Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по контролю в сфере контроля закупок в составе:
Председателя:
Кочеткова А.В. - заместителя руководителя управления, начальника отдела контроля закупок;
членов Комиссии:
Бедаревой О.Е. - главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти;
Соколовой Е.С. - ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти,
с участием представителей:
от заказчика - комитета по строительству, архитектуре и развитию города Барнаула, Карповой Анны Сергеевны, Коломбина Павла Витальевича;
от ООО "ЭКРАНИЗАЦИЯ" - Макаровой Анны Владимировне, Беляева Гавриила Александровича,
рассмотрев обращение заказчика - комитета по строительству, архитектуре и развитию города Барнаула о включении сведений об ООО "ЭКРАНИЗАЦИЯ" в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта N N 13.2022 от 23.09.2022 г. на оказание услуг по демонтажу рекламных конструкций, установленных и эксплуатируемых без разрешений, срок действия которых не истек, заключенного по итогам закупки N 0317300301922001439 согласно Федеральному Закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
в УФАС по Алтайскому краю поступило обращение заказчика - комитета по строительству, архитектуре и развитию города Барнаула о включении сведений об ООО "ЭКРАНИЗАЦИЯ" в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта N N 13.2022 от 23.09.2022 г. на оказание услуг по демонтажу рекламных конструкций, установленных и эксплуатируемых без разрешений, срок действия которых не истек, заключенного по итогам закупки N 0317300301922001439.
Представитель заказчика пояснила, что 23.09.2022 г. между заказчиком и ООО "ЭКРАНИЗАЦИЯ" заключен государственный контракт N 13.2022 на оказание услуг по демонтажу рекламных конструкций, установленных и эксплуатируемых без разрешений, срок действия которых не истек.
Согласно п. 1.1, п. 1.2, п. 1.3 контракта исполнитель обязуется своевременно оказать на условиях Контракта: услуги по демонтажу рекламных конструкций, установленных и эксплуатируемых без разрешений, срок действия которых не истек (далее - услуги), а Заказчик обязуется принять и оплатить их.
Состав и объем услуг определяется Описанием объекта закупки (Приложение N 1 к Контракту), Спецификацией (Приложение N 2 к Контракту).
Место оказания услуг: Демонтаж рекламных конструкций осуществляется на территории городского округа - города Барнаула по месту расположения рекламных конструкций, подлежащих демонтажу. Хранение рекламных конструкций осуществляется на территории городского округа - города Барнаула Алтайского края по месту нахождения складских помещений Исполнителя.
В соответствии с п. 4.1 контракта услуги должны быть оказаны в течении: 48 (сорока восьми) календарных дней с даты заключения Контракта, в том числе: услуги по демонтажу рекламной конструкции должны быть оказаны в течение: 35 (тридцати пяти) календарных дней с момента получения Заявки (Приложение N 4 к Контракту) от Заказчика.
Заявка направляется Заказчиком в адрес Исполнителя в письменной форме по адресу электронной почты, указанному в Контракте и/или нарочно уполномоченному представителю Исполнителя.
Срок хранения демонтированных рекламных конструкций определен: 10 (десять) календарных дней с момента окончания демонтажа.
Срок утилизации невостребованных рекламных конструкций в течение: 3 (трех) календарных дней с момента окончания срока хранения демонтированных рекламных конструкций.
В соответствии с условиями контракта рекламные конструкции демонтированы 28.10.2022. По факту проведения демонтажа Исполнителем предоставлен фотоотчет, согласно которому демонтировано 18 билбордов, 3 билборда на момент проведения демонтажа отсутствовали в местах размещения, указанных в заявке комитета. Срок хранения рекламных конструкций истек 07.11.2022, срок утилизации 10.11.2022.
16.11.2022 в соответствии с п.5.4 Контракта Исполнителем сформирован, подписан усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Исполнителя, и размещен в единой информационной системе документ о приемке.
Пунктом 5.3 Контракта установлено, что приемка Заказчиком оказанной услуги, включая проведение экспертизы результатов, предусмотренных Контрактом, в части их соответствия условиям Контракта осуществляется в течение: 15 (пятнадцати) рабочих дней со дня получения от Исполнителя извещения (уведомления), документа(ов) о приемке.
