Резолютивная часть решения объявлена 22.02.2023
Решение изготовлено в полном объеме 01.03.2023 г. Ярославль
Инспекция Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по контролю закупок (далее также - Инспекция) в составе: руководителя Инспекции - заместителя начальника отдела контроля закупок <_>, членов Инспекции: главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок <_>, ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок <_>,
с участием:
общество с ограниченной ответственностью "Норма" (далее также - ООО "Норма", общество) - обеспечил участие в проведении проверки представителя по доверенности <_>,
заказчик - государственное казенное учреждение Ярославской области "Единая служба заказчика" (далее также - ГКУ "ЕСЗ", заказчик) - обеспечил участие в проведении проверки представителей по доверенностям <_>, <_>,
рассмотрев сведения о включении в реестр недобросовестных поставщиков, направленные ГКУ "ЕСЗ" в отношении ООО "Норма", и осуществив в соответствии со статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ) проверку соблюдения заказчиком, ГКУ "ЕСЗ", порядка расторжения контракта N 155/22-ЕСЗ от 15.09.2022 на разработку проектной документации для строительства объекта: "Взрослая поликлиника" ГУЗ ЯО "Ярославская ЦРБ" с инженерными коммуникациями на 500 посещений в смену, по адресу: Ярославская область, Ярославский район, д. Красный Бор" (извещение N 0171200001922002696), заключенного с ООО "Норма", в связи с нарушением подрядчиком существенных условий контракта, проверку соблюдения заказчиком, ГКУ "ЕСЗ", порядка и сроков направления в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, сведений (информации) о данном подрядчике для рассмотрения вопроса о включении таких сведений в реестр недобросовестных поставщиков, в соответствии с приказом Ярославского УФАС России от 16.02.2023 N 49/23,
УСТАНОВИЛА:
В Ярославское УФАС России в соответствии с частью 4 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ заказчик, ГКУ "ЕСЗ", для включения в реестр недобросовестных поставщиков направил сведения об ООО "Норма", существенно нарушившем, по мнению заказчика, условия контракта N 155/22-ЕСЗ от 15.09.2022 на разработку проектной документации для строительства объекта: "Взрослая поликлиника" ГУЗ ЯО "Ярославская ЦРБ" с инженерными коммуникациями на 500 посещений в смену, по адресу: Ярославская область, Ярославский район, д. Красный Бор" (извещение N 0171200001922002696).
Изучив представленные документы и материалы, а также заслушав пояснения представителей заказчика, Инспекция приходит к следующим выводам.
Уполномоченным органом, департаментом государственного заказа Ярославской области, в единой информационной системе (официальный сайт в сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru) 09.08.2022 размещено извещение N 0171200001922002696 о проведении конкурса в электронной форме на право заключения контракта разработку проектной документации для строительства объекта: "Взрослая поликлиника" ГУЗ ЯО "Ярославская ЦРБ" с инженерными коммуникациями на 500 посещений в смену, по адресу: Ярославская область, Ярославский район, д. Красный Бор".
Начальная (максимальная) цена контракта составила 15 957 600,00 руб.
В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) (N 0171200001922002696) от 02.09.202 принято решение о заключении контракта с участником закупки - ООО "Норма".
15.09.2022 между заказчиком, ГКУ "ЕСЗ", и подрядчиком, "Норма", заключен контракт N 155/22-ЕСЗ на разработку проектной документации для строительства объекта: "Взрослая поликлиника" ГУЗ ЯО "Ярославская ЦРБ" с инженерными коммуникациями на 500 посещений в смену, по адресу: Ярославская область, Ярославский район, д. Красный Бор" (далее также - контракт N 155/22-ЕСЗ от 15.09.2022, Контракт).
В соответствии с пунктом 2.1. раздела 2 Контракта Исполнитель обязуется выполнить разработку проектной документации для строительства объекта: "Взрослая поликлиника" ГУЗ ЯО "Ярославская ЦРБ" с инженерными коммуникациями на 500 посещений в смену, по адресу: Ярославская область, Ярославский район, д. Красный Бор". (далее - Объект) в порядке и сроки, установленные настоящим Контрактом, а Заказчик обязуется принять и оплатить результат Работ в порядке и на условиях, предусмотренных Контрактом.
