Резолютивная часть решения оглашена 20 февраля 2023 года
Решение изготовлено в полном объеме 27 февраля 2023 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, созданная на основании приказа Чувашского УФАС России от 10.02.2023 N9 в составе:
<_>
в присутствии представителей от:
заказчика - бюджетного учреждения Чувашской Республики "Республиканский кардиологический диспансер" Министерства здравоохранения Чувашской Республики -<_>, представителей по доверенности,
уполномоченного учреждения - казенного учреждения Чувашской Республики "Региональный центр закупок Чувашской Республики" -<_>, представителя по доверенности,
в отсутствие представителя заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Конюхов и Можаев", надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения жалобы,
рассмотрев путем видео-конференц-связи жалобу общества с ограниченной ответственностью "Конюхов и Можаев" (далее - ООО "Конюхов и Можаев", Заявитель) на незаконные действия комиссии при проведении электронного аукциона на поставку изделия медицинского назначения (Картридж с абсорбентом диоксида углерода) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Чувашское УФАС России 15.02.2023 обратилось ООО "Конюхов и Можаев" с жалобой на действия комиссии заказчика - бюджетного учреждения Чувашской Республики "Республиканский кардиологический диспансер" Министерства здравоохранения Чувашской Республики и уполномоченного учреждения - казенного учреждения Чувашской Республики "Региональный центр закупок Чувашской Республики" при проведении электронного аукциона на поставку изделия медицинского назначения (Картридж с абсорбентом диоксида углерода) (изв. N0815500000523000590).
В жалобе Заявитель указывает, что Обществом подана заявка на участие в данном электронном аукционе. Комиссией заявка ООО"Конюхов и Можаев" необоснованно признана не соответствующей на основании п. 12 ч. 1 ст. 4, п. 2 и 3 ч. 6 ст. 43 Закона о контрактной системе. Заявитель просит признать жалобу обоснованной, отменить результаты подведения итогов аукциона и выдать комиссии предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
Представители Заказчика и уполномоченного учреждения с доводом жалобы не согласились, считают, что комиссия обоснованно отклонила заявку Общества. Просили признать жалобу необоснованной.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления, в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, внеплановой проверки, Комиссия Чувашского УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд установила следующее.
01.02.2023 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещено извещение N 0815500000523000590 о проведении электронного аукциона на поставку изделия медицинского назначения (Картридж с абсорбентом диоксида углерода), с начальной (максимальной) ценой контракта 149 310,00 руб. Одновременно на официальном сайте размещено извещение об электронном аукционе с описанием объекта закупки.
В соответствии с частью 1 статьи 49 Закона о контрактной системе электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
Из части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе следует, что при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.
Согласно части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
- описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
- требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
- перечень дополнительных требований к извещению об осуществлении закупки, участникам закупок, содержанию заявок на участие в закупках при осуществлении закупок:
- на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, установленных федеральным законом, регулирующим отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
В силу подпункта а) пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 10.02.2023 NИЭА1 заявка участника c идентификационным номером N 113481562 (ООО "Конюхов и Можаев") отклонена комиссией по следующим основаниям:
"Несоответствие информации и документов требованиям, предусмотренным извещением об осуществлении закупки (за исключением информации и документов, предусмотренных п. 2 и 3 ч. 6 ст. 43 Закона N 44-ФЗ) (Отклонение по п. 1 ч. 12. ст. 48 Закона N 44-ФЗ)
В соответствии с п.п. а п. 2. ч.1 ст.43 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", участник закупки в составе заявки указал характеристики товара отличающиеся от характеристик необходимых заказчику, а именно:
- "Размер гранул, мм , 2,5 - 5,0" (требуемое значение - "Размер гранул, мм, 2,5 и 5,0").
Согласно Инструкции по заполнению заявки если в электронном документе "Описание объекта закупки" значение позиции установлено по КТРУ либо без применения КТРУ и сопровождается знаками "", "", а также одновременно союзом "и", то участником закупки в заявке устанавливается одно конкретное значение".
