Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
<_>;
<_>;
<_>,
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "Современные медицинские технологии" (далее - ООО "СМТ", общество, заявитель) на действия казенного учреждения Омской области "Центр по осуществлению закупок товаров, работ, услуг в сфере здравоохранения" и его комиссии по осуществлению закупок (далее - КУ ОО "Центр закупок в сфере здравоохранения", уполномоченное учреждение, комиссия по осуществлению закупок) при осуществлении закупки в форме электронного аукциона на поставку лекарственного препарата для медицинского применения с МНН Кальция фолинат (Реестровый номер 230238)" (извещение N 0852500000123000145) (далее - электронный аукцион, аукцион) для нужд бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "Клинический онкологический диспансер" (далее - заказчик),
в отсутствие представителей заказчика, надлежащим образом уведомленного о дате, времени и месте рассмотрения жалобы,
в присутствии представителя заявителя - <_> (доверенность N 1 от 17.02.2023),
при участии посредством видео-конференц-связи представителя уполномоченного учреждения - <..> (доверенность N 7 от 23.12.2022)
У С Т А Н О В И Л А:
1. В Омское УФАС России поступила (вх. N 1558-ЭП/23 от 17.02.2023) жалоба заявителя на действия комиссии по осуществлению закупок уполномоченного учреждения, нарушающие, по его мнению, требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе). Жалоба также содержала доводы в части обжалования положений извещения об осуществлении закупки.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 105 Федерального закона о контрактной системе жалоба на положения извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) может быть подана до окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
Учитывая изложенное, доводы жалобы в части обжалования положений извещения об осуществлении Комиссией рассмотрены быть не могут.
2. Из материалов электронного аукциона следует, что 02.02.2023 на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт ЕИС) уполномоченным учреждением было размещено извещение о проведении электронного аукциона с максимальным значением цены контракта 8732720 руб., при этом начальная цена за единицу товара составляла 43,6636 руб.
Протокол подачи ценовых предложений от 14.02.2023 свидетельствует о том, что ценовое предложение 43,445282 руб. было подано одним участником (идентификационный номер заявки 113532249, порядковый номер 1, присвоенный оператором).
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 14.02.2023 заявка одного участника (заявителя) была отклонена, победителем электронного аукциона признан участник, заявка на участие в закупке которого соответствовала требованиям, установленным в извещении о проведении электронного аукциона, и который предложил по результатам проведения процедуры подачи предложений о цене контракта наиболее низкую цену контракта (идентификационный номер заявки 113532249 ООО "Оптово-розничная фармацевтическая компания").
3. В результате рассмотрения жалобы заявителя, представленных материалов и пояснений представителей сторон, в результате проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе внеплановой проверки установлено следующее.
В жалобе указано, что комиссией по осуществлению закупок неправомерно отклонена заявка ООО "СМТ" по причинам, указанным в протоколе подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
По мнению общества, предложенный им к поставке по позиции N 1 лекарственный препарат с торговым наименованием "Лейковорин-ЛЭНС" в кратной дозировке "5 мг/мл" относительно дозировки "10 мг/мл" соответствует положениям постановления Правительства Российской Федерации от 15.11.2017 N 1380, которым утверждены особенности описания лекарственных препаратов для медицинского применения, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Особенности), а также информации о группах взаимозаменяемости препаратов Единого структурированного справочника-каталога лекарственных препаратов.
КУ ОО "Центр закупок в сфере здравоохранения" были направлены (вх. N 1684-ЭП/23 от 21.02.2023) возражения на доводы жалобы, при этом уполномоченное учреждение считает, что нарушения в действиях комиссии по осуществлению закупок при отклонении заявки заявителя отсутствуют. Доводы жалобы о том, что заявителем предложен к поставке лекарственный препарат в кратной дозировке и двойном количестве не соответствует действительности, поскольку в заявке участника сведения о двойном количестве отсутствуют.
Частью 24 статьи 22 Федерального закона о контрактной системе установлено, что в случае, если количество поставляемых товаров, объем подлежащих выполнению работ, оказанию услуг невозможно определить, заказчик с учетом установленных в соответствии со статьей 19 данного закона требований к закупаемым заказчиком товару, работе, услуге (в том числе предельной цены товара, работы, услуги) и (или) нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов определяет начальную цену единицы товара, работы, услуги, начальную сумму цен указанных единиц, максимальное значение цены контракта, а также обосновывает в соответствии с данной статьей цену единицы товара, работы, услуги. При этом положения данного закона, касающиеся применения начальной (максимальной) цены контракта, в том числе для расчета размера обеспечения заявки или обеспечения исполнения контракта, применяются к максимальному значению цены контракта, если таким законом не установлено иное.
