Резолютивная часть решения оглашена 20 февраля 2023 года.
Комиссия Рязанского УФАС России по контролю в сфере закупок, созданная приказом Рязанского УФАС России N115 от 03.11.2020 (далее - Комиссия), в составе: < >, председателя Комиссии, врио заместителя руководителя; членов Комиссии: < >, специалиста - эксперта отдела контроля закупок, Зинченко < >, специалиста 1 разряда отдела контроля закупок, в присутствии представителя Государственного казенного учреждения Рязанской области "Центр закупок Рязанской области" < > (доверенность N2 от 09.01.2023), в присутствии директора Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Батуринская основная школа" < >, (приказ N53 от 19.08.2014), в присутствии директора Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Кузьминская средняя школа имени С.А. Есенина" < >, (приказ N71 от 16.07.2013), в присутствии представителя Администрации муниципального образования - Рыбновский муниципальный район Рязанской области < > (доверенность N6 от 17.02.2023), в присутствии представителя Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Рязанская средняя школа" < > (доверенность б/н от 20.02.2023), в присутствии представителя Министерства образования и молодежной политики Рязанской области < > (доверенность б/н от 15.02.2023), в присутствии представителя заинтересованного лица ООО "Издательский центр" Мой учебник" < > (доверенность N8 от 16.01.2023), в присутствии представителя ООО "Школьный мир" < > (доверенность б/н от 17.02.2023), в отсутствие представителей ООО "РТС-Тендер", уведомленных надлежащим образом, рассмотрев жалобу ООО "Школьный мир" на действия Организатора торгов (Государственное казенное учреждение Рязанской области "Центр закупок Рязанской области") при проведении электронного аукциона шифр: 62-2023-нр5172 на поставку цифровых лабораторий для школьников (извещение N 0859200001123001025 от 09.02.2023) и проведя внеплановую проверку вышеуказанной закупки,
у с т а н о в и л а:
Государственным казенным учреждением Рязанской области "Центр Закупок Рязанской области" (далее - Организатор торгов" инициирована процедура закупки путем проведения электронного аукциона шифр: 62-2023-нр5172 на поставку цифровых лабораторий для школьников (далее - совместный электронный аукцион).
09 февраля 2023 года извещение о проведении электронного аукциона размещено на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Начальная (максимальная) цена контракта составила 35 480 680 рублей 16 копеек.
По мнению Заявителя, Организатором торгов нарушены требования Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о ФКС), а именно:
1. в описании объекта закупки неправомерно применен код 32.99.53.130 (Приборы, аппаратура и устройства учебные демонстрационные) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (далее - ОКПД 2). Объект закупки относится к коду ОКПД2 26.20.40.190 который попадает под действие Постановления Правительства РФ от 10.07.2019 N 878, следовательно, установленные дополнительные характеристики к объекту закупки нарушают требования Закона о ФКС.
2. в инструкции по заполнению технического задания отсутствуют разъяснения некоторых символов и слов для надлежащего заполнения заявки;
3. указанные Заказчиком дополнительный функционал и дополнительные характеристики приводят к ограничению конкуренции потенциальных участников закупки и соответствуют единственному производителю ООО "Производственное объединение "Зарница".
В ходе заседания представитель Заявителя поддержал доводы, указанные в жалобе.
В отзыве на жалобу б/н от 17.02.2023 Заказчики сообщили, что жалоба является необоснованной.
В отзыве на жалобу N36 от 17.02.2023 Организатор торгов сообщил, что описание объекта закупки соответствуют требованиям Закона о ФКС и не нарушает законных интересов участников закупки. Кроме того, Заказчиком использованы обязательные к применению характеристики позиции КТРУ, а также дополнительные характеристики товара с приведением соответствующего обоснования.
В ходе заседания Комиссии представители Заказчиков и Организатора торгов поддержали возражения, изложенные в отзыве на жалобу, и считают жалобу необоснованной.
Представитель Заинтересованного лица согласился с позицией Заказчиков и Организатора торгов.
Изучив представленные документы и материалы, выслушав мнение сторон, Комиссия пришла к следующим выводам.
1. По мнению Заявителя, в описании объекта закупки неправомерно применен код 32.99.53.130 (Приборы, аппаратура и устройства учебные демонстрационные) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (далее - ОКПД 2). Объект закупки относится к коду ОКПД2 26.20.40.190 который попадает под действие Постановления Правительства РФ от 10.07.2019 N 878, следовательно, установленные дополнительные характеристики к объекту закупки нарушают требования Закона о ФКС.
В соответствии с пунктом 1 частью 1 статьи 33 Закона о ФКС в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Представитель Организатора торгов пояснил, что объектом закупки является поставка цифровых лабораторий для школьников. При этом в описании объекта закупки приведены характеристики товаров, необходимых заказчикам совместного электронного аукциона - Образовательным учреждениям.
Согласно ч. 3 ст. 14 Закона о ФКС в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 N 617 (далее - Постановление N617) установлены ограничения допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно Классификатору при формировании кода ОКПД2 использован иерархический метод классификации и последовательный метод кодирования. Сам код состоит из 2 - 9 цифровых знаков, и его структура может быть представлена в следующем виде:
XX |
класс |
хх.х |
подкласс |
хх.хх |
группа |
хх.хх.х |
подгруппа |
хх.хх.хх |
вид |
ХХ.ХХ.ХХ.ХХ0 |
категория |
хх.хх.хх.XXX |
подкатегория |
Для данного вида товара выбран код ОКПД2 подкатегории 32.99.53.130 "Приборы, аппаратура и устройства учебные демонстрационные".
При этом видом данного кода ОКПД2 в соответствии с Классификатором является код 32.99.53 "Приборы, аппаратура и модели, предназначенные для демонстрационных целей".
Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 (далее Постановление N 145) установлены Правила формирования и ведения каталога товаров, работ, услуг (далее - КТРУ), а также Правила его использования.
Согласно вышеуказанным Правилам заказчик обязан использовать информацию, включенную в соответствующую позицию КТРУ.
При этом согласно такой позиции КТРУ в описание объекта закупки необходимо включать:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Таким образом, Заказчиками при описании объекта закупки применена позиция КТРУ: 26.20.40.190-00000009 "Цифровая лаборатория для школьников", а также указаны дополнительные характеристики с приведением соответствующего обоснования по каждой характеристике.
Кроме того, в разделе "Справочная информация" позиции КТРУ, которая была использована при описании объекта закупки, указаны несколько кодов ОКПД2 (соотносящиеся с объектом закупки "Цифровая лаборатория школьников), в том числе поименован и код ОКПД2 32.99.53.130 "Приборы, аппаратура и устройства учебные демонстрационные", который применен при проведении торгов.
Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции па территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 878) утвержден перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранного государства, в отношении которого устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Код товаров ОКПД2 32.99.53.130, закупаемых в рамках закупки, подпадает под действие Постановления N 617 и при этом не содержится в перечне к Постановлению N 878.
Исходя из вышеизложенного, довод, изложенный в жалобе, является необоснованным.
2. Согласно доводу Заявителя в инструкции по заполнению технического задания отсутствуют разъяснения некоторых символов и слов для надлежащего заполнения заявки.
В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о ФКС извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать в том числе следующий документ: требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению.
Пунктом 2.4 инструкции по заполнению заявки на участие в закупки содержит следующее положение:
Не допускается использование формулировок "не более", "не менее", "не более чем", "не менее чем", "более", "менее", "более чем", "менее чем", "больше", "меньше", "больше чем", "меньше чем", "не больше", "не меньше", "не больше чем", "не меньше чем", "уже", "шире", "не уже", "не шире", "от", "до", "цли", "выше", "ниже", "не выше", "не ниже", за исключением случаев, когда указанным способом показатели характеристик товара:
а) установлены при отнесении к конкретному классу, виду, категории, марке товара в технических регламентах, принятых в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документах, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации, принятых в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации. В таком случае в заявке на участие в закупке показатели сопровождаются указанием на вид (тип) и реквизиты нормативного документа в соответствии с которым они определены;
б) указаны производителем товара в документации на товар (технический паспорт, руководство по эксплуатации и т.п.). В таком случае в заявке на участие в закупке показатели сопровождаются указанием на вид (тип) документации на товар, в соответствии с которой они определены;
в) приведены в Каталоге товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, размещенном в Единой информационной системе в сфере закупок.".
Оспариваемые Заявителем позиции взяты из применяемой позиции КТРУ, содержащейся в ЕИС.
Таким образом, при заполнении заявки потенциальный участник закупки должен руководствоваться пп. в п. 2.4 инструкции по заполнению заявки на участие в закупки.
Исходя из вышеизложенного, довод жалобы является несостоятельным.
3. По мнению Заявителя, указанные Заказчиками дополнительный функционал и дополнительные характеристики приводят к ограничению конкуренции потенциальных участников закупки и соответствуют единственному производителю ООО "Производственное объединение "Зарница".
В соответствии с п.1 ч.1 ст.33 Закона о ФКС Заказчиком в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с ч.2 ст.33 Закона о ФКС описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Таким образом, Заказчик, с учетом положений, содержащихся в статье 33 Закона о ФКС, вправе включить в документацию об аукционе такие товары и требования к товару, их техническим и функциональным характеристикам, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения им соответствующих функций.
Согласно разделу "Описание объекта закупки" Заказчику к поставке требуется цифровые лаборатории для школьников и также приведены дополнительные характеристики товара.
В пояснениях, представленных в адрес Рязанского УФАС России, а также в ходе заседания Комиссии представители Заказчиков сообщили, что при формировании описания объекта закупки Заказчику предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности, а также пояснил, что установленные в требования являются значимыми для Заказчика и необходимы для выполнения соответствующих функций и в наибольшей степени отвечают целям эффективного использования бюджетных средств.
В ходе заседания установлено, что характеристикам необходимого к поставке товара, установленным в описании объекта закупки, соответствует оборудование, как минимум двух производителей: ООО "Производственное объединение "Зарница" и ООО "РобикЛаб".
Кроме того, Заказчик не имеет возможности установить требования к техническим характеристикам товара, которые удовлетворяли бы всех возможных участников закупки. При этом Закон о ФКС не обязывает Заказчика при определении характеристик поставляемого оборудования в документации устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, моделям.
Вместе с тем Заявитель не предоставил документального подтверждения довода жалобы с точки зрения достаточности доказательств, которые бы позволяли сделать вывод об установлении характеристик товаров, ограничивающих количество участников закупки, а также вывод о наличии избыточных характеристик к закупаемой продукции, установленных с целью ограничения конкуренции и закупки конкретного товара у конкретного производителя.
На основании вышеизложенного, Комиссия Рязанского УФАС России приходит к выводу, что довод Заявителя необоснован, поскольку извещение описание объекта закупки не противоречит требованиям Закона о ФКС и не ограничивает круг потенциальных участников закупки.
Внеплановая проверка, проведенная в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о ФКС, нарушений законодательства о контрактной системе не выявила.
На основании вышеизложенного, руководствуясь подпунктом "б" пункта 1 части 3 и частью 22 статьи 99 и частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд", Комиссия Рязанского УФАС России по контролю в сфере закупок
р е ш и л а:
1. Признать жалобу ООО "Школьный мир" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии:
Члены Комиссии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Рязанской области от 27 февраля 2023 г. N 062/06/33-86/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.02.2023