рассмотрев материалы дела N 7-3/120 по обращению заказчика - ФКУ "Исправительная колония N5 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю" о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об Индивидуальном предпринимателе Гомбожапове Балдане Баясхалановиче (ИНН 800103440012) в связи с односторонним отказом от исполнения контракта от 30.10.2022 N 95-юр (реестровый номер контракта 12704012334 22 000033) на поставку угля бурого марки 3БР и факта ненадлежащего исполнения условий контракта участника осуществления закупки ИП Гомбожаповым Балданом Баясхалановичем,
УСТАНОВИЛА:
В рамках рассмотрения поступившего обращения, на основании статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Правила N1078) принято решение о проведении внеплановой проверки, в ходе которой Комиссией Хабаровского УФАС России установлено следующее.
Контракт от 30.10.2022 N 95-юр (реестровый номер контракта 12704012334 22 000033) на поставку угля бурого между ФКУ "Исправительная колония N5 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю" и ИП Гомбожапов Б.Б. заключен по результатам проведения электронного аукциона N 0322100024222000015 (далее - контракт).
Начальная (максимальная) цена контракта составляла 12 000 000, 00 рублей.
В соответствии с п. 1.1 контракта предмет контракта: . Поставщик обязуется поставить котельно-печное топливо - уголь бурый марки 3 БР, именуемый в дальнейшем "товар", Государственному заказчику, согласно графику поставки, являющемуся неотъемлемой частью настоящего Контракта (Приложение N1 к Контракту), а Государственный заказчик обязуется оплатить товар в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Контрактом.
Государственный заказчик по согласованию с Поставщиком в ходе исполнения контракта вправе изменить не более чем на десять процентов предусмотренное контрактом количество товара при изменении потребности в товаре, на поставку которого заключен Контракт.
Пунктом 2.2 контракта установлено, что цена контракта составляет 11 994 870 (одиннадцать миллионов девятьсот девяносто четыре тысячи восемьсот семьдесят) рублей 00 копейки, в том числе НДС 20%, что составляет 1 999 145 (один миллион девятьсот девяносто девять тысяч сто сорок пять рублей) 00 копеек, является твердой, остается неизменной в течение всего срока действия Контракта.
В силу п. 4.1.1 контракта государственный заказчик имеет право требовать от Поставщика надлежащего выполнения обязательств в соответствии с настоящим Контрактом, а также требовать своевременного устранения выявленных недостатков.
Пунктами 4.4.1 и 4.4.2 контракта установлено, что Поставщик обязан товары надлежащего качества, в полном объеме и в сроки, предусмотренные Контрактом.
В соответствии с п. 5.1 контракта поставка товара осуществляется в соответствии с графиком поставки (Приложение N1 к контракту).
Не позднее, чем за 2 (два) суток до поставки товара, Поставщик в письменной форме или посредством электронной почты/факса, уведомляет Государственного заказчика о готовности товара к поставке и о дате поставки товара (п. 5.2 контракта).
В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, предусмотренных Контрактом, виновная сторона обязана возместить другой стороне причиненные в результате этого убытки (п. 6.1 контракта).
Пунктом 10.1 контракта установлено, что настоящий Контракт вступает в силу с даты его подписания Сторонами и действует до "30" июня 2023 года, в части оплаты до полного ее погашения.
Пунктом 9.3 контракта установлено, что Контракт может быть расторгнут в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, исключительно по следующим основаниям:
- 9.3.1 по соглашению Сторон;
- 9.3.2 по решению суда по иску одной из Сторон при существенном нарушении условий Контракта другой Стороной;
- 9.3.3 в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
В случае расторжения Контракта по любым основаниям Государственный заказчик обязан оплатить Поставщику стоимость товара надлежащего качества и соответствующего требованиям Государственного заказчика, фактически поставленного на момент расторжения Контракта (п. 9.4 контракта).
Приложением N1 к контракту стороны согласовали График поставки товара:
Учреждение |
Срок поставки |
Итого, тонн |
Адрес грузополучателя |
ФКУ ИК-5 УФСИН России по Хабаровскому краю |
до 30.12. 2022 г. |
650 |
Прикотельный склад ФКУ ИК-5 УФСИН России по Хабаровскому краю Хабаровский край , г. Советская Гавань ул. Кишиневская д.5. |
январь 2023 г. |
450 |
||
февраль 2023 г |
400 |
||
март 2023 г. |
400 |
||
апрель 2023 г. |
309 |
||
Итого |
2 209 |
|
Однако, как следует из обращения Заказчика, ИП Гомбожаповым Б.Б. принятые обязательства по контракту не исполнены, нарушены сроки поставки товара, что явилось основанием для принятия заказчиком решения об отказе от исполнения государственного контракта от 09.01.2023.
В результате изучения материалов дела 7-3/120 исходя из конкретных обстоятельств осуществления закупки, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к следующим выводам.
В соответствии с абз. 1 ст. 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Из п. 1 ст. 401 ГК РФ следует, что лицо признается виновным в неисполнение обязательства, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, не приняло всех мер для надлежащего исполнения обязательства.
Пунктом 2 ст. 401 ГК РФ установлено, что отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
В силу п. 3 ст. 401 ГК РФ если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Согласно разъяснениям, указанным в абз. 4 п. 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" (далее - постановление Пленума ВС РФ N 7) вина должника в нарушении обязательства предполагается, пока не доказано обратное. Отсутствие вины в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательства доказывается должником.
