Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по контролю в сфере контроля закупок в составе:
Председателя:
Кочеткова А.В. - заместителя руководителя управления, начальника отдела контроля закупок;
членов Комиссии:
Кобякова В.А. - начальника отдела контроля органов власти;
Соколовой Е.С. - ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти,
с участием представителей:
от заказчика - Администрации Первомайского района Алтайского края, Дударева Александра Викторовича;
от ООО ЭПЦ "АРС-ИМПЕРАТИВ" - Кузнецова Александра Александровича,
рассмотрев обращение заказчика - администрации Первомайского района Алтайского края о включении сведений об ООО ЭПЦ "АРС-ИМПЕРАТИВ" в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта N 01173000403220000220001 от 19.10.2022 г. на выполнение работ по изготовлению и установке контейнерных площадок ТКО на территории Первомайского района Алтайского края, заключенного по итогам закупки N 0117300040322000022 согласно Федеральному Закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
в УФАС по Алтайскому краю поступило обращение заказчика - администрации Первомайского района Алтайского края о включении сведений об ООО ЭПЦ "АРС-ИМПЕРАТИВ" в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта N 01173000403220000220001 от 19.10.2022 г. на выполнение работ по изготовлению и установке контейнерных площадок ТКО на территории Первомайского района Алтайского края, заключенного по итогам закупки N 0117300040322000022.
Представитель заказчика пояснила, что 19.10.2022 г. между заказчиком и ООО ЭПЦ "АРС-ИМПЕРАТИВ" заключен государственный контракт N 01173000403220000220001 на выполнение работ по изготовлению и установке контейнерных площадок ТКО на территории Первомайского района Алтайского края.
Согласно п. 1.1, п. 1.2, п. 1.3 контракта подрядчик обязуется собственными силами своевременно выполнить на условиях Контракта работы по изготовлению и установке контейнерных площадок ТКО на территории Акуловского, Баюновоключевского, Бобровского, Жилинского, Журавли-хинского, Зудиловского, Логовского, Санниковского, Сорочелоговского, Северного, Бо-ровихинского, Солнечного, Сибирского сельсоветов Первомайского района Алтайского края (далее - работы) и сдать результат работ Заказчику, а Заказчик обязуется принять результат работ и оплатить его.
Состав и объем работ определяется Техническим заданием (Приложение N1) и Спецификацией к контракту (Приложение N 2).
Место выполнения работ: Алтайский край, Первомайский район, Акулов-ского, Баюновоключевского, Бобровского, Жилинского, Журавлихинского, Зудиловско-го, Логовского, Санниковского, Сорочелоговского, Северного, Боровихинского, Солнечного, Сибирского сельсоветов Первомайского района Алтайского края (далее - "место работы").
В соответствии с п. 4.1. подрядчик приступает к выполнению работ с даты заключения Контракта. Работы по Контракту должны быть выполнены в течение 30 (тридцати) дней, с момента подписания контракта обеими сторонами.
Учитывая дату заключения контракта работы должны быть окончены не позднее 30.11.2022 г. Однако в ходе комиссионного обследования места выполнения работ 17.01.2023 г. (акт от 17.01.2023 г.) были выявлены многочисленные нарушения в виде неисполнения обязательств по контракту (на территориях Солнечного, Бобровского, Северного, Акуловского, Логовского, Сорочелоговского сельсоветов уложены на земельную поверхность только плиты на площадках, где размещены по два контейнера для сбора ТКО. Ограждений, предусмотренных в техническом задании, нет. На остальных территориях сельсоветов работы не проводились. Площадки под трех, четырех, пяти местное размещение контейнеров объемом 0,75 куб.м. и бункеров объемом 7,8 куб.м. подрядчиком не оборудованы, к данным работам подрядчик не приступал). По завершению обследования подрядчику был установлен срок до 31.01.2023 г. для устранения и завершения работ, но согласно акта обследования от 01.02.2023 г. выявленные ранее нарушения не устранены, работы, установленные контрактом не выполнены. Учитывая изложенное и руководствуясь положениями контракта, ГК РФ, ст. 95 Закона о контрактной системе, 01.02.2023 г. заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта, которое в это же день размещено в ЕИС. Поскольку решение заказчика вступило в силу и контракт считается расторгнутым, Заказчик просит включить сведения об ООО ЭПЦ "АРС-ИМПЕРАТИВ" в реестр недобросовестных поставщиков.
