В соответствии с приказом Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области от 15.02.2023 N 16 Комиссией Мурманского УФАС (далее в том числе - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии Мурманского УФАС России:
Ворониной К.Ф. - врио заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области,
Членов Комиссии Мурманского УФАС России:
Гребенюковой М.Е. - заместителя начальника отдела контроля торгов Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области,
Неплюевой А.В. - главного специалиста-эксперта отдела контроля торгов Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области,
при участии:
представителя Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения N14 - Барышниковой М.В. (по доверенности),
представителя Комитета по конкурентной политике Мурманской области - Ульяновской А.А. (по доверенности);
без участия представителя ООО "Медицинский центр Феникс", уведомленного о времени и месте заседания надлежащим образом,
проведена внеплановая проверка соблюдения требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) Заказчиком - Муниципальным бюджетным образовательным учреждением N14 и Комитетом по конкурентной политике Мурманской области при проведении закупки на оказание услуг по проведению периодического медицинского осмотра (ИМЗ-2023-000432).
Проверка начата 22 февраля 2023 года, окончена 01 марта 2023 года.
Внеплановая проверка проведена в соответствии с частями 3 и 15 статьи 99 Закона о контрактной системе.
Поводом для проведения внеплановой проверки послужило обращение ООО "Медицинский центр Феникс". Согласно доводам жалобы, Заявитель полагает, что в нарушение требований законодательства, участник закупки - ООО "МЕДЕФ" необоснованно был признан Заказчиком победителем торгов, поскольку не наделен правом осуществлять медицинскую деятельность в г. Оленегорск и г. Мончегорск.
По итогам внеплановой проверки Комиссия Мурманского УФАС России не установила факт нарушения заказчиком Закона о контрактной системе ввиду следующего.
В силу части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Частью 1 статьи 93 Закона о контрактной системе установлены случаи, при которых заказчик вправе осуществить закупку у единственного поставщика.
Частью 2 статьи 15 Федерального закона от 08.03.2022 N 46-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 46-ФЗ) установлено, что решением высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации в дополнение к случаям, предусмотренным частью 1 статьи 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", могут быть установлены иные случаи осуществления закупок товаров, работ, услуг для государственных и (или) муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в целях обеспечения нужд соответствующего субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд муниципальных образований, находящихся на его территории, а также определен порядок осуществления закупок в таких случаях.
Подпунктом "а" пункта 1 Постановления Правительства Мурманской области N190-ПП "Об установлении случаев осуществления закупок товаров, работ, услуг у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в целях обеспечения нужд Мурманской области" установлено, что до 31 декабря 2023 года включительно в дополнение к случаям, предусмотренным частью 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", заказчик вправе осуществить закупку товаров, работ, услуг у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - закупка) в целях обеспечения нужд Мурманской области в случае закупки товаров, работ, услуг на сумму, не превышающую два миллионов рублей, с использованием торговой площадки "Закупки Мурманской области".
Закупка у единственного поставщика не является конкурентным способом закупки. В соответствии с частью 3 статьи 93 Закона о контрактной системе извещения о закупке у единственного поставщика не подлежит публикации в Единой информационной системе в сфере закупок.
Вышеуказанные закупки проводятся Комитетом по конкурентной политике в соответствии с регламентом работы на Торговой площадке "Закупки Мурманской области".
Комитет по конкурентной политике Мурманской области осуществляет свою деятельность в соответствии с Положением о комитете по конкурентной политике Мурманской области, утвержденным постановлением Правительства Мурманской области от 19.12.2013 N 747-ПП (далее - Положение).
В соответствии с подпунктом 2.2.17 раздела 2 Положения Комитет является оператором автоматизированной информационной системы управления закупками Мурманской области "WEB-Торги" (далее - АИС), одним из модулей которой является Торговая площадка "Закупки Мурманской области" (далее - ТП ЗМО), прежнее название - торговая площадка "Малые закупки".
Извещение с номером ИМЗ-2023-00432 на оказание услуг по проведению периодического медицинского осмотра было размещено на ТП ЗМО 23.01.2023.
Заказчик: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение N 14.
Начальная (максимальная) цена договора: 673 077,00 рублей.
Основания проведения закупки: часть 2 статьи 15 Закона N 46-ФЗ.
Дата и время начала срока подачи заявок: 23.01.2023 16:30:00.
Дата и время окончания срока подачи заявок: 26.01.2023 09:00:00.
