возникли затруднения в восприятии положений извещения об осуществлении закупки в рассматриваемой части, он был вправе направить соответствующий запрос в рассматриваемой части на предоставление разъяснений положений извещения об осуществлении закупки, однако у Комиссии УФАС отсутствуют доказательства, что Заявителем воспользовался данным правом.
Исходя из изложенного, Комиссией УФАС установлено, что описание объекта закупки определено с соблюдением требований законодательства о контрактной системе.
Таким образом, доводы заявителя не нашли своего подтверждения.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 2, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Архитектурно-реставрационная мастерская N 1" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 28 февраля 2023 г. N 44-572/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.03.2023