Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю отдела контроля закупок в составе:
Председатель Комиссии: |
Члены Комиссии: |
|
в отсутствие представителей заказчика - краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Городская поликлиника N 9" министерства здравоохранения Хабаровского, уполномоченного органа - комитета государственного заказа Правительства Хабаровского края, индивидуального предпринимателя Гущиной Анны Александровны (о дате, времени и месте рассмотрения уведомлены надлежащим образом),
рассмотрев материалы дела N 7-3/102 по обращению заказчика - краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Городская поликлиника N 9" министерства здравоохранения Хабаровского (далее также - КГБУЗ "Городская поликлиника N 9", заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об участнике закупки - индивидуальном предпринимателе Гущиной Анне Александровне (ИНН 280101132803) (далее также - ИП Гущина А.А.) в связи с односторонним отказом от исполнения контракта от 05.09.2022 N 22005141 на оказание услуг по транспортированию и обезвреживанию медицинских отходов класса Б и В (реестровый номер 2272600466522000029), заключенного по результатам электронного аукциона N 0122200002522005141, и факта ненадлежащего исполнения условий контракта участником закупки ИП Гущина А.А.,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю поступило обращение заказчика - КГБУЗ "Городская поликлиника N 9" о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об участнике закупки - ИП Гущина А.А. (ИНН 280101132803) в связи с односторонним отказом от исполнения контракта от 05.09.2022 N 22005141 на оказание услуг по транспортированию и обезвреживанию медицинских отходов класса Б и В (реестровый номер 2272600466522000029), заключенного по результатам электронного аукциона N 0122200002522005141, и факта ненадлежащего исполнения условий контракта участником закупки ИП Гущина А.А.
В рамках рассмотрения поступившего обращения, на основании статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)") (далее - Постановление N1078) Хабаровским УФАС России проведена внеплановая проверка, в ходе которой установлено следующее.
Заказчиком - КГБУЗ "Городская поликлиника N 9" проведен электронный аукцион на оказание услуг по транспортированию и обезвреживанию медицинских отходов класса Б и В.
Извещение N 0122200002522005141 о проведении закупки размещено на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru - 17.08.2022.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 500 000,00 рублей.
Начальная сумма цен единиц товара, работы, услуги (2 записей) составляет 183,53 рублей.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) N 0122200002522005141 от 25.08.2022 победителем торгов признан участник с идентификационным номером 112458355, предложивший сумму цен единиц товара, работ, услуг 70,37 рублей (заявка ИП Гущина А.А.).
05.09.2022 между заказчиком - КГБУЗ "Городская поликлиника N 9" и ИП Гущина А.А. (далее также - Исполнитель) заключен контракт N 22005141 на оказание услуг по транспортированию и обезвреживанию медицинских отходов класса Б и В (реестровый номер 2272600466522000029), с максимальным значением цены контракта 500 000,00 рублей (п. 2.1 контракта). Сумма цен единиц Услуги составляет 70,37 рублей, НДС не облагается (п. 2.2 контракта).
Согласно п. 1.1 контракта предметом контракта является оказание услуг по транспортированию и обезвреживанию медицинских отходов класса Б и В (далее - Услуги).Заказчик поручает, а Исполнитель принимает на себя обязательства оказать Услуги в соответствии с Технической частью (Приложение 1), Спецификацией (Приложение 2), являющимися неотъемлемыми частями контракта, а Заказчик обязуется принять оказанные Услуги и оплатить их в порядке и на условиях, предусмотренных контрактом.
П. 1.3 контракта установлено, что объем оказываемых услуг определяется на основании заявок Заказчика.
Приложением N 1 к контракту "Техническая часть" (далее - Техническая часть) Стороны согласовали функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики объекта закупки, перечень, объем закупаемых услуг, периодичность (график) оказания услуг, порядок и условия оказания услуг.