В ходе проведения внутренней экспертизы в комитет поступила информация о факте выдачи Исполнителем 18 демонтированных рекламных конструкций третьим лицам.
Для уточнения полученной информации, комитетом были направлены запросы возможным получателям рекламных конструкций о количестве и дате их получения.
В адрес комитета поступили письма с подтверждением вышеуказанной информации в отношении 8 рекламных конструкций.
В подтверждение выдачи 18 рекламных конструкций третьим лицам 07.12.2022 в адрес комитета поступило письмо от Исполнителя N 172 с копиями Актов приема-передачи демонтированных рекламных конструкций, установленных и эксплуатируемых без разрешений, срок действия которых не истек (далее - Акты приема-передачи). Все Акты приема-передачи датированы 04.11.2022.
Исполнителем в нарушение:
пп. 6-7 п. 3 Таблицы п.1 Приложения N1 к Контракту (Описание объекта закупки) осуществлена выдача рекламных конструкций без наличия письменного уведомления от Заказчика об их выдаче;
пп.8 п. 3 Таблицы п.1 Приложения N1 к Контракту (Описание объекта закупки), не исполнены обязательства по утилизации рекламных конструкций.
пп.6 п.5 Таблицы п. 1 Приложения N1 к Контракту (Описание объекта закупки) не правомерно осуществлены действия по распоряжению переданным на хранение имуществом.
Таким образом, Исполнителем нарушена обязанность, установленная п. 3.4.1 Контракта, согласно которой Исполнитель обязан оказать предусмотренную Контрактом услугу, обеспечив надлежащее качество, в соответствии с требованиями нормативных документов, в сроки, установленные Контрактом, в пределах цены Контракта.
Учитывая изложенное и руководствуясь п. 10.2 контракта, ст. 702, ч. 1 ст. 721 ГК РФ ст. 95 Закона о контрактной системе, 31.01.2023 г. заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта, которое в это же день размещено в ЕИС. Поскольку решение заказчика вступило в силу и контракт считается расторгнутым, Заказчик просит включить сведения об ООО "ЭКРАНИЗАЦИЯ" в реестр недобросовестных поставщиков.
Представители общества пояснили, что в соответствии с требованиями контракта и по поступившей от заказчика заявки рекламные конструкции были демонтированы. После чего в адрес подрядчика поступали заявления от собственников рекламных конструкций с просьбой о выдаче, указанные заявления также поступали в адрес заказчика. Учитывая вышеуказанные обстоятельства, подрядчик обращался к заказчику, к администрации города по градостроительству и земельным отношениям г. Барнаула с просьбой организации рабочей группы из участников рынка наружной рекламы, представителей заинтересованных сторон и переходу поиска решения, удовлетворяющие все стороны конфликта. При этом, ответа на указанный запрос в адрес подрядчика не поступало. Кроме того, от заказчика не поступало писем с указанием об утилизации демонтированных рекламных конструкций. При этом, при наличии запросов собственников о выдаче рекламных конструкций, отсутствии официальных документов от заказчика об утилизации рекламных конструкций, подрядчик не имел возможности принять решение об утилизации рекламных конструкций.
Заслушав пояснения представителей, изучив представленные документы, Комиссия УФАС по Алтайскому краю в сфере контроля закупок пришла к следующим выводам.
23.09.2022 г. между заказчиком и ООО "ЭКРАНИЗАЦИЯ" заключен государственный контракт N 13.2022 на оказание услуг по демонтажу рекламных конструкций, установленных и эксплуатируемых без разрешений, срок действия которых не истек.
Согласно п. 1.1, п. 1.2 контракта исполнитель обязуется своевременно оказать на условиях Контракта: услуги по демонтажу рекламных конструкций, установленных и эксплуатируемых без разрешений, срок действия которых не истек (далее - услуги), а Заказчик обязуется принять и оплатить их.
Состав и объем услуг определяется Описанием объекта закупки (Приложение N 1 к Контракту), Спецификацией (Приложение N 2 к Контракту).
