Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Михин С.В. - председатель Комиссии, заместитель руководителя управления;
Тельпов И.А. - член Комиссии, заместитель начальника отдела,
Яковлева Е.Л. - член Комиссии, государственный инспектор,
в присутствии представителя ООО "СЕРВИС ПРОЕКТ ПЛЮС" Денисова М.В. (доверенность от 07.02.2023 года N5), Брагиной А.А. (доверенность от 07.02.2023 года N5),
в отсутствие представителя надлежащим образом уведомленного заказчика - департамента дорожной деятельности Воронежской области,
рассмотрев обращение заказчика - департамента дорожной деятельности Воронежской области о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "СЕРВИС ПРОЕКТ ПЛЮС" (ИНН: 7811734559) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта по результатам проведения электронного аукциона: Выполнение работ по разработке проектной документации на строительство автомобильной дороги "Воронеж - Нововоронеж" - СНТ "Незабудка" в Новоусманском и Каширском муниципальных районах Воронежской области (извещение N 0131200001021009013) (ИКЗ: 212366409821436640100100420017112414),
у с т а н о в и л а :
Управление Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области в соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 г N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) приняло к рассмотрению обращение заказчика - департамента дорожной деятельности Воронежской области (далее - заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "СЕРВИС ПРОЕКТ ПЛЮС" (далее - подрядчик) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта по результатам проведения электронного аукциона: Выполнение работ по разработке проектной документации на строительство автомобильной дороги "Воронеж - Нововоронеж" - СНТ "Незабудка" в Новоусманском и Каширском муниципальных районах Воронежской области (извещение N 0131200001021009013) (ИКЗ: 212366409821436640100100420017112414) (далее - аукцион).
При рассмотрении обращения объявлялся перерыв - до 13.02.2023 года.
Ознакомившись с материалами дела, предоставленными доказательствами, пояснениями сторон, Комиссия Воронежского УФАС России установила следующее.
28.09.2021 года в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) размещено извещение о проведении аукциона. Начальная (максимальная) цена контракта - 4 687 462. 00 рублей.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 14.10.2021 N0131200001021009013-3 победителем аукциона признано - ООО "СЕРВИС ПРОЕКТ ПЛЮС".
26.10.2021 года между департаментом дорожной деятельности Воронежской области и ООО "СЕРВИС ПРОЕКТ ПЛЮС" заключен контракт N 9013 на выполнение работ по разработке проектной документации на строительство автомобильной дороги "Воронеж - Нововоронеж" - СНТ "Незабудка" в Новоусманском и Каширском муниципальных районах Воронежской области (далее - контракт). Цена контракта - 2 835 913,83 руб.
В соответствии с п.1.1 ст. 1 контракта подрядчик обязуется обязуется по заданию государственного заказчика выполнить работы по разработке проектной документации на строительство автомобильной дороги "Воронеж - Нововоронеж" - СНТ "Незабудка" в Новоусманском и Каширском муниципальных районах Воронежской области, получить положительное заключение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, включая проведение проверки достоверности определения сметной стоимости (далее - государственная экспертиза), а "Государственный заказчик" обязуется принять и оплатить их.
На основании п. 2 контракта:
2.1. "Подрядчик" обязан:
2.1.1. выполнить инженерные изыскания и осуществить подготовку проектной документации в целях строительства объекта капитального строительства автомобильной дороги "Воронеж - Нововоронеж" - СНТ "Незабудка" в Новоусманском и Каширском муниципальных районах Воронежской области (далее - объект) в соответствии с выданным "Государственным заказчиком" заданием N 01-01-21 (Приложение к настоящему государственному контракту) и в сроки, установленные настоящим государственным контрактом;
2.1.2. в срок не более 10 рабочих дней со дня заключения настоящего государственного контракта направить Государственному заказчику на согласование программу выполнения инженерных изысканий. Дальнейшее выполнение работ по настоящему государственному контракту возможно лишь после согласования Государственным заказчиком указанной программы;
2.1.3. предоставить Государственному заказчику на согласование технические решения при строительстве автомобильной дороги, принятые в проектной документации;
2.1.4. в случаях, предусмотренных законодательством, получить технические условия, согласие собственников, необходимые для выполнения работ по настоящему государственному контракту и государственному контракту на строительство автомобильной дороги, работы по которому выполняются на основании разработанной по настоящему государственному контракту проектной документации.