Согласно п. 4 Технической части Исполнитель оказывает услуги ежедневно в соответствии с режимом работы Заказчика с 08:00 до 15:00 (время местное) часов в режиме пятидневной рабочей недели (понедельник - пятница).
В соответствии с п. 5 Технической части Заказчик сдает Исполнителю отходы в специализированных пакетах для транспортирования медицинских отходов класса "Б" и класса "В". Транспортирование медицинских отходов класса "Б" и класса "В" производится только специально оборудованным для этих целей автотранспортом в соответствии с требованиями п. 203 и п. 207 СанПиН 2.1.3684-21. При оказании Услуг Исполнитель осуществляет погрузку и фиксирует данные о количестве медицинских отходов класса "Б" и класса "В" в технологическом журнале учета медицинских отходов медицинской организации, в соответствии с п. 208 СанПиН 2.1.3684-21. Медицинские отходы класса Б и В принимаются Исполнителем по весу в присутствии представителя Заказчика.
Обязанности Исполнителя установлены в п. 4.4 контракта.
В соответствии с п.п. 4.4.1, 4.4.3 контракта Исполнитель обязан оказать услуги, предусмотренные настоящим контрактом, в соответствии с Технической частью и в сроки, установленные в Разделе 5 "Сроки, место и условия оказания услуг" контракта, по окончании оказания Услуг передать результаты оказанных услуг Заказчику в порядке и в сроки, определенные Разделом 6 "Порядок сдачи-приемки услуг" настоящего контракта.
В силу п. 6.1 контракта приемка оказанных Услуг по настоящему контракту на соответствие их требованиям, установленным в настоящем контракте, осуществляется на основании подписанного Сторонами документа о приемке.
П. 6.8 контракта установлено, что датой приемки оказанных услуг считается дата размещения в единой информационной системе документа о приемке, подписанного Заказчиком.
Настоящий контракт вступает в силу с момента его заключения и действует до полного исполнения Сторонами обязательств по настоящему контракту, до 28.02.2024 (п. 11.1 контракта).
В соответствии с п. 13.1 контракта настоящий контракт может быть расторгнут: по соглашению Сторон; в судебном порядке; в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения Контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств.
Согласно п. 13.2 контракта Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в случаях, предусмотренных действующим законодательством.
Материалами дела установлено следующее.
Исполнитель обязан оказать услуги по транспортированию и обезвреживанию медицинских отходов класса Б и В в следующие сроки: начало оказания услуг - 01.01.2023, окончание оказания услуг - 31.12.2023.
Согласно п. 1.3 контракта и п. 4 Технической части Исполнитель оказывает услуги ежедневно в соответствии с режимом работы Заказчика с 08:00 до 15:00 (время местное) часов в режиме пятидневной рабочей недели (понедельник - пятница) на основании заявок Заказчика.
Как установлено в ходе рассмотрения дела заказчиком 03.01.2023, 04.01.2023, 05.01.2023, 06.01.2023, 09.01.2023 заказчиком поданы заявки посредством телефонной связи, на которые Исполнитель не отреагировал.
19.01.2023 в адрес Исполнителя заказным письмом с уведомлением направлена претензия о неисполнении условий контракта (РПО 68101879008921).
Ответ на указанную претензию в адрес заказчика не поступал.
В связи с тем, что по состоянию на 30.01.2023 обязательства по контракту не исполнены по заявкам, услуги не оказаны, заказчиком 30.01.2023 принято решение расторгнуть контракт в одностороннем порядке, контракт расторгнут с 10.02.2023.
В результате изучения материалов дела 7-3/102, исходя из конкретных обстоятельств осуществления закупки, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к следующим выводам.
В соответствии с абз. 1 ст. 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Согласно п. 2 ст. 450 ГК РФ существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Из п. 1 ст. 401 ГК РФ следует, что лицо признается виновным в неисполнение обязательства, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, не приняло всех мер для надлежащего исполнения обязательства.
