Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе:
в отсутствие представителей Администрации местного самоуправления Бесланского городского поселения Правобережного района Республики Северная Осетия - Алания (далее - АМС г.Беслан, Заказчик), а также индивидуального предпринимателя Т надлежащим образом уведомленных о времени и месте рассмотрения жалобы,
рассмотрев в порядке статей 99 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) жалобу ИП Т на действия муниципального заказчика - АМС г.Беслан при осуществлении закупки работ по озеленению, выкашиванию газонов, валке и обрезке деревьев на территории г.Беслан в 2023 году (открытый конкурс в электронной форме N0310200000323000108, далее - Конкурс)
УСТАНОВИЛА:
16 февраля 2023 года в Северо-Осетинское УФАС России поступила жалоба ИП Т на действия АМС г.Беслан при проведении Конкурса.
Заявитель считает, что Извещение о проведении Конкурса не соответствует требованиям Закона о контрактной системе, поскольку не содержит дополнительного требования к участникам рассматриваемой закупки, предусмотренного позицией 9 Приложения к постановлению Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N2571 "О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" о наличии у участника закупки опыта исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории.
При этом, по мнению Заявителя, закупаемые в рамках рассматриваемого Конкурса работы, относятся к благоустройству территорий.
Не согласившись с доводами жалобы АМС г.Беслан представило в материалы дела письменные возражения.
Изучив представленные материалы, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок провела внеплановую проверку закупки и пришла к следующим выводам:
31 января 2023 года в на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" https://zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) Управлением Республики Северная Осетия - Алания по проведению закупок для государственных нужд (далее - Управление РСО-Алания), как уполномоченным органом, было размещено извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме N0310200000323000108 на выполнение работ по озеленению, выкашиванию газонов, валке и обрезке деревьев на территории г.Беслан в 2023 году с начальной (максимальной) ценой контракта 14 006 220,00 руб. (далее - Извещение), в том числе описание объекта закупки и проект контракта.
Согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, участникам отдельных видов закупок дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N2571 установлены дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, отдельных видов закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - 2 ПП РФ от 29.12.2021 N2571, Дополнительные требования N2571).
Подпунктом "а" пункта 2 ПП РФ от 29.12.2021 N2571 установлено, что позиции 6 - 13, 17 и 18 приложения применяются в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей
Пунктом 9 Дополнительных требований N2571 предусмотрены дополнительные требования к участникам закупок работ по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории о наличии у участника закупки следующего опыта выполнения работ:
1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории;
2) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства
(в том числе линейного объекта);
3) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства
(в том числе линейного объекта).
Цена выполненных работ по договорам, предусмотренных пунктами 1 или 2 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции Дополнительных требований N2571, цена выполненных работ, предусмотренных пунктом 3 графы "Информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям" настоящей позиции Дополнительных требований N2571, должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям настоящей позиции Дополнительных требований N2571:
в случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 1 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции Дополнительных требований N2571:
1) исполненный договор;
2) акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ.
В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 2 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции Дополнительных требований N2571:
1) исполненный договор;
2) акт приемки объекта капитального строительства, а также акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ, если акт приемки объекта капитального строительства не содержит цену выполненных работ;
3) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых такое разрешение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности) или решение о технической готовности линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации.
В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 3 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции Дополнительных требований N2571:
1) раздел 11 "Смета на строительство объектов капитального строительства" проектной документации;
2) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию или решение о технической готовности линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации.
При рассмотрении жалобы Комиссией установлено, что в перечень закупаемых в рамках рассматриваемого Конкурса работ, входят следующие виды работ:
- выкашивание газонов;
- валка и обрезка деревьев;
- озеленение.
Согласно пункту 36 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) благоустройство территории - деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленного правилами благоустройства территории муниципального образования, направленная на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, по содержанию территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий.