На основании п 2.3 контракта Государственный заказчик обязан:
2.3.1 в течение 5 рабочих дней рассмотреть представленную Подрядчиком" на согласование программу выполнения инженерных изысканий, и в случае отсутствия замечаний её согласовать. При наличии разногласий уведомить Подрядчика в письменной форме;
2.3.2. в срок не более 10 дней со дня получения технических решений от Подрядчика рассмотреть представленные Подрядчиком" на согласование технические решения, и в случае отсутствия замечаний их согласовать. При наличии разногласий уведомить Подрядчика в письменной форме;
2.3.3. осуществить приемку результатов выполненных работ по настоящему государственному контракту в соответствии с графиком выполнения работ, который является приложением N2 к настоящему государственному контракту и его неотъемлемой частью, после получения положительного заключения государственной экспертизы;
2.3.4. оплатить Подрядчику стоимость выполненных работ в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим государственным контрактом.
Согласно п.п. 5.1 п.5 контракта начало выполнения работ - со дня заключения государственного контракта. Окончание выполнения работ - в течение 180 дней со дня заключения государственного контракта.
Таким образом, срок исполнения контракта - 26.04.2022 года.
На основании п. 9.1 контракта расторжение контракта допускается по соглашению сторон, на основании решения суда, в случае одностороннего отказа одной из сторон от исполнения настоящего государственного контракта в случаях, когда такой отказ допускается в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями настоящего государственного контракта.
23.01.2023 года заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по следующему основанию: просрочка исполнения обязательств составляет - 275 дней.
23.01.2023 года решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено в ЕИС.
23.01.2023 года решение получено подрядчиком.
03.02.2023 года - дата по истечении десяти дней с даты размещения в ЕИС решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
03.02.2023 года - решение об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу и контракт считается расторгнутым.
Статьей 95 Федерального закона N 44-ФЗ предусмотрен порядок одностороннего расторжения контракта.
Расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством (ч. 8 ст. 95 Закона N 44-ФЗ).
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом. (ч. 9 ст. 95 Закона N 44-ФЗ).
На основании ч. 12.1. ст. 95 Закона N 44-ФЗ в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 указанной статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 указанной части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 указанной части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта (ч. 13 ст. 95 Закона N 44-ФЗ).
Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта (ч. 14 ст. 95 Закона N 44-ФЗ).
Заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (ч. 16 ст. 95 Закона N 44-ФЗ).
На рассмотрении обращения представитель подрядчика просил сведения об ООО "СЕРВИС ПРОЕКТ ПЛЮС" в реестр недобросовестных поставщиков не включать и пояснил, что ООО "Сервис проект плюс" является добросовестным участником рынка. Подрядчиком были предприняты все меры для надлежащего исполнения условий контракта. Несвоевременное исполнение контракта обусловлено не зависящими от подрядчика обстоятельствами, о чем подрядчик своевременно информировал заказчика.
В качестве подтверждения своей добросовестности на рассмотрение обращения ООО "Сервис проект плюс" представило информацию, свидетельствующую о надлежащем исполнении обязательств по государственным контрактам с аналогичным предметом работ:
- N 0103200008419008357 Услуги по инженерно- техническому проектированию зданий прочие, не включенные в другие группировки.
- N 2056206167519000014 Услуги по инженерно- техническому проектированию зданий прочие, не включенные в другие группировки.
- N 2056201131420000014 Разработка проектной документации по объекту: Капитальный ремонт автомобильной дороги Мамраш - Ташкапур - Араканский мост, на участке км 10 - км 15.
- N 2056201131420000059, Обоснование инвестиций реконструкции автомобильной дороги Гели - Талги на участке км 0 - км 4.
- N 2056206167521000007, Проектно-изыскательские работы "Обследование коллекторно-дренажной сети переселенческого Новолакского района.
- N 2056206167521000008, объект закупки "Проектно-изыскательские работы на реконструкцию улично-дорожной сети с благоустройством
Как установлено Комиссией Воронежского УФАС России в ходе рассмотрения обращения, 26.10.2021 года между заказчиком и подрядчиком заключен контракт N 9013. Срок исполнения контракта - 24.04.2022 года.
