Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Кировского УФАС России) в составе:
Зам. председателя комиссии:
- заместителя руководителя - начальника отдела КЗ Кировского УФАС России;
Членов комиссии:
- ведущего специалиста-эксперта отдела КЗ Кировского УФАС России;
- ведущего специалиста-эксперта отдела КЗ Кировского УФАС России;
при участии посредством ВКС:
- представителей ООО "Эр Оптикс" по доверенности,
рассмотрев жалобу ООО "Эр Оптикс",
У С Т А Н О В И Л А:
14.02.2023 года в Единой информационной системе размещена жалоба ООО "Эр Оптикс" на действия Заказчика - КОГКБУЗ "Центр онкологии и медицинской радиологии" при проведении электронного аукциона на поставку медицинского оборудования (Микроскоп оптический) (извещение 0340200003323001182).
Заявитель сообщает, что Заказчиком нарушены требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) при формировании извещения об осуществлении закупки, поскольку при осуществлении закупки товара Заказчик использовал код ОКПД2 26.70.22.150 ("Микроскопы оптические"), вместо кода КТРУ: 26.70.22.150-00000033 - микроскоп оптический, который имеет обязательное описание товара, необходимое для формирования технического задания закупки, в связи с чем Заказчиком нарушены п. 4,5 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145, ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе. В подтверждение своего довода представлена таблица, содержащая сравнение обязательных характеристик, указанных в КТРУ по позиции 26.70.22.150-00000033 и установленных в описании объекта закупки Заказчика.
Кроме того, указывает, что включение Заказчиком в извещение требований к закупаемому товару (назначение: операционный микроскоп для нейро- и сосудистой хирургии, оториноларингологии; возрастная группа пациентов: все возрастные группы; тип оборудования: мобильный; устройство автоматической фокусировки; система вакуумного зачехления; источник света: светодиодный; сенсорная панель управления микроскопом и функционалом видеосистемы; встроенный WLAN адаптер с возможностью подключения к больничной сети для обмена данными; рабочее расстояние минимальное, мм; рабочее расстояние максимальное, мм; диоптрийная коррекция окуляров хирурга, дптр.; увеличение окуляров, крат; увеличение микроскопа максимальное, крат; диагональ сенсорной панели управления, дюймы), которые свидетельствуют о его конкретном производителе, в отсутствие специфики использования такого товара, является нарушением положений статьи 33 Закона о контрактной системе. При формировании описания объекта закупки, Заказчик должен исходить не из количества возможных участников, а из возможности предложить продукцию нескольких производителей. Считает, что при формировании технического задания Заказчиком были установлены требования, которые в совокупности отвечают единственному товару одного производителя, - Микроскоп операционный Tivato 700 производства "Карл Цейсс Медитек АГ" (РЗН 2022/16918 от 15.04.2022). В качестве подтверждения своего довода представлена сравнительная таблица, содержащая 14 характеристик, установленных в описании объекта закупки Заказчика, с указанием соответствия/несоответствия характеристик четырем моделям микроскопов.
Указывает, что в адрес Заказчика был подан запрос о разъяснении положений документации, в котором указывалось на то, что характеристики объекта закупки соответствуют товару одного производителя, ставились вопросы об обоснованности того или иного параметра, которые остались без ответа. Таким образом, заказчик проигнорировал запрос, не ответив по существу, тем самым нарушил требования ч. 5 ст. 42 Закона о контрактной системе.
Отмечает, что Заказчиком нарушены требования Закона о контрактной системе при определении и обосновании начальной (максимальной) цены контракта.
Рассмотрение жалобы назначено на 20.02.2023 г., информация размещена в Единой информационной системе в сфере закупок на официальном сайте www.zakupki.gov.ru. В соответствии с п. 1 ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе стороны о времени, дате и месте заседания Комиссии извещены надлежащим образом.
Заказчик письменно пояснил, что Заказчику необходим микроскоп с кодом ОКПД 2 26.70.22.150 по которому поиск в КТРУ выдает 104 записи. При этом по наименованию "Микроскоп оптический" поиск в КТРУ выдает 3 записи. Так позиция КТРУ 26.70.22.150-00000033 содержит общие характеристики для позиций КТРУ: 26.70.22.150-00000030, 26.70.22.150-00000031, 26.70.22.150-00000032. При этом, в отсутствие необходимых обязательных характеристик соответствующее предмету закупки и техническим характеристикам закупаемого товара Заказчик не мог применить КТРУ 26.70.22.150-00000033 и осуществил закупку в соответствии с п.7 Правил использования КТРУ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 г. N145.