Работы должны быть выполнены в соответствии с Заданием, являющимся неотъемлемой частью настоящего Контракта (Приложение N 1 к Контракту) (пункт 2.2. раздела 2 Контракта).
Исходя из пункта 2.3 раздела 2 Контракта результатом выполненной работы являются проектная документация и (или) документ, содержащий результаты инженерных изысканий. Проектная документация и (или) документ, содержащий результаты инженерных изысканий, признаются результатом выполненных проектных и (или) изыскательских работ по такому контракту при наличии положительного заключения экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий.
Согласно пункту 8.1. раздела 1 Контракта сроки выполнения Работ: с даты заключения Контракта, но не ранее даты начала исполнения контракта (13.09.2022) по 30 ноября 2023 года (включительно). Работы выполняются в соответствии с графиком выполнения работ (Приложение N 2 к Контракту).
Инспекцией Ярославского УФАС России установлены следующие фактические обстоятельства.
За несколько дней до заключения рассматриваемого контракта, по месту нахождения заказчика по его инициативе проведено установочное совещание при участии представителей заказчика и подрядчика. На указанном совещании рассмотрены основные позиции и требования контракта, даны ответы на поставленные проектной организацией вопросы. Кроме того, в ходе совещания подрядчику предлагалось получить предложенный градостроительный план земельного участка (далее - ГПЗУ), однако ссылаясь на то, что контракт на проектирование еще не заключен, подрядчик отказался от получения, предложенного ГПЗУ.
В соответствии с пунктами 6.2.1 и 6.2.2 раздела 6 Контракта Исполнитель обязан:
- принять на себя обязательства в соответствии с заданием (Приложение N 1 к Контракту) заказчика и в сроки, установленные контрактом выполнить разработку проектной документации для строительства объекта: "Взрослая поликлиника" ГУЗ ЯО "Ярославская ЦРБ" с инженерными коммуникациями на 500 посещений в смену, по адресу: Ярославская область, Ярославский район, д. Красный Бор". (далее - Объект).
- предоставлять заказчику по его требованию информацию о ходе выполнения работ по контракту по форме, в объеме и в сроки, содержащиеся в требовании заказчика.
В соответствии с вышеуказанными положения Контракта заказчиком 13.10.2022 в адрес подрядчика направил письмо N 1662 о необходимости предоставления еженедельной информации о ходе выполнения работ по контракту по форме разработанной заказчиком. В указанном письме также содержалась просьба предоставить информацию о назначении представителей подрядчика ответственных за ходом выполнения работ по контракту.
С момента запроса о необходимости предоставления отчетной документации, подрядчиком в адрес заказчика не предоставлено ни одного отчета, тогда как на данный момент количество таких отчетов должно составлять 18 единиц; заказчик не уведомлен об ответственных представителях подрядчика ответственных за исполнение контрактных обязательств.
25.10.2022 заказчиком в адрес подрядчика направлено письмо N 1757 о недопущении срывов сроков исполнения контракта по проектированию, предоставлению отчетной документации, а также необходимости в соответствии с пунктом 43 технического задания развертывания и обеспечения функционирования программно-аппаратного комплекса для организации среды общих данных (СОД) и обмена информацией в ней между всеми участниками проекта.
Только 01.11.2022 на телефон главного инженера ГКУ "ЕСЗ" поступил звонок от заместителя генерального директора ООО "Норма" с просьбой провести на территории заказчика совещание. Указанное совещание проведено 03.11.2022. По итогам совещания подрядчику рекомендовано не допускать в дальнейшем срывов сроков исполнения контрактных обязательств.
02.12.2022 в адрес подрядчика направлена претензия N 2207 о ненадлежащем исполнении обязательств, требованиями по устранению нарушений условий Контракта и уплате в течение 7 дней с момента получения претензии штрафа за непредставление информации и сведений о ходе исполнения контракта.