В соответствии с п. 4.1 контракта услуги должны быть оказаны в течении: 48 (сорока восьми) календарных дней с даты заключения Контракта, в том числе: услуги по демонтажу рекламной конструкции должны быть оказаны в течение: 35 (тридцати пяти) календарных дней с момента получения Заявки (Приложение N 4 к Контракту) от Заказчика.
Заявка направляется Заказчиком в адрес Исполнителя в письменной форме по адресу электронной почты, указанному в Контракте и/или нарочно уполномоченному представителю Исполнителя.
26.09.2022 г. в адрес поставщика была направлена заявка на оказание услуг по демонтажу рекламных конструкций, с указанием адресов, видов конструкций и фото в количестве - 21 шт.
В соответствии с условиями контракта рекламные конструкции демонтированы 28.10.2022. По факту проведения демонтажа Исполнителем предоставлен фотоотчет, согласно которому демонтировано 18 билбордов, 3 билборда на момент проведения демонтажа отсутствовали в местах размещения, указанных в заявке комитета.
Срок хранения демонтированных рекламных конструкций определен: 10 (десять) календарных дней с момента окончания демонтажа.
Срок утилизации невостребованных рекламных конструкций в течение: 3 (трех) календарных дней с момента окончания срока хранения демонтированных рекламных конструкций.
Согласно пп. 5-8 п. 3 описания объекта закупки (приложение N 1 к контракту):
Состав и содержание оказываемых услуг |
После демонтажа Исполнитель принимает рекламные конструкции на ответственное хранение и несет ответственность за утрату, недостачу или повреждение рекламных конструкций, принятых на хранение. Срок хранения демонтированных и невостребованных владельцами рекламных конструкций определен: 10 (десять) календарных дней с момента окончания демонтажа. Исполнителем должна быть обеспечена круглосуточная охрана и доступ Заказчика на территорию склада для проведения проверки в любое время по требованию Заказчика. Владелец вправе востребовать рекламную конструкцию у Исполнителя в течении: 7 (семи) календарных дней с момента демонтажа при наличии письменного уведомления Заказчика о выдаче рекламной конструкции. Исполнитель, в случае обращения владельцев демонтированного имущества, но не позднее 7 (семи) календарных дней с момента демонтажа, по письменному уведомлению Заказчика обязан выдать демонтированные рекламные конструкции владельцам имущества в течение 3 (трех) календарных дней с момента получения уведомления на условиях самовывоза. По истечению срока хранения не востребованная рекламная конструкция подлежит утилизации с письменного уведомления Заказчика, которое направляется в адрес Исполнителя в день окончания срока хранения РК. |
Срок хранения рекламных конструкций истек 07.11.2022, срок утилизации 10.11.2022.
В материалы дела представлена переписка сторон, пояснения представителей, иные документы (фотоотчет, экспертное заключение, заявления третьих лиц):
- письмо подрядчика исх. N 155 от 24.11.2022 г. в адрес администрации города по градостроительству и земельным отношениям г. Барнаула об информировании об обращении собственников рекламных конструкций в адрес заказчика и об отказе заказчиком в выдаче рекламных конструкций на основании того, что заказчик не может установить правообладателя, а также с просьбой сбора рабочей группы для решения сложившейся ситуации;
- письмо заказчика исх. N 1775 пп от 25.11.2022 г. об информировании о размещении документа о приемке в ЕИС и права подрядчика на проведение экспертизы;
- запросы заказчика исх. N 1776 пп, N 1777 пп, N 1778 пп, N 1779 пп, N 1780 пп, N 1781 пп от 25.11.2022 в адрес третьих лиц о предоставлении информации о количестве полученных рекламных конструкций и дате их получения. Информация запрашивалась на основании поступивших заявлений о выдаче рекламных конструкций и для исполнения контракта со стороны заказчика;
- письма ответы третьих лиц исх. N 156, б/н, исх. N 36 от 28.11.2022 г. о получении рекламных конструкций со склада ООО "Экранизация" и просьбой собрать рабочую группу для разрешения сложившейся ситуации;
- мотивированный отказ заказчика от приемки оказанных услуг от 16.11.2022 г. Причина отказа нарушена обязанность, установленная п. 3.4.1 контракта, согласно которой исполнитель обязан оказать предусмотренную контрактом услугу, обеспечив надлежащее качество, в соответствии с требованиями нормативных документов, в сроки, установленные контрактом, в пределах цены контракта, а именно не исполнены обязательства по утилизации рекламных конструкций;
- письмо заказчика исх. N 1836 пп от 06.12.2022 г. в адрес подрядчика о выявленном нарушении требований п. 3.4.1 с требованием устранить выявленные недостатки в течении 5 рабочих дней;
- письмо поставщика исх. N 172 от 07.12.2022 г. в адрес заказчика о направлении копий уведомлений и актов-приема передачи о возврате собственникам рекламных конструкций;
- уведомление подрядчика о намерении обжаловать мотивированный отказ от 27.12.2022 г.