Комиссией Чувашского УФАС России установлено, что в Описание объекта закупки к Извещению определены следующие требования к изделию медицинского назначения (Картридж с абсорбентом диоксида углерода):
N п/п |
Наименование закупаемого товара, КТРУ |
Наименование характеристики, единицы измерения |
Ед. измерения показателя |
Значение характеристики* |
Обоснование включения дополнительной информации в сведения о товаре, работе, услуге |
Ед. изм. товара |
Кол-во |
Наименование товара в соответствии регистрационным удостоверением, N и дата РУ |
1 |
Картридж с абсорбентом диоксида углерода 32.50.50.190-00000014 |
Описание из КТРУ Нестерильный герметичный контейнер, предварительно наполненный материалом для поглощения диоксида углерода (например, гранулами обработанной натронной извести) и предназначенный для помещения в абсорбер многоразового использования системы анестезии для удаления диоксида углерода (CO2), выдыхаемого пациентом, из дыхательного контура аппарата для анестезии/анестезиологической системы. Это изделие одноразового использования. |
шт |
30 |
|
|||
Абсорбент |
|
медицинская натронная известь |
|
|||||
Назначение |
|
для абсорбции СО2 из дыхательной смеси в процессе работы аппарата ИВЛ |
|
|||||
Цветоиндикация |
|
белый |
|
|||||
Содержание гидроксида калия |
|
отсутствие |
|
|||||
Размер гранул |
мм |
2,5 и 5,0 |
|
|||||
Объем поглощаемого CO2 |
л/кг |
145 |
|
|||||
Герметично закрывающаяся канистра |
|
Наличие |
|
|||||
Объем |
л |
5 |
|
*В связи с отсутствием характеристик и их значений в описании товара, установленных в каталоге товаров, работ и услуг (КТРУ) и необходимостью полного и объективного описания объекта закупки с учетом положений статьи 33 ФЗ N44-ФЗ Заказчик применяет свое техническое описание объекта закупки.
Заявителем предложено изделия медицинского назначения со следующими характеристиками:
N п/п |
Наименование закупаемого товара, КТРУ |
Наименование характеристики, единицы измерения |
Ед. измерения показателя |
Значение характеристики |
Обоснование включения дополнительной информации в сведения о товаре, работе, услуге |
Ед. изм. товара |
Кол-во |
Наименование товара в соответствии регистрационным удостоверением, N и дата РУ |
Страна происхождения товара |
1 |
Картридж с абсорбентом диоксида углерода 32.50.50.190-00000014 |
Описание из КТРУ Нестерильный герметичный контейнер, предварительно наполненный материалом для поглощения диоксида углерода (например, гранулами обработанной натронной извести) и предназначенный для помещения в абсорбер многоразового использования системы анестезии для удаления диоксида углерода (CO2), выдыхаемого пациентом, из дыхательного контура аппарата для анестезии/анестезиологической системы. Это изделие одноразового использования. |
шт |
30 |
Абсорбент - натронная известь
N ФСЗ 2009/04992 от "17" февраля 2017 г. |
Страна происхождения товара: Соединенные Штаты Америки.
Место производства: Китайская Народная Республика |
|||
Абсорбент |
|
медицинская натронная известь |
|
||||||
Назначение |
|
для абсорбции СО2 из дыхательной смеси в процессе работы аппарата ИВЛ |
|
||||||
Цветоиндикация |
|
Белый-фиолетовый |
|
||||||
Содержание гидроксида калия |
|
отсутствие |
|
||||||
Размер гранул |
мм |
2,5 - 5,0 |
|
||||||
Объем поглощаемого CO2 |
л/кг |
145 |
|
||||||
Герметично закрывающаяся канистра |
|
Наличие |
|
||||||
Объем |
л |
5 |
|
Комиссией установлено, что Инструкцией по заполнению заявки на участие в закупке предусмотрено, что если в электронном документе "Описание объекта закупки" значение позиции установлено по КТРУ либо без применения КТРУ и сопровождается знаками "", "","<", ">", словами "не менее _ не более_" (в различных комбинациях), а также одновременно союзом "и", то участником закупки в заявке устанавливается одно конкретное значение..
Таким образом, согласно Инструкции заказчика, участник закупки должен был указать по показателю "Размер гранул" одно конкретные значение.