Сообщает, что потребность Заказчика в соответствующих характеристиках определена объективными причинами. При этом развернутые формулировки, чем будет не выгодно наличие заявленных в описании объекта закупки Заказчиком характеристик товара и оспариваемых Заявителем, в материалы дела не представлено. Доводы, изложенные Заявителем, не имеют объективного характера, а являются попыткой начать переговоры относительно изменения технических характеристик закупки и получения возможности подать заявку на участие в торгах с предложением товаров, иных по своим свойствам и характеристикам, нежели те, потребность в которых испытывает Заказчик. Заказчик не имеет возможности и не должен устанавливать требования к товарам, которые удовлетворяли бы всех возможных участников размещения Закупки.
Указывает, что разъяснения размещены Заказчиком в срок, установленный Законом о контрактной системе, без изменения сути извещения об осуществлении закупки.
Отмечает, что обоснование начальной (максимальной) цены контракта произведено в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе проводится внеплановая проверка.
Изучив представленные документы, заслушав доводы Заявителя, Комиссия Кировского УФАС России приходит к следующим выводам.
07.02.2023 года на официальном сайте закупок zakupki.gov.ru размещено извещение N 0340200003323001182 о проведении электронного аукциона на поставку медицинского оборудования (Микроскоп оптический). Начальная (максимальная) цена контракта - 11 330 780,00 руб.
Относительно доводов Заявителя о неприменении Заказчиком при описании объекта закупки характеристик КТРУ, установлено следующее.
Согласно Техническому заданию (описание объекта закупки) к поставке требуется микроскоп оптический в количестве 1 шт., код ОКПД 26.70.22.150, с указанием более 50 функциональных, технических, качественных, эксплуатационных характеристик и их значений, в том числе следующих характеристик:
Функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара и их значения, которые не подлежат изменению участником закупки* |
Функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара (единицы измерения) ** |
Минимальные и (или) максимальные значения характеристик товара |
Назначение: операционный микроскоп для нейро- и сосудистой хирургии, оториноларингологии |
|
|
Возрастная группа пациентов: все возрастные группы |
|
|
Тип оборудования: мобильный |
|
|
Функциональные характеристики: |
|
|
Микроскоп |
|
|
Тубус бинокулярный хирурга с изменяемым углом наклона |
|
|
Стереосистема наблюдения для ассистента для работы сбоку (справа/слева) |
|
|
Устройство автоматической балансировки |
|
|
Система вакуумного зачехления |
|
|
Напольный штатив |
|
|
Источник света: светодиодный |
|
|
Видеосистема |
|
|
Сенсорная панель управления микроскопом и функционалом видеосистемы |
|
|
Встроенный WLAN адаптер с возможностью подключения к больничной сети для обмена данными |
|
|
Качественные характеристики: |
|
|
|
Рабочее расстояние минимальное, мм |
Не более 200 |
|
Рабочее расстояние максимальное, мм, |
Не менее 600 |
|
Диоптрийная коррекция окуляров хирурга, дптр. |
от +5 до -8 |
|
Увеличение окуляров, крат |
Не менее 12,5 |
|
Увеличение микроскопа минимальное, крат |
Не более 1,5 |
Видеосистема |
|
|
|
Диагональ сенсорной панели управления, дюймы |
Не менее 24 |
Частью 1 статьи 12 Закона о контрактной системе установлено, что государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Следовательно, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупок, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективности и результативности обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В силу ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок.
Во исполнение данной нормы принято Постановление Правительства РФ N 878 от 10.07.2019 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации".
Код ОКПД 2 - 26.70.2 включен в Перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный Постановлением Правительства РФ N 878 от 10.07.2019.
В соответствии извещением об осуществлении закупки установлено ограничение допуска отдельных видов радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств (в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 878 от 10.07.2019).
В силу ч. 5 ст. 23 Закона о контрактной системе формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
Согласно ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ N 145 от 08.02.2017 г. утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок КТРУ и Правила использования КТРУ (далее - Правила).
Согласно п. 4 Правил заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
В силу п.п. а) п. 5 Правил вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев, в том числе осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств.
Согласно п. 7 Правил в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона.
Соответственно, заказчик при осуществлении закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, вправе включить в описание объекта закупки такие характеристики и требования, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе с указанием кода такого товара, работы, услуги согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) 26.70.22.150.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик в описании объекта закупки указывает функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающуюся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Техническое задание электронного аукциона содержит функциональные, технические и качественные характеристики закупаемого товара, максимальные и (или) минимальные значения показателей, не противоречат характеристикам ГОСТ, позволяют определить соответствие закупаемых товаров установленным заказчиком требованиям. В нем отсутствуют требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, что свидетельствует о соблюдении Заказчиком требований ст. 33 Закона о контрактной системе.