Каких-либо ответных писем, информации, и сведений по исполнению контракта в адрес заказчика не поступило.
До настоящего времени подрядчиком не обеспечена(о):
- подготовка и утверждение у заказчика технических заданий и программ на инженерно-геологические, инженерно-геодезические, инженерно-экологические и иные изыскания.
- подготовка расчетов потребляемых нагрузок на инженерно-техническое обеспечение Объекта, получение исходных данных, заключений, технических условий.
- подготовка и согласование с заказчиком "Основных положений на строительное проектирование" Объекта.
- проведение инженерно-геологических, инженерно-геодезических инженерно-экологических и иных изысканий, без проведения которых привязке Объекта проектирования к местности и осуществление самого проектирование не возможна.
- разработка Концепции градостроительного и архитектурно планировочного решения (в 3-х вариантах), с подготовкой демонстрационных материалов в объеме, необходимом для прохождения процедуры согласование архитектурно-градостроительного облика объекта капитального строительства на территории Ярославской области в соответствии с Постановлением Правительства Ярославской области от 18.04.2018 N 270-п. В соответствии с пунктом 19 технического задания на проектирование, разработка Концепции градостроительного и архитектурно-планировочного решения должна быть обеспечена в срок не более 30 календарных дней с момента начала проектных работ, то есть с момента заключения государственного контракта на проектирование.
- разработка и согласование у заказчика плана разработки проекта с использованием технологии информационного моделирования (пункт 43 технического задания на проектирование).
- организация среды общих данных (СОД) с использованием комплексе программно-технических средств, обеспечивающих совместное использование информационной модели всеми участниками инвестиционно-строительного проекта. СОД представляет собой клиент-серверную структуру с набором файлов и папок.
В соответствии с приказом Министерства строительства и жилищно- коммунального хозяйства Российской Федерации от 15 мая 2020 г. N 264/щ "Об установлении срока, необходимого для выполнения инженерных изысканий, осуществления архитектурно-строительного проектирования и строительства зданий, сооружений, в целях расчета срока договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности", срок проектирования объектов площадью от 500 до 5000 м2 составляет 14 месяцев, из которых 3 месяца отведены для выполнение инженерных изысканий. Общий срок проектирования не учитывает временные затраты на прохождение государственной экспертизы проектной документации
В соответствии с пунктом 29 постановления Правительства Российской Федерации от 5 марта 2007 г. N 145 "О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий" срок проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий не должен превышать 42 рабочих дня.
Контрактом N 155/22 от 15.09.2022 установленный срок на выполнение инженерных изысканий, выполнения проектных работ прохождение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий составляет 13,5 месяцев, из которых в настоящее время более 7 (семи) месяцев с учетом срока необходимого для прохождения государственной экспертизы работы подрядчиком не производились.
В связи с вышеизложенными обстоятельствами заказчиком была инициирована процедура расторжения контракта в одностороннем порядке.
В силу части 8 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно части 9 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с пунктом 12.4. раздела 12 Контракта настоящий Контракт может быть расторгнут по соглашению Сторон, по решению суда, а также в случае одностороннего отказа Стороны от исполнения настоящего Контракта в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 17.2 раздела 17 Контракта предусмотрено, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, на основании решения суда, в случае одностороннего отказа одной из сторон от исполнения контракта в случаях, когда такой отказ допускается в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями контракта.
Порядок принятия сторонами решения об одностороннем отказе от исполнения контракта устанавливается Федеральным законом о контрактной системе.
Рассматриваемый контракт относится к договорам подряда.
Согласно пункту 2 статьи 715 Гражданского кодекса Российской (далее - ГК РФ) если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
Пунктом 3 статьи 723 ГК РФ установлено, что если отступления в работе от условий договора подряда или иные недостатки результата работы в установленный заказчиком разумный срок не были устранены либо являются существенными и неустранимыми, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения причиненных убытков.
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 13 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу части 14 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
02.02.2023 заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта N 155/22-ЕСЗ от 15.09.2022 (далее также - решение об одностороннем отказе от исполнения контракта).
