Резолютивная часть решения объявлена 21 февраля 2023 года
Решение изготовлено в полном объеме 27 февраля 2023 года г. Ярославль
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по контролю закупок (далее также - Комиссия) в составе: председатель Комиссии - заместитель начальника отдела контроля закупок ______.., члены Комиссии: главный специалист - эксперт отдела контроля закупок ______., ведущий специалист - эксперт отдела контроля закупок ______..,
с участием:
заявитель - общество с ограниченной ответственностью Охранное предприятие "Белая стрела" (далее также - ООО ОП "Белая Стрела", заявитель), представителя не направило, о времени, дате и месте рассмотрения жалобы уведомлено надлежащим образом;
заказчик - департамент имущественных и земельных отношений Ярославской области (далее также - ДИЗО, заказчик), представителя не направил, о времени, дате и месте рассмотрения жалобы уведомлен надлежащим образом;
уполномоченный орган, департамент государственного заказа Ярославской области (далее - ДГЗ ЯО, уполномоченный орган) обеспечил участие в рассмотрении жалобы посредством видеоконференцсвязи представителя по доверенности ______..,
оператор электронной торговой площадки, АО "Сбербанк-АСТ", представителя не направил, о времени, дате и месте рассмотрения жалобы уведомлен надлежащим образом;
рассмотрев жалобу ООО ОП "Белая Стрела" на действия заказчика, департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области, уполномоченного органа, департамента государственного заказа Ярославской области, при проведении аукциона в электронной форме на право заключения контракта на оказание охранных услуг (извещение N 0171200001923000138 ) (и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ, законодательство о контрактной системе), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент, утвержденный приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14),
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (далее также - Ярославское УФАС России) поступила жалоба ООО ОП "Белая Стрела" на действия заказчика, департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области, уполномоченного органа, департамента государственного заказа Ярославской области, при проведении аукциона в электронной форме на право заключения контракта на оказание охранных услуг (извещение N 0171200001923000138 ).
Заявитель полагает, что извещение об осуществлении вышеуказанной закупки сформировано заказчиком и уполномоченным органом с нарушением требований законодательства о контрактной системе, поскольку в извещении установлено требование наличие у Исполнителя лицензии на осуществление частной охранной деятельности, позволяющей оказывать услуги по охране объектов и (или) имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности, за исключением объектов, предусмотренных частью третьей статьи 11 Закона Российской Федерации от 11 марта 1992 г. N 2487-I "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации", которое является завышенным, необоснованно сокращающим число возможных частников закупок.
На основании изложенного, заявитель просит признать жалобу обоснованной, а также выдать заказчику и уполномоченному органу обязательное для исполнения предписание об устранении допущенного нарушения.
Уполномоченный орган с доводами жалобы не согласился, представил письменные пояснения по существу жалобы, просит признать жалобу необоснованной.
Заслушав пояснения уполномоченного органа, а также изучив представленные документы и материалы, Комиссия Ярославского УФАС России приходит к следующим выводам.
Уполномоченным органом, ДГЗ ЯО, в единой информационной системе на официальном сайте www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 07.02.2023 размещено извещение N 0171200001923000138 о проведении аукциона в электронной форме на оказание охранных услуг.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 865 222,56 руб.
На основании пункта 12 части 1 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Объектом рассматриваемой закупки является оказание охранных услуг объекта, 2-х этажного многоквартирного жилого дома с инженерными коммуникациями, состоящего из 2-х подъездов, расположенного по адресу Ярославская обл., Борисоглебский район, пос. Борисоглебский, ул. Юбилейная, д. 25.
Согласно пункту 32 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ) лицензированию подлежит частная охранная деятельность.