- письмо подрядчика исх. N 15 от 02.02.2023 г. с просьбой ознакомит подрядчика с экспертизой и получении копии заключения;
- письмо ООО "Экранизация" исх. N 21 от 15.02.2023 г. в адрес заказчика информирование о проведении экспертизы;
- письмо подрядчика исх. N 22 от 15.02.2023 г. с просьбой вернуть обеспечительный платеж;
- заключение эксперта N 357-02-2023 от 17.02.2023 г. (вывод: работы по демонтажу соответствуют условиям контракта, принятие результатов возможно в пределах объема выполненных работ);
- письмо заказчика исх. N 1775 пп (22) на N 15 от 02.02.2023 г. о том, что письмо комитета N 1836ип исчерпывающий перечень нарушений условий исполнения контракта, выявленных в ходе экспертизы.
В целом вышеуказанная переписка сторон свидетельствует о наличии между сторонами спора относительно исполнения условий контракта, в частности заказчик полагает, что подрядчик в соответствии с условиями контракта обязан был утилизировать демонтированные рекламные конструкции, а подрядчик при наличии заявления собственников рекламных конструкций полагает невозможным утилизацию конструкций по собственной инициативе, в связи с чем за разрешением вопроса обращается к заказчику. Таким образом, в рассматриваемом случае между сторонами явствует наличие признаков гражданско-правового спора.
Согласно ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии п. 10.2 контракта заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта по следующим основания:
- Исполнитель не приступает своевременно к исполнению Контракта или оказывает услуги настолько медленно, что оказание услуг к установленному в Контракте сроку становится явно невозможным.
- во время оказания услуги стало очевидным, что она не будет выполнена надлежащим образом, и Исполнитель не устранил недостатки в назначенный срок после получения требования об их устранении от Заказчика;
- отступления в услуге от условий Контракта или иные недостатки результата оказанных услуг в установленный Заказчиком разумный срок не были устранены либо являются существенными и неустранимыми;
- отсутствие у Исполнителя лицензии на осуществление деятельности, необходимой для исполнения обязательства по Контракту;
- по иным основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств.
В соответствии с ч. 1 ст. 721 ГК РФ качество выполненной подрядчиком работы должно соответствовать условиям договора подряда, а при отсутствии или неполноте условий договора требованиям, обычно предъявляемым к работам соответствующего рода. Если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором, результат выполненной работы должен в момент передачи заказчику обладать свойствами, указанными в договоре или определенными обычно предъявляемыми требованиями, и в пределах разумного срока быть пригодным для установленного договором использования, а если такое использование договором не предусмотрено, для обычного использования результата работы такого рода.
31.01.2023 г. заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии со ст. 95 Закона о контрактной системе, ГК РФ, п. 10.2 контракта в связи с ненадлежащим исполнением исполнителем обязательств по контракту.
Данное решение об одностороннем отказе размещено в единой информационной системе 31.01.2023 г. и получено поставщиком в этот же день. Учитывая положения ГК РФ, выходные праздничные дни решение об одностороннем отказе вступило в силу 13.02.2023 г.
Из пояснений представителей и анализа представленной на обозрение комиссии переписки сторон, следует, что между сторонами в части исполнения обязательств по контракту (надлежащего выполнения работ) есть признаки гражданско-правового спора.