Представитель общества пояснил, что к 30.12.2022 г. подрядчиком были исполнены все работы, предусмотренные контрактом. При этом, акты заказчика были составлены в отсутствие представителя общества. С актом от 17.01.2023 г. представитель подрядчика знаком, однако категорически с ним не согласен. Фототаблица приложенная к акту не соответствует действительности, работы исполнены. Кроме того, представитель общества сообщал заказчику о недочетах технического задания, в частности на указание профильного листа без указания общего объема площади покрытия. Подрядчик исполнял условия контракта с использованием материалов с улучшенными характеристиками и в соответствии с целями использования контейнерных площадок ТКО. В обоснование исполнения контракта представил копию фотоотчёта. Кроме того, подрядчик указывал, что в настоящий момент обжалует решение заказчика об одностороннем отказе в Арбитражном суде Алтайского края.
Заслушав пояснения представителей, изучив представленные документы, Комиссия УФАС по Алтайскому краю в сфере контроля закупок пришла к следующим выводам.
19.10.2022 г. между заказчиком и ООО ЭПЦ "АРС-ИМПЕРАТИВ" заключен государственный контракт N 01173000403220000220001 на выполнение работ по изготовлению и установке контейнерных площадок ТКО на территории Первомайского района Алтайского края.
Согласно п. 1.1, п. 1.2, п. 1.3 контракта подрядчик подрядчик обязуется собственными силами своевременно выполнить на условиях Контракта работы по изготовлению и установке контейнерных площадок ТКО на территории Акуловского, Баюновоключевского, Бобровского, Жилинского, Журавли-хинского, Зудиловского, Логовского, Санниковского, Сорочелоговского, Северного, Бо-ровихинского, Солнечного, Сибирского сельсоветов Первомайского района Алтайского края (далее - работы) и сдать результат работ Заказчику, а Заказчик обязуется принять ре-зультат работ и оплатить его.
Состав и объем работ определяется Техническим заданием (Приложение N1) и Спецификацией к контракту (Приложение N 2).
Место выполнения работ: Алтайский край, Первомайский район, Акулов-ского, Баюновоключевского, Бобровского, Жилинского, Журавлихинского, Зудиловско-го, Логовского, Санниковского, Сорочелоговского, Северного, Боровихинского, Солнечного, Сибирского сельсоветов Первомайского района Алтайского края (далее - "место работы").
В соответствии с п. 4.1. подрядчик приступает к выполнению работ с даты заключения Контракта. Работы по Контракту должны быть выполнены в течение 30 (тридцати) дней, с момента подписания контракта обеими сторонами.
Учитывая дату заключения контракта работы должны быть окончены не позднее 18.11.2023 г. Согласно дополнительного соглашения от 16.11.2023 г. работы должны быть окончены не позднее 30.11.2023 г.
В материалы дела представлена переписка сторон, иные документы (дополнительное соглашение, копии фотографий, возражения):
- письмо подрядчика исх. N 167-а от 20.10.2022 г. о недочетах технического задания, которые препятствуют выполнению работ (невозможно установить контейнерные площадки по причине отсутствия надлежаще подготовленного участка, территория не очищена от мусора и имеет высокие углы наклона в сторону, противоположную дорожному полотну, профильный лист без указания общего объема площади покрытия), в связи с чем подрядчик приостанавливает работы;
- дополнительное соглашение N 1 от 16.11.2022 г. в котором стороны пришли к соглашению о том, что работы должны быть закончены не позднее 30.11.2022 г.
- претензионное письмо заказчика исх. N 233/П/4944 от 05.12.2022 г. с просьбой ускорить завершение работ;
- акт заказчика обследования мест выполнения работ по установке контейнерных площадок ТКО от 17.01.2023 г. в котором установлено следующее: на территориях Солнечного, Бобровского, Северного, Акуловского, Логовского, Сорочелоговского сельсоветов уложены на земельную поверхность только плиты на площадках, где размещены по два контейнера для сбора ТКО. Ограждений, предусмотренных в техническом задании, нет. На остальных территориях сельсоветов работы не проводились. Площадки под трех, четырех, пяти местное размещение контейнеров объемом 0,75 куб.м. и бункеров объемом 7,8 куб.м. подрядчиком не оборудованы, к данным работам подрядчик не приступал (с приложением фотографий);
- акт заказчика обследования мест выполнения работ по установке контейнерных площадок ТКО от 01.02.2023 г. в котором установлено, что выявленные в акте от 17.01.2023 г. замечания не устранены;
- решение об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта исх. N 233/П/545 от 01.02.2023 г.;
- требование об отмене одностороннего отказа исх. N 38 от 10.02.2023 г.;
- телефонограмма заказчика от 13.02.2022 г. в адрес подрядчика о дате и времени приемки работ.