На основании статьи 3 Закона РФ от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" в целях охраны разрешается предоставление следующих видов услуг:
1) защита жизни и здоровья граждан;
2) охрана объектов и (или) имущества (в том числе при его транспортировке), находящихся в собственности, во владении, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или доверительном управлении, за исключением объектов и (или) имущества, предусмотренных пунктом 7 настоящей части;
3) охрана объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны, перечень видов которых устанавливается Правительством Российской Федерации, и (или) с принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию;
4) консультирование и подготовка рекомендаций клиентам по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств;
5) обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий;
6) обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, за исключением объектов, предусмотренных пунктом 7 настоящей части;
7) охрана объектов и (или) имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности, за исключением объектов, предусмотренных частью третьей статьи 11 настоящего Закона.
В соответствии с пунктом 1 раздела "Требования к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе и инструкция по её заполнению" извещения о проведении электронного аукциона заказчиком и уполномоченным органом установлено следующее требование к участникам закупки:
Документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ |
Копия лицензии на осуществление частной охранной деятельности (для организаций, осуществляющих деятельность в соответствии с Законом РФ от 11.03.1992 N2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации"), позволяющей оказывать следующие услуги: - охрана объектов и (или) имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности, за исключением объектов, предусмотренных частью третьей статьи 11 Закона Российской Федерации от 11 марта 1992 г. N 2487-I "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" или копия выписки из реестра лицензий на указанные в данном пункте виды лицензируемой деятельности. |
Вопросы обеспечения антитеррористической защищенности объектов и территорий регулируются Федеральным законом от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму".
Согласно пункту 6 статьи 3 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" антитеррористическая защищенность объекта (территории) - это состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. При этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения, муниципального округа или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек.
Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса) (пункт 4 части 2 статьи 5 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму").
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 марта 2015 г. N 272 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий)" утверждёны требования к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской федерации, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий) ( далее - Требования).
Согласно пункту 6 Требований в целях установления дифференцированных требований к обеспечению их безопасности с учетом степени потенциальной опасности и угрозы совершения в местах массового пребывания людей террористических актов и их возможных последствий производится категорирование мест массового пребывания людей.
На основании пункта 10 Требований в зависимости от возможных последствий совершения террористического акта в местах массового пребывания людей устанавливаются следующие категории мест массового пребывания людей:
а) место массового пребывания людей 1 категории - место массового пребывания людей, в котором при определенных условиях может одновременно находиться более 1000 человек;
б) место массового пребывания людей 2 категории - место массового пребывания людей, в котором при определенных условиях может одновременно находиться от 200 до 1000 человек;
в) место массового пребывания людей 3 категории - место массового пребывания людей, в котором при определенных условиях может одновременно находиться от 50 до 200 человек.
Расчет количества людей проводится путем проведения мониторинга одновременного пребывания и (или) передвижения людей на территории места массового пребывания людей в течение 3 дней, включая рабочие и выходные (праздничные) дни ( пункт 11 Требований).
В силу пункта 14 Требований на каждое место массового пребывания людей в течение 30 дней после проведения его обследования и категорирования комиссией составляется паспорт безопасности.
Паспорт безопасности составляется в 6 экземплярах, согласовывается с руководителями территориального органа безопасности, территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации, территориального органа Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации или подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации и территориального органа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и утверждается руководителем исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (главой муниципального образования), на территории которого расположено место массового пребывания людей.
В соответствии с пунктом 16 Требований паспорт безопасности является информационно-справочным документом, который отражает состояние антитеррористической защищенности места массового пребывания людей и содержит перечень необходимых мероприятий по предупреждению (пресечению) террористических актов в месте массового пребывания людей.
В целях установления отнесения 2-х этажного многоквартирного жилого дома с инженерными коммуникациями, состоящего из 2-х подъездов и расположенного по адресу Ярославская обл., Борисоглебский район, пос. Борисоглебский, ул. Юбилейная, д. 25 к объектам, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности, Ярославское УФАС России направило в адрес заказчика запрос с просьбой предоставить копию выданного в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 25 марта 2015 г. N 272 паспорта безопасности объекта на 2-х этажный многоквартирный жилой дом с инженерными коммуникациями, состоящий из 2-х подъездов, находящийся по адресу Ярославская обл., Борисоглебский район, пос. Борисоглебский, ул. Юбилейная, д 25.