Согласно информации, размещенной в Единой информационной системе в сфере закупок, Каталог товаров, работ, услуг содержит 3 записи в отношении "Микроскоп оптический". Заявитель сообщает о необходимости применения кода КТРУ: 26.70.22.150-00000033, который имеет ряд обязательных характеристик.
Вместе с тем, позиции КТРУ с наименованием "Микроскоп оптический" содержат характеристику - "область применения" со значением - "лабораторный и исследовательский/ металлографический/ поляризационный/ портативный/ учебный"; по позициям КТРУ: 26.70.22.150-00000030, 26.70.22.150-00000031 и 26.70.22.150-00000033 установлено 26 характеристик; по позиции КТРУ: 26.70.22.150-00000032 установлено 25 характеристик.
Заказчик письменно пояснил, что использование имеющихся кодов в КТРУ невозможно, ввиду несоответствия имеющегося в каталоге описания, необходимым Заказчику характеристикам, которые позволяют обеспечить соответствие закупаемого оборудования потребностям Заказчика, а также в связи с отсутствием позиции КТРУ, которая отвечала бы назначению закупаемого Заказчиком товара (операционный микроскоп для нейро- и сосудистой хирургии, оториноларингологии).
На основании ч. 4 ст. 106 Закона о контрактной системе участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы.
В силу вышеуказанной нормы обязанность доказывания нарушения Заказчиком своих прав и законных интересов лежит на подателе жалобы. Заявителем в составе жалобы представлена таблица, содержащая сравнение обязательных характеристик, указанных в КТРУ по позиции 26.70.22.150-00000033 и установленных в описании объекта закупки Заказчика. Согласно представленной таблице Заявитель указывает, что из 8 характеристик, указанных в КТРУ по позиции 26.70.22.150-00000033, Заказчиком применены 3 характеристики, значение которых не соответствует позиции КТРУ (минимальное увеличение, крат; способ наблюдения; тип осветлителя), остальные обязательные характеристики Заказчиком не использованы (наличие измерительной головки; область применения; поле изображения; строение оптической схемы; тип оптической схемы).
Таким образом, Заявителем указано о применении в техническом задании Заказчика только 3 характеристик из позиции КТРУ, содержащей более 20 характеристик, при этом, доказательств соответствия остальных характеристик техническому заданию, Заявителем в материалы дела не представлено, а также не представлены документы и сведения, свидетельствующие о нарушении Заказчиком правил описания объекта закупки. Кроме того, Заявителем не доказано отсутствие у Заказчика соответствующей потребности в установленных характеристиках.
Исходя из того, что в каталоге товаров, работ, услуг отсутствует код КТРУ, который соответствовал бы потребности Заказчика с необходимой областью применения, а ограничения Постановления Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 распространяются исключительно на те характеристики оборудования, которые установлены в соответствии с позицией КТРУ, описание объекта закупки, в том числе включение дополнительных характеристик, осуществляется заказчиком на основании ст. 33 Закона о контрактной системе и не противоречит требованиям действующего законодательства.
Довод Заявителя не обоснован.
Относительно довода об установлении характеристик закупаемого товара, соответствующих единственному производителю, установлено следующее.
Исходя из правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, отраженной в Постановлениях от 28.12.2010 N 11017/10, от 29.01.2013 N 11604/12, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого крута участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Как указано в Обзоре судебной практики, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017, указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки (пункт 1) ровно до того момента, пока включение заказчиком в аукционную документацию требований к закупаемому товару не станет свидетельствовать о его конкретном производителе в отсутствие специфики использования такого товара (пункт 2).
Согласно Определению Верховного Суда РФ от 30.12.2021 N 306-ЭС21-25954 по делу N А65-29493/2020 возможность устанавливать параметры необходимого к поставке товара, исходя из своих потребностей, является законодательно закрепленным правом заказчика, а потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований. Заказчик вправе включить в документацию об аукционе в электронной форме такие качественные, технические и функциональные характеристики товаров, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных функций. При этом заказчик вправе детализировать предмет закупок.
Предметом закупки является поставка товара (микроскоп оптический), а не его производство. В соответствии со статьей 506 Гражданского кодекса РФ в качестве поставщика по договору поставки может выступать как непосредственно сам производитель, так и иное лицо, закупающее товары для дальнейшей передачи.
Таким образом, отсутствие у лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям Заказчика, не свидетельствует о нарушении Заказчиком прав этих лиц, а также ограничении Заказчиком числа участников торгов.