В соответствии с п. 8 постановления Пленума ВС РФ N 7 в силу п. 3 ст. 401 ГК РФ для признания обстоятельства непреодолимой силой необходимо, чтобы оно носило чрезвычайный и непредотвратимый при данных условиях характер. Требование чрезвычайности подразумевает исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого не является обычным в конкретных условиях. Если иное не предусмотрено законом, обстоятельство признается непредотвратимым, если любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий. Не могут быть признаны непреодолимой силой обстоятельства, наступление которых зависело от воли или действий стороны обязательства, например, отсутствие у должника необходимых денежных средств, нарушение обязательств его контрагентами, неправомерные действия его представителей.
Пунктом 1 ст. 450.1 ГК РФ установлено, что предоставленное настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) (ст. 310) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора). Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором.
Согласно ч. 8 ст. 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В силу требований ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с ч. 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Согласно данным единой информационной системе в сфере закупок стоимость контракта составила 11 994 870 руб., стоимость исполненных Поставщиком обязательств составила 0, 00 руб., срок первой поставки до 30.12.2023 в объеме 650 тонн, в указанный период Поставщиком поставка товара не осуществлена.
Заказчиком направлено Поставщику Предостережение от 20.12.2022 Nб/н о необходимости осуществления поставки первой партии угля в срок до 30.12.2022.
Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта принято заказчиком 09.01.2023, в связи с тем, что Поставщиком контракта допущено существенное нарушение условий контракта, выразившимся в нарушении срока поставки товара.
Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком на официальном сайте единой информационной системе в сфере закупок 01.02.2023.
При определении даты надлежащего уведомления Заказчик исходил с даты размещения решения в ЕИС (11.01.2023).
Дата по истечению десяти дней с даты надлежащего уведомления заказчиком подрядчика о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта - 23.01.2023.
ИП Гомбожапов Б.Б. в адрес Хабаровского УФАС России письменные пояснения не направлены, участие представителя Индивидуального предпринимателя в заседании Комиссии Хабаровского УФАС России не обеспечено.
Комиссия Хабаровского УФАС России также учла, что в десятидневный срок с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта ИП Гомбожаповым Б.Б. не устранены нарушения условий контракта, послужившие основанием для принятия указанного решения.
В соответствии с пп. "а" п. 13 раздела 3 Правил N1078 не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля (за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "е" пункта 9 и подпунктом "г" пункта 10 настоящих Правил), осуществляет следующую совокупность действий: рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона.
Согласно ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Исходя из положений данной нормы, реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной в целях обеспечения исполнения лицами принятых на себя обязательствах в рамках осуществления процедуры закупок. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав лица на участие в течение установленного срока в процедурах торгов по осуществлению государственных и муниципальных закупок.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое ненадлежащее исполнение контракта, которое предполагает недобросовестное поведение исполнителя, совершение им умышленных действий (бездействий) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведших к невозможности надлежащего исполнения контракта и нарушающих права заказчика, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств.
Недобросовестное поведение поставщика заключается в неоднократном нарушение сроков выполнения работ (оказания услуг, поставки товаров), отказе поставщика (подрядчика, исполнителя) от выполнения условий контракта, введения заказчика в заблуждение относительно соответствия выполняемых работ (услуг) условиям документации и требованиям контракта.
Пунктом 15 Правил N1078 орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в следующих случаях:
а) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика;
б) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил, заказчиком не представлены информация и документы, подтверждающие отсутствие оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта.
В ходе рассмотрения дела обстоятельств, указанных в п. 15 Правил не установлено, таким образом основания для принятия решения об отказе во включении ИП Гомбожапов Б.Б. в реестр недобросовестных поставщиков отсутствуют.
Принимая участие в закупке, ИП Гомбожапов Б.Б. осуществляет предпринимательскую деятельность, которая в соответствии со ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации, является самостоятельной, осуществляемой на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами.
При этом, в любом случае, действия хозяйствующего субъекта при осуществлении им предпринимательской деятельности должны осуществляться в установленном законом порядке.
Поскольку хозяйствующий субъект ИП Гомбожапов Б.Б. обязанный соблюдать действующее законодательство, отказался (уклонился) от надлежащего исполнения контракта, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу о недобросовестности действий вышеуказанного субъекта.
Вместе с тем, в ходе проведения внеплановой проверки, Комиссией Хабаровского УФАС установлено следующее.
Согласно ч. 22.2 ст. 95 Закона о контрактной системе, заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта 09.01.2023, указанное решение размещено в ЕИС 11.01.2023. Контракт расторгнут 23.01.2023. При этом, Заказчиком обращение о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об Индивидуальном предпринимателе Гомбожапове Балдане Баясхалановиче направлено в антимонопольный орган через ЕИС 16.02.2023 (зарегистрировано обращение вх. от 17.02.2023 N2444-ЭП/23).
Таким образом, заказчиком осуществлено несвоевременное направление обращения в антимонопольный орган, обращение подлежало направлению в срок до 25.01.2023.
Таким образом, Заказчиком допущено нарушение требований ч. 22.2 ст. 95 Закона о контрактной системе, что образует признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации"
РЕШИЛА:
1. Включить сведения, представленные ФКУ "Исправительная колония N5 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю", в отношении Индивидуального предпринимателя Гомбожапова Балдана Баясхалановича (ИНН 800103440012) в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом от исполнения контракта от 30.10.2022 N 95-юр на поставку угля бурого марки 3БР, сроком на два года.
2. Признать заказчика - ФКУ "Исправительная колония N5 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю" нарушившим требования ч. 22 ст. 95 Закона о контрактной системе.
3. Предписание не выдавать.
4. Передать материалы дела N 7-3/120 уполномоченному должностному лицу для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в трехмесячный срок со дня его принятия в Арбитражный суд Хабаровского края.
Председатель Комиссии: |
|
Члены Комиссии: |
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 27 февраля 2023 г. N РНП-27-73
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.03.2023