Требования к составу извещения указаны в подпункте 6.1.1 пункта 6.1 раздела 6 Регламента, который не содержит запрета на установление дополнительных требований. Заказчики самостоятельно с учетом специфики закупаемых товаров, работ, услуг устанавливают к ним требования, а также (при необходимости) дополнительные требования к участникам (не противоречащие действующему законодательству).
Согласно извещению об осуществлении закупки установлены требования к документам, подтверждающим соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона 44-ФЗ, а именно:
- наличие у исполнителя действующей лицензии на осуществление медицинской деятельности (в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2001 N 99 "О лицензировании отдельных видов деятельности").
В соответствии с подпунктом 6.3.4 пункта 6.3 раздела 6 Регламента заказчик отклоняет заявку на участие в закупки в случаях, если заявка не соответствует требованиям, установленным в извещения о закупке или предложенная в заявке цена товара (работы, услуги) превышает начальную (максимальную) цену контракта, цену единицы товара (работы, услуги), указанную в извещении о закупке. Отклонение заявки на участие в закупке по иным основаниям не допускается.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на закупку и определения победителя от 20.10.2022 N П-ИМЗ-2023-00432-412 на участие в закупке поступило две заявки.
По результатам рассмотрения заявок победителем закупки было признано ООО "Медеф".
Победителем предоставлена лицензия N ЛО-78-01-011376 от 16.12.2022 и документы, подтверждающие наличие мобильной медицинской бригады".
В соответствии с пунктом 46 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ) медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "С") подлежит лицензированию.
В соответствии с частью 1 статьи 18 Закона N 99-ФЗ лицензия подлежит переоформлению в случаях реорганизации юридического лица в форме преобразования, изменения его наименования, адреса места нахождения, а также в случаях изменения места жительства, имени, фамилии и (в случае, если имеется) отчества индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность, адресов мест осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем лицензируемого вида деятельности, перечня выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, изменения в соответствии с нормативным правовым актом Российской Федерации наименования лицензируемого вида деятельности, перечней работ, услуг, которые выполняются, оказываются в составе конкретных видов деятельности, если необходимость переоформления лицензии определена этим нормативным правовым актом.
Из совокупности положений статьи 18 Закона N99-ФЗ следует установление законодателем запрета на осуществление лицензируемого вида деятельности по адресу, не указанному в лицензии, до того момента, как будет переоформлена лицензия.
Постановлением Правительства РФ от 01.06.2021 N 852 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" утверждено Положение о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") (далее - Положение N852).
Пунктом 11 Положения N 852 установлено, что при намерении лицензиата осуществлять медицинскую деятельность по адресу места ее осуществления, не указанному в лицензии, либо выполнять новые работы (услуги), составляющие медицинскую деятельность, в заявлении о внесении изменений в реестр лицензий указывается новый адрес либо сведения о новых работах (услугах) и представляются предусмотренные пп. а-е п. 8 Положения сведения (документы).
В приложении к Положению N 852 установлен перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, согласно которому к таким работам (услугам) относятся медицинские осмотры (предварительные, периодические), медицинские осмотры (предполётные, послеполётные), медицинские осмотры (предсменные, предрейсовые, послесменные, послерейсовые), медицинские осмотры профилактические.
Согласно абзацу первому пункту 11 Положения N 852 при намерении лицензиата осуществлять медицинскую деятельность по адресу, не указанному в реестре лицензий, и (или) выполнять работы (услуги), составляющие медицинскую деятельность, не предусмотренные реестром лицензий, в заявлении о внесении изменений в реестр лицензий указываются этот адрес и (или) работы (услуги), которые лицензиат намерен выполнять, а также соответствующие сведения (документы), предусмотренные пунктом 8 этого же Положения.
Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 19.08.2021 N 866н утверждён Классификатор работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность.
Пунктом 3 указанного Классификатора установлены виды работ (услуг), оказываемых скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощью в амбулаторных условиях, то есть вне медицинской организации.
Медицинские осмотры в таком перечне отсутствуют.
Вместе с тем, абзац 2 пункта 11 Положения N 852 допускает выполнение работ (услуг), предусмотренных вышеупомянутым приложением к рассматриваемому Положению, может осуществляться лицензиатом, в структуре которого организована мобильная медицинская бригада для оказания первичной медико-санитарной помощи населению, проведения профилактического медицинского осмотра, диспансеризации по месту нахождения мобильной медицинской бригады, не указанному в реестре лицензий в качестве адреса (адресов) места осуществления медицинской деятельности, и не требует внесения изменений в реестр лицензий. Однако само по себе наличие данной нормы не означает безусловное право неограниченного круга лиц проводить по своему усмотрению медицинские осмотры в пределах территории Российской Федерации без наличия на то фактических обстоятельств, действительно предоставляющих такое право конкретному лицу и подтверждающих реальную возможность оказания им соответствующих услуг, то есть действительно способного это выполнить.