На основании пункта 6 части 1 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных данным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться, в том числе правилом о том, что описание объекта закупки должно содержать указание на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования, если объектом закупки являются лекарственные средства. Заказчик при осуществлении закупки лекарственных средств, входящих в перечень лекарственных средств, закупка которых осуществляется в соответствии с их торговыми наименованиями, а также при осуществлении закупки лекарственных препаратов в соответствии с подпунктом "г" пункта 2 части 10 статьи 24 такого закона вправе указывать торговые наименования этих лекарственных средств. Указанный перечень и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации. В случае, если объектом закупки являются лекарственные средства, предметом одного контракта (одного лота) не могут быть лекарственные средства с различными международными непатентованными наименованиями или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями при условии, что начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает предельное значение, установленное Правительством Российской Федерации, а также лекарственные средства с международными непатентованными наименованиями (при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями) и торговыми наименованиями. Положения данного пункта не применяются при определении поставщика лекарственных препаратов, с которым заключается контракт со встречными инвестиционными обязательствами в соответствии со статьей 111.4 такого закона.
Частями 2 и 5 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 данной статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Особенности описания отдельных видов объектов закупок могут устанавливаться Правительством Российской Федерации.
Подпунктом "б" пункта 2 Особенностей определено, что при описании объекта закупки заказчики помимо сведений, предусмотренных пунктом 6 части 1 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе, указывают дозировку лекарственного препарата с возможностью поставки лекарственного препарата в кратной дозировке и двойном количестве (например, при закупке таблетки с дозировкой 300 мг указывается: 1 таблетка с дозировкой 300 мг или 2 таблетки с дозировкой 150 мг), а также с возможностью поставки лекарственного препарата в некратных эквивалентных дозировках, позволяющих достичь одинакового терапевтического эффекта (например, флаконы 2,5 мг, или 3 мг, или 3,5 мг), допускается указание концентрации лекарственного препарата без установления кратности.
В силу пунктов 1, 2 и 3 части 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено таким законом, должно содержать в виде электронных документов:
- описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 данного закона,
- обоснование начальной (максимальной) цены контракта,
- требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с данным законом и инструкцию по ее заполнению.
В соответствии с электронным документом "Описание объекта закупки" заказчику требовался лекарственный препарат со следующими характеристиками:
N п/п |
Международное непатентованное наименование/химическое, группировочное наименование |
Требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам, эксплуатационным характеристикам (при необходимости) товара |
Единица измерения по ОКЕИ |
|||
N п/п |
Наименование показателя |
Единица измерения показателя |
Значения показателей |
|||
1 |
Кальция фолинат |
1.1 |
Лекарственная форма |
|
раствор для внутривенного и внутримышечного введения |
мл |
1.2 |
Дозировка |
мг/мл |
10 |
Согласно подпункту "а" пункта 2 части 1 статьи 43 Федерального закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено данным законом, должна содержать предложение участника закупки в отношении объекта закупки с учетом положений части 2 данной статьи характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 данного закона, товарный знак (при наличии у товара товарного знака).
Аналогичная информация была предусмотрена подпунктом "а" пункта 2 документа "Требования к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе (далее - закупка, аукцион) и инструкция по ее заполнению (далее - инструкция, требования)", прилагающегося к извещению об осуществлении закупки.
В данном документе также была размещена инструкция по заполнению заявки на участие в закупке, пункт 6 которой закреплял следующее:
"Недопустимо предложение лекарственного препарата в кратной дозировке и двойном количестве, а также лекарственного препарата в некратных эквивалентных дозировках, позволяющих достичь одинакового терапевтического эффекта. Не допускается поставка лекарственного препарата в дозировке, предусматривающей необходимость деления твердой лекарственной формы".
Комиссия считает указанное положение инструкции нарушающим положения части 5 статьи 23, пунктов 1 и 3 части 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе, Постановления Правительства Российской Федерации от 15.11.2017 N 1380.
Вместе с тем Комиссия отмечает, что указанное нарушение не повлияло на результаты определения поставщика и права участников закупки, поскольку фактически причиной отклонения заявки общества послужило отсутствие в заявке сведений о предложении лекарственного препарата в дозировке 5 мг/мл в двойном количестве.
Также на основании пункта 4 части 1 статьи 43 Федерального закона о контрактной системе заявка на участие в закупке также должна содержать предложение участника закупки о сумме цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 данного закона).
Пунктом 1 части 12 статьи 48 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случае непредставления (за исключением случаев, предусмотренных данным законом) в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с таким законом (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 данного закона), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки.
В силу подпункта "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Федерального закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 такой статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 данного закона.