При рассмотрении обращения было установлено, что заказчик полагает ненадлежащим выполнение работ со стороны подрядчика, а именно рекламные конструкции не утилизированы и переданы третьим лицам.
При этом, из условий договора невозможно однозначно установить то каким образом подрядчик должен был произвести утилизацию (сжечь, переработать и т.д.).
Кроме того, согласно условий контракта по истечению срока хранения не востребованная рекламная конструкция подлежит утилизации с письменного уведомления Заказчика, которое направляется в адрес Исполнителя в день окончания срока хранения РК.
Вышеуказанного уведомления в материалы дела не представлено.
На момент рассмотрения обращения было установлено, что с обращением об истребовании рекламных конструкций третьи лица обращались, как к заказчику, так и к поставщику.
Заказчик ответил отказом, в связи с тем, что ему не удалось установить, что обращающиеся лица являются собственниками рекламных конструкций.
В соответствии с условиями контракта исполнитель, в случае обращения владельцев демонтированного имущества, но не позднее 7 (семи) календарных дней с момента демонтажа, по письменному уведомлению Заказчика обязан выдать демонтированные рекламные конструкции владельцам имущества в течение 3 (трех) календарных дней с момента получения уведомления на условиях самовывоза.
Обращения, поступившие в адрес поставщика, также были направлены в адрес заказчика.
Однако писем от заказчика (о выдаче или об отказе) в материалы дела не представлено.
При этом, подрядчик не бездействовал, а обращался к заказчику, к администрации города по градостроительству и земельным отношениям г. Барнаула с просьбой организации рабочей группы из участников рынка наружной рекламы, представителей заинтересованных сторон и переходу поиска решения, удовлетворяющие все стороны конфликта.
В рассматриваемом случае передача рекламных конструкций третьим лицам (при достоверном наличии передачи) указывает на наличие между сторонами гражданско-правового спора и не свидетельствует недобросовестность поведения подрядчика, поскольку при наличии обращений третьих лиц, отсутствии официальных документов (уведомлений) заказчика о необходимости утилизации, а также регламентированного порядка утилизации, наличия обращений подрядчика за разрешением сложившегося спора, основания полагать, что подрядчик действовал не добросовестно отсутствуют.
В соответствии с пп. а) п. 15 Постановление Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в следующих случаях:
а) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
На дату рассмотрения обращения заказчика Комиссия УФАС по Алтайскому краю находит недостаточными доказательства существенного нарушения подрядчиком условий контракта (в частности не утилизацию рекламных конструкций, только по вине подрядчика), а также установлено принятие мер для надлежащего исполнения условий контракта (в частности обращения для урегулирования спора).
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Комиссия полагает, что размещение сведений об участнике закупки в реестре недобросовестных поставщиков осуществляется лишь в случае, если антимонопольный орган в результате проведенной проверки установит факт уклонения участника размещения закупки от заключения контракта, выявит обстоятельства, свидетельствующие о намерении участника закупки отказаться от заключения контракта, о направленности его действий на несоблюдение условий контракта или уклонение от его исполнения.
В рассматриваемом случае действия подрядчика не свидетельствуют об уклонении от исполнения контракта, а напротив направлены на исполнение (обращение для урегулирования, возникшей ситуации).
По смыслу статьи 104 Закона о контрактной системе реестр недобросовестных поставщиков с одной стороны является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий включения в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в государственных и муниципальных закупках.
С другой стороны, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, о добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере закупок, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Рассмотрев представленные сторонами документы и сведения, заслушав пояснения представителей, учитывая недостаточность доказательств существенного нарушения подрядчиком условий контракта, Комиссия приходит к выводу об отсутствии оснований для включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков.
Комиссия, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
не включать в реестр недобросовестных поставщиков сведения об ООО "ЭКРАНИЗАЦИЯ" его директоре (учредителе).
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
_____________________________ |
А.В. Кочетков |
Члены комиссии: |
_____________________________ |
О.Е. Бедарева |
|
_____________________________ |
Е.С. Соколова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю от 21 февраля 2023 г. N РНП-22-50/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.02.2023