Заказчик при планировании и осуществлении закупок должен исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
При подготовке извещения об осуществлении закупки Заказчиком было получено 4 коммерческих предложения от различных юридических лиц для формирования НМЦК, что свидетельствует об отсутствии ограничения количества участников закупки.
Указанная выше позиция подтверждается сложившейся судебной практикой (дела N А11-15561/2019, N А11-955/2019, Постановления Арбитражного суда Волго-Вятского округа по делам N А29-11764/2020, N А11-15561/2019, N А43-15300/2020).
Таким образом, описание объекта закупки составлено Заказчиком в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе, с учетом потребности и специфики оказания медицинской помощи.
Относительно довода о том, что Заказчик проигнорировал запрос участника закупки о разъяснении извещения о закупке, установлено следующее.
Согласно ч. 5 ст. 42 Закона о контрактной системе любой участник закупки, зарегистрированный в единой информационной системе, вправе направить с использованием электронной площадки заказчику не более чем три запроса о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки при проведении электронного конкурса и электронного аукциона не позднее чем за три дня до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Не позднее одного часа с момента поступления такого запроса оператор электронной площадки направляет его с использованием электронной площадки заказчику. Не позднее двух дней со дня, следующего за днем поступления заказчику запроса о даче разъяснения положений извещения об осуществлении закупки, заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе разъяснение положений извещения об осуществлении закупки с указанием предмета запроса, но без указания участника закупки, от которого поступил такой запрос. Такие разъяснения не должны изменять суть извещения об осуществлении закупки.
13.02.2023 г. в единой информационной системе в сфере закупок размещено разъяснение положений извещения о закупке, согласно которому Заказчик указывает на положения ч. 1 ст. 1, п.1 ч. 1 ст. 33, ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, указывает, что техническое задание сформировано в соответствии с потребностями Заказчика.
Вместе с тем Комиссия Кировского УФАС России приходит к выводу, что указанные разъяснения не противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в связи с чем довод Заявителя не обоснован.
Относительно довода о неправомерном определении и обосновании начальной (максимальной) цены контракта, установлено следующее.
В силу п. 2 ч. 2 ст. 42 извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать обоснование начальной (максимальной) цены контракта. Заказчик, осуществляющий деятельность на территории иностранного государства, также указывает информацию о валюте, используемой для определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, для оплаты поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги, и порядок применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 22 Закона о контрактной системе начальная (максимальная) цена контракта и в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются и обосновываются заказчиком посредством применения следующего метода или нескольких следующих методов:
1) метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка);
2) нормативный метод;
3) тарифный метод;
4) проектно-сметный метод;
5) затратный метод.
Согласно ч. 2 ст. 22 Закона о контрактной системе метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) заключается в установлении начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), на основании информации о рыночных ценах идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг.
Таким образом, Извещение о проведении электронного аукциона должно содержать обоснование начальной (максимальной) цены контракта, соответствующее предмету закупки.
Извещение об осуществлении закупки содержит обоснование НМЦК, что соответствует п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта установлен ст. 22 Закона о контрактной системе.
В соответствии п. 3 ч. 8 ст. 99 Закона о контрактной системе органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль (за исключением контроля, предусмотренного частью 10 настоящей статьи) в отношении определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги.
Согласно п. 2 ч. 9 ст. 99 Закона о контрактной системе контроль в сфере закупок в соответствии с частью 8 настоящей статьи осуществляется в соответствии с порядком, предусмотренным бюджетным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, в целях установления законности составления и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в отношении расходов, связанных с осуществлением закупок, достоверности учета таких расходов и отчетности в соответствии с настоящим Федеральным законом, Бюджетным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации органом государственного финансового контроля, являющимся органом (должностными лицами) исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в отношении закупок для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации.
Таким образом, у Комиссии Кировского УФАС России отсутствуют полномочия по рассмотрению довода жалобы относительно обоснования начальной (максимальной) цены контракта.
На основании изложенного, в соответствии со ст. 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия Кировского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
1. Признать необоснованной жалобу ООО "ЭР ОПТИКС" на действия Заказчика - КОГКБУЗ "Центр онкологии и медицинской радиологии" при проведении электронного аукциона на поставку медицинского оборудования (Микроскоп оптический) (извещение 0340200003323001182).
2. Перенаправить жалобу в орган внутреннего финансового контроля в части довода о неправомерном обосновании начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с ч. 9 ст. 106 ФЗ от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента его принятия.
Зам. председателя комиссии
Члены комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области от 20 февраля 2023 г. N 043/06/106-129/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.02.2023