02.02.2023 решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено в единой информационной системе, соответственно, в соответствии с пунктом 3 части 12.1 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ датой надлежащего уведомления исполнителя о принятом заказчиком решении является 02.02.2023.
В течение десятидневного срока, установленного частью 14 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, нарушение условий контракта подрядчиком не устранено.
Следовательно, с учетом части 13 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в законную силу, а указанный контракт расторгнут 14.02.2023.
В ходе подготовки к заседанию Инспекции Ярославское УФАС России направило в адрес ООО "Норма" запрос с просьбой представить письменные пояснения с указанием причин нарушения условий контракта N 155/22-ЕСЗ от 15.09.2022, повлекших за собой односторонний отказ заказчика от исполнения данного контракта, и обеспечить явку представителя ООО "Норма" на заседание Инспекции Ярославского УФАС России по рассмотрению вопроса о включении/невключении сведений об ООО "Норма" в реестр недобросовестных поставщиков.
ООО "Норма" на заседание Инспекции Ярославского УФАС России обеспечило явку представителя, представило письменные пояснения.
Исходя из данных пояснений ООО "Норма" считает, что в соответствии с пунктом 3 статьи 708 ГК РФ последствия просрочки исполнения наступают при нарушении конечного срока выполнения работы, а также иных установленных договором подряда сроков. Конечным сроком по рассматриваемому контракту является 30.11.2023 года, данный срок ООО "Норма" не был нарушен, в связи с чем, у заказчика отсутствовали основания для расторжения контракта в одностороннем порядке.
Комиссия оценив данную позицию ООО "Норма" не может признать ее обоснованной, поскольку как уже было указано выше по тексту настоящего решения у заказчика имелась основания для расторжения вышеуказанного контракта в соответствии с иными положениями ГК РФ.
Доказательств, свидетельствующих о невозможности выполнения необходимых заказчику работ, ООО "Норма" не представило, при этом, как считает Инспекция (и это согласуется непосредственно с целью закупки), ООО "Норма", подавая заявку на участие в рассматриваемом электронном конкурсе, должно был определить (оценить), имеется ли у него возможность выполнить работы, соответствующие требованиям заказчика в установленные заказчиком сроки.
Соответственно, ООО "Норма" не проявило той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательств.
Вместе с тем, следует учитывать, что лицо, принимая решение об участии в закупке и подавая соответствующую заявку, несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ, в случае совершения им действий/бездействия в противоречие требованиям этого закона, в том числе, приведших к невозможности исполнения надлежащим образом контракта лицом, признанным победителем закупки. При этом такими действиями/бездействием не соблюдаются права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке и, как следствие, нарушается обеспечение публичных интересов в этих правоотношениях.
Согласно частям 1-2 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ сведения об участниках закупки, с которыми контракты расторгнуты в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов, включаются уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок федеральным органом исполнительной власти в реестр недобросовестных поставщиков.
Частью 7 указанной статьи предусмотрено, что в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
В соответствии с пунктом 13 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила), не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля (за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "е" пункта 9 и подпунктом "г" пункта 10 настоящих Правил), осуществляет следующую совокупность действий:
а) рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона "_";
б) по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок).
Пунктом 15 Правил предусмотрено, что орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое действие, которое предполагает недобросовестное поведение участника закупки, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
В определениях Конституционного суда Российской Федерации от 07.06.2001 N 139-О, от 07.02.2002 N 16-О, постановлениях от 21.11.2002 N 15-П, от 30.07.2001 N 13-П, информационном письме ВАС РФ от 20.12.1999 N С1-7/смп-1341 "Об основных положениях, применяемых Европейским судом по правам человека по защите имущественных прав и права на правосудие" указано, что меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Указанные меры не должны подавлять экономическую самостоятельность и инициативу граждан и юридических лиц, чрезмерно ограничивать право каждого на свободное пользование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности.
По смыслу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционной право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целым и охраняемым законам интересам, а также характеру совершенного деяния.