Пунктом 2 ст. 401 ГК РФ установлено, что отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
В силу п. 3 ст. 401 ГК РФ если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Согласно разъяснениям, указанным в абз. 4 п. 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" (далее - постановление Пленума ВС РФ N 7) вина должника в нарушении обязательства предполагается, пока не доказано обратное. Отсутствие вины в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательства доказывается должником.
В соответствии с п. 8 постановления Пленума ВС РФ N 7 в силу п. 3 ст. 401 ГК РФ для признания обстоятельства непреодолимой силой необходимо, чтобы оно носило чрезвычайный и непредотвратимый при данных условиях характер. Требование чрезвычайности подразумевает исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого не является обычным в конкретных условиях. Если иное не предусмотрено законом, обстоятельство признается непредотвратимым, если любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий. Не могут быть признаны непреодолимой силой обстоятельства, наступление которых зависело от воли или действий стороны обязательства, например, отсутствие у должника необходимых денежных средств, нарушение обязательств его контрагентами, неправомерные действия его представителей.
Пунктом 1 ст. 450.1 ГК РФ установлено, что предоставленное настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) (ст. 310) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора). Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона N 44-ФЗ в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона N 44-ФЗ, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу ч. 13 ст. 95 Закона N 44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 14 ст. 95 Закона N 44-ФЗ заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с ч. 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Согласно информации ЕИС и информации, предоставленной заказчиком, контракт расторгнут с 10.02.2023, при этом решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, принятое 30.01.2023, размещено в ЕИС - 13.02.2023, т.е. после того, как указанное решение вступило в силу.
Таким образом, в действиях заказчика - КГБУЗ "Городская поликлиника N 9" усматривается нарушение ч. 12.1. ст. 95 Закона N 44-ФЗ, за которое предусмотрена административная ответственность в соответствии с ч. 1 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно пп. а п. 13 раздела 3 Правил, утвержденных Постановлением N 1078, не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля (за исключением случаев, предусмотренных пп. "е" п. 9 и пп. "г" п. 10) осуществляет следующую проверку совокупность действий, в том числе рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную п. 5 ч. 15 ст. 99 Федерального закона.
Пп. "а" п. 15 Правил, утвержденных Постановлением N 1078, установлено, орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в следующих случаях:
а) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных пп. "а" п. 13 настоящих Правил:
выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
В ходе проведения проверки в адрес Хабаровского УФАС России пояснения от ИП Гущина А.А. не поступали. ИП Гущина А.А. не представлено надлежащих доказательств того, что ИП Гущина А.А. исполнены обязательства по спорному контракту надлежащим образом, в частности по заявкам заказчика от 03.01.2023, 04.01.2023, 05.01.2023, 06.01.2023, 09.01.2023.
Также, со стороны заказчика не представлено надлежащих доказательств неисполнения ИП Гущина А.А. условий контракта, в том числе направления заявок от 03.01.2023, 04.01.2023, 05.01.2023, 06.01.2023, 09.01.2023 Исполнителю, при этом контрактом не предусмотрена подача заявок по телефону.
Учитывая вышеизложенное, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу об отказе во включении сведений, представленных заказчиком - КГБУЗ "Городская поликлиника N 9" об ИП Гущина А.А. (ИНН 280101132803) в реестр недобросовестных поставщиков в связи с наличии обстоятельств, указанных в пп. "а" п. 15 Правил, утвержденных Постановлением N 1078, а именно: заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации",
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные заказчиком - КГБУЗ "Городская поликлиника N 9" об ИП Гущина А.А. (ИНН 280101132803), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
2. Признать заказчика - КГБУЗ "Городская поликлиника N 9" нарушившим ч. 12.1. ст. 95 Закона N 44-ФЗ.
3. Передать материалы настоящего дела уполномоченному должностному лицу для решения вопроса о возбуждении административного дела.
Настоящее решение может быть обжаловано в трехмесячный срок со дня его принятия в Арбитражный суд.
Председатель Комиссии:
Члены Комиссии: |
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 20 февраля 2023 г. N РНП-66
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.02.2023