Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю по контролю закупок (далее - Комиссия Приморского УФАС России)
УСТАНОВИЛА:
В Приморское УФАС России поступила жалоба ООО "Глобальный дом" на действия Заказчика - КГКУ "Центр социальной поддержки населения Приморского края" при проведении аукциона в электронной форме на оказание услуг по организации функционирования единого телефонного номера 8-800 на базе виртуальной автоматической телефонной станции (ВАТС) (извещение N 0820500000823000572) (далее - аукцион).
По мнению заявителя, заказчик допустил нарушение требований Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон N 44-ФЗ), так как описание объекта закупки не соответствует требованиям действующего законодательства, а также ограничивает круг лиц, способных оказать соответствующие услуги.
Согласно представленным возражениям Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Рассмотрев представленные документы, заслушав пояснения сторон Комиссия Приморского УФАС России установлено следующее.
В силу ч. 2 ст. 8 Закона N44-ФЗ запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно ч. 1 ст. 24 Закона N44-ФЗ открытый электронный аукцион относится к конкурентному способу закупки при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 42 Закона N44-ФЗ при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием ЕИС и размещает в ЕИС извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию о требованиях, предъявляемых к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе (при наличии такого требования).
В силу п. п. 1 - 3 ч. 1 ст. 33 Закона N44-ФЗ, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться, в том числе, следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;
3) описание объекта закупки может включать в себя спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, результаты работы, тестирования, требования, в том числе в отношении проведения испытаний, методов испытаний, упаковки в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, маркировки, этикеток, подтверждения соответствия, процессов и методов производства в соответствии с требованиями технических регламентов, документов, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации, технических условий, а также в отношении условных обозначений и терминологии.
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона N44-ФЗ описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
В силу ч. 3 ст. 33 Закона N44-ФЗ, не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Из анализа вышеуказанных положений следует, что Заказчику в рамках Закона N44-ФЗ предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара/ услуг, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности.
По мнению Заявителя, требование Заказчика о сохранении действующих номеров не может быть предметом аукциона в силу того, что ни заказчик, ни любой участник закупки не могут гарантированно обеспечить положительное решение оператора, обладающего соответствующей нумерацией, о передаче ресурса нумерации, а также согласие Федерального агентства связи на такую передачу. Следовательно, преимущественное положение перед другими участниками закупки имеет действующий оператор связи, владеющий заявленной в документации электронного аукциона номерной емкостью.
Заказчиком обоснованы данные характеристики Объекта закупки необходимостью несения дополнительных бюджетных расходов в случае изменения контактных данных и информирования о данном факте внешних потребителей услуг Заказчика.
Между тем, при рассмотрении жалобы Комиссией Приморского УФАС России отмечено следующе.
Требование о сохранении абоненту текущих телефонных номеров не является препятствием для подачи заявки на участие в электронном аукционе иным оператором связи, и не ограничивает количество участников закупки, ввиду следующего.
Согласно п. 2 ст. 26 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" (далее - Закон о связи) федеральный орган исполнительной власти в области связи имеет право в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, изменять, изымать полностью или частично ресурс нумерации, выделенный оператору связи.
В соответствии с п. 15 Правил распределения и использования ресурсов нумерации единой сети электросвязи Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.07.2004 N 350 (далее - Правила распределения и использования ресурсов нумерации), не допускается использование ресурса нумерации, не выделенного в установленном порядке.
Из положений п. 19 Правил распределения и использования ресурсов нумерации оператор связи, получивший ресурс нумерации, обязан не допускать использование выделенного ему ресурса нумерации в целях оказания услуг телефонной связи другими операторами связи, за исключением случаев, если абонент при заключении договора об оказании услуг связи с другим оператором подвижной радиотелефонной связи принял решение о сохранении абонентского номера, выделенного ему для оказания услуг связи оператором подвижной радиотелефонной связи.