При этом, пунктом 37 статьи 1 ГрК РФ установлено, что элементы благоустройства - декоративные, технические, планировочные, конструктивные устройства, элементы озеленения, различные виды оборудования и оформления, в том числе фасадов зданий, строений, сооружений, малые архитектурные формы, некапитальные нестационарные строения и сооружения, информационные щиты и указатели, применяемые как составные части благоустройства территории.
Кроме того, пунктом 3.2 СП 82.13330.2016 "Благоустройство территорий", утвержденного Приказом министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 16.12.2016 N972/пр установлено, что благоустройство территории - комплекс мероприятий по инженерной подготовке к озеленению, устройству покрытий, освещению, размещению малых архитектурных форм и объектов монументального искусства, направленных на улучшение функционального, санитарного, экологического и эстетического состояния участка.
Согласно пункту 3.23 СП 82.13330.2016 "Благоустройство территорий" элементы благоустройства территории - это декоративные, технические, планировочные, конструктивные устройства, растительные компоненты, различные виды оборудования и оформления, малые архитектурные формы, некапитальные нестационарные сооружения, наружная реклама и информация, применяемые как составные части благоустройства.
Таким образом работы по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, в том числе перечисленные в описании объекта закупки, относятся к благоустройству территорий.
При этом, частями 4 и 5 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (в случае, если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке).
Кроме того, пунктом 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что извещение об осуществлении закупки должно содержать требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе (при наличии такого требования);
Однако, в нарушение требований частей 4 и 5 статьи 31, а также пункта 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, Извещение о проведении Конкурса не содержит дополнительных требований к участникам рассматриваемой закупки, предусмотренных пунктом 9 Дополнительных требований N2571.
Вместе с тем Заказчиком к объяснениям по существу жалобы приложены копии договоров, подтверждающих соответствие единственного участника закупки (победителя конкурса) дополнительным требованиям, предусмотренных пунктом 9 Постановления Правительства N 2571, в том числе указывающих на наличие у участника закупки опыта выполнения работ по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории.
Комиссия считает необходимым также отметить, что согласно части 1 статьи 105 Закона о контрактной системе при проведении конкурентных способов участник закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации имеет право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном главой VI, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) субъекта (субъектов) контроля, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
Также частью 4 статьи 106 Закона о контрактной системе, помимо прочего установлено, что участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы.
Однако, Заявитель на заседание Комиссии явку своих представителей не обеспечил, а также не представил доказательств (информации и документов), подтверждающих, что вышеуказанное нарушение повлияло на результат определения исполнителя и нарушило права и законные интересы потенциальных участников рассматриваемой закупки, равно как и доказательств, свидетельствующих о том, что при формировании оспариваемого извещения заказчиком допущено ограничение конкуренции, созданы условия, при которых один или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом (субъектами), либо что рассматриваемые условия были включены в извещение о закупке в интересах определенного хозяйствующего субъекта.
В связи с указанным, в соответствии с пунктом 3.35 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, в связи с отсутствием доказательств того, что выявленное нарушение повлияло на результаты закупки Комиссией принято решение обязательное для исполнения предписание об устранении выявленного нарушения законодательства о контрактной системе не выдавать.
Таким образом, действия должностного лица АМС г.Беслан, выразившиеся в определении содержания Извещения о проведении Конкурса с нарушением требований частей 4 и 5 статьи 31, а также пункта 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать обоснованной жалобу ИП Т на действия муниципального заказчика - АМС г.Беслан при проведении открытого конкурса в электронной форме N0310200000323000108 на выполнение работ по озеленению, выкашиванию газонов, валке и обрезке деревьев на территории г.Беслан в 2023 году.
2. Признать АМС г.Беслан нарушившей требования частей 4 и 5 статьи 31, а также пункта 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что выявленное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), предписание об устранении выявленного нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок не выдавать.
4. Передать материалы дела NА17-03/23 в отдел контроля закупок Северо-Осетинского УФАС России для решения вопроса о привлечении должностного лица АМС г.Беслан, виновного в совершении выявленного нарушения, к административной ответственности.
Согласно части 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия-Алания от 27 февраля 2023 г. N А17-03/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.03.2023