- уведомление подрядчика исх. N 39 от 13.02.2023 г. с просьбой уведомлять подрядчика надлежащим образом;
- акт обследования от 14.02.2023 г. в котором указано, что подрядчиком контракт не исполнен в полном объеме, а именно из 39 площадок ТКО под баки объемом 0,75 куб. м. не изготовлены 17 площадок из них на трех отсутствует ограждение. Из трех площадок под бункера объемом 7,8 куб.м. ни одна не изготовлена. Из 42 площадок, предусмотренных контрактом изготовлены и установлены в полном объеме 22 площадки не изготовлены и не установлены 20 площадок;
- уведомление (претензия) исх. N 40 от 15.02.2023 г. о том, что проверки заказчиком проводились без участия подрядчика и без надлежащего его уведомления и намерения обжаловать действия заказчика;
- исковое заявление в Арбитражный суд Алтайского края об оспаривании решения об одностороннем отказе заказчика от 27.02.2023 г.;
- фотоотчет подрядчика о выполненных работах по условиям контракта.
В целом вышеуказанная переписка сторон и представленные документы носят противоречивый и неоднозначный характер, поскольку заказчик утверждает, что работы не исполнены и фиксирует актами от 17.01.2023 г. от 01.02.2023 г. от 14.02.2023 г., а подрядчик указывает на фальсификацию документов и полное исполнение работ по контракту, прилагает копии фотографий. При этом, подрядчик утверждает и в материалы дела не представлено доказательств того, что акты осмотра заказчика от 01.02.2023 г., от 14.02.2023 г. составлены в присутствии подрядчика, он с ними знаком, информация направлена в адрес подрядчика, а также то, что подрядчик уведомлялся о том, что заказчик собирается проводить осмотр в указанные даты. Таким образом, фактически между сторонами явствует гражданско-правовой спор, относительно исполнения работ по контракту.
Согласно ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии п. 11 контракта расторжение Контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда, а также в случае одностороннего отказа от исполнения Контракта.
В соответствии с ч. 2 ст. 715 ГК РФ если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
Руководствуясь положениями контракта, ГК РФ, ст. 95 Закона о контрактной системе, 01.02.2023 г. заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта, в связи с тем, что предусмотренные контрактом работы выполнены не в полном объеме и завершение работы к установленному в контракте сроку становится явно невозможным.
Данное решение об одностороннем отказе размещено в единой информационной системе 01.02.2023 г. и получено поставщиком в этот же день. Учитывая положения ГК РФ, решение об одностороннем отказе вступило в силу 13.02.2023 г.
Из пояснений представителей и анализа представленной на обозрение комиссии переписки сторон, копий фотографий следует, что между сторонами в части исполнения обязательств по контракту есть признаки гражданско-правового спора.
На момент рассмотрения обращения заказчика однозначно свидетельствующих доказательств (экспертное заключение, анализ специалиста) того, что обязательства по контракту не исполнены не представлено. Кроме того, в материалы дела представлены копии фотографий заказчика, которые фиксируют факты неисполнения контракта и копии фотографий из фотоотчёта подрядчика, которыми зафиксировано исполнение обязательств по контракту.
Поставщик указанные в актах и письмах заказчика обстоятельства опровергает, на момент рассмотрения обращения обратился в Арбитражный суд Алтайского края за оспариванием решения об одностороннем отказе (дело N А03-2831/2023).
В соответствии с пп. а) п. 15 Постановление Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в следующих случаях:
а) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
На дату рассмотрения обращения заказчика Комиссия УФАС по Алтайскому краю находит недостаточными и противоречивыми доказательства существенного нарушения подрядчиком условий контракта (в частности наличие противоречивых пояснений и копий фотографий, отсутствия официальных документов специалистов, экспертов).
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Комиссия полагает, что размещение сведений об участнике закупки в реестре недобросовестных поставщиков осуществляется лишь в случае, если антимонопольный орган в результате проведенной проверки установит факт уклонения участника размещения закупки от заключения контракта, выявит обстоятельства, свидетельствующие о намерении участника закупки отказаться от заключения контракта, о направленности его действий на несоблюдение условий контракта или уклонение от его исполнения.
По смыслу статьи 104 Закона о контрактной системе реестр недобросовестных поставщиков с одной стороны является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий включения в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в государственных и муниципальных закупках.
С другой стороны, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, о добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере закупок, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Рассмотрев представленные сторонами документы и сведения, заслушав пояснения представителей, учитывая недостаточность и противоречивость доказательств существенного нарушения подрядчиком условий контракта, Комиссия приходит к выводу об отсутствии оснований для включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков.
Комиссия, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
не включать в реестр недобросовестных поставщиков сведения об ООО ЭПЦ "АРС-ИМПЕРАТИВ" его директоре (учредителе).
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
_____________________________ |
А.В. Кочетков |
Члены комиссии: |
_____________________________ |
В.А. Кобяков |
|
_____________________________ |
Е.С. Соколова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю от 28 февраля 2023 г. N РНП-22-56/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.03.2023