Из представленных электронной площадкой ООО "РТС-тендер" (вх. N 1650-ЭП/23 от 21.02.2023) на запрос Омского УФАС России (исх. N АЛ/1140/23 от 20.02.2023) заявок участников закупки с приложением документов, содержащихся на дату и время окончания срока подачи заявки на участие в аукционе, предложение о поставке товара участника закупки с идентификационным номером заявки 113532249 (ООО "СМТ") было представлено следующим образом:
N п/п |
МНН |
Торговое наименование |
Характеристика |
Единица измерения |
Страна происхождения товара |
1 |
Кальция фолинат |
Лейковорин-ЛЭНС |
Раствор для внутривенного и внутримышечного введения, 5 мг/мл, 10 мл-флакон (1) |
мл |
Россия |
2 |
Кальция фолинат |
Кальция Фолинат-Лекфарм |
Раствор для внутривенного и внутримышечного введения, 10 мг/мл, 5 мл-ампулы (10) |
мл |
Республика Беларусь |
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 14.02.2023 заявка общества отклонена со следующим обоснованием принятого решения: "На основании п. 1 ч. 12 ст. 48 Федерального закона N44-ФЗ отклонить заявку участника закупки в связи с несоответствием информации требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки. По позиции N 1 "МНН Кальция фолинат ТН Лейковорин-ЛЭНС" указано значение показателя "Дозировка 5 мг/мл", несоответствующее требованиям установленным в документе "Описание объекта закупки" "Дозировка мг/мл 10".
Оценивая доводы заявителя, правомерность принятого комиссией по осуществлению закупок решения, Комиссия исходила из следующего.
Из взаимосвязанных положений Особенностей следует, что потребности заказчика будет соответствовать предложение участника закупки с указанием дозировки лекарственного препарата со значением 10 мг/мл или 5 мг/мл при условии его поставки в двойном количестве.
Вместе с тем общество в своей заявке по позиции 1 предложило к поставке лекарственный препарат с торговым наименованием "Лейковорин-ЛЭНС" и указало дозировку 5 мг/мл без предложения поставки лекарственного препарата в двойном количестве.
По мнению Комиссии, исполнением требований Особенностей и описания объекта закупки могло являться предложение участника закупки о поставке лекарственного препарата в кратной дозировке и двойном количестве (например, раствор с дозировкой 5 мг/мл в двойном количестве).
Кроме того, Комиссия обращает внимание на то, что в силу части 5 статьи 43 Федерального закона о контрактной системе подача заявки на участие в закупке означает согласие участника закупки, подавшего такую заявку, на поставку товара, выполнение работы, оказание услуги на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке (в случае, если таким законом предусмотрена документация о закупке).
В этой связи необходимо учитывать, что, принимая решение об участии в процедуре определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и подавая соответствующую заявку, участник закупки несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Федеральным законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия), противоречащих требованиям извещения об осуществлении закупки или законодательства.
Подавая заявку, противоречащую требованиям извещения об осуществлении закупки, участник закупки несет риск наступления негативных последствий, в том числе связанных с ее отклонением.
Таким образом, участник закупки был ознакомлен с обозначенными выше требованиями и выразил безусловное согласие на их соблюдение.
По убеждению Комиссии, иной подход к рассмотрению заявки ООО "СМТ" противоречил бы положениям подпункта "д" пункта 1 части 2 статьи 51 Федерального закона о контрактной систем, согласно которой заказчик формирует и размещает на официальном сайте ЕИС и на электронной площадке проект контракта, содержащий информацию, предусмотренную подпунктом "а" пункта 2 части 1 статьи 43 Федерального закона о контрактной системе (характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки).
Принимая во внимание указанное, Комиссия приходит к выводу о наличии оснований у уполномоченного учреждения для отклонения заявки, в связи с чем, жалоба общества признана необоснованной.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе, Административным регламентом ФАС России по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, зарегистрированного в Минюсте России 27.02.2015 N 36262), Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Признать необоснованной жалобу общества с ограниченной ответственностью "Современные медицинские технологии" на действия казенного учреждения Омской области "Центр по осуществлению закупок товаров, работ, услуг в сфере здравоохранения" и его комиссии по осуществлению закупок при осуществлении закупки в форме электронного аукциона на поставку лекарственного препарата для медицинского применения с МНН Кальция фолинат (Реестровый номер 230238)" (извещение N 0852500000123000145) для нужд бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "Клинический онкологический диспансер".
2. На основании пункта 1 части 2 статьи 105 Федерального закона о контрактной системе доводы жалобы в части обжалования положений извещения об осуществлении закупки не рассматривать.
3. Признать в действиях казенного учреждения Омской области "Центр по осуществлению закупок товаров, работ, услуг в сфере здравоохранения" нарушение части 5 статьи 23, пунктов 1 и 3 части 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе, постановления Правительства Российской Федерации от 15.11.2017 N 1380 "Об особенностях описания лекарственных препаратов для медицинского применения, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
В связи с тем, что выявленные нарушения не повлияли на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя) предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок не выдавать.
4. По выявленным нарушениям законодательства в сфере закупок передать материалы рассмотрения жалобы должностному лицу Омского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
<_> |
Заместитель председателя Комиссии |
<_> |
Член Комиссии |
<_> |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 28 февраля 2023 г. N 055/06/106-196/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.03.2023