Таким образом, ООО "Норма" в рамках контракта N 155/22-ЕСЗ от 15.09.2022 нарушило существенные условия контракта, при этом доказательств принятия им мер для надлежащего исполнения условий контракта либо доказательств наличия объективных причин (не зависящих от общества), повлекших за собой невозможность выполнения требуемых заказчику работ, ООО "Норма" ни заказчику, ни Инспекции не представило, соответственно, указанные в решении фактические обстоятельства дела, безусловно, свидетельствуют о недобросовестном и виновном поведении общества при исполнении контракта, отсутствии стремления исполнить последний в полном соответствии с его условиями, что в данном случае привело к неблагоприятным последствиям для заказчика, выразившимся в расторжении контракта.
Основанием для отказа во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр является закрытый перечень случаев, установленный пунктом 15 Правил. В данном случае подрядчик не указывает на нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его подрядчику и размещения в единой информационной системе; заказчиком подтверждён факт существенного нарушения условий контракта; подрядчиком не представлены (несмотря на запрос Инспекции и предоставление Инспекцией времени подрядчику для сбора необходимых документов) информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта, а также подтверждающие то обстоятельство, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Характер допущенного подрядчиком нарушения существенных условий контракта, наличие в его действиях вины, тяжесть наступивших последствий, учитывая наличие в законодательстве о контрактной системе специальной меры ответственности, установленной законодательством в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры проведения закупки обязательств (включение в реестр недобросовестных поставщиков), свидетельствует о необходимости применения данной меры ответственности в отношении ООО "Норма". Применение в указанном случае данной санкции отвечает требованиям справедливости, соразмерно характеру совершенного деяния.
Осуществив проверку соблюдения заказчиком, ГКУ "ЕСЗ", порядка расторжения контракта N 155/22-ЕСЗ от 15.09.2022, заключенного с ООО "Норма", в связи с нарушением подрядчиком существенных условий контракта, проверку соблюдения заказчиком порядка и сроков направления в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, сведений (информации) о данном подрядчике для рассмотрения вопроса о включении таких сведений в реестр недобросовестных поставщиков, Инспекция нарушений в действиях заказчика не выявила.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, Инспекция Ярославского УФАС России по контролю закупок,
решила:
1. Сведения, представленные государственным казенным учреждением Ярославской области "Единая служба заказчика" (ИНН 7604241932, ОГРН 1137604005923) в отношении общества с ограниченной ответственностью "Норма" (ИНН 5321111022, ОГРН 1065321092407, КПП 532101001, адрес: 173000, Новгородская область, город Великий Новгород, Большая Московская ул., д. 12, офис 21; генеральный директор и единственный учредитель <_> (ИНН <_>) включить в реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года.
Датой включения сведений в отношении общества с ограниченной ответственностью "Норма" в реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанных сведений в единой информационной системе (официальный сайт в сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru).
2. По результатам проверки соблюдения заказчиком, государственным казенным учреждением Ярославской области "Единая служба заказчика", порядка расторжения государственного N 155/22-ЕСЗ от 15.09.2022 на разработку проектной документации для строительства объекта: "Взрослая поликлиника" ГУЗ ЯО "Ярославская ЦРБ" с инженерными коммуникациями на 500 посещений в смену, по адресу: Ярославская область, Ярославский район, д. Красный Бор" (извещение N 0171200001922002696), заключенного с обществом с ограниченной ответственностью "Норма", в связи с нарушением подрядчиком существенных условий контракта нарушений в действиях заказчика не выявлено.
3. По результатам проверки соблюдения заказчиком, государственным казенным учреждением Ярославской области "Единая служба заказчика", порядка и сроков направления в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, сведений (информации) об обществе с ограниченной ответственностью "Норма" для рассмотрения вопроса о включении таких сведений в реестр недобросовестных поставщиков нарушений в действиях заказчика не выявлено.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Руководитель Инспекции: <_> |
Члены Инспекции: <_>
<_>
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 1 марта 2023 г. N 05-03/41П-23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.03.2023