Резолютивная часть оглашена
22.02.2023 г. г.о. Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее - Самарское УФАС России) по контролю в сфере закупок в составе:
рассмотрев в порядке, установленном статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Приказом ФАС России от 19 ноября 2014 г. N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", жалобу ООО "ШАХТАСТРОЙ" на действия аукционной комиссии по объекту закупки: Строительство объекта "Строительство инженерной инфраструктуры для комплексной застройки в п. Кириллинский сельского поселения Красный Яр муниципального района Красноярский Самарской области" 1 этап (извещение N 0142200001323001248, начальная (максимальная) цена контракта - 250 414 482,17 руб.),
УСТАНОВИЛА:
В Самарское УФАС России поступила жалоба ООО "ШАХТАСТРОЙ" на действия аукционной комиссии.
В жалобе Заявитель указывает, что отклонение его заявки является неправомерным, поскольку в составе второй части заявки на участие в закупке в качестве подтверждения соответствия заявителя дополнительным требованиям к участникам закупки были представлены документы. Просили признать действия закупочной комиссии незаконными.
Заказчик, Уполномоченный орган против доводов жалобы возражали, представили письменные возражения.
Изучив материалы жалобы, письменные возражения на жалобу, документацию об электронном аукционе, протоколы, заявки участников, проведя в соответствии с ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, Комиссия Самарского УФАС России установила следующее.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию о способе определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Согласно части 1 статьи 49 Закона о контрактной системе электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона.
Пунктом 3 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе установлено, что при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Согласно Извещению о закупке Заказчиком установлены дополнительные требования в соответствии с позицией 8 раздела II приложения к ПП РФ от 29.12.2021 N2571: Наличие у участника закупки следующего опыта выполнения работ: 1) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции линейного объекта, за исключением автомобильной дороги; 2) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции линейного объекта, за исключением автомобильной дороги. Цена выполненных работ по договору, предусмотренному пунктом 1 настоящей графы настоящей позиции, цена выполненных работ, предусмотренных пунктом 2 настоящей графы настоящей позиции, должна составлять: не менее 50 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), если начальная (максимальная) цена контракта не превышает 100 млн. рублей; не менее 40 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), если начальная (максимальная) цена контракта составляет или превышает 100 млн. рублей, но не превышает 500 млн. рублей; не менее 30 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), если начальная (максимальная) цена контракта составляет или превышает 500 млн. рублей. Информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям: в случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 1 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции: 1) исполненный договор; 2) акт приемки объекта капитального строительства, а также акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ, если акт приемки объекта капитального строительства не содержит цену выполненных работ; 3) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых такое разрешение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности) или решение о технической готовности линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации. В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 2 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции: 1) раздел 11 "Смета на строительство объектов капитального строительства" проектной документации; 2) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию или решение о технической готовности линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации.
Согласно Протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 14.02.2023 NИЭА1 заявка ООО "ШАХТАСТРОЙ" признана несоответствующей: п. 3 ч. 12 ст. 48 44-ФЗ - несоответствие участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с ч. 2 ст. 31 44-ФЗ несоответствие участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с ч. 2 ст. 31 44-ФЗ (в подтверждение опыта в соответствии с дополнительными требованиями, установленным в соответствии с ч.2 ст.31 Федерального закона N 44-ФЗ приложено соглашение о выделении субсидий).
Установлено, что заявителем в составе второй части заявки было представлено в том числе соглашение на предоставление субсидии на финансовое обеспечение расходов по оказанию гуманитарной помощи, связанной со строительством защитных водоотливных комплексов, обеспечивающих безопасность действующий шахт юго-восточных районов Донецкой и Луганской областей Украины.
Вместе с тем, Комиссией Самарского УФАС России установлено, что представленное участником закупки Соглашение не соответствует требованиям Постановления Правительства РФ N2571, не содержит перечень и объем работ, ввиду чего не представляется возможным сопоставить приложенные Участником закупки акты с Соглашением.
Таким образом, действия Единой комиссии по отклонению заявки ООО "ШАХТАСТРОЙ" не противоречат законодательству о контрактной системе.
Исходя из вышеизложенного, жалоба заявителя признается Комиссией Самарского УФАС России необоснованной.
Вместе с тем, в ходе проведения внеплановой проверки Комиссией Самарского УФАС России установлено, что в Проекте сметы контракта Заказчику необходимо выполнение следующих видов работ: Подготовительные работы (1 этап), Автомобильная дорога (1 этап), Наружные сети водоснабжения (1 этап), Наружное освещение (1 этап), Устройство строительной площадки (1 этап).
В соответствии с п.1 ч.1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Таким образом, Заказчиком объединены в один лот работы по автодороге, водоснабжению, наружному освещению, поскольку объединение вышеназванных работ и услуг в один лот приводит к необоснованному ограничению количества участников закупки, поскольку указанные работы, услуги образуют разные товарные рынки и не имеют функциональную и технологическую связь между собой.
Объединение вышеназванных работ и услуг в один лот исключает возможность участия в закупке субъектов, обладающих опытом выполнения работ по водоснабжению, наружного освещения, и не обладающих опытом работ по строительству автомобильной дороги, и наоборот, что неизбежно ведет к отказу от участия в закупке лиц, имеющих лишь часть требуемого опыта, что приводит к нарушению принципа равнодоступности при проведении закупки, исключает возможность участия в закупке отдельных участников рынка, ограничивает возможность соперничества.
Таким образом, данное нарушение со стороны Заказчика приводит к необоснованному ограничению количества участников закупки и свидетельствует о неправомерном формировании закупки (Решение N А40-196378/22-93-1523 Арбитражного суда города Москвы).
В свою очередь объединение различных видов работ в одном контракте не позволяет надлежащим образом исполнить требования ч.2 ст. 31 Закона о контрактной системе, поскольку Постановлением Правительства РФ N2571 установлены разные требования к разным видам работ в том числе, применительно к настоящей закупке - позиция 17 раздела 3 "Работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильной дороги". Так, работы по строительству автомобильной дороги составляют большую часть работ по закупке, однако дополнительные требования в соответствии с позицией 17 раздела 3 в Извещении не установлены.
Учитывая изложенное, Комиссия Самарского УФАС России приходит к выводу, что вышеуказанные действия Заказчика, Уполномоченного органа нарушают п.1 ч.1 ст. 33, ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, предусмотренные ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
Руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Самарского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ШАХТАСТРОЙ" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушение п.1 ч.1 ст. 33, ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе.
3. Предписание не выдавать, поскольку закупка не состоялась.
4. Передать материалы жалобы для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по ч.4.2 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 1 марта 2023 г. N 43-6904-23/4
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.03.2023