На указанный запрос от заказчика поступил ответ (исх. 28-1328/2023 от 20.02.2023, вх. 24042/23 от 20.02.2023), согласно которому паспорт безопасности объекта, выданный в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 25 марта 2015 г. N 272, на 2-х этажный многоквартирный жилой дом с инженерными коммуникациями, состоящий из 2-х подъездов, находящийся по адресу Ярославская обл. Борисоглебский район, пос. Борисоглебский, ул. Юбилейная, д. 25 отсутствует.
Кроме того, в извещении при определении функциональных, технических и качественных характеристик оказываемых услуг заказчик и уполномоченный орган указывают (приведена выдержка):
Наименование товара, код позиции КТРУ, код по ОКПД2 |
Наименование характеристики |
Значение характеристики |
Услуги частной охраны (Выставление поста охраны), 80.10.12.000-00000002; 80.10.12.200 |
Вид услуги по охране |
Охрана объектов, находящихся в собственности, во владении, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или доверительном управлении, за исключением объектов, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности |
Использование мобильной группы |
Нет |
|
Использование специальных средств |
Да |
|
Наличие оружия у сотрудников мобильной группы |
Нет |
|
Наличие оружия у сотрудников охраны |
Нет |
Следовательно, на момент рассмотрения настоящей жалобы заказчиком не представлено неопровержимых и достаточных доказательств отнесения спорного объекта к объектам, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности.
Таким образом, заказчиком и уполномоченным органом неправомерно в извещении установлено требование о представлении участниками закупки копии лицензии на осуществление частной охранной деятельности, позволяющей оказывать услуги по охране объектов и (или) имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности, за исключением объектов, предусмотренных частью третьей статьи 11 Закона Российской Федерации от 11 марта 1992 г. N 2487-I "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации или копии выписки из реестра лицензий на указанные в данном пункте виды лицензируемой деятельности.
В связи с чем, Комиссия Ярославского УФАС России приходит к выводу о нарушении заказчиком и уполномоченным органом пункта 12 части 1 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
Указанные выше нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе, допущенные заказчиком при проведении рассматриваемой закупки, содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N 727/14, Комиссия Ярославского УФАС России по контролю закупок,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью охранное предприятие "Белая стрела" (ИНН: 7606042918, ОГРН: 1027600841685) на действия заказчика, департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области (ИНН: 7604016214, ОГРН: 1027600691469), уполномоченного органа, департамента государственного заказа Ярославской области (ИНН: 7604084334, ОГРН: 1067604003411), при проведении аукциона в электронной форме на право заключения контракта на оказание охранных услуг (извещение N 0171200001923000138 ) обоснованной.
2. Признать заказчика, департамент имущественных и земельных отношений Ярославской области (ИНН: 7604016214, ОГРН: 1027600691469), уполномоченный орган, департамент государственного заказа Ярославской области (ИНН: 7604084334, ОГРН: 1067604003411) нарушившими пункт 12 части 1 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
3. Выдать заказчику, департаменту имущественных и земельных отношений Ярославской области (ИНН: 7604016214, ОГРН: 1027600691469), и уполномоченному органу, департаменту государственного заказа Ярославской области (ИНН: 7604084334, ОГРН: 1067604003411), обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.
4. В ходе проведения внеплановой проверки действий комиссии по осуществлению закупок нарушений в действиях указанного субъекта контроля не обнаружено.
5. Передать материалы жалобы уполномоченному должностному лицу Ярославского УФАС России для принятия мер в соответствии с требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии ______.
Члены Комиссии ______.
______.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 27 февраля 2023 г. N 076/06/106-207/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.02.2023