Согласно пункту 4 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях:
1) непредставления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) участником закупки оператору электронной площадки в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
2) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона, несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
3) несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона;
4) предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона (за исключением случаев непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона);
5) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, если такие документы предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частью 3 статьи 14 настоящего Федерального закона (в случае установления в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона в извещении об осуществлении закупки запрета допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств);
6) выявления отнесения участника закупки к организациям, предусмотренным пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 4 июня 2018 года N 127-ФЗ "О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств", в случае осуществления закупки работ, услуг, включенных в перечень, определенный Правительством Российской Федерации в соответствии с указанным пунктом;
7) предусмотренных частью 6 статьи 45 настоящего Федерального закона;
8) выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке;
9) указания информации о предложении участника закупки, предусмотренном пунктом 3 или пунктом 4 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
Исходя из вышеизложенного, Комиссия Чувашского УФАС России приходит к выводу, что комиссия заказчика и уполномоченного учреждения обоснованно отклонила заявку участника c идентификационным номером N 113481562 (ООО "Конюхов и Можаев"), довод признается необоснованным.
В ходе проведения внеплановой проверки соблюдения Закона о контрактной системе Комиссией по указанным обстоятельствам в действиях (бездействии) Заказчика установлено следующее нарушение.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе Извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы: требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Извещение об осуществлении закупки является по своей правовой природе публичной офертой, которая в силу части 2 статьи 437 Гражданского Кодекса Российской Федерации должна быть полной и безоговорочной и содержать все существенные условия, позволяющие сформировать свое предложение (акцепт) участнику закупки для принятия участия в определении поставщика, в том числе в части определения предмета контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;
Указанная информация позволяет довести до неопределенного круга лиц сведения о потребности заказчика относительно требований к поставляемому товару, что, в свою очередь, позволит участникам аукциона надлежащим образом оформить заявку на участие в закупке.
Тем самым реализуются принципы законодательства о контрактной системе в части прозрачности определения поставщика, равного доступа к участию в закупках и недопустимости ограничения числа участников закупки.
При этом, Извещение о закупке должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в такой закупке, а также инструкцию по ее заполнению.
Вместе с тем, не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такой закупки или ограничение доступа к участию в такой закупке.
Действующим законодательством о контрактной системе не установлено четких критериев и требований к инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе.
Указывая минимальные, максимальные значения показателей товаров, а также значения показателей товаров, которые не могут изменяться, заказчик тем самым определяет требования к содержанию заявки. При этом заказчик должен учитывать запрет, установленный п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе на установление требований к содержанию заявок, ограничивающих круг участников, а также необходимость разработки инструкции, позволяющей заполнить заявки в соответствии с потребностями заказчика.
В целях обеспечения возможности участникам закупки надлежащим образом заполнить заявку и указать требуемые показатели заказчик устанавливает в извещении о закупке инструкцию по заполнению заявок, в которой целесообразно:
1) указать на раздел и (или) пункт извещения о закупке, в котором содержатся показатели, предусмотренные ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, в отношении которых участники закупки делают предложение в своих заявках;
2) определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены максимальные и (или) минимальные значения, а также порядок их указания участниками закупки в своих заявках (в виде одного значения показателя или диапазона значений показателя);
3) определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены значения, которые не могут изменяться, и соответственно подлежат указанию участниками закупки в своих заявках без каких-либо изменений;
4) сопоставить требования технических регламентов, стандартов и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (далее - Стандарты), с показателями, значения которых подлежат указанию в заявке (в случае установления заказчиком в извещении о закупке требования о соответствии таких показателей значениям, установленным Стандартами).
Соблюдение данных требований и запретов направлено на исключение возможности субъективного восприятия требований заказчика участниками закупки и членами аукционной комиссии.
Электронным документом "3. прил. к извещению (требования)" к извещению об осуществлении закупки предусмотрена, в том числе, инструкция по заполнению заявки, которая содержит следующее положение:
если в электронном документе "Описание объекта закупки" значение позиции установлено по КТРУ либо без применения КТРУ и сопровождается знаками "", "", а также одновременно союзом "и", то участником закупки в заявке устанавливается одно конкретное значение"
Между тем, Комиссия Чувашского УФАС России установила, что спорный показатель описания объекта закупки "Размер гранул" является диапазонным.