Прежде всего, из рассматриваемого абзаца 2 пункта 11 Положения N 852 следует, что потенциальный выездной исполнитель соответствующей медицинской услуги должен иметь мобильную медицинскую бригаду, при этом она должна быть организована именно в структуре этого исполнителя.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 15.05.2012 N 543н утверждено Положение об организации оказания первичной медико-санитарной помощи, приложением N 8 к которому являются Правила организации деятельности мобильной медицинской бригады, где предусмотрено следующее.
Названные Правила устанавливают порядок организации деятельности мобильной медицинской бригады (пункт 1). Мобильная медицинская бригада организуется в структуре медицинской организации (ее структурного подразделения), оказывающей первичную медико-санитарную помощь, для проведения профилактического медицинского осмотра, диспансеризации и оказания первичной медико-санитарной помощи населению, в том числе жителям населенных пунктов с преимущественным проживанием лиц старше трудоспособного возраста либо расположенных на значительном удалении от медицинской организации и (или) имеющих плохую транспортную доступность с учетом климато-географических условий (пункт 2).
Состав мобильной медицинской бригады формируется руководителем медицинской организации (ее структурного подразделения) из числа врачей и медицинских работников со средним медицинским образованием, исходя из цели ее формирования и возложенных задач, с учетом имеющихся медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, медико- демографических особенностей территории обслуживания медицинской организации, ее кадрового и технического потенциала, а также половозрастной, социальной структуры населения и его потребности в отдельных видах (по Профилю) медицинской помощи (включая вопросы индивидуальной и групповой профилактики неинфекционных заболеваний, обучение населения правилам оказания первой помощи, консультирование по вопросам ведения здорового образа жизни) (пункт 3).
Работа мобильной медицинской бригады осуществляется в соответствии с планом, утвержденным руководителем медицинской организации, в составе которой она организована (пункт 4).
При этом в силу пункта 6 рассматриваемых Правил, мобильная медицинская бригада в целях выполнения функций, указанных в пункте 2 этих же Правил, обеспечивается комплексами передвижными медицинскими. Оснащение мобильных медицинских бригад осуществляется в соответствии со стандартом оснащения мобильной медицинской бригады согласно приложению N 24 к вышеназванному Положению от 15.05.2012 N 543н, куда применительно к настоящему делу разделами 1, 2 приложения N 24 включено 35 наименований медицинских изделий, а в общем количестве 36 единиц.
Кроме того, то же приложение N 24 требует иметь комплексы передвижные медицинские, оснащенные средством радиосвязи и мобильным абонентским комплектом автоматизированной навигационно-диспетчерской системы управления с возможностью использования глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС и GPS и возможностью подачи сигнала тревоги.
Комплексы передвижные медицинские размещаются на базе: колесных транспортных средств (автомобили, прицепы и полуприцепы); транспортных средств повышенной проходимости (снегоболотоходы, транспортные средства на воздушной подушке, иные); водных транспортных средств; воздушных транспортных средств (самолеты, вертолеты); железнодорожных транспортных средств.
Следовательно, заявка ООО "Медеф" правомерно допущена Заказчиком до участия в аукционе, поскольку лицензия ООО "Медеф" N ЛО-78-01-011367 от 16.12.2020 в совокупности с наличием сформированной мобильной медицинской бригады подтверждают возможность и реальную способность организовать прохождение медицинских осмотров в соответствии с требованиями законодательства.
Таким образом, Заказчик при осуществлении закупок действовал в соответствии с положениями Регламента.
На основании вышеизложенного, доводы заявителя не нашли своего подтверждения.
Руководствуясь постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений", Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать действия Заказчика - Муниципального бюджетного образовательного учреждения N14 и Комитета по конкурентной политике Мурманской области при проведении закупки на оказание услуг по проведению периодического медицинского осмотра (ИМЗ-2023-000432), соответствующими требованиям законодательства о контрактной системе.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
Мурманского УФАС России: К.Ф. Воронина
Члены Комиссии Мурманского УФАС России: М.Е. Гребенюкова
А.В. Неплюева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области от 1 марта 2023 г. N 051/06/99-69/2023 (ключевые темы: товар. работа. услуга. - медицинские организации - медицинская деятельность - первичная медико-санитарная помощь - внеплановая проверка)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.03.2023