Согласно п.2.3.1 контракта в течение 5 рабочих дней заказчик обязан рассмотреть представленную Подрядчиком на согласование программу выполнения инженерных изысканий, и в случае отсутствия замечаний её согласовать. При наличии разногласий уведомить Подрядчика в письменной форме.
На основании п. 8 Технического задания (Приложение N 1к государственному контракту) сбор исходных данных в необходимом объеме выполняется проектной организацией, в том числе по имеющимся и представленным Государственным заказчиком материалам.
Правовым актом, регулирующим деятельность сторон при проведении инженерных изысканий, является СП 47.13330.2016 "Инженерные изыскания для строительства", согласно пп. 4.12, 4.13 которого основанием для выполнения инженерных изысканий является задание на выполнение инженерных изысканий.
Письмом от 01.02.2022 N002-9011/22 Подрядчик предупредил Заказчика о невозможности надлежащего исполнения работ без указанного задания. Одновременно с этим направил заказчику Программы на проведение изысканий, составленные без заданий.
Технические задания на выполнение инженерных изысканий были направлены Заказчиком в адрес Подрядчика 28.02.2022. Программы инженерных изысканий Подрядчик направил Заказчику 02.03.2022. Подрядчик получил утвержденные программы 09.03.2022.
Письмом от 01.11.2022 N 155 года подрядчик передал заказчику описание основных проектных решений.
Письмом от 08.11.2022 года N 66-11/5465 заказчик направил подрядчику уведомление о недостаточности материалов для принятия решения о согласовании конкретного варианта, с предложением предоставления дополнительных документов.
Письмом от 30.11.2022 года N 66-11/5886 заказчиком предложено подрядчику в срок до 09.12.2022 года представить информацию о причинах неисполнения контракта и планируемых сроках выполнения обязательств.
Письмом от 09.12.2022 года N 176-9013/22 подрядчик сообщил заказчику о выполненных работах, предусмотренных контрактом: инженерные изыскания (инженерно-геодезические, геологические, гидрометеорологические и - экологические); разработана и утверждена департаментом Архитектуры и Градостроительства Воронежской области документация по планировке территории проектируемого объекта; работы по археологическому обследованию участка строительства, получен акт историко-культурной экспертизы (положительный) и письмо о согласии с выводами в акте ГИКЭ Управлением по охране объектов культурного наследия; получены технические условия от владельцев пересекаемых коммуникаций в соответствии с ведомостью пересекаемых коммуникаций, представленной в отчете по инженерно-геодезическим изысканиям (за исключением технических условий от АО "Транснефть-Дружба"); разработаны все необходимые подразделы раздела 3 "Технологические и конструктивные решения линейного объекта. Искусственные сооружения" в соответствии с постановлением ППРФ от 16 февраля 2008 года N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию" по защите и переустройству коммуникаций (за исключением переустройства либо защиты нефтепровода АО "Транснефть-Дружба"), а также, автомобильной дороги.
Также указанным письмом от 09.12.2022 года N 176-9013/22 подрядчик уведомил заказчика об обстоятельствах, препятствующих завершению работ, а именно: основным обстоятельством, не позволяющим завершить разработку проектной документации по данному объекту является отсутствие технических условий на проектирование пересечения автомобильной дороги с нефтепроводом АО "Транснефть-Дружба". ООО "СЕРВИС ПРОЕКТ ПЛЮС" неоднократно обращался в головной офис АО "Транснефть-Дружба" в г. Брянск (письмо ООО "СЕРВИС ПРОЕКТ ПЛЮС" N 097-9011/22 так и в филиал МРУ АО "Транснефть - Дружба" в г. Мичуринск (письма ООО "СЕРВИС ПРОЕКТ ПЛЮС" N 127 от 16.08.2022 г. и N 133 от 31.08.2022 г.). 1 декабря 2022 года получен ответ от МРУ АО "Транснефть - Дружба" на письмо N 133 от 31.08.2022 г) со списком необходимых материалов. ООО "СЕРВИС ПРОЕКТ ПЛЮС" в этот же день, направил повторное письмо в головной офис АО "Транснефть - Дружба" в г. Брянск на запрос технических условий на проектирование пересечения автомобильной дороги с нефтепроводом АО "Транснефть-Дружба". Отсутствие данных технических условий не позволяет ООО "СЕРВИС ПРОЕКТ ПЛЮС" завершить разработку проектной документации в полном объеме. Однако, ООО "СЕРВИС ПРОЕКТ ПЛЮС", гарантирует, что после получения технических условий от АО "Транснефть-Дружба" и после согласования их с Департаментом дорожной деятельности Воронежской области в кратчайшие сроки доработать проектную документацию с целью прохождения государственной экспертизы.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора (абзац четвертый пункта 2 статьи 450 ГК РФ).