Таким образом, каждый оператор связи имеет номерную емкость согласно выделенному ресурсу нумерации и вправе оказывать услуги связи только с использованием выделенной ему номерной емкости. Использование иного номерного фонда в силу приведенных выше положений законодательства не допускается, как и не допускается передача номерной емкости от одного оператора к другому без предварительного согласия Федерального агентства связи; в Правилах распределения и использования ресурсов нумерации предусмотрено право, но не обязанность одного оператора связи передать номерную емкость другому оператору связи.
Следовательно, исполнение требования технического задания документации электронного аукциона о сохранении действующей телефонной нумерации не является юридически либо технологически невозможным и ограничивающим право участников на участие в электронном аукционе на оказание услуг связи.
Ресурс нумерации выделен ПАО "Ростелеком" решением Федерального Агентства связи.
В рамках рассмотрения жалобы Заказчиком представлено официальное письмо от ПАО "Ростелеком", согласно которому Оператор связи выражает свое согласие на передачу ресурса номеров другому оператору в случае победы на аукционе, а также поспособствует реализации переадресации звонков.
Между тем, указанное письмо в рамках закупочной процедуры в составе документов не размещено, что вводит потенциальных участников в заблуждение в части их зависимости от волеизъявления Оператора связи, владеющего ресурсом нумерации.
Согласно описанию объекта закупки, Заказчиком установлены следующие требования к исполнению:
1. сроки оказания услуг: с момента заключения контракта до 29.12.2023.
2. в течение 3 (трех) рабочих дней с даты заключения контракта Оператор обязуется осуществить:
- Переключение 28 действующих номеров Заказчика в ВАТС с сохранением номерной емкости. Список номеров указан в Приложении N 2 к Описанию объекта закупки;
- Подключение существующего интеллектуального номера 8 800 302 21 45 на платформу ВАТС
Для осуществления передачи ресурса нумерации от одного оператора связи к другому необходима подача двух заявлений: от действующего оператора - владельца ресурса нумерации и от оператора-получателя ресурса нумерации. При этом в соответствии с пунктом 7 "Административного регламента Федерального агентства связи по предоставлению государственной услуги по рассмотрению заявлений и принятию решений по выделению, изъятию, изменению и переоформлению ресурса нумерации", утвержденным приказом Минкомсвязи России от 02.07.2012 N 167 срок предоставления государственной услуги по передаче ресурса нумерации от одного оператора связи другому оператору связи составляет 40 дней со дня регистрации в СЭД (системе электронного документооборота) последнего из поступивших заявлений. При этом согласно пункту 19 указанного регламента заявление регистрируется в СЭД не позднее рабочего дня, следующего за днем его получения. Решение по результатам рассмотрения заявлений направляется не позднее 5 дней со дня внесения соответствующей записи в реестр (пункт 7 регламента).
Из анализа указанных положений следует, что условие Заказчика в части сроков переключения/подключения номеров не позволяет в должной степени обеспечить иным участникам, кроме действующего держателя ресурса нумерации, возможность осуществить действия по передаче ресурса нумерации от одного оператора связи к другому.
Таким образом, Комиссия Приморского УФАС России приходит к выводу о том, что Заказчиком допущено нарушение части 1 статьи 33 Закона N44-ФЗ, ответственность за которое предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.
По результатам проведенной внеплановой проверки Комиссия Приморского УФАС России не выявила нарушение Закона N 44-ФЗ.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 99, 106 Закона N 44-ФЗ, Комиссия Приморского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Глобальный дом" на действия Заказчика - КГКУ "Центр социальной поддержки населения Приморского края" при проведении аукциона в электронной форме на оказание услуг по организации функционирования единого телефонного номера 8-800 на базе виртуальной автоматической телефонной станции (ВАТС) (извещение N 0820500000823000572) частично обоснованной, т.к. заказчик допустил нарушение части 1 статьи 33 Закона N44-ФЗ.
2. Признать, что заказчик допустил нарушение части 1 статьи 33 Закона N44-ФЗ.
3. Выдать заказчику и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений Закона N 44-ФЗ, допущенных при проведении открытого аукциона.
4. Передать материалы дела ответственному должностному лицу для возбуждения административного производства.
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю от 21 февраля 2023 г. N 025/06/49-159/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.02.2023