Так, согласно дополнению к инструкции по применению медицинского изделия Абсорберт углекислого газа медицинский для наркозно-дыхательной аппаратуры в респираторных систем "ЛИТОЛАЙМ" от 28.03.2016, производства компании Allied Healthcare Produkts, Inc., страна производитель США, показатель "Размер гранул" указан в диапазоне.
Также в характеристиках вышеуказанного товара показатель "Размер гранул" указан в диапазоне на сайтах: http://medtehural.ru/consumables/absorbent, https://mediatormed.ru/absorbent-natronnaya-izvest, https://mediatormed.ru/absorbent-natronnaya-izvest, https://medams.ru/natronnaya-izvest-v-kanistrah-kupit.
Вместе с тем, победитель закупки (участник с идентификационным N 113506081) в своей заявке указал товар к поставке - изделия для дыхательной и кислородной терапии APEXMED: 18. Абсорбент, масса 5 кг, Королевство Нидерландов, Китайская Народная Республика (N ФСЗ 2011/10188 от 21.07.2011 г.). На официальном сайте компании https://apexmed.ru/catalog/produktsiya_apexmed/anesteziologiya_i_
intensivnaya_terapiya/ivl_i_respiratornaya_podderzhka/absorbent_ugle kislogo_gaza/ в характеристиках данного товара показатель размера гранул указан в диапазоне - 2,0-4,75 мм.
На основании изложенного, пр указанных обстоятельствах, установленное в Инструкции по заполнению заявок требование к описанию участниками закупок в составе заявок на участие в закупке: "Описание объекта закупки" значение позиции установленного по КТРУ либо без применения КТРУ и сопровождаеющееся знаками "", "", а также одновременно союзом "и", то участником закупки в заявке устанавливается одно конкретное значение", которое не учитывает возможности указания диапазонного показателя, в сочетании с описанием заказчиком показателя "Размер гранул" 2,5 и 5,0, предусматривающего диапазонное значение, не только не способствует правильному заполнению заявок, но и затрудняет для участников закупки подачу заявки в соответствии с требованиями извещения, а также ограничивает количество участников закупки, что является нарушением п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе.
Комиссия Чувашского УФАС России отмечает, что согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 10.02.2023 NИЭА1 еще 4 заявки были отклонены по тому же основанию, что и заявку ООО "Конюхов и Можаев".
Таким образом, действия, Заказчика нарушают требования пункта 1 части 1 статьи 33 и п. 3 ч.2 ст. 42 Закона о контрактной системе и ограничивает количество участников закупки.
В соответствии с частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения жалобы по существу контрольный орган в сфере закупок принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и при необходимости о выдаче предписания об устранении допущенных нарушений, предусмотренного пунктом 2 части 22 статьи 99 настоящего Федерального закона, о совершении иных действий, предусмотренных частью 22 статьи 99 настоящего Федерального закона.
С учетом установленных обстоятельств, Комиссия признает жалобу ООО "Конюхов и Можаев" необоснованной, а в действиях заказчика, в рамках проведенной внеплановой проверки, нарушение требований пункта 1 части 1 статьи 33 и п. 3 ч.2 ст. 42 закона о контрактной системе и приходит к выводу о необходимости выдачи предписания об устранении выявленного нарушения.
Руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Конюхов и Можаев" на действия аукционной комиссии заказчика при проведении электронного аукциона на поставку изделия медицинского назначения (Картридж с абсорбентом диоксида углерода) (изв. N0815500000523000590) необоснованной;
2. Признать в действиях заказчика - бюджетного учреждения Чувашской Республики "Республиканский кардиологический диспансер" Министерства здравоохранения Чувашской Республики нарушение требований пункта 1 части 1 статьи 33 и пункта 3 части 2 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд";
3. Выдать Заказчику предписание об устранении выявленных нарушений;
4. Передать материалы дела должностному лицу Чувашского УФАС России для принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении.
<_>
Примечание: Согласно части 9 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии от 27 февраля 2023 г. N 021/06/48-126/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.02.2023