В силу статьи 708 ГК РФ существенным условием договора подряда является условие о сроке выполнения работы.
Вместе с тем факт нарушения срока исполнения контракта сам по себе не является достаточным условием для включения сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков.
Основанием для включения сведений в реестр является только такое неисполнение условий контракта, которое явно подтверждает недобросовестное поведение и вину исполнителя.
Так, подрядчик сообщал о невозможности завершения работ ввиду независящих от него обстоятельств (отсутствие технических условий на проектирование пересечения автомобильной дороги с нефтепроводом АО "Транснефть-Дружба").
Таким образом, не выполнение в срок предусмотренных контрактом работ не может свидетельствовать о недобросовестности подрядчика, либо пренебрежительном отношении к принятым обязательствам.
Как следует из материалов дела, подрядчик не проявлял бездействия выполнил работы, предусмотренные контрактом: инженерные изыскания (инженерно-геодезические, геологические, гидрометеорологические и - экологические); разработана и утверждена департаментом Архитектуры и Градостроительства Воронежской области документация по планировке территории проектируемого объекта; работы по археологическому обследованию участка строительства, получен акт историко-культурной экспертизы (положительный) и письмо о согласии с выводами в акте ГИКЭ Управлением по охране объектов культурного наследия; получены технические условия от владельцев пересекаемых коммуникаций в соответствии с ведомостью пересекаемых коммуникаций, представленной в отчете по инженерно-геодезическим изысканиям (за исключением технических условий от АО "Транснефть-Дружба"); разработаны все необходимые подразделы раздела 3 "Технологические и конструктивные решения линейного объекта. Искусственные сооружения" в соответствии с постановлением ППРФ от 16 февраля 2008 года N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию" по защите и переустройству коммуникаций (за исключением переустройства либо защиты нефтепровода АО "Транснефть-Дружба"), а также автомобильной дороги.
Согласно ч. 2 ст. 104 Закона N 44-ФЗ в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Включение информации в реестр недобросовестных поставщиков является санкцией, которая должна применяться уполномоченным на это органом по результатам всесторонней оценки поведения как заказчика, так и исполнителя.
Из фактических обстоятельств дела следует, что действия подрядчика были направлены на исполнение контракта, выполненные подрядчиком работы имеют потребительскую ценность для заказчика.
Таким образом, Комиссия Воронежского УФАС России не находит оснований для признания действий подрядчика при исполнении контракта недобросовестными, что применительно к ч. 2 ст. 104 Закона N 44-ФЗ является необходимым условием для включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании вышеизложенного, Комиссия Воронежского УФАС России, руководствуясь статьей 104 Закона N 44-ФЗ, постановлением Правительства РФ от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
р е ш и л а:
отказать во включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "СЕРВИС ПРОЕКТ ПЛЮС" (193313, г. Санкт-Петербург, ул. Подвойского, д. 16, корпус 1, литер Б, помещение 10Н, оф.8; ИНН: 7811734559, генеральный директор Денисова А.А., ИНН:780617540119).
Резолютивная часть решения объявлена: 13.02.2023 года.
В полном объеме решение изготовлено: 16.02.2023 года.
Настоящее решение может быть обжаловано заинтересованными лицами в судебном порядке в установленный законом срок.
Председатель Комиссии С.В. Михин
Члены Комиссии И.А. Тельпов
Е.Л. Яковлева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области от 13 февраля 2023 г. N 036/06